Экологический квест «Сбережем планету вместе»
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях, научить применять экологические знания на практике, расширить представления об экологии как науке.
Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике.
Воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; воспитывать бережное отношение к природе нашего края, способствовать сплочению коллектива.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные УУД:
Формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе
Развитие экологического сознания и понимания взаимосвязи человека и природы
Осознание ценности природных ресурсов и необходимости их сохранения
Формирование бережного отношения к окружающей среде
Развитие эмпатии и понимания последствий человеческой деятельности
Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды
Регулятивные УУД:
Умение ставить и достигать экологические цели
Способность планировать свои действия для решения экологических задач
Развитие навыков самоконтроля при выполнении экологических заданий
Умение оценивать правильность выполнения экологических действий
Способность корректировать свою деятельность на основе полученных результатов
Формирование навыков работы по алгоритму экологического исследования
Познавательные УУД:
Умение анализировать экологические проблемы
Способность устанавливать причинно-следственные связи в природе
Навыки классификации природных объектов и явлений
Развитие умения работать с различными источниками экологической информации
Формирование навыков моделирования экологических процессов
Способность применять экологические знания в новых ситуациях
Развитие исследовательских навыков в области экологии
Коммуникативные УУД:
Умение организовывать совместную экологическую деятельность
Способность формулировать и аргументировать свою экологическую позицию
Развитие навыков ведения экологической дискуссии
Формирование умения слушать и понимать других участников
Навыки коллективного решения экологических проблем
Способность презентовать результаты экологической деятельности
Развитие культуры экологического общения
Такой формат квеста позволит не только закрепить экологические знания, но и развить все виды универсальных учебных действий, а также достичь всех поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Оснащение: компьютер, проектор, презентация, видео, маршрутные листы, задания для команд.
Ход квеста:
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Сегодня мы с вами отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие по станциям. Вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
Каждая команда получает маршрутный лист, на котором построен маршрут, согласно которому перемещаются команды. Правильно выполнив задания, команда получает определенное количество баллов, по общему числу которых и будет определен победитель.
Прежде чем отправиться на станции, каждая команда придумает название.
Итак, в путь!
Станция экологических приветствий: нужно придумать слоган о защите природы, планеты, окружающей среды. Например:
1. Нашу Землю защитим, всех сегодня победим!
2. Береги свою планету. Нет другой такой на свете!
3. Только вместе, только дружно, помогать планете нужно!
2. Станция «Расшифровщик» (5 минут)
1. Разгадать шифровку.
2. Назвать экологические факторы, которые проявляются