Департамент здравоохранения Брянской области
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)
ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.
Тема: Гормоны нестероидной и стероидной структуры
Курс: 2
Вид занятия: семинарское
Кол-во времени: 90 мин.
Брянск, 2021
Рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 33.02.01 Фармация «______ » _______ 2021г. Протокол № __ Председатель ___________ /Алексеева С.Н. Рекомендована методическим советом «_______» __________ 2021г. Протокол № __ | Утверждаю Зам. директора по учебной работе ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» ___________________М.А. Захарова «_______ » ________________2021г. |
Методическая разработка семинарского занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по теме «Лекарственные средства, влияющие на сердечно–сосудистую систему» для специальности 33.02.01. Фармация.
Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый
медицинский колледж»
Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».
Цели занятия:
Образовательная: проверить усвоение студентами классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики гормональных препаратов.
После изучения темы студент должен:
Знать:
- современный ассортимент гормональных средств;
- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.
Уметь:
- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске гормональных препаратов;
- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.
Развивающая: развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Время проведения: 90 минут
Оснащение:
- методическая разработка
- дидактические материалы
- контрольно-оценочные средства (вопросы, задания по рецептуре, задания в тестовой форме с эталоном ответов и критериями оценивания, ситуационные задачи).
Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:
Противоаллергические средства. Противовоспалительные средства. Средства, влияющие на функцию матки.
Междисциплинарные (межмодульные) связи:
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ОП.07 Ботаника;
ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Отпуск лекарственных средств.
Литература
Основная:
1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017
2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.
Дополнительная:
1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.
Технологическая карта семинарского занятия:
№ | Содержание этапа занятия | Методическое обоснование | Количество минут |
1. | Организационный момент Оценить внешний вид студентов. Нацелить на активную работу на практическом занятии. Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале. | Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов. | 2 мин |
2. | Тема семинарского занятия: Гормоны нестероидной и стероидной структуры. Цель занятия (см.3 стр.) Практическая значимость, актуальность темы: Тема является очень важной, так как в фармакотерапии гормональные препараты занимают важное место. Они применяются при эндокринных заболеваниях, сопровождающихся гипофункцией желез внутренней секреции, с целью заместительной терапии, а также не эндокринной патологии: для повышения резистентности организма, при инфекционно-аллергических заболеваниях, в онкологии и т.д. План семинарского занятия: 1. Углубленный опрос 2. Выполнение заданий в тестовой форме 3. Выполнение заданий по рецептуре 4. Решение ситуационных задач 5. Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок | Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме, определяет степень подготовленности студентов группы по заданному материалу. | 5 мин |
3. | Углубленный опрос (Приложение 1) | Контроль исходного уровня знаний студентов | 10 мин |
4. | Тест-контроль (с эталоном ответов и критериями оценивания) (Приложение 2) Взаимопроверка, анализ ответов | Контроль исходного уровня знаний студентов по заданной теме. | 10 мин 5 мин |
5. | Выполнение заданий по рецептуре (Приложение 3) | С целью закрепления навыков по выписыванию рецептов. | 25 мин |
6. | Решение ситуационных задач (Приложение 4) | Развитие логического мышления, применение теоретических знаний. | 25 мин |
7. | Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов, анализ достижения поставленных в начале занятия целей. | Анализ результативности занятия, анализ успешности достижения цели занятия. | 3 мин |
8. | Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок. | С целью указания на имеющиеся недостатки в усвоении материала. Выставляются итоговые оценки каждому студенту. | 2 мин |
9. | Домашнее задание: Тема: Антигистаминные и иммунотропные средства. Учебник: Федюкович Н.И. Фармакология стр. 483-514 | Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы со справочной литературой и интернет-ресурсами. | 3 мин |
10. | Уборка учебной аудитории | Прививает любовь к чистоте и порядку. | |
Приложение 1
Вопросы для углубленного опроса
Классификация гормональных средств по источникам содержания и химической структуре.
Гормональные препараты щитовидной железы.
Препараты инсулина.
Синтетические противодиабетические средства.
Виды действия и показания к применению препаратов глюкокортикостероидных гормонов.
Побочные явления глюкокортикостероидов.
Сравнительная характеристика препаратов глюкокортикостероидных гормонов.
Препараты женских половых гормонов (эстрогены).
Препараты женских половых гормонов (гестагены).
Препараты мужских половых гормонов.
Гормональные противозачаточные средства.
