Простое предложение и его грамматическая основа
Ход урока
1Словарный диктант
Необъятный, разъярённый, сентябрьский день, фальшь, гильотина, режьте потоньше, бацилла, бульонные кубики, пловцы, знаменосцы, нянчить, семь вишен и яблонь, здесь не утаишься, вышла замуж, подьячий, заячьи следы, бросьтесь на помощь, составьте таблицу, безынициативный
111. Сообщение темы и целей урока
IV. Работа по теме урока
- Что такое простое предложение?
Какие виды предложений по наличию главных членов вы знаете?
- Как выделяются типы односоставных предложений?
- Как называются предложения, в которых грамматическая основа выражена подлежащим? сказуемым? - Какие предложения называются неполными?
- Чем простое предложение может быть осложнено?
- На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов?
- Что называется подлежащим?
- Чем может быть выражено подлежащее?
- Что называется сказуемым?
- Какие виды сказуемых вы знаете?
У. Закрепление изученного материала
1. Тренировочное задание
- Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, объясните знаки препинания.
Конные ехали, пешие шли за возами. (Н.В. Гоголь)
Уж было поздно и темно. (А.С. Пушкин)
Знай больше, да говори меньше. (Русская пословица)
Мороз. Северный ветер. Небо хмурится. (А.Л Чехов)
С ранней молодости её держали в чёрном теле. (И.С. Тургенев)
з. Объяснительный диктант
- Запишите предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого.
Она старалась казаться весёлой и не могла. 2) Долг наш - защищать крепость до последнего нашего издыхания. 3) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная. (А.с. Пушкин) 4) Наш сад будто проходной двор. (АЛ. Чехов) 5) Сердце не камень. 6) Мальчик начал волноваться сильней. 7) Дед с бабушкой шли впереди. (М. Горький)
4.Работа в формате ОГЭ (задание 8)
5. Самостоятельная работа (анализ текста)
Пушкин до того уд .. вил меня изящ(?)ной простотой и музыкой стиха что долгое время проза к .. залась мне (не)естествен(н, нн)ой даже читать её было как(то) (не)ловко и (не)интересно. Извес .. ный пролог к Руслану и Людмиле напомн .. л мне лучш .. е сказки бабушк .. (с, з)жав их в одну. В моём вообр .. жении ясно рисовались таинстве(н, нн)ые следы (не)вида(н, нн)ых зверей которыми пр .. мята трава ещё (не)стр .. хнувшая капель утре(н, нн)ей росы. Полнозвучные строчки стихов запом .. нались уд .. вительно ле .. ко пр .. творяя во что(то) праз .. ничное всё о чём(бы) они (не, ни)говорили. Это делало меня счас .. ливым а жизнь мою ле .. кой и приятной.
Задания
Назовите автора текста. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Расскажите, как построен абзац (найдите в тексте зачин, концовку, среднюю часть, а в них слова и выражения, в которых раскрывается отношение автора к поэзии Пушкина).
З. Найдите в тексте два глагола в форме прошедшего времени и деепричастие. Разберите их по составу.
Объясните правописание слов с не и ни, указывая, какой частью речи они являются.
Объясните особенности произношения и написания слова сжав.
VI. Подведение итогов урока
- Расскажите об односоставных предложениях.
Домашнее задание.
Самостоятельная работа (анализ текста)
Пушкин до того уд .. вил меня изящ(?)ной простотой и музыкой стиха что долгое время проза к .. залась мне (не)естествен(н, нн)ой даже читать её было как(то) (не)ловко и (не)интересно. Извес .. ный пролог к Руслану и Людмиле напомн .. л мне лучш .. е сказки бабушк .. (с, з)жав их в одну. В моём вообр .. жении ясно рисовались таинстве(н, нн)ые следы (не)вида(н, нн)ых зверей которыми пр .. мята трава ещё (не)стр .. хнувшая капель утре(н, нн)ей росы. Полнозвучные строчки стихов запом .. нались уд .. вительно ле .. ко пр .. творяя во что(то) праз .. ничное всё о чём(бы) они (не, ни)говорили. Это делало меня счас .. ливым а жизнь мою ле .. кой и приятной.
Задания
Назовите автора текста. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Расскажите, как построен абзац (найдите в тексте зачин, концовку, среднюю часть, а в них слова и выражения, в которых раскрывается отношение автора к поэзии Пушкина).
З. Найдите в тексте два глагола в форме прошедшего времени и деепричастие. Разберите их по составу.
Объясните правописание слов с не и ни, указывая, какой частью речи они являются.
Объясните особенности произношения и написания слова сжав.
Самостоятельная работа (анализ текста)
Пушкин до того уд .. вил меня изящ(?)ной простотой и музыкой стиха что долгое время проза к .. залась мне (не)естествен(н, нн)ой даже читать её было как(то) (не)ловко и (не)интересно. Извес .. ный пролог к Руслану и Людмиле напомн .. л мне лучш .. е сказки бабушк .. (с, з)жав их в одну. В моём вообр .. жении ясно рисовались таинстве(н, нн)ые следы (не)вида(н, нн)ых зверей которыми пр .. мята трава ещё (не)стр .. хнувшая капель утре(н, нн)ей росы. Полнозвучные строчки стихов запом .. нались уд .. вительно ле .. ко пр .. творяя во что(то) праз .. ничное всё о чём(бы) они (не, ни)говорили. Это делало меня счас .. ливым а жизнь мою ле .. кой и приятной.
Задания
Назовите автора текста. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Расскажите, как построен абзац (найдите в тексте зачин, концовку, среднюю часть, а в них слова и выражения, в которых раскрывается отношение автора к поэзии Пушкина).
З. Найдите в тексте два глагола в форме прошедшего времени и деепричастие. Разберите их по составу.
Объясните правописание слов с не и ни, указывая, какой частью речи они являются.
Объясните особенности произношения и написания слова сжав.
Самостоятельная работа (анализ текста)
Пушкин до того уд .. вил меня изящ(?)ной простотой и музыкой стиха что долгое время проза к .. залась мне (не)естествен(н, нн)ой даже читать её было как(то) (не)ловко и (не)интересно. Извес .. ный пролог к Руслану и Людмиле напомн .. л мне лучш .. е сказки бабушк .. (с, з)жав их в одну. В моём вообр .. жении ясно рисовались таинстве(н, нн)ые следы (не)вида(н, нн)ых зверей которыми пр .. мята трава ещё (не)стр .. хнувшая капель утре(н, нн)ей росы. Полнозвучные строчки стихов запом .. нались уд .. вительно ле .. ко пр .. творяя во что(то) праз .. ничное всё о чём(бы) они (не, ни)говорили. Это делало меня счас .. ливым а жизнь мою ле .. кой и приятной.
Задания
Назовите автора текста. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Расскажите, как построен абзац (найдите в тексте зачин, концовку, среднюю часть, а в них слова и выражения, в которых раскрывается отношение автора к поэзии Пушкина).
З. Найдите в тексте два глагола в форме прошедшего времени и деепричастие. Разберите их по составу.
Объясните правописание слов с не и ни, указывая, какой частью речи они являются.
Объясните особенности произношения и написания слова сжав.