СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для выполнения практических работ по дисциплине "Статистика"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для выполнения практических работ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для выполнения практических работ по дисциплине "Статистика"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического объединения Заведующий ОПССЗ

протокол № 1 _______О.М. Ткачёва

от «01» сентября 2018г «01» сентября 2018г.

Председатель МО

_______ Н.Д.Элькинд









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ СТАТИСТИКА

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»



Составитель: Хоменко В.В.


















Краснокамск 2018








Пояснительная записка

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся осваивают следующие общие компетенции (ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


В результате изучения учебной дисциплины учащиеся осваивают следующие профессиональные компетенции

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать и регистрировать статистическую информацию;

  • проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

  • выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

  • осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и задачи статистики;

  • общие основы статистической науки;

  • принципы организации государственной статистики;

  • современные тенденции развития статистического учета;

  • основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

  • основные формы и виды действующей статистической отчетности;

  • технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.





Общие указания по выполнению практических работ

Практические работы выполняются после изучения теоретического материала соответствующих тем.

Перед началом выполнения работы внимательно, вдумчиво прочитайте задание.

После этого приступайте к выполнению практического задания в порядке, изложенном в тексте работы.

Выполнение каждой практической работы состоит из следующих этапов:

  • самостоятельная подготовка студентов;

  • выполнение практической работы;

  • проверка результатов работы преподавателем.


Критерии оценки

Оценка «5» выставляется за правильно выполненное задание в полном объеме за отведенное время.

Оценка «4 » выставляется либо за правильно выполненное задание в полном объеме, но с превышением установленного времени, либо за выполнение задания с небольшими ошибками за отведенное время.

Оценка «3 » выставляется при наличии существенных ошибок в выполненном задании.



























Перечень практических работ


Практическая работа № 1. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами.

Практическая работа № 2. Определение вида группировок.

Практическая работа № 3. Построение рядов распределения и их графическое изображение.

Практическая работа № 4. Построение различных видов статистических таблиц

Практическая работа № 5. Расчет различных видов относительных величин.

Практическая работа № 6. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин.

Практическая работа № 7. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.

Практическая работа № 8. Расчет структурных средних величин.

Практическая работа № 9. Расчет показателей ряда динамики.

Практическая работа № 10. Анализ основной тенденции ряда динамики.

Практическая работа № 11. Расчет общих индексов агрегатной формы.

Практическая работа № 12. Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов



























Практическая работа № 1-3. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами. Определение вида группировок. Построение рядов распределения и их графическое изображение.


Тесты и задачи

1. Группировка - это :

а) упорядочение едениц совокупности по признаку;

б) разбивка едениц совокупности на группы по признаку;

в) обобщение еденичных факторов.


2. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками,

называется:

а) типологической;

б) структурной;

в) аналитической.


3. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:

а) типологической;

б) структурной;

в) аналитической.


4. Группировка, построенная по двум признакам, называется:

а) рядом распределения;

б) простой;

в) комбинационной.


5. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:

а) факторный;

б) результативный;

в) факторный и результативный.


6. Основанием группировки может быть:

а) качественный признак;

б) количественный признак;

в) как качественный, так и количественный признаки.


7. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:

а) атрибутивным;

б) дискретным;

в) вариационным.


8. Вариационный рад распределения - это ряд, построенный:

а) по качественному признаку;

б) по количественному признаку;

в) как по качественному, так и по количественному признаку.


9. При непрерывной вариации признака целесообразно построить:

а) атрибутивный ряд распределения;

б) дискретный ряд распределения;

в) интревальный ряд распределения.


10. Для изображения дискретных рядов распределения используется:

а) полигон;

б) гистограмма;

в) кумулята.


11. Охарактеризуйте вид ряда распределения абитуриентов по результатам сдачи вступительных экзаменов:


а) дискретный вариационный;

б) интервальный вариационный;

в) атрибутивный.


12. Охарактеризуйте вид ряда распределения коммерческих банков по величине работающих активов:



а) дискретный вариационный;

б) интервальный ввариационный;

в) атрибутивный.


13. Представлен макет статистической таблицы, характеризующий группировку промышленных предприятий по среднегодовой стоимости основных фондов:



Какой вид группировки отражает данный макет:

а) типологическую;

б) структурную;

в) аналитическую.


