СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по фармакологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по фармакологии предназначена для самоподготовки студентов к практическому занятию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по фармакологии»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал




Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)



Методические указания

по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся


тема «Антибиотики»


по учебной дисциплине «Фармакология»




Специальность: 34.02.01 Сестринское дело




Составитель: преподаватель Кузьмина Л.П.









Щигры, 2018


Тема: Антибиотики


Цель самоподготовки:

1. Изучить классификации, механизмы и характер действия на возбудителей, спектры воздействия на микроорганизмы препаратов разных групп темы, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты для рационального использования их при инфекционных заболеваниях.

2. Уметь выписывать в рецептах основные препараты указанных в теме антибиотиков.

3. Овладеть терминами и понятиями по изучаемой теме.


В результате самоподготовки студент должен

- знать:

- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

- правила заполнения рецептурных бланков.

- уметь:

- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;

- находить сведения лекарственных препаратах в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

- применять лекарственные средства по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.


Для достижения целей самоподготовки необходимо использовать имеющиеся знания (умения):

Изученные темы, учебные дисциплины; освоенные ПМ, МДК

Имеющиеся знания (умения), которые необходимо использовать для самоподготовки

Основы латинского языка с медицинской терминологией

знание основной медицинской и фармацевтической терминологии на латинском языке; владение навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.

Общая фармакология

общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики лекарств.

Основы патологии

причины и признаки воспаления

Биология

знание строения клеток и их функции

Анатомия и физиология человека

знание строения клеток, тканей и органов организма человека во взаимодействии с их функцией в норме и при патологии

Микробиология


знание особенностей строения и функционирования основных групп микроорганизмов, понятие антибиотии.

Математика

Расчет доз и концентрации

ПМ 04

Способы введения лекарств, основы инфекционной безопасности


План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Источники получения антибиотиков (исторический экскурс).

  2. Классификация антибиотиков по спектру действия (указать группы).

  3. Классификация антибиотиков по механизму действия (препараты).

  4. Классификация препаратов группы пенициллина по спектру действия.

  5. Механизм действия и характер влияния препаратов пенициллина на возбудителей, спектр действия.

  6. Фармакологические особенности природных и полусинтетических пенициллинов (длительность действия, частота назначения препаратов различных групп).

  7. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания для пенициллиновых антибиотиков.

  8. Классификация цефалоспоринов по поколениям.

  9. Механизм действия цефалоспоринов, спектр действия и характер влияния на возбудителей.

  10. Показания к применению, побочные эффекты, противопоказания для цефалоспоринов.

  11. Классификация макролидов по поколениям.

  12. Механизм действия, спектр действия и характер влияния макролидов на возбудителей.

  13. Показания к применению, побочные эффекты отдельных препаратов, противопоказания к применению макролидов.

  14. Фармакологическая характеристика тетрациклинов: источники получения, классификация; характер и механизм антимикробного действия; фармакокинетические особенности (всасывание, места наибольшей концентрации, скорость и пути выведения из организма); показания к применению (на базе сведений о чувствительности возбудителей); побочные эффекты, противопоказания к применению.

  15. Фармакологическая характеристика препаратов левомицетина; характер и механизм антимикробного действия; спектр противомикробного действия; показания к применению; побочные эффекты, противопоказания к применению.

  16. Фармакологическая характеристика антибиотиков-аминогликозидов (неомицина, сизомицина, тобрамицина, мономицина, гентамицина, амикацина, нетилмицина); характер и механизм антимикробного действия; показания к применению; побочные эффекты, противопоказания к применению.

  17. Фармакологическая характеристика полимиксинов: механизм действия, спектр действия, характер влияния на возбудителей; показания к применению, побочные эффекты.

  18. Основные свойства гликопептидных антибиотиков (ванкомицин, ристомицин).

  19. Особенности линкосамидов (линкомицин, клиндамицин).


Препараты для изучения: бензилпенициллин, фенокси-метилпенициллин, бициллин–1 (ретарпен, экстенциллин), бициллин–5, оксациллин, клоксациллин, диклоксациллин, нафциллин, амоксициллин, карбенициллин, карфециллин, тикарциллин, азлоциллин, пиперациллин, ампиокс, уназин, амоксиклав, тиментин, тазомицин, цефалотин (кефлин), цефазолин (кефзол, цефамизин), цефалоридин (цепорин), цефалексин, цефуроксим (кетоцеф, зиннат), цефаклор, цефотаксим (клафоран), цефтазидим (фортум), цефоперазон, цефтриаксон (лонгацеф), цефпирамид, цефепим, цефпиром (кейтен), эритромицин, олеандомицин, джозамицин, азитромицин (сумамед), кларитромицин (клацид), даритромицин, мидекамицин (макропен), рокситромицин (рулид), олететрин, супракс, сульфаперазон, тетрациклин, окситетрациклин, метациклин (рондомицин), доксициклин (вибрамицин), миноциклин, левомицетин, левомицетина стеарат, синтомицин, левомицетина сукцинат, мономицин, стрептомицин, неомицин, канамицин, гентамицин, тобрамицин, амикацин, нетилмицин, сизомицин, полимиксина М сульфат, полимиксина В сульфат, фузидин-натрий, грамицидин, ванкомицин, ристомицин, линкомицин, клиндамицин (далацин).


Литература

1. Майский В.В., Аляутдин Р.Н. Фармакология с общей рецептурой М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2017.

Дополнительная литература

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2008, с. 487-502.

2. Федюкович Н.И., Рубан Э.Д. Фармакология . Ростов –н/Д: Феникс, 2009, с. 439-485.

3. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. – С. 547-580.


Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению бензилпенициллин натрия, бициллин-1, бициллин-5, оксациллин натрия, ампициллина тригидрат, амоксициллин, карбенициллин, ампиокс, амоксиклав, цефазолин, цефалексин, цефотаксим, цефтазидим, цефтриаксон, цефепим, эритромицин, азитромицин, кларитромицин, мидекамицин, олететрин, тетрациклин, доксициклин, левомицетин, гентамицин, сизомицин, полимиксина М сульфат, линкомицин.


Заполните таблицы:


Антибиотики узкого спектра действия

Антибиотики широкого спектра

действия



Бактерицидные антибиотики

Бактериостатические антибиотики




Перечислите группы антибиотиков и конкретно препараты, обладающие следующим побочным действиями:


Нейротоксичные

Ототоксичные

Нефротоксичные

Гепатотоксичные

Гематотоксичные








Домашнее задание: подготовить м/м презентацию об истории открытия антибиотиков (работы Флори, Чейна, З.В. Ермольевой).