Методическая разработка для педагога дополнительного образования
Помощь педагогу: «День без вранья: что делать, если ребёнок обманывает»
«Нет, это не я разбил вазу», «Уроки? Конечно, сделал» и прочие случаи повседневной детской лжи — что за ними стоит? Что делать, если вы поймали ребёнка на лжи? Попытаемся поразмышлять, как вести себя в таких ситуациях, чтобы укрепить доверие, а не разрушить его.
Дети-фантазёры
Малыши лет до четырёх-пяти могут рассказывать небылицы вроде историй о прилетающих феях и не отличать их от неправды. Конечно, это не ложь, а фантазирование — проявление нормальной творческой способности ребёнка, и её стоит поощрять и направлять в нужное русло. Часто это может быть и формой психологической защиты — например, когда ребёнок, который столкнулся с нападками сверстников, рассказывает, как храбро он одолел самого сильного мальчика во дворе. Для родителей и педагогов это «звоночек» — значит, есть проблема. Но безобидные фантазии, даже «страшные», вроде монстров в шкафу, — всё же не ложь.
Почему ребёнок обманывает?
Боится наказания. Ребёнок нашкодил? Соврать проще, чем признаться, или, если наказание неизбежно, враньё выглядит как способ его отсрочить. Страх здесь главная причина, и важно разобраться, почему ребёнок так боится — из-за прошлых наказаний, думает, что его будут стыдить, лишат чего-то для него важного, или он просто боится разочаровать родителей?
Проверяет границы. «А вот так можно? А так? А если я сделаю это, мама и папа всё равно будут меня любить? А учительница не заметит?»
Привлекает внимание. Есть ребёнку одиноко, ему кажется, что любое внимание лучше, чем ничего. Сюда же можно отнести и хвастовство — это посыл «заметь меня!» (хотя он может быть признаком неуверенности в себе и низкой самооценки).
Повторяет за взрослыми. Дети замечают больше, чем мы, взрослые, думаем. Маленькая «невинная» ложь вроде «да, я уже еду, немного опоздаю», когда родитель ещё только одевается, даёт ребёнку понять, что так врать можно и в этом нет ничего страшного. И никакие воспитательные беседы о вреде лжи не помогут, если ребёнок в семье видит противоположный пример: дела всегда говорят громче слов.
Простить нельзя наказать
Так что же делать, если вы поняли, что ребёнок обманывает?
Понять настоящую причину такого поступка и попробовать решить её. Какую потребность ребёнок пытается закрыть с помощью лжи? Чего он боится? Почему ему не хватает внимания? Как можно избежать ситуаций, в которых ребёнок чувствует, что ложь — единственный выход?
Задать себе вопрос — доверяет ли мне ребёнок? Если что-то мешает наладить открытые и тёплые отношения, важен комплексный подход: создать безопасную среду, наладить общение и научиться слышать друг друга.
Если ребёнок соврал один раз, не стоит припоминать ему это в дальнейшем и тем более говорить, что он врун. Навешивание ярлыка сослужит плохую службу: зачастую не только дети, но и взрослые спустя время начинают вести себя соответствующе.
Хвалить за честность. Признаться в проступке сложно, да и взрослым бывает трудно на это решиться. Ребёнок делает шаг к взрослению, преодолевая стыд и выбирая поступить по совести.
Не стыдить публично — перед родными, в классе. Это разрушает доверие — основу любых отношений, обижает, унижает ребёнка и мотивирует его лгать в будущем, чтобы избежать таких ситуаций.
Обман со стороны ребёнка — почти всегда симптом более глубокой проблемы, но вместе с тем и шанс разрешить её и выстроить по-настоящему доверительные отношения.
Педагог организатор
МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района
города Ростова-на-Дону
Диденко Любовь Евгеньевна