Приложение 2
Тестовый контроль знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
1 вариант
Перечислить препараты гормонов гипофиза и их синонимы:
-
-
-
-
Укажите показания к применению дезоксикортикостерона ацетата:
-
-
-
Назовите синонимы гликлазида:
-
-
Побочные явления метформина:
-
-
-
-
Перечислите эстрогены стероидного строения:
-
-
Пути введения дезоксикортикостерона ацетата:
-
-
Показания к применению гормональных средств (виды фармакотерапии):
-
-
-
Тестовый контроль знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
2 вариант
Укажите фармакологические эффекты метформина:
-
-
-
-
Антагонист гонадотропина:
-
Способы введения инсулинов короткого действия:
-
-
-
Показания к применению прогестерона:
-
-
-
-
-
К какой фармакологической группе относится мерказолил:
-
Основные показания к применению препаратов глюкокортикостероидных гормонов:
-
-
-
-
-
Назовите посткоитальный контрацептив:
-
Тестовый контроль знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
3 вариант
Показания к применению гонадотропина хорионического:
-
-
-
-
2. Побочные эффекты дезоксикортикостерона ацетата:
-
-
-
3. Показания к применению тироксина:
-
-
-
-
4.Синонимы метформина:
-
-
-
5. Анаболические стероиды:
-
-
6. Классификация препаратов женских половых гормонов:
-
-
-
7. Международное непатентованное название минидиаба:
-
Тестовый контроль знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
4 вариант
Побочные эффекты мерказолила:
-
-
-
2. Способы введения эстриола и его синоним:
-
-
-
Препараты, применяемые при гипогликемической коме:
-
-
-
-
-
3. Показания к применению тестостерона:
-
-
-
-
4. Препарат паращитовидных желез и его аналоги:
-
-
-
5. Синоним антагониста гонадотропных гормонов:
-
6. Противодиабетический препарат, может применяться у больных с заболеваниями печени и почек:
-
Эталон к тестовому контролю знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
1 вариант
Перечислить препараты гормонов гипофиза и их синонимы:
- десмопрессин
- гонадотропин хорионический
- прегнил
- минирин
Укажите показания к применению дезоксикортикостерона ацетата:
- болезнь Аддисона
- гипокортицизм
- миастения, мышечная слабость
Назовите синонимы гликлазида:
- диабетон
- глибдиаб, диабетон МВ, гликлазид МВ
Побочные явления метформина:
- металлический привкус во рту
- расстройства ЖКТ
- кожные аллергические реакции
- нарушение всасывания в кишечнике витамина В12
Перечислите эстрогены стероидного строения:
- эстрадиол (прогинова, эстрожель)
- эстриол (овестин)
Пути введения дезоксикортикостерона ацетата:
- сублингвально
- в/м
Показания к применению гормональных средств (виды фармакотерапии):
- стимулирующая
- заместительная
- патогенетическая
Критерии оценки:
«5» - 18-20 правильных ответов
«4» - 16-17 правильный ответов
«3» - 14-15 правильных ответов
Эталон к тестовому контролю знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
2 вариант
Укажите фармакологические эффекты метформина:
- понижение аппетита
- уменьшение всасывания глюкозы из ЖКТ
- гиполипидемическое действие
- фибринолитическое действие
Антагонист гонадотропина:
- даназол (данол)
Способы введения инсулинов короткого действия:
- п/к
- в/м
- в/в
Показания к применению прогестерона:
- угрожающий или привычный выкидыш
- дисменорея
- предместруальный синдром
- маточные кровотечения
- бесплодие
К какой фармакологической группе относится мерказолил:
- тиреостатик
Основные показания к применению препаратов глюкокортикостероидных гормонов:
- шок
- ревматизм, ревматоидный артрит
- бронхиальная астма
- лейкоз
- экзема
Назовите посткоитальный контрацептив:
- постинор, эскапел, эскинор ф
Критерии оценки:
«5» - 18-20 правильных ответов
«4» - 16-17 правильный ответов
«3» - 14-15 правильных ответов
Эталон к тестовому контролю знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
3 вариант
Показания к применению гонадотропина хорионического
- пониженная функция половых желез у мужчин и женщин
- бесплодие
- позднее половое развитие
- привычный и угрожающий аборт, дисфункциональные маточные кровотечения
2. Побочные эффекты дезоксикортикостерона ацетата:
- отеки
- повышение АД
- гипокалиемия
3. Показания к применению тироксина:
- гипофункция щитовидной железы
- профилактика рецидива узлового зоба после операции
- диффузный зоб с нормальной функцией
- злокач. опухоль щитов. железы после операции с целью подавления
рецидива и в качестве заместительной терапии
4.Синонимы метформина:
- глиформин
- сиофор
- глюкофаг
5. Анаболические стероиды:
