СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка для практических занятий для студентов 3 курса по разделу: "Сестоинский уход при инфекционных заболеваниях"
Комитет здравоохранения Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Щигровский филиал
поПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»)
МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Раздел 2 «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Методическая разработка для практических занятий
Тема: «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях»
Подготовлена: преподавателем
Ловакова И.А.
г. Щигры – 2020 год
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦМК профессионального цикла
Протокол № __________ от «_____»___________________20__г.
Зам. председателя ЦМК
профессионального цикла _____________ Копылович М.В.
Методические рекомендации
Методический материал рассчитан на 2-ой уровень усвоения.
Входной контроль проводиться в виде устного опроса для выявления уровня усвоения знаний студентами при самостоятельной подготовке.
Занятие №:15 по теме «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях», являясь одним из практических занятий по теме «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях», предполагает, что студенты уже имеют теоретическую базу по воздушно- капельным инфекциям, а также по энтеральному, наружному, ингаляционному, парентеральному введению лекарственных средств, имеют представление об осложнениях после перенесенных воздушно-капельных инфекций, особенностях госпитализации, размещении в инфекционном стационаре, ухода за пациентами с воздушно-капельными инфекциями, выписки пациентов, профилактике данной патологии.
Практическое занятие №5 по теме «Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях» подразумевает также, что студенты умеют обращаться с крафт-пакетом, проводить подготовку к процедуре и забор материала из зева, носа, носоглотки, осуществлять обработку полости рта пациента, выполнять смену нательного и постельного белья, заполнение направления. А также оказывать помощь при инфекционно-токсическом шоке, отеке гортани, острой дыхательной недостаточности, владеют методами профилактики.
Данное занятие является обобщением и повторением пройденного материала по воздушно-капельным инфекциям и необходимо для закрепления умения работы при уходе за пациентами с воздушно-капельными инфекциями.
Методические рекомендации на каждом этапе занятия позволяют максимально эффективно контролировать уровень усвоения полученных умений.
При подведении итогов занятия используются критерии оценки знаний и умений студентов, что позволяет объективно и индивидуально оценить работу каждого студента на занятии.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: применение методики активного обучения для формирования у студентов профессиональной мотивации и практических умений выполнения манипуляций.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Учебная – закрепить у студентов знания в области основ сестринского дела; сформировать и закрепить умения парентерального введения лекарственных средств.
2. Воспитательная – способствовать развитию интереса к избранной профессии; сформировать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.
3. Развивающая – способствовать становлению конкурентоспособной личности, развитию мотивации к обучению; развить способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.
После изучения темы студенты должны знать:
- как готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- как консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- требования к растворам, вводимым в/м и в/в капельно,
- возможные осложнения при в/м и в/в капельном введении препаратов,
- особенности дезинфекции медицинского инструментария после проведения венепункции,
- зоны комфорта пациента;
- алгоритм в/в введения лекарственных препаратов;
- алгоритм в/м введения лекарственных препаратов;
- алгоритм закапывания капель в глаза;
- алгоритм подачи кислорода через носовые канюли.
Студенты должны уметь:
- организовать терапевтическое общение с пациентом,
- использовать общение, как средство социальной поддержки,
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную документацию,
- осуществлять в/в введение лекарственных препаратов;
- осуществлять в/м введение лекарственных препаратов;
- осуществлять закапывание капель в глаза;
- осуществлять подачу кислорода через носовые канюли;
- осуществлять набор стерильного перевязочного материала в лоток со стерильного стола;
- осуществлять дезинфекцию и утилизацию медицинского инструментария и перевязочного материала.
Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 1. 1.Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 2. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 3. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.
ПК 4.Вести утверждённую медицинскую документацию.
Студенты должны овладеть общими компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.
Межпредметные связи:
- психология – особенности темперамента и характера личности;
- латинский язык – терминология,
- фармакология – группы лекарственных препаратов;
- ПМ 04 - решение проблем пациента путем сестринского ухода, общение и обучение пациента, особенности дезинфекции и утилизации медицинского инструментария и перевязочного материала.
Внутрипредметная связь:
Знания и умения по смежным темам. Например, забор биологического материала, использование средств индивидуальной защиты, утилизация отходов при особоопасных инфекциях и правила применения спецодежды при ООИ, заполнение документации, обучение родственников пациента правилам безопасного ухода за пациентом.
Тип занятия: практическое – формирование умений
Место проведения: кабинет основ сестринского дела Щигровский филиал ОБПОУ «КБМК»
Продолжительность занятия: 270 минут.
Методы обучения: проблемный, имитационный, игровой
Уровни освоения учебного материала:
Данное теоретическое занятие предусматривает деятельность обучающихся под руководством и по инструкции, т.е. 2 (репродуктивный) уровень освоения учебного материала:
Средства обучения: проектор, раздаточный материал, лекционный материал.
Оснащение
- средства индивидуальной защиты
- мешок для грязного белья;- комплект чистого нательного и постельного белья;
- влагонепроницаемая пеленка;- лекарственные средства: 0,02% р-р фурацилина;
- перчатки, маски;- р-р кожного антисептика;- емкости для сбора
медицинских отходов класса А, Б;- емкости с дезраствором;
- нестерильные ножницы и пинцет;- штатив для капельницы;
- лейкопластырь;- пилочки для ампул;- аптечка Ф-50
- одноразовая носовая канюля с трубкой для подачи О2; - увлажнитель;
- емкость со стерильной дистиллированной водой; - источник кислорода с расходомером; - фиксатор канюли- мягкая зубная щетка и паста или марлевые тампоны, салфетки, зажим, емкость с - раствором антисептиком;- грушевидный болон или стакан;- емкость для сплевывания; - шпатель;- средства индивидуальной защиты;
- глицерин;- пинцет, зажим; - стерильная пробирка со стерильным ватным тампоном; - стерильный шпатель; - стеклограф; - штатив для пробирок;
- бланк направления в лабораторию; - авторучка.
Рекомендуемая литература и интернет источники:
Учебники:
Инфекционные болезни и эпидемиология
Для каталогаПокровский В.И., Инфекционные болезни и эпидемиология [Электронный ресурс] : учебник / Покровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 1008 с. - ISBN 978-5-9704-3822-0 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970438220.html
АвторыПокровский В. И., Пак С. Г., Брико Н. И.
ИздательствоГЭОТАР-Медиа
Год издания2016
ПрототипЭлектронное издание на основе: Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. 3-е изд., испр. и доп. 2016. - 1008 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-3822-0.
Инфекционные болезни.
2. Для каталогаЮщук Н.Д., Инфекционные болезни. [Электронный ресурс] : учебник / Н. Д. Ющук, Г. Н. Кареткина, Л. И. Мельникова. - 5-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-9704-3467-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434673.html
АвторыЮщук Н. Д., Кареткина Г. Н., Мельникова Л. И.
ИздательствоГЭОТАР-Медиа
Год издания2015
ПрототипЭлектронное издание на основе: Инфекционные болезни : учебник / Н. Д. Ющук, Г. Н. Кареткина, Л. И. Мельникова. - 5-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-9704-3467-3.
