СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для педагога дополнительного образования Помощь педагогу: «День без вранья: что делать, если ребёнок обманывает»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагога дополнительного образования Помощь педагогу: «День без вранья: что делать, если ребёнок обманывает»»

Методическая разработка для педагога дополнительного образования

Помощь педагогу: «День без вранья: что делать, если ребёнок обманывает»

«Нет, это не я разбил вазу», «Уроки? Конечно, сделал» и прочие случаи повседневной детской лжи — что за ними стоит? Что делать, если вы поймали ребёнка на лжи? Попытаемся поразмышлять, как вести себя в таких ситуациях, чтобы укрепить доверие, а не разрушить его. 

Дети-фантазёры

Малыши лет до четырёх-пяти могут рассказывать небылицы вроде историй о прилетающих феях и не отличать их от неправды. Конечно, это не ложь, а фантазирование — проявление нормальной творческой способности ребёнка, и её стоит поощрять и направлять в нужное русло. Часто это может быть и формой психологической защиты — например, когда ребёнок, который столкнулся с нападками сверстников, рассказывает, как храбро он одолел самого сильного мальчика во дворе. Для родителей и педагогов это «звоночек» — значит, есть проблема. Но безобидные фантазии, даже «страшные», вроде монстров в шкафу, — всё же не ложь.

Почему ребёнок обманывает?

  1. Боится наказания. Ребёнок нашкодил? Соврать проще, чем признаться, или, если наказание неизбежно, враньё выглядит как способ его отсрочить. Страх здесь главная причина, и важно разобраться, почему ребёнок так боится — из-за прошлых наказаний, думает, что его будут стыдить, лишат чего-то для него важного, или он просто боится разочаровать родителей?

  2. Проверяет границы. «А вот так можно? А так? А если я сделаю это, мама и папа всё равно будут меня любить? А учительница не заметит?» 

  3. Привлекает внимание. Есть ребёнку одиноко, ему кажется, что любое внимание лучше, чем ничего. Сюда же можно отнести и хвастовство — это посыл «заметь меня!» (хотя он может быть признаком неуверенности в себе и низкой самооценки).

  4. Повторяет за взрослыми. Дети замечают больше, чем мы, взрослые, думаем. Маленькая «невинная» ложь вроде «да, я уже еду, немного опоздаю», когда родитель ещё только одевается, даёт ребёнку понять, что так врать можно и в этом нет ничего страшного. И никакие воспитательные беседы о вреде лжи не помогут, если ребёнок в семье видит противоположный пример: дела всегда говорят громче слов.

Простить нельзя наказать

Так что же делать, если вы поняли, что ребёнок обманывает? 

  • Понять настоящую причину такого поступка и попробовать решить её. Какую потребность ребёнок пытается закрыть с помощью лжи? Чего он боится? Почему ему не хватает внимания? Как можно избежать ситуаций, в которых ребёнок чувствует, что ложь — единственный выход?

  • Задать себе вопрос — доверяет ли мне ребёнок? Если что-то мешает наладить открытые и тёплые отношения, важен комплексный подход: создать безопасную среду, наладить общение и научиться слышать друг друга.

  • Если ребёнок соврал один раз, не стоит припоминать ему это в дальнейшем и тем более говорить, что он врун. Навешивание ярлыка сослужит плохую службу: зачастую не только дети, но и взрослые спустя время начинают вести себя соответствующе. 

  • Хвалить за честность. Признаться в проступке сложно, да и взрослым бывает трудно на это решиться. Ребёнок делает шаг к взрослению, преодолевая стыд и выбирая поступить по совести. 

  • Не стыдить публично — перед родными, в классе. Это разрушает доверие — основу любых отношений, обижает, унижает ребёнка и мотивирует его лгать в будущем, чтобы избежать таких ситуаций. 

Обман со стороны ребёнка — почти всегда симптом более глубокой проблемы, но вместе с тем и шанс разрешить её и выстроить по-настоящему доверительные отношения.


Педагог организатор

МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района

города Ростова-на-Дону

Диденко Любовь Евгеньевна