- феноболин
- ретаболил
6. Классификация препаратов женских половых гормонов:
- эстрогены
- гестагены
- пероральные контрацептивные средства
7. Международное непатентованное название минидиаба
- глипизид
Критерии оценки:
«5» - 18-20 правильных ответов
«4» - 16-17 правильный ответов
«3» - 14-15 правильных ответов
Эталон к тестовому контролю знаний по теме: «Гормоны нестероидной и стероидной структуры»
4 вариант
Побочные эффекты мерказолила:
- лейкопения
- тошнота, рвота
- нарушение функции печени
2. Способы введения эстриола и его синоним:
- внутрь
- интравагинально
- овестин
Препараты, применяемые при гипогликемической коме:
- глюкоза
- адреналин
- глюкагон
- преднизолон
- маннитол, лазикс
3. Показания к применению тестостерона:
- андрогенная недостаточность, задержка полового развития
- остеопороз
- рак молочной железы и яичников
- маточные кровотечения у пожилых женщин
4. Препарат паращитовидных желез и его аналоги:
- кальцитонин
- кальцитрин
- миакальцик
5. Синоним антагониста гонадотропных гормонов:
- дановал
6. Противодиабетический препарат, может применяться у больных с заболеваниями печени и почек:
- гликвидон
Критерии оценки:
«5» - 18-20 правильных ответов
«4» - 16-17 правильный ответов
«3» - 14-15 правильных ответов
Приложение 3
Задания по рецептуре по теме: «Гормональные средства нестероидной и стероидной структуры».
Выписать в рецептах:
Антитиреоидное средство.
Производное сульфонилмочевины для лечения сахарного диабета.
Производное бигуанидов для лечения сахарного диабета.
Глюкокортикостероидный препарат в таблетках.
Глюкокортикостероидный препарат для парентерального введения.
Глюкокортикостероидный препарат в виде мази.
Эстрогенный гормональный препарат.
Гестагенное лекарственное средство.
Препарат мужских половых гормонов.
Анаболический стероид.
Пероральное контрацептивное средство.
Гормональный препарат, вызывающий ритмические сокращения миометрия.
Приложение 4
Ситуационные задачи
Больному при ревматоидном артрите было назначено курсовое лечение преднизолоном. Назовите возможные побочные эффекты и особенности длительного лечения глюкокортикостероидыми средствами.
У роженицы ожидается слабая родовая деятельность. Какие гормональные препараты можно применить для ускорения родов? Назовите особенности их действия и применения.
В терапевтическом отделении находится больной с длительно незаживающими переломами конечностей. Какие препараты показаны в этой ситуации? Назовите побочные эффекты, вызываемые этими препаратами
Больной нарушил предписание врача и не принял пищу после инъекции лекарственного средства. Вскоре он почувствовал голод, слабость, потливость, дрожание тела, сердцебиение. Как называется это состояние? Какую помощь следует оказать?
При анафилактическом шоке больному сделана инъекция глюкокортикостероидного гормона. Почему гормональные средства эффективны при шоке? Как их вводят?
К Вам (фармацевту рецептурного отдела аптеки) обратился пациент, которому для лечения ревматического заболевания суставов был назначен преднизолон.
В настоящее время этот пациент принимает также дигоксин, глибенкламид; и периодически, весной и осенью, при боли в желудке принимает ранитидин.
Задание:
1. Определите фармакологическую принадлежность (раздел, класс, группа) и формы выпуска преднизолона, дигоксина, глибенкламида и ранитидина.
2. Расскажите о возможных осложнениях от приема преднизолона.
7. В Вашу аптеку направлены с аптечного склада лекарственные препараты, которые предполагается использовать в многоцентровом клиническом исследовании «Лечение остеопороза у пожилых больных с эндокринной патологией - дисфункцией щитовидной железы» по требованиям лечебно-профилактических учреждений и для отпуска больным по рецептам из этих учреждений:
1. L-тироксин (МНН: Левотироксин) – 2000 упаковок
2. Мерказолил (МНН: Тиамазол) – 1000 упаковок.
3. Миакальцик (МНН: Кальцитонин) – 100 упаковок.
4. Микрофоллин (МНН: Этинилэстрадиол) – 50 упаковок.
5. Ретаболил (МНН: Нандролона деканоат) – 30 упаковок.
Задание:
1. Определите фармакологическую принадлежность (раздел, класс, группа) и формы выпуска этих препаратов.
2. Назовите другие лекарственные средства из этих фармакологических групп для исключения возможности их одновременного приема с исследуемыми препаратами.
3. Расскажите о механизме действия (описать первичную фармакологическую реакцию) и показаниях к назначению полученных препаратов.
4. Проинструктируйте пациентов о возможных побочных эффектах этих препаратов.