Этапы планирования занятия
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Мотивация | Время |
1 | Организационный момент, вступительное слово преподавателя | Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов готовность к занятию сообщает тему занятию, обращает внимание на актуальность изучаемой темы | Готовят рабочие тетради, учебные пособия, ручки, активно участвуют в процессе формулирования целей занятия, записывают тему и цели в тетради | Концентрация внимания студентов. Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание ее значения для будущей профессии Создание у студентов цельного представления о практическом занятии
| 10 мин. |
2 | Контроль исходного уровня знаний | Раздает тестовые задания, проводит инструктаж. | Отвечают на тестовые задания | Управление процессом усвоения.обсуждение результатов контроля | 20 мин |
3 | Проверка домашнего задания | Просматривает презентации студентов, задает вопросы или дополняет выступление Сообщает критерий оценки | Смотрят, слушают, задают вопросы, вносят дополнения | Управление процессом усвоения.обсуждение | 15 мин |
4 | Мозговой штурм | Задает вопросы по теме занятия | Активно поднимают руку, отвечают на вопросы | Обеспечить прочное активное усвоение знаний. | 5 мин |
5 | Морской бой |
|
| Обеспечить прочное активное усвоение знаний. | 10 мин |
6 | Рефлексия | Выводит на экран цели занятия и результаты обучающихся, полученные на данном этапе Задает вопрос «Какие цели достигнуты?» | Отвечают на вопрос | Мотивация к следующему этапу занятия | 2мин |
7 | Ситуационная задача, отработка практических навыков | Делит студентов на группы. Называет номер задачи для каждой группы | Решают задачи | Управление процессом усвоения. Обсуждение | 200 мин |
|
| Создает условия для самостоятельной работы студентов, наблюдает, корректирует, обращает внимание на правильность выполнения манипуляции. Добивается правильного выполнения методик | Пользуясь алгоритмами отрабатывают технику выполнения манипуляции до автоматизма, обучают друг друга под контролем преподавателя | Подготовить студентов к самостоятельной работе по уходу за больными, совершенствовать манипуляционную технику |
|
8 | Подведение итогов | Предлагает студентам высказать свою точку зрения по достижению целей занятия, результатам занятия. Высказывает свою точку зрения. Оценивает работу каждого студента, выставляет оценки, дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Дает указания по уборке рабочего места | Анализируют собственную деятельность, записывают домашнее задание, задают вопросы, приводят в порядок рабочее место | Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию, осознание студентами важности владения знаниями в объеме достаточном для выполнения профессиональных обязанностей. Вырабатывать аккуратность, дисциплинированность | 10 мин |
Сценарий занятия
Организационный момент.
Добрый день! Кто дежурный в группе? (студент встает и представляется)
Обращаясь к дежурному – «Доложите об отсутствующих и готовность группы к занятию»
(дежурный докладывает о готовности группы к занятию, называет, кто из студентов отсутствует, если таковые имеются) Преподаватель делает отметку в журнале.
Мотивация занятия
Актуальность изучения темы - Актуальность проблемы заключается в чрезвычайно широком распространении воздушно- капельных инфекций, склонность к эпидемиям, широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола. Кроме того осложнения этих заболеваний нередко вызывают хронические заболевания.
Мотивационная характеристика темы. Знание темы необходимо для изучения воздушно-капельных инфекций, а также в практической работе медицинской сестры для осуществления сестринского процесса.
Демонстрация видеоролика « воздушно-капельные инфекции».
Обсуждение ролика.
Воздушно-капельные инфекции представляют из себя группу острых воспалительных заболеваний с поражением органов дыхания и других органов и тканей, определяющих их особенности.
Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу: 1) воздушно-капельный механизм заражения; 2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями; 3) склонность к эпидемиям; 4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола 5) входными воротами являются верхние дыхательные пути, в которых локализуются местные изменения;
6) наблюдается выраженный токсикоз как проявление токсемии;
7) болеют чаще дети, хотя возможно развитие заболеваний и у взрослых;
8) отмечается сезонность в возникновении заболеваний, которые чаще встречаются в осенне-зимний период.
Среди данных заболеваний особенно актуальными являются острые респираторные вирусные инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусная и другие инфекции) и бактериальные инфекции (дифтерия, менингококковая инфекция и другие).
Итак, мы с вами подошли к вопросукакими компетенциями должен обладать медицинский работник при уходе за пациентом с воздушно-капельными инфекциями:
1.Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. |
2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. |
3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. |
4. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим. |
|
А какие личностные качества должны быть у медицинской сестры?
милосердие, чувство ответственности, терпения к пациенту при выполнении манипуляций
чуткость, внимание, умение быстро и квалифицированно оказывать помощь в неотложных ситуациях
бережное отношение к чувствам больных и их родственникам
Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия.
Чему мы сегодня должны научиться, какие качества воспитать, какие качества развить у себя.
(- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
-осуществлять сестринский уход за пациентом с воздушно-капельными инфекциями;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первично-санитарной помощи и в условиях стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
-проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную документацию).
Запишите себе в тетрадь цели нашего занятия. В конце урока мы к ним вернемся и увидим чего мы достигли на занятии.
Я надеюсь, что наш урок пройдет в дружественной атмосфере, на сегодня у нас запланировано проверка как вы подготовились теоретически к занятию, также проверка домашнего задания, решение ситуационных задач и отработка практических навыков. Итак, начнем.
Я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание из 15 вопросов. Время на выполнение задания 15 мин, время на обсуждение 5 мин.
Контроль исходного уровня знаний
Тестовое задание
Вариант 1
1.Установите соответствие:
Между формами дифтерии и их клиническими проявлениями
1.Токсическая форма дифтерии ротоглотки | А)Налеты, отек ротоглотки Б)Отек подкожной клетчатки шеи В)Налет на миндалинах, дужках, мягком небе Г)Лимфаденит |
2. Допишите предложения:
1.Карантин при менингококковой инфекции накладывается на … дней.
2.Специфическая профилактика гриппа проводится ….
3.Возбудитель инфекционного мононуклеоза ….
4.Лечебное введение сывороток называется ….
3. ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ СИМПТОМОВ ПРИ ГРИППЕ НАБЛЮДАЕТСЯ:
А) сыпь
Б) гиперемия и зернистость мягкого неба *
В) лимфоаденопатия
Г) увеличение селезенки
Д) диспепсические расстройства
4. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. КЛИНИЧЕСКИМИ СИМПТОМАМИ ГРИППА ЯВЛЯЮТСЯ:
А) лихорадка до 5 дней
Б) острый тонзиллит *
В) выраженный интоксикационный синдром
Г) гиперемия лица
Д) гиперемия и зернистость слизистой ротоглотки
5. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛИХОРАДКИ ПРИ ГРИППЕ ЧАЩЕ ВСЕГО СОСТАВЛЯЕТ:
А) 1-3 дня
Б) 2-4 дня
В) 3-5 дней *
Г) 1-7 дней
Д) до 10 дней
6. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ.
А) грипп начинается с явлений общей интоксикации
Б) лихорадочный период при гриппе не превышает шести дней
В) при продолжительности лихорадки более 5 суток диагноз гриппа вызывает сомнение
Г) грипп часто начинается с катаральных явлений *
Д) двухволновая лихорадки при гриппе часто обусловлена присоединением осложнений
7. НАЛИЧИЕ УКАЗАННОГО СИМПТОМА ПОЗВОЛЯЕТ ИСКЛЮЧИТЬ ДИАГНОЗ ГРИППА:
А) головная боль
Б) головная боль с рвотой
В) менингеальный синдром
Г) дыхательная недостаточность
Д) повторный жидкий стул *
8. ПРИ ГРИППЕ:
А) лечение предпочтительней проводить в условиях стационара
Б) в тяжелых случаях следует назначать антибиотики широкого спектра действия
В) всем больным следует назначать аспирин
Г) антимикробная терапия показана только в осложненных случаях *
Д) с целью профилактики бактериальных осложнений показано применение ремантадина
9. ИЗ ОРВИ НАИБОЛЕЕ МАССОВЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ:
А) аденовирусная инфекция
Б) грипп *
В) микоплазменная инфекция
Г) парагрипп
Д) риновирусная инфекция
10. ВЕДУЩИМ СИНДРОМОМ ПОРАЖЕНИЯ ПРИ ПАРАГРИППЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
А) фарингит
Б) ринит
В) ларингит *
Г) трахеобронхит
Д) пневмония
11. ДЛЯ АДЕНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ХАРАКТЕРНЫМ СИНДРОМОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
А) фарингит *
Б) бронхит
В) бронхиолит
Г) ларингит
Д) трахеит
12. БРОНХИ, БРОНХИОЛЫ И ЛЕГКИЕ ПОРАЖАЮТСЯ ЧАЩЕ ПРИ:
А) гриппе
Б) парагриппе
В) аденовирусной инфекции
Г) респираторно-синцитиальной инфекции *
Д) риновирусной инфекции
13.Дайте характеристику дифтерии:
а) возбудитель;
б) путь заражения;
в) местные изменения
г) наиболее частая локализация
ответ
а) дифтеритическаякоринебактерия;
б) воздушно-капельный;
в) фибринозные пленки, язвенные дефекты, некроз
г) миндалины, зев
В вопросах 14 и 15 укажите согласны ли вы с утверждением!
