Выступление на РМО учителей начальных классов
по теме:
«Экологическое воспитание младших школьников»
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский
Цель – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к окружающей среде.
2 Теоретическая часть
Федор Михайлович Достоевский сказал: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин». Главная задача педагогов – воспитать маленького гражданина своей страны. И именно экологическое образование здесь играет большую роль.
Экологическое воспитание детей школьного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития.
3 Задачи экологического воспитания
овладение основными понятиями и научными фактами природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
развитие потребностей в общении с природой.
Именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В курсе экологии начальной школы можно представить три уровня изучения природы.
1 уровень.
1-2 класс. Объекты природы рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможно последующее изучение, но им нельзя ограничиваться.
2 уровень.
2-3 класс. Объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Например: чем питаются те или иные животные, как строятся соответствующие цепи питания, выясняется значение леса или реки и т.д.
3 уровень.
Здесь рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. Например, тема: “Дуб и все вокруг него” – дети узнали о продолжительности жизни дуба, особенностях его листьев, плодов, научились отличать его от других деревьев. Мы познакомились с птицами – сойками, дятлами – это первый уровень, но обратили внимание на то, что названные птицы зимой как раз и кормятся плодами дуба. Кроме того, плоды дуба являются кормом для белок, мышей, кабанов. Выясняя значение дуба для птиц и животных, мы шли на второй уровень. Теперь подумаем, что произойдет, если люди оборвут плоды дуба, хотя бы и с благородной целью – для подкормки животных. Решаем эту проблему: как поступить? Будем заготовлять желуди на корм для животных или оставим их на деревьях. Это третий уровень.
Предполагаемые результаты работы :
эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и города;
возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
активизации познавательной деятельности учащихся;
вовлечение учащихся в практическую деятельность;
формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
Возможности школы в формировании экологической культуры
Я работаю в МБОУ СОШ №1 р.п.Беково. Наша школа находится рядом с культурным парком, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. В школе проводятся праздники природы: «День Леса», «День древонасаждения», «Золотая Осень» выставка поделок, где наш класс принимает активное участие.
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё.
Экологическому воспитанию уделяется большое внимание. В классе проводятся различные мероприятия на экологическую тему :конкурсы плакатов и рисунков; классные часы на тему: «Птицы – наши друзья», «Охранять природу – значит охранять Родину» ,«Золотая Осень», акция «Покорми птиц зимой!», конкурсы знатоков природы и другое.
Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь педагогу. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог. Работа моя ведется совместно с учителем биологии, психологом, часто привлекаем к работе лесничего Бековского района Осипова С.В. и работников творческих секций «Умелые ручки».
Практическая деятельность детей
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу во время экскурсий, прогулок. Провожу классные часы, которые можно подразделить на три направления:
1. Земля – наш дом родной.
Здесь содержание всех тем наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.
2. Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно.
Темы подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.
3. Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.
Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.
К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.
Чистое утро
Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем классе.
Добрая зима
Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.
Капелька
Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:
“Жалобная книга природы”
Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.
Коллекция увиденных животных
Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.
Прогноз погоды
Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.
Рожденные свободными
Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.
Красная книга
Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, работают с “Красной книгой Пензенской области”.
К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:
Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”
Ребята разыскивают стихи, песни о цветах, пишут сочинения, изготавливают аппликации, знакомятся с правилами цветочного этикета.
Лесная аптека
Знакомство и сбор лекарственных растений.
Дары леса
Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.
Где и как отдыхать
Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.
Мною ведётся по экологическому направлению. Это классные собрания, праздники, экскурсии, изготовление поделок из природного материала.
– во время прогулок в лес, больше объясняю, рассказываю детям о том, как бережно надо относиться к природе;
– читаем детскую художественную литературу, смотрим и обсуждаем телевизионные передачи о природе;
– стараюсь быть для своих детей образцом, достойным подражания.
И если дети делают замечания взрослым, за нарушение правил поведение в природе значит, главная цель воспитания достигнута.
Заключение
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:
знаний, умений и навыков творческой деятельности ,наполненной экологическим содержанием;
интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни;
Литература
Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 – 10
О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.