14. Распределение предприятий по тарифному разряду характеризуется следующими данными:



Определите вид ряда распределения:

а) интервальный вариационный;

б) дискретный вариационный;

в) атрибутивный.


15. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно 5 000 10 000 руб.


16. Известны следующие данные об объеме реализованной продукции 20-ю предприятиями ( млн руб.):



Постройте интервальный вариационный ряд распределения предприятий по объему реализованной продукции, предварительно выделив не более 4 групп.


17. Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов: 5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5. Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию.


18. По данным задачи 17 постройте ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: не успевающие и успевающие.


Практическая работа № 4. Построение различных видов статистических таблиц.

Задача №1.

На экзамене по истории студенты получили оценки:

3 4 4 4 3 4

3 4 3 5 4 4

5 5 2 3 2 3

3 4 4 5 3 3

5 4 5 4 4 4

Построить дискретный вариационный ряд распределения студентов по баллам и изобразить его графически.


Задача №2.

Во время выборочной проверки было установлено, что продолжительность одной покупки в кондитерском отделе магазина была такой: (секунды).

77 70 82 81 81

82 75 80 71 80

81 89 75 67 78

73 76 78 73 76

82 69 61 66 84

72 74 82 82 76

Построить интервальный вариационный ряд распределения покупок по продолжительности, создав 4 группы с одинаковыми интервалами. Обозначить элементы ряда. Изобразить его графически, сделать вывод.

Задача № 3.

Производство электропылесосов в СССР характеризуется следующими данными:

 

Год

Выпуск, млн. шт.

1980

1981

1982

1983

1984

1985

3,2

3,4

3,5

3,6

3,8

4,1

 

Дляанализа динамики производства электропылесосов за 1980 – 1985 гг. вычислите:

1) Абсолютные приросты, темпы роста и прироста по годам и к 1980 г. Полученные показатели представьте в таблице;


ЗАДАЧА 4. Вычислить относительные величины структуры по данным 1990 г. Построить секторную и ленточную диаграммы (показать методику расчета и построения).


Производство круглых лесоматериалов, млн.куб.м.

США

Россия

Канада

Япония

Швеция

Финляндия

2946

418,5

185,8

34,4

49,2

47,1




 

Практическая работа № 5-8. Расчет различных видов относительных величин. Расчет средних уровней с использованием различных видов средних величин. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации. Расчет структурных средних величин.


    1. Добыча нефти и угля в РФ во II квартале 1996г характеризуется по следующим данным:

Топливо

Объем добычи, млн т

 

Апрель

май

июнь

нефть

23,8

25

24,2

уголь

23,2

20,2

18,7


Теплота сгорания нефти равна 45,0 мДж\кг, угля – 26,8 мДж\кг. Сделайте перерасчет в условное топливо (29,3 мДж\кг) и проведите анализ изменения совокупной добычи этих ресурсов.

    1. Имеются следующие данные о производстве бумаги в РФ

 

1992

1993

1994

1995

произведено бумаги тыс.р

 

 

 

 

3603

2882

2215

2771


Вычислите относительные показатели динамики с переменной и постоянной базой сравнения. Проверьте их взаимосвязь.

    1. Производство автомобилей в РФ в январе – мае 1996г характеризуется следующими данными, тыс. шт

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

65

83,2

79,3

89,9

76,6

В том числе:

 

 

 

 

 

Грузовые

11

11,5

12

11

9,3

Легковые

54

71,7

67,3

78,9

67,3







Рассчитайте относительные показатели динамики с постоянной базой сравнения. Сделайте выводы.

    1. Известны следующие данные о производстве стали в РФ в первом полугодии 1996 г.

 

Январь

Февраль

март

Апрель

Май

Июнь

Обьём производства % к декабрю 1995г

91,3

87

102

97,7

101,5

95,5






Вычислите относительные показатели динамики с переменной базой сравнения. Сделайте выводы.

    1. Объём продаж АО «ЛОМО» в 1995 г. в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предшествующим годом на 5% и составил 146 млрд руб. Определите объём продаж, а 1994г.