14. Локализованная форма дифтерии – назофарингит(___)
15. «Визитная карточка» аденовирусной инфекции –конъюнктивит(___).
Тестовое задание
Вариант 2
В вопросах 1 и 2 укажите согласны ли вы с утверждением!
1.Частое осложнение ОРВИ - пневмония.
2. Генерализованная форма менингококковой инфекции – менингоэнцефалит.
3. Установите соответствие:
Между заболеваниями и их клиническими проявлениями
1.Менингококковый назофарингит | А)Фибринозный налет на миндалинах Б)Насморк В)Лающий кашель Г)Першение в горле |
4. Допишите предложения:
1.Карантин при дифтерии накладывается на … дней.
2.Визитная карточка АДВИ ….
3. При инфекционном мононуклеозе в крови появляются атипичные клетки….
4. При менингококкцемии на коже появляется …. сыпь.
5. БРОНХИ, БРОНХИОЛЫ И ЛЕГКИЕ ПОРАЖАЮТСЯ ЧАЩЕ ПРИ:
А) гриппе
Б) парагриппе
В) аденовирусной инфекции
Г) респираторно-синцитиальной инфекции *
Д) риновирусной инфекции
6. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
А) менингококк является грамотрицательным диплококком
Б) менингококк не устойчив в окружающей среде
В) источником инфекции при менингококковой инфекции являются больные и носители менингококка
Г) заражение менингококковой инфекцией возможно половым путем *
Д) заражение менингококковой инфекцией происходит воздушно-капельным путем
7. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:
А) заражение менингококковой инфекцией возможно через предметы обихода
Б) максимальная заболеваемость менингококковой инфекцией наблюдается в осенние месяцы
В) менингококк является грамположительным диплококком
Г) менингококковой инфекцией болеют преимущественно дети *
Д) менингококк продуцирует сильный экзотоксин
8. СЕЗОННОСТЬ ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:
А) осенне-зимняя
Б) зимне-весенняя *
В) весенне-летняя
Г) летне-осенняя
Д) отсутствует
9. ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО ПАТОГЕНЕЗА ПРИ МЕНИНГОКОККЦЕМИИ:
А) обезвоживание
Б) отек мозга
В) поражение сосудов *
Г) поражение почек
Д) поражение миокарда
10. ПРИ МЕНИНГОКОККЦЕМИИ:
А) наблюдается полиаденопатия
Б) частым осложнением является эндокардит
В) характерно формирование множественных пиемических очагов
Г) наиболее тяжелым осложнением является миокардит
Д) наиболее тяжелым осложнением является инфекционно-токсический шок *
11. НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЙ ПРИЗНАК МЕНИНГОКОККЦЕМИИ:
А) бледность кожных покровов
Б) геморрагическая звездчатая сыпь *
В) менингеальный синдром
Г) полиартрит
Д) гепатолиенальный синдром
12. НАИБОЛЕЕ ЧАСТАЯ ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:
А) менингококкцемияострая
Б) менингококкцемияхроническая
В) менингит
Г) менингоэнцефалит
Д) смешанная *
13. ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ:
А) характерна этапность высыпания сыпи (лицо, туловище, конечности)
Б) на 1-2-й день болезни появляется геморрагическая сыпь *
В) сыпь чаще появляется на 3-4-й день болезни
Г) наиболее типична розеолезная и розеолезно-папулезная сыпь
Д) в типичных случаях элементы сыпи имеют правильную форму и возвышаются над поверхностью кожи
14. НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ МЕНИНГОКОККОВЫМ МЕНИНГИТОМ ИМЕЕТ:
А) стрептомицин
Б) тетрациклин
В) пенициллин *
Г) левомицетин
Д) рифампицин
15. УКАЖИТЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ ДИФТЕРИИ:
А) основная роль в патогенезе болезни принадлежит действию экзотоксина
Б) на слизистой оболочке и кожных покровах в месте внедрения возбудителя образуется фибринозная пленка
В) поражения сердца и нервной системы, обусловленные токсином, определяют тяжесть течения болезни
Г) важным звеном патогенеза является бактериемия *
Д) в результате перенесенной болезни формируется антитоксический иммунитет
Критерии оценивания теста
«5» - все ответы правильные или имеются 2 ошибки
«4» - в ответах имеются 3- 4 ошибки
«3» - в ответах имеются 5-6 ошибок
«2» - в ответах имеются 7 и более ошибок
2. Демонстрация и обсуждение домашнего задания
(Презентации: «Воздушно-капельные инфекции», «Особо-опасные воздушно-капельные инфекции», «Осложнения воздушно-капельных инфекций»).
3. Мозговой штурм.
Студенты делятся на три группы. Каждой группе предлагается ответить на 5 вопросов. При оценке учитывается быстрота и правильность ответов. Из остальных студентов, не участвующих в штурме, выбирается один, считающий на доске баллы 1 правильный ответ – 1 балл
Вопросы:
Для первой группы
Гортань – орган пищеварения.
При гриппе выражен симптом интоксикации.
Менингит – это воспаление ткани головного мозга.
Геморрагическая сыпь исчезает при надавливании.
«Визитная карточка» аденовирусной инфекции – конъюнктивит.
Специфическое лечение дифтерии проводится противодифтерийной вакциной.
Для второй группы
Парагрипп отличается острым началом.
Больных инфекционным мононуклеозом обследуют на ВИЧ-инфекцию.
Локализованная форма дифтерии – назофарингит.
Частое осложнение ОРВИ - пневмония.
Генерализованная форма менингококковой инфекции – менингоэнцефалит.
Инфекционный мононуклеоз может передаваться через поцелуй.
Для третьей группы
Вакцинация при гриппе плановая.
Аденовирусная инфекция относится к зоонозам.
Вакцинация при дифтерии плановая.
Отек шейной клетчатки развивается при распространенной форме дифтерии.
При менингококкцемии сыпь розеолезно-папулезная.
Наиболее часто встречается дифтерия трахеи.
А теперь давайте немного поиграем в морской бой
морской бой
Распределите предложенные препараты по группам УПАКОВКИ ОТ ПРЕПАРАТОВ РАСПРЕДЕЛИТЬ
Антигистаминные препараты 1. 2. 3. | Гормональные препараты 1. 2. 3. |
Антибактериальные препараты 1. 2. 3. | Спазмолитики 1. 2. 3. |
Противовирусные препараты 1. 2. 3. | Муколитики 1. 2. 3. |
Жаропонижающие препараты 1. 2. 3. | Витамины 1. 2. 3. |
Мочегонные препараты 1. 2. 3. | Дезинтоксикационные средства 1. 2. 3. |
РЕФЛЕКСИЯ
Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача студентов нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и студенты только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
Лист оценки этапов занятия
Ф.И.О. студента | Активная работа в начале занятия | Тестовое задание | Домашнее задание | Мозговой штурм | Морской бой
|
|
|
|
|
|
|
5. Ситуационная задача. Студенты делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается решить задачу.
Задача № 1.
Пациентка 30 лет доставлена машиной скорой помощи в реанимационное отделение с диагнозом: синдром Лайелла, грипп. Жалобы на высокую температуру, насморк, ломоту во всём теле, головные боли, слабость, болезненные пятна и язвы на теле. Заболела три дня назад, по назначению участкового врача принимала аспирин. На второй день после приёма аспирина на коже появились сначала болезненные красные пятна, затем пузыри, язвы.
Объективно: состояние больной тяжёлое, температура 38,5°С. На коже спины, в подмышечных впадинах, в паховых областях множественные болезненные эритемы, пузыри, эрозии. Поражённая кожа имеет вид ошпаренной кипятком. Слизистая оболочка полости рта резко гиперемирована, местами имеются эрозии. ЧДД 26 вдохов в минуту, АД 110/60, пульс 110 ударов в минуту, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните пациентке особенности режима питания, личной гигиены, образа жизни на период лечения и после выписки.
3. Продемонстрируйте технику обработки полости рта.
Эталон ответа
Проблемы пациентки
Настоящие:
- лихорадка;
- нарушение сна;
- болезненные эритемы и эрозии;
- нарушение целостности кожных покровов;
- головная боль;
- жажда;
Потенциальные:
- поражение внутренних органов;
- осложнения, связанные с вторичной инфекцией;
- летальный исход.
Приоритетная: болезненные эритемы, эрозии в очагах поражения.
Долгосрочная цель: восстановление целостности кожных покровов к моменту выписки.
План
Мотивация
1. Соблюдать постельный режим. Обеспечить физический и психический покой
Для уменьшения физической и психической нагрузки
2. Обильное питьё
Для компенсации потери жидкости. Для снятия симптомов обезвоживания
3. Менять постельное и нательное белье 2-3 раза в день
Для профилактики осложнений, связанных с вторичной инфекцией
4. Следить за температурой в палате и регулировать работу бактерицидных ламп
Для профилактики инфицирования
5. Кормить концентрированной жидкой пищей
Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
6. По назначению врача:
- провести промывание желудка;
Для выведения из организма лекарственных препаратов, вызвавших развитие ОЭН;
- в/в капельное введение жидкости до 2 л в сутки;
для компенсации потери жидкости, белка, поддержания общего состояния;
- местное лечение (орошение, вскрытие пузырей, туширование эрозий.
для профилактики инфицирования и эпителизации эрозий.
Оценка: у пациентки отмечается небольшое улучшение состояния, температура снизилась. Эрозии в стадии эпителизации, болезненность в очагах значительно уменьшилась. Цель достигнута частично.
Студент правильно общается с пациенткой, доступно объясняет особенности режима питания, личной гигиены в период лечения.
Студент демонстрирует смену нательного и постельного белья
Задача № 2.
Медсестра осуществляет патронаж к ребенку Вити С. 3 лет с диагнозом корь, типичная форма, средней степени тяжести.
Мать предъявляет жалобы: снижение аппетита, нарушение сна, гнойное отделяемое из глаз, сухой кашель, насморк, высыпания на теле в виде пятен.
Из анамнеза заболевания: ребенок болен шестой день. Посещает детский комбинат, где в группе карантин по кори.
Данные сестринского обследования: общее состояние средней степени тяжести.ребенок вял, плаксив. Беспокоит сухой кашель, температура тела 37.5оС; ЧСС 120 в минуту, ЧД 28 в минуту. Гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, серозное отделяемое из носа, зев гиперемирован, на мягком и твердом небе розово-красные мелкие пятна – энантемы. На кожных покровах лица, туловища пятнисто-папулезная сыпь, расположенная на обычном фоне. Сыпь местами сливается. В легких дыхание везикулярное, со стороны сердца тоны ритмичные. Стул, диурез в норме.
Задания
Определите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте технику закапывания капель за конъюнктиву глаза с преварительной обработкой глаз.
Задача №3
Студент Е., 20 лет, поступил в стационар на 3-й день болезни с предварительным диагнозом «Менингококковая инфекция, смешанная форма (менингококкемия, менингит)».
Жалобы: озноб, сильная головная боль, повторная рвота, не приносящая облегчения, мышечные боли, сыпь на голенях, бедрах.
Эпидемиологический анамнез: на курсе есть студенты с явлениями ОРВИ.
Объективно: температура тела 39,5С. Ригидность затылочных мышц. На голенях, бёдрах — геморрагическая сыпь.
Пациенту назначено: забор слизи из носоглотки на менингококк.
Задания
1. Назовите проблемы пациента.
2. Объясните пациенту необходимость проведения люмбальной пункции.
3. Составьте план сестринского ухода при спинномозговой пункции.
4.Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.
Задача № 3.
У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки внутрикожно, подкожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,3º С.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода через носовые канюли.
Задача № 4
На стационарном лечении находится ребенок 6 лет, Наташа Р. с диагнозом скарлатина средней степени тяжести. Ребенок посещает детский комбинат, подготовительную группу.
Из анамнеза заболевания: заболела остро, появился озноб, однократная рвота, температура повысилась до 39ºС.
Жалобы: боль в горле, головная боль, недомогание, слабость, повышение температуры до 39оС, на боковых отделах туловища, сгибательных поверхностях конечностей сыпь мелкоточечная, ярко розовая на гиперемированном фоне.
Данные сестринского обследования: общее состояние средней степени тяжести. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов мелкоточечная сыпь с преимущественной локализацией на сгибательных поверхностях конечностей и в естественных складках. В области носогубного треугольника сыпи нет. Зев ярко гиперемирован, миндалины отечные, рыхлые с гнойным налетом. Язык обложен густым белым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, безболезненные при пальпации. Пульс 120 ударов в 1 мин., тоны сердца приглушены. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет Стул, диурез в норме.
Задания
Определите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте обработку полости рта на муляже.
Ответы на задачи (для самоконтроля)
Эталоны ответа к задаче № 1
Проблемы пациентки
Настоящие:
- лихорадка;
- нарушение сна;
- болезненные эритемы и эрозии;
- нарушение целостности кожных покровов;
- головная боль;
- жажда;
Потенциальные:
- поражение внутренних органов;
- осложнения, связанные с вторичной инфекцией;
- летальный исход.
Приоритетная: болезненные эритемы, эрозии в очагах поражения.
Долгосрочная цель: восстановление целостности кожных покровов к моменту выписки.
План
Мотивация
1. Соблюдать постельный режим. Обеспечить физический и психический покой
Для уменьшения физической и психической нагрузки
2. Обильное питьё
Для компенсации потери жидкости. Для снятия симптомов обезвоживания
3. Менять постельное и нательное белье 2-3 раза в день
Для профилактики осложнений, связанных с вторичной инфекцией
4. Следить за температурой в палате и регулировать работу бактерицидных ламп
Для профилактики инфицирования
5. Кормить концентрированной жидкой пищей
Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
6. - местное лечение (орошение, вскрытие пузырей, туширование эрозий.
для профилактики инфицирования и эпителизации эрозий.
Оценка: у пациентки отмечается небольшое улучшение состояния, температура снизилась. Эрозии в стадии эпителизации, болезненность в очагах значительно уменьшилась. Цель достигнута частично.
Студент правильно общается с пациенткой, доступно объясняет особенности режима питания, личной гигиены в период лечения.
Студент демонстрирует на муляже технику смены постельного и нательного белья
Эталоны ответа к задаче № 2
Нарушено удовлетворение жизненных потребностей: быть чистым, поддерживать температуру тела, дышать, играть, общаться быть здоровым.
Проблемы пациента
Настоящие:
гнойный конъюнктивит
сухой кашель
серозное отделяемое из носа
светобоязнь
пятнисто-папулезная сыпь на коже
тахикардия
Потенциальные:
риск развития пневмонии
блефарита
пиодермии
риск распространения инфекции
Приоритетные проблемы:
риск распространения инфекции,
катаральные проявления.
Краткосрочная цель: лихорадка и катаральные явления у ребенка уменьшатся через 2-3 дня.
Долгосрочная цель: к 10 дню болезни ребёнок будет здоров.
План | Мотивация |
Объяснить матери необходимость изоляции в отдельную комнату на 5-10 дней, объяснит матери необходимость проведения влажной уборки 2-3 раза в день, частое проветривани (свежий воздух), затемнение окон шторами. Обеспечить обильное питье соков, морсов, компотов. Пища должна быть легкоусвояемая в полужидком теплом виде (каши, слизистые супы), овощное пюре. Обучить мать ежедневному туалету кожи, слизистых (подмывание, обтирание, обработка слизистой рта, полоскание отваром трав, промывание глаз раствором фурациллина, отваром ромашки, закапывание капель по назначению врача), обучить мать туалету полости носа. Закапыванию капель в нос по назначению врача. 4. Обеспечить прием отваров отхаркивающих трав (фиалки, мяты, чабреца), по назначению врача. 5. Организовать досуг ребенка (чтение книг, настольные игры). 6. Провести беседу с матерью о профилактике осложнений. 7. Контроль за контактными и наблюдение в течение 21 дня; детям до года – введение противокоревого иммуноглобулина. | 1. Для предотвращения распространения инфекции. Для уменьшения светобоязни. С целью дезинтоксикации. Для удовлетворения потребности быть чистым. Для уменьшения воспаления слизистых и свободного носового дыхания. 4. Для смягчения увлажнения кашля. 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться. 6. Для предупреждения возникновения осложнений. 7. Для купирования распространения инфекции. |
Оценка: катаральные явления купируются, сыпь исчезнет, ребенок будет безопасен через 9 дней от начала заболевания. Цель будет достигнута.