    2. Торговая фирма планировала в 1997г по сравнению с 1996г. Увеличить оборот на 14,5%. Выполнение установленного плана составило 102,7%. Определите относительный показатель динамики оборота.

    3. Волжский автомобильный завод в мае 1996г превысил плановое задание по реализации машин на 10,6%, продав 5576 автомобилей сверх плана. Определите общее количество реализованных за месяц машин.

    4. Предприятие планировало увеличить выпуск продукции в 1997г на 18%. Фактический же объём продукции составил 112,3% от прошлогоднего уровня. Определите относительный показатель реализации плана.

    5. Задолженность стран ближнего зарубежья России за поставленные энергоресурсы на 1.03.96 г. Характеризуется следующими данными, млрд руб.

Страна

Общая сумма задолженности

В том числе

нефть

газ

Украина

8658

146,2

8268,1

Белоруссия

3336,5

23,7

3289,4

Казахстан

1924,6

47,3

48

Узбекистан

1

0,4

 

Таджикистан

0,02

 

 

Литва

329,3

 

327,8

Латвия

73,9

 

73,3

Молдавия

1552,63

 

1552,6

Грузия

163,1

 

13,5

Азербайджан

0,2

0,2

 

Итого

16039,25

217,8

13572,7

















Рассчитайте и проанализируйте относительные показатели структуры.

    1. Имеются следующие данные о внешнеторговом обороте России со странами дальнего зарубежья и СНГ, млн долл.

 

IV квартал 1995г.

I квартал 1996г.

Экспорт

22761

20972

Импорт

18274

13954





Вычислите относительные показатели структуры и координации.

    1. По данным задачи 1.3 вычислите относительные показатели структуры и координации. Сформулируйте выводы по результатам расчетов.

    2. Известна структура произведенных затрат металлургических комбинатов России:

Статья затрат

Удельный вес в общих затратах

 

Сырье и материалы

33

Топливо и энергия

13

Оплата труда

4

Амортизация

10

Прочие расходы

40

Итого

100


Вычислите относительные показатели координации.

1.13 Численность врачей в РФ характеризуются следующими данными (на начало года тыс. чел)

 

1981

1995

Всего врачей

560,7

663,1

в том числе

 

 

терапевтов

127,7

169

педиатров

63,9

75,4


Проведите анализ изменения обеспеченности населения врачами, если известно, что численность постоянного населения на начало 1981 г составляла 139,0 млн человек, в том числе в возрасте до 14 лет – 30,1 млн человек, а на начало 1995г – соответственно 147,9 и 31,8 млн человек.

1 .14 Имеются следующие данные об объемах производства продукции черной металлургии в РФ, тыс. т

Вид продукции

1993

1994

1995

Чугун

40519

36116

39229

Сталь

58838

48769

51323

Трубы стальные

5843

3568

3722


Рассчитайте относительные показатели уровня эконмического развития с учетом численности населения РФ, которая составляла (на начало года, млн чел) в 1993г-148,7 в 1994г-148,4, в 1995г-148,3 и в 1996г- 148,2.

1.15 В апреле 1996г прожиточный минимум в РФ для трудоспособного населения составил 419,0 тыс. руб., в месяц на человека, для пенсионеров – 262,5 тыс. руб., для детей – 376,0 тыс. руб. Сделайте выводы о соотношении этих величин, используя относительные показатели сравнения.

1.16 Имеются следующие данные об урожайности пшеницы в некоторых странах (ц\га):

Казахстан – 7,2;

Россия – 14,5;

США – 25,3;

Китай – 33,2;

Нидерланды – 80,7.

Рассчитайте относительные показатели сравнения.

ЗАДАЧА 1. Остаток средств на расчетном счете предприятия на 1 марта составил 200 тыс.руб., 10 марта поступило на расчетный счет 180 тыс.руб., 17 марта списано с расчетного счета 250 тыс.руб., 26 марта поступило на расчетный счет 340 тыс.руб. С 26 марта до конца месяца остаток средств на расчетном счете не изменился. Определить среднемесячный остаток средств на расчетном счете предприятия.

ЗАДАЧА 2. Производство фанеры в РФ характеризуется следующими данными:


Производство клеевой фанеры, тыс.куб.м.