Студент демонстрирует технику закапывания капель за конъюнктиву глаза с предварительной обработкой глаз.
Эталоны ответа к задаче № 3
Проблемы пациента
Настоящие
озноб,
головная боль,
мышечные боли,
рвота.
Приоритетная проблема:
рвота.
Потенциальная проблема:
развитие инфекционно-токсического шока,
отёка головного мозга,
менингоэнцефалита.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность грамотно, доступно, аргументированно объяснить необходимость проведения люмбальной пункции.
План сестринского ухода:
М/с укладывает больного на правый бок, просит больного согнуть ноги в коленях и подтянуть их к животу, голову больной должен наклонить вперед; левую руку просовывает под бок больного ладонью вниз и захватывает край стола, правой рукой фиксирует ноги пациента. | Для обеспечения максимального сгибания позвоночника. |
Место пункции обрабатывает йодом и спиртом. | Предупреждение инфицирования. |
М/с подает инструменты врачу, подставляет пробирки. | Обеспечение забора ликвора для лабораторного исследования. |
После пункции м/с следит, чтобы больной лежал на животе 2 часа и сутки не вставал с постели. | Профилактика осложнений. |
Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки согласно алгоритму.
Эталоны ответа к задаче № 4
Нарушено удовлетворение жизненных потребностей: быть здоровым, поддерживать температуру тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.
Проблемы пациента
Настоящие:
боль в горле
головная боль
суставные и мышечные боли
лихорадка
рвота
сыпь
гнойный налет на миндалинах
изоляция ребенка
Потенциальные:
риск развития миокардита, нефрита.
Приоритетной является
лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная).
Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2 дней, прекратится рвота.
Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.
План | Мотивация |
Обеспечить изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10-12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в ЦГСЭН. Обеспечить постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. Обеспечить полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 4. Обеспечить обильное питье (морс, отвары, минеральная вода) при отсутствии рвоты. Обеспечить полоскание зева раствором антисептика, настоями трав: ромашки, календулы и др. 6. Обеспечить смену нательного, постельного белья, обработку кожи Обеспечить влажную уборку, проветривание обработку посуды больного с использованием дезсредств, мытье игрушек. 8. Обеспечить дачу лекарственных препаратов по листу назначения. 9. Вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи Контроль ЭКГ по назначению врача. 10. Выполнит назначения врача. | Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям). 2. Для облегчения состояния ребёнка. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи. 4. Для снятия интоксикации. 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым. 7. Для предотвращения распространения заболевания. 8. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда. 9. Для профилактики осложнений. |
Оценка: симптомы интоксикации уменьшаться через 3-4 дня, через 10 дней ребенок будет выписан на домашний режим без осложнений.
Студент демонстрирует обработку полости рта на муляже
6. Отработка практических навыков.
1. Студент демонстрирует на муляже технику смену нательного и постельного белья согласно алгоритму манипуляции.
2. Студент демонстрирует технику закапывания капельза конъюнктиву глаза с предварительной обработкой глаз.
3.Студент демонстрирует технику забора слизи из носа и зсогласно алгоритму. 4.Студент демонстрирует обработку полости рта на муляже
.
Из группы студентов выбираются 2 человека - «пациент» и «медицинская сестра», остальные студенты выполняют роль экспертов. Выполняется алгоритм за 2 рабочими столами.
АЛГОРИТМЫ
Технология выполнения простой медицинской услуги
“Обработка глаз тяжелобольному пациенту”
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
стерильный лоток;
стерильные тампоны (салфетки);
стерильный пинцет;
ёмкость с антисептическим раствором (0,02% раствор фурацилина);
влагонепроницаемая пеленка;
ёмкости для отработанного материала;
пакеты для отходов;
одноразовое полотенце;
средство индивидуальной защиты.
Перед проведением процедуры необходимо
Установите контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента.
I. Подготовка пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом.
Надеть маску.
Проверить срок годности антисептического средства, оценить внешний вид, вскрыть флакон нестерильным инструментом.
Проверить срок годности, герметичность крафт-пакета: стерильного лотка,стерильного пинцета, стерильных салфеток.
Вскрыть крафт-пакеты.
Обработать руки кожным антисептиком.
Извлечь стерильный лоток из крафт-пакета, расположить на стерильном столике.
Извлечь стерильный пинцет из крафт-пакета.
С помощью стерильного пинцета извлечь стерильные марлевые салфетки из крафт-пакета и расположить в стерильном лотке.
Небольшое количество антисептического средства слить в рабочий лоток, обеззаразив края флакона.
Обработать антисептическим средством стерильные салфетки в стерильном лотке, оставить 2 стерильные салфетки сухими.
На нижнем уровне манипуляционного столика расположить рабочий лоток.
На верхнем уровне манипуляционного столика расположить кожный антисептик, упаковку с нестерильными перчатками.
II. Выполнение процедуры.
Расположите пациента в положении с приподнятым изголовьем.
Надеть маску.
Обработать руки кожным антисептиком.
Надеть перчатки.
На грудь пациента закрепить одноразовое полотенце.
Извлечь из стерильного лотка при помощи стерильного пинцета стерильную марлевую салфетку обработанную антисептиком.
Сбросить её в ладонь свободной руки, не касаясь пинцета.
Поместить стерильный пинцет в стерильный лоток, расположив его поперек лотка.
Осторожно протереть веки пациента в направлении от наружного края к внутреннему. При этом загрязнения перемещаются на спинку носа, откуда удаляются ватным шариком.
Сухим шариком промокнуть кожу век, выполняя движения в том же направлении.
Обработать другой глаз по такому же принципу.
Снять с пациента одноразовое полотенце.
Помочь занять удобное положение пациенту.
Уточнить самочувствие пациента.
III. Завершение процедуры.
Поместить весь отработанный материал несоприкасающийся с биологическими жидкостями пациента в отходы класса А.
Поместить весь отработанный материал с биологическими жидкостями в отходы класса Б с дезинфицирующим средством.
Снять перчатки, сбросить в отходы класса Б.
Снять маску, сбросить в отходы класса Б.
Обработать руки гигиеническим способом.
Сделать отметку в листе назначений о выполненной процедуре.
Примечание.Количество марлевых салфеток (тампонов) рассчитывается по мере необходимости.При отсутствии гнойного отделяемого из глаз обработка проводится по направлении от внутреннего угла глаза к наружному, при наличии гнойного отделяемого – от наружного угла глаза к внутреннему.
Закапывание капель в глаза
Цель: Лечебная
Показазания: определяет врач
Противопоказания: определяет врач, индивидуальная непереносимость.
1.Подготовка к процедуре:
Приготовить оснащение: флакон с каплями, стерильные ватные шарики или стерильные палочки с ватой, пипетки.
2. Прочитайте этикетку на флаконе с каплями, сверьте название лекарства с листом назначения. (Впускаемые в глаза капли должны быть комнатной температуры)
3. Уточните у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласии на ее проведение.
4. Усадите или уложите пациента
Выполнение процедуры:
1. Оденьте маску
2.Тщательно вымойте руки с мылом теплой проточной водой, осущите индивидуальным полотенцем, лучше одноразовым. Протрите руки спиртом или другим антисептиком.
3. Со стерильной укладки возьмите шарики, пипетку.
4. Наберите в пипетку нужное количество капель, возьмите в левую руку шарик.
5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх.
6. С помощью ватного шарика левой рукой оттяните нижнее веко и, не касаясь ресниц (не подносите пипетку к глазу ближе, чем 1,5 см), закапайте 2-3 капли в конъюнктивальную складку глаза.
7. Попросите пациента закрыть глаза.
8. Промокните остатки капель у внутреннего края глаза чистым ватным шариком.
9. Закапайте капли во второй глаз.
Окончание процедуры:
1. Спросите о самочувствии пациента.
2. Опустите пипетку в дезинфицирующий раствор
3. Снимите перчатки, поместите их в емкость для дезинфекции.
4. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика)
5. Сделайте отметку о выполнении манипуляции в листе динамических наблюдений за пациентом.
ЗАПОМНИТЕ! Количество пипеток для одного пациента зависит от количества лекарственных препаратов: для каждого препарата нужна другая пипетка.
Техника выполнения простой медицинской услуги
«Подача кислорода через носовые канюли (маску)»
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
одноразовая носовая канюля с трубкой для подачи О2;
увлажнитель;
емкость со стерильной дистиллированной водой;
источник кислорода с расходомером;
фиксатор канюли.
Подготовка к процедуре.
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль
Попросить пациента представиться
Сверить ФИО пациента с медицинской документацией
Сообщить пациента о назначении врача
Объяснить ход и цель процедуры
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия (в экстренных ситуациях согласия не требуется).
Подготовить рабочее место и аппаратуру (маска кислородная или носовые катетеры стерильные или одноразовые, источник кислорода с регулятором расхода, кислородный увлажнитель).
Проверить готовность пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом
Надеть перчатки медицинские нестерильные
Выполнение процедуры.
Удостовериться в проходимости носовых ходов (при необходимости – очистить).
Подсоединить источник кислорода к трубке, идущей к увлажнителю.
Включить регулятор подачи кислорода и повернуть его до появления пузырьков воздуха в увлажнителе.
Отрегулировать поток кислорода по назначению.
Надеть кислородную маску поверх носа, рта и подбородка, отрегулировать металлическую полоску на переносице, добившись ее плотного прилегания, затянуть эластичный ремешок вокруг головы.
При использовании носовых канюль ввести вилкообразные канюли в носовые ходы пациента (предварительно очистить носовые ходы от секреций увлажненным шариком).
Закрепить трубки за ушами пациента и под подбородком, соединить с увлажнителем и дозиметром.
Открыть вентиль и начать подачу кислорода.
Во время проведения оксигенотерапии медсестра осуществляет наблюдение:
а) за состоянием канюли (каждые 8 часов);
б) за уровнем жидкости в увлажняющем аппарате;
в) за общим состоянием пациента, за состоянием слизистой носа и кожи в области фиксации трубок;
г) за скоростью подачи О2 (2-3 л/мин), его концентрацией.
Примечание. Кратность наблюдений определяет врач. Данные наблюдения медсестра фиксирует в медицинской документации.
Окончание процедуры.
Перекрыть подачу кислорода.
Извлечь катетер (снять маску), поместить в отходы класса Б.
Снять перчатки медицинские нестерильные и поместить в отходы класса Б.
Вымыть и осушить руки (с использованием мыла и антисептика).
Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.
Примечание.
При проведении оксигенотерапии через носовой катетер:
а) катетер вводится в нижний носовой ход на глубину, равную расстоянию от мочки уха до крыльев носа, и фиксируется лейкопластырем так, чтобы он не выпал из носа и в то же время не причинял неудобств;
б) перед введением катетер обрабатывают дистиллированной водой.
в) при приступе удушья (сердечная астма) в ёмкость с увлажнителем заливают пеногаситель – 96% этиловый спирт или 2% раствор натрия гидрокарбоната.
Технология выполнения простой медицинской услуги
“Обработка рта тяжелобольного пациента”
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
мягкая зубная щетка и паста или марлевые тампоны, салфетки, зажим, емкость с раствором антисептиком;
грушевидный болон или стакан;
емкость для сплевывания;
шпатель;
средства индивидуальной защиты;
глицерин;
контейнер для утилизации отходов класса Б и класса А;
пинцет, зажим.
Перед проведением процедуры необходимо:
Установите контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента.
I. Подготовка пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом.
Проверить срок годности и герметичность упаковок крафт-пакетов: лотка, шпателя, марлевых салфеток, пинцета.
Поочередно вскрыть упаковки.
Проверить срок годности, оценить внешний вид антисептических растворов для обработки рта.
Надеть маску.
Обработать руки гигиеническим способом с кожным антисептиком.
Извлечь из крафт-пакета стерильный лоток, расположив его на манипуляционном столике.
Извлечь из крафт-пакета 2 шпателя и расположить их на краях стерильного лотка.
Извлечь из крафт-пакета стерильный пинцет, извлечь из крафт-пакета стерильные марлевые салфетки с помощью стерильного пинцета (количество их определяется по необходимости), расположив их в стерильном лотке.
Наденьте перчатки.
Расположить пациента в одном из следующих положений: на спине под углом 45°, лежа на боку, лежа на животе (или спине), повернуть голову на бок.
Обернуть вокруг шеи пациента одноразовую пелерину или одноразовое полотенце.
II. Выполнение процедуры.
Встать сбоку от пациента.
Взять шпатель.
Стерильным пинцетом из стерильного лотка извлечь стерильную салфетку.
Закрепить салфетку на шпателе.
Смочить салфетку антисептическим раствором над рабочим лотком.
Взять второй шпатель приподнять верхнюю губу.
Произвести чистку зубов: последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхности, выполняя движения вверх-вниз, в направлении от задних к передним зубам.
Повторить те же действия с нижней челюстью.
Попросить пациента высунуть язык. При невозможности – обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вынуть его изо рта.
Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык.
Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек, пространство под языком.
Дать пациенту прополоскать рот или обработать рот из грушевидного баллона кипяченой водой комнатной температуры.
Обработать последовательно язык, верхнюю и нижнюю губу глицерином.
Убрать одноразовое полотенце. Разместить пациента в удобном для него положении.
Собрать отработанный материал.
Узнать самочувствие пациента.
III. Завершение процедуры.
Поместить весь отработанный материал несоприкасающийся с биологическими жидкостями пациента в отходы класса А.
Поместить весь отработанный материал с биологическими жидкостями в отходы класса Б с дезинфицирующим средством.
Снять перчатки, сбросить в отходы класса Б.
Снять маску, сбросить в отходы класса Б.
Обработать руки гигиеническим способом.
Сделать отметку в листе назначений о выполненной процедуре.
Примечание. Так же тяжелобольному неподвижному пациенту можно обрабатывать ротовую полость, используя вместо шпателей с марлевыми салфетками зубную щетку или одноразовые ватные палочки в глицерине.
Технология выполнения простой медицинской услуги
“Обработка глаз тяжелобольному пациенту”
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
стерильный лоток;
стерильные тампоны (салфетки);
стерильный пинцет;
ёмкость с антисептическим раствором (0,02% раствор фурацилина);
влагонепроницаемая пеленка;
ёмкости для отработанного материала;
пакеты для отходов;
одноразовое полотенце;
средство индивидуальной защиты.
Перед проведением процедуры необходимо
Установите контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента.
I. Подготовка пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом.
Надеть маску.
Проверить срок годности антисептического средства, оценить внешний вид, вскрыть флакон нестерильным инструментом.
Проверить срок годности, герметичность крафт-пакета: стерильного лотка, стерильного пинцета, стерильных салфеток.
Вскрыть крафт-пакеты.
Обработать руки кожным антисептиком.
Извлечь стерильный лоток из крафт-пакета, расположить на стерильном столике.
Извлечь стерильный пинцет из крафт-пакета.
С помощью стерильного пинцета извлечь стерильные марлевые салфетки из крафт-пакета и расположить в стерильном лотке.
Небольшое количество антисептического средства слить в рабочий лоток, обеззаразив края флакона.
Обработать антисептическим средством стерильные салфетки в стерильном лотке, оставить 2 стерильные салфетки сухими.
На нижнем уровне манипуляционного столика расположить рабочий лоток.
На верхнем уровне манипуляционного столика расположить кожный антисептик, упаковку с нестерильными перчатками.
II. Выполнение процедуры.
Расположите пациента в положении с приподнятым изголовьем.
Надеть маску.
Обработать руки кожным антисептиком.
Надеть перчатки.
На грудь пациента закрепить одноразовое полотенце.
Извлечь из стерильного лотка при помощи стерильного пинцета стерильную марлевую салфетку обработанную антисептиком.