1985

1986

1987

1988

2187

2320

2304

2340


Определить базисные и цепные показатели, абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Среднегодовой объем производства фанеры, среднегодовой темп роста и прироста.


ЗАДАЧА 1. Приведены данные о распределении рабочих цеха по заработной плате:

Группа рабочих по з/плате тыс.руб.

1-2

2-5

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

До 10

ИТОГО

Число рабочих

40

50

70

60

40

30

10

30

330


Определите моду и медиану заработной платы рабочих цеха.

ЗАДАЧА 2. Имеются следующие данные по совхозу:



Культуры

Посевная площадь, га

Урожайность (ц. с 1 га)

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

Пшеница

560

600

18

22

Пшеница яровая

260

220

12

15

Кукуруза зерно

380

400

26

30

Используя индексный метод, определите:

Изменение валового сбора отдельных культур и в целом по всем зерновым.

Изменение валового сбора зерновых за счет изменения посевных площадей и за счет изменения урожайности.

Абсолютный прирост валового сбора зерновых культур в отчетом периоде по сравнению с базисным.


Практическая работа № 9-10. Расчет показателей ряда динамики. Анализ основной тенденции ряда динамики.

ЗАДАЧА 1. На 2 января на складе было 10 т материала А и 12 т. материала Б. Поступление и выбытие материалов характеризуется следующими данными (т):


Месяцы

Материал А

Материал Б

поступило

выбыло

поступило

выбыло

Январь

4

5

5

8

Февраль

7

8

4

5

Март

2

2

7

5

Апрель

10

7

8

6

Май

10

4

14

17

Июнь

5

6

2

4

Построить ряд динамики наличия каждого материала на начало месяца, определить среднемесячный размер остатков каждого материала за 1 и 2 кварталы и за 1-е полугодие.


Практическая работа № 11-12. Расчет общих индексов агрегатной формы.

Расчет средних индексов, индексов структурных сдвигов


ЗАДАЧА 1. Имеются данные о товарообороте в действующих ценах изменении цен:


Группа товаров

Товарооборот, тыс.руб.

Снижение (-) или повышение (+) цен в процентах к базисн.периоду

Базисный период

Отчетный период

А

250

360

-12

В

300

415

+10

С

190

195

+3


Определить: общие индексы цен, стоимости товарооборота и физического объема, сумму дохода (убытка), полученного за счет изменения цен.


ЗАДАЧА 2. По одному из пром.предприятий имеются следующие данные:

Вид продукции

Процент снижения (-) или повышение (+) оптовых цен в отчетном периоде по сравнению с бизнесн.

Реализация продкции в отчетном периоде, тыс.руб.

Электровентиляторы

-5

120

Электопылисосы

+2

180

Электроплитки

Без изменения

50

Определить общий индекс цен и общую сумму дохода, полученного предприятием за счет изменения цен.

1996г.

ЗАДАЧА 2. На основании данных о производстве продукции определить индивидуальные индексы цен и физического объема продукции; общие индексы стоимости продукции, цен и физического объема продукции (в отпускных ценах базисного периода).

Вид продукции

Произведено продукции тыс.т.

Отпускная цена за 1 т. руб.

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

Кровля

12

13

130

135

Проволока

20

18

80

78

Гвозди

40

44

120

118


ЗАДАЧА 2. По одному из пром.предприятий имеются следующие данные:

Вид продукции

Процент снижения (-) или повышение (+) оптовых цен в отчетном периоде по сравнению с бизнесн.

Реализация продкции в отчетном периоде, тыс.руб.

Электровентиляторы

-5

120

Электопылисосы

+2

180

Электроплитки

Без изменения

50

Определить общий индекс цен и общую сумму дохода, полученного предприятием за счет изменения цен.


Литература:


  1. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)

  2. Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службой Российской Федерации 12 апреля 1993 г., № ЮУ –4-12/65 Н.

  3. Башина О. Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2014.

  4. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики : учебник. М. : ИНФРА – М, 2013.

  5. Практикум по теории статистики : учеб. пособие / Р. А. Шмойлова,В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2013.

  6. Статистика. Учебник/ под.ред. Мхитаряна В.С. – М.: Мастерство,2013

  7. Интернет ресурсы.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!