Сбросить её в ладонь свободной руки, не касаясь пинцета.
Поместить стерильный пинцет в стерильный лоток, расположив его поперек лотка.
Осторожно протереть веки пациента в направлении от наружного края к внутреннему. При этом загрязнения перемещаются на спинку носа, откуда удаляются ватным шариком.
Сухим шариком промокнуть кожу век, выполняя движения в том же направлении.
Обработать другой глаз по такому же принципу.
Снять с пациента одноразовое полотенце.
Помочь занять удобное положение пациенту.
Уточнить самочувствие пациента.
III. Завершение процедуры.
Поместить весь отработанный материал несоприкасающийся с биологическими жидкостями пациента в отходы класса А.
Поместить весь отработанный материал с биологическими жидкостями в отходы класса Б с дезинфицирующим средством.
Снять перчатки, сбросить в отходы класса Б.
Снять маску, сбросить в отходы класса Б.
Обработать руки гигиеническим способом.
Сделать отметку в листе назначений о выполненной процедуре.
Примечание. Количество марлевых салфеток (тампонов) рассчитывается по мере необходимости. При отсутствии гнойного отделяемого из глаз обработка проводится по направлении от внутреннего угла глаза к наружному, при наличии гнойного отделяемого – от наружного угла глаза к внутреннему.
Технология выполнения простой медицинской услуги
“Смена постельного белья (продольный способ)”
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
средства индивидуальной защиты
мешок для грязного белья
комплект чистого белья
тележка для сбора грязного белья
кожный антисептик.
дезинфицирующие салфетки
Перед проведением процедуры необходимо
Установите контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового – уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить или помочь пациенту занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента.
I. Подготовка к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом.
Подготовить манипуляционный столик с комплектом чистого белья (простыня, наволочка, пододеяльник).
Закрепить тормоза кровати.
Убедиться в отсутствии лишних предметов на кровати и вокруг нее.
Обработать руки гигиеническим способом.
Надеть нестерильные перчатки.
Отрегулировать высоту кровати для удобства манипуляции в соответствии с ростом медицинской сестры.
Привести кровать в горизонтальное положение.
Уточнить у пациента о его самочувствии, после регулировки высоты кровати.
Опустить боковые поручни кровати со стороны медицинской сестры.
II. Выполнение процедуры.
Осторожно вынуть подушку из-под головы пациента.
Поднять боковые поручни со стороны медицинской сестры.
Сменить наволочку на подушке, подушку положить на стул.
Грязную наволочку поместить в мешок для грязного белья.
Опустить боковые поручни со стороны медицинской сестры.
Вынуть одеяло из пододеяльника, одеяло сложить и положить на стул.
Накрыть пациента пододеяльником на время смены белья.
Повернуть пациента на бок по направлению к себе.
Поднять боковые поручни со стороны медицинской сестры.
Перейти на другую сторону, переместив манипуляционный столик.
Опустить боковой поручень со стороны медицинской сестры.
Скатать валиком грязную простыню, положить этот валик под спину пациента (если белье сильно загрязнено, то на валик положить пеленку).
Положить сложенную вдвое чистую простыню на свободную сторону постели.
Заправить чистую простыню под матрас с противоположной от пациента стороны.
Помочь пациенту перекатиться через валик на чистую строну на бок.
Уточнить у пациента о его самочувствии.
Поднять боковой поручень со стороны медицинской сестры.
Перейти на другую сторону, переместив манипуляционный столик.
Опустить боковой поручень со стороны медицинской сестры.
Скатать грязную простыню и положить её в мешок для белья.
Расправить чистую простыню.
Заправить чистую простыню под матрас.
Расстелить чистый пододеяльник поверх грязного, вставить одеяло.
Накрыть пациента одеялом, извлекая грязный пододеяльник, которым он был укрыт по направлению к ногам.
Поместить грязный пододеяльник в мешок для грязного белья.
Удобно расположить пациента в постели, осторожно поместить подушку обратно.
Уточнить пациента о его самочувствии.
Поднять боковой поручень со стороны медицинской сестры.
III. Завершение процедуры.
Обработать поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками. Салфетки сбросить в емкость для отходов класса Б.
Снять перчатки.
Поместить перчатки в отходы класса Б.
Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.
Технология выполнения простой медицинской услуги
“Смена постельного белья (поперечный способ)”
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
средства индивидуальной защиты;
мешок для грязного белья;
комплект чистого белья;
тележка для сбора грязного белья;
кожный антисептик;
дезинфицирующие салфетки.
Перед проведением процедуры необходимо
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента.
I. Подготовка пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом.
Подготовить манипуляционный столик с комплектом чистого белья (простыня, наволочка, пододеяльник).
Закрепить тормоза кровати.
Убедиться в отсутствии лишних предметов на кровати и вокруг нее.
Обработать руки гигиеническим способом.
Надеть нестерильные перчатки.
Отрегулировать высоту кровати для удобства манипуляции в соответствии с ростом медицинской сестры.
Привести кровать в горизонтальное положение.
Уточнить у пациента о его самочувствие, после регулировки высоты кровати.
Опустить боковые поручни кровати со стороны медицинской сестры.
II. Выполнение процедуры.
Осторожно поднимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушку.
Быстро скатайте грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню.
На чистую простыню положите подушку и опустите на неё голову пациента.
Приподнимая таз, а затем ноги пациента, сдвиньте грязную простыню, продолжая расправлять чистую.
Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрас.
Поднимите поручни кровати.
Уточните у пациента самочувствие.
Уберите грязную простыню в мешок.
III. Завершение процедуры.
Обработать поверхность манипуляционного стола дезинфицирующими салфетками. Салфетки сбросить в емкость для отходов класса Б.
Снять перчатки.
Поместить перчатки в отходы класса Б.
Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.
Примечание. Смена наволочки и пододеяльника при смене постельного белья продольным способом выполняется по такому же принципу как при смене постельного белья поперечным способом.
Технология выполнения простой медицинской услуги
“Снятие и надевание одежды пациенту”
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
чистое белье при смене одежды;
мешок для грязного белья (при смене одежды и простыня);
средства индивидуальной защиты.
Перед проведением процедуры необходимо
Установите контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться. Сверить ФИО пациента с медицинской документацией.
Сообщить пациенту о назначении врача, объяснить ход и цель процедуры.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
Предложить пациенту или помочь ему занять удобное положение. Выбор положения зависит от состояния пациента.
I. Подготовка пациента к проведению процедуры.
Обработать руки гигиеническим способом, надеть не стерильные перчатки.
Опустить изголовье кровати.
II. Выполнение процедуры.
Накрыть пациента простыней.
Скатать грязную рубашку до затылка и снять её через голову.
Освободить здоровую руку, затем поврежденную руку.
Надеть чистую рубашку, начиная с поврежденной руки, в обратном порядке.
Грязную рубашку убрать в мешок для грязного белья.
Придать удобное положение пациенту.
Уточнить самочувствие пациента.
III. Завершение процедуры.
1. Снять перчатки, поместить в отходы класса Б.
2. Сделать отметку о выполненной манипуляции в медицинской документации.
Взятие мазка из зева на бактериологическое исследование
Материал из ротоглотки берется натощак или не ранее, чем через 2 часа после еды, до применения полоскания или других видов лечения.
Необходимые приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
индивидуальные средства защиты (халат или костюм, шапочка, медицинская одноразовая нестерильная маска, нестерильные одноразовые перчатки);
стерильная пробирка со стерильным ватным тампоном;
стерильный шпатель;
стеклограф;
штатив для пробирок;
бланк направления в лабораторию;
авторучка;
антисептик для рук;
емкость для отходов класса Б.
Перед проведением процедуры необходимо:
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль
Попросить пациента представиться.
Сверить ФИО пациента с листом назначений.
Сообщить пациенту о назначении врача.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.
Объяснить ход и цель процедуры.
Подготовка к процедуре.
Выписать направление в бактериологическую лабораторию.
Стеклографом промаркировать пробирку, № должен совпадать с номером на бланке направления.
Надеть маску, обработать руки гигиеническим способом, надеть перчатки.
Поставить на манипуляционный стол необходимое оснащение (расположив по правую руку; слева – штатив для пробирок с забранным материалом).
Усадить пациента лицом к источнику света.
Попросить пациента слегка запрокинуть голову.
Выполнение процедуры.
Взять в левую руку шпатель как писчее перо и пробирку с ватным тампоном.
Попросить пациента широко открыть рот и надавить левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлечь из пробирки стерильный тампон.
Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина. При наличии пленки в зеве материал собрать с границы здоровой и пораженной слизистой оболочки.
Извлечь тампон из полости рта, не касаясь тампоном языка и внутренних поверхностей щек и зубов. Следом извлечь шпатель.
Тампон поместить в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.
Пробирку поместить в штатив, предназначенный для пробирок с забранным материалом.
Завершение процедуры.
Спросить у пациента о самочувствии.
Отправить пробирку с забранным материалом в бактериологическую лабораторию или поставить в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).
Убрать все лишнее.
Снять перчатки, маску, поместите их в емкость с отходами класса В.
Обработать руки гигиеническим способом.
Сделать отметку о выполнении манипуляции в листе динамического наблюдения за пациентом.
НАПРАВЛЕНИЕ
В бактериологическую лабораторию
Наименование мазка: мазок из зева
Фамилия имя больного________________________________________________________
Возраст больного_____________________________________________________________
Дата заболевания_____________________________________________________________
Предполагаемый диагноз______________________________________________________
Дата и время взятия мазка_____________________________________________________
Наименование отделения ______________________________________________________
Отбор произвёл_______________________________________________________________
Взятие мазка из носа и зева
Материал (мазки из зева и носа) отбирают в разгар заболевания (первые 3-4 дня болезни)
Необходимые приборы, инструменты, изделия медицинского назначения
индивидуальные средства защиты (халат или костюм, шапочка, медицинская одноразовая нестерильная маска, нестерильные одноразовые перчатки);
стерильные пробирки со стерильными ватными тампонами (2), микропробирка (ПЦР) с транспортной средой (стерильный физиологичесий раствор) (1). Транспортная среда и тампоны для забора материала выдаются вирусологической лабораторией.
стерильный шпатель;
стерильные ножницы;
стеклограф;
штатив для пробирок;
бланк направления в вирусологическую лабораторию;
авторучка;
холодовой элемент;
антисептик для рук;
емкость для дезинфекции;
емкость для отходов класса Б.
Перед проведением процедуры необходимо:
Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль.
Попросить пациента представиться.
Сверить ФИО пациента с листом назначений.
Сообщить пациенту о назначении врача.
Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру.
Объяснить ход и цель процедуры.
Подготовка к процедуре.
Подготовить оснащение
Выписать направление в вирусологическую лабораторию.
Стеклографом промаркировать пробирки, № должен совпадать с номером на бланке направления.
Надеть маску, обработать руки гигиеническим способом, надеть перчатки.
Поставить на манипуляционный стол необходимое оснащение (расположив по правую руку; слева – штатив для пробирок с забранным материалом).
Попросить пациента очистить носовые ходы от слизи.
Усадить пациента лицом к источнику света.
Выполнение процедуры.
Материал из носа
Взять в левую руку пробирку с сухим, стерильным тампоном.
Извлечь ватный тампон из пробирки.
Тампон ввести в нижний носовой ход как можно глубже (взрослым и школьникам – на глубину до 3-4 см, детям младшего возраста – на 1,5-2 см).
Прижать крыло носа к тампону и сделать им несколько вращательных движений для снятия десквамированных эпителиальных клеток, в которых размножаются вирусы гриппа.
После взятия материала тампон помещают в микропробирку с транспортной средой. Конец зонда отламывают или срезают с расчетом чтобы он позволил плотно закрыть пробирку.
Пробирку с раствором и рабочей частью зонда закрывают и ставят в штатив.
Материал из зева
Взять в левую руку шпатель как писчее перо и пробирку с ватным тампоном.
Попросить пациента широко открыть рот и надавить левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлечь из пробирки стерильный тампон.
Взять материал вращательными движениям стерильным тампоном с поверхности миндалин, небных дужек и задней стенки ротоглотки.
Извлечь тампон из полости рта, обрезать и поместить в ту же микропробирку с транспортной средой.
Завершение процедуры.
Спросить у пациента о самочувствии.
Отправить емкость с мокротой в вирусологическую лабораторию в холодовом режиме (+4 С) или поставить в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).
Убрать все лишнее.
Снять перчатки, маску, поместите их в емкость с отходами класса В.
Обработать руки гигиеническим способом.
Сделать отметку о выполнении манипуляции в листе динамического наблюдения за пациентом.
НАПРАВЛЕНИЕ
В вирусологическую лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области», г. Курск, ул. Ленина ,70
Наименование мазка: мазки из носа и зева
Вид исследования: молекулярная диагностика вирусов гриппа А (H1N1) –ПЦР
Фамилия имя больного________________________________________________________
Возраст больного_____________________________________________________________
Дата заболевания_____________________________________________________________
Предполагаемый диагноз______________________________________________________
Дата взятия мазка_____________________________________________________________
Наименование отделения:______________________________________________________
Отбор произвёл_______________________________________________________________
После обсуждения ошибок. Проводится рефлексия.
Рефлексия
Преподаватель
Давайте подведем итог работы на уроке. Я предлагаю вам самим оценить свое участие в нашем занятии
«ОЦЕНКА СВОЕЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ»
Каждому студенту выдается набор из 5 карточек со знаками:
«+» « - »
«П» «Н» «О»
И каждому студенту предлагается выбрать себе именно ту карточку, которой он оценивает свою деятельность
«+» - отвечал по своей инициативе, ответы правильные;
«-» - отвечал по своей инициативе, но ответы неправильные;
«П» - ответил по просьбе преподавателя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе преподавателя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил, не хотел участвовать, не отвечал или не участвовал
Преподаватель:
Хорошо, а теперь давайте подумаем, чему мы научились на сегодняшнем занятии.
Задает вопросы студентам:
Какую цель мы ставили с вами в начале занятия?
Что мы сделали для достижения этой цели?
Чего достигли?
Что нас не устраивает?
Итоги занятия
Преподаватель подводит итог занятия, выставляет оценки за работу на занятии. Дает задание на дом.
Задание на дом.
Каждому из студентов выдается комплект заданий (тестовые задания и задачи), на дополнительную отметку предлагается составить кроссворд на тему « воздушно-капельные инфекции»
Раздаточный материал для домашнего задания
Прочитайте текст учебника
Н.Д. Ющук «Инфекционные болезни» глава 9
и выполните задания:
Задание №1
Заполните сравнительную таблицу
инфекционное заболевание | этиология | патогенез | основные клинические симптомы | особенности сестринского ухода |
грипп |
|
|
|
|
дифтерия |
|
|
|
|
менингит |
|
|
|
|
инфекционный мононуклеоз |
|
|
|
|
аденовирусная инфекция |
|
|
|
|
ОРВИ |
|
|
|
|
Задание №2
Решите задачу
Медсестра осуществляет патронаж к ребенку 2-х лет с диагнозом: ветряная оспа, типичная форма, средней степени тяжести.
Мать ребенка предъявляет жалобы на нарушение сна, снижение аппетита, слюнотечение, повышение температуры тела 37.5ºС, высыпания на коже в виде пузырьков, беспокоит зуд кожи в местах высыпания.
Данные сестринского обследования: общее состояние удовлетворительное, ребенок активный, температура тела 37.5ºС, На коже волосистой части головы, туловище, конечностях имеется сыпь в виде бледно-розовых пятен, везикул (пузырьков), с прозрачным содержимым. Высыпания сопровождаются зудом. Зев ярко гиперемирован, на слизистой полости рта имеются единичные высыпания в виде пузырьков. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца ритмичные. ЧД 30 в минуту, пульс 120 ударов в минуту. Стул, диурез в норме.
Задания
Определите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено.
Определите проблемы пациента.
Сформулируйте цели, составьте план сестринского ухода по проблемам с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Продемонстрируйте технику гигиенической ванны.
Задание №3
Для получения дополнительной оценки
составьте кроссворд на тему «Воздушно-капельные инфекции»
(не менее 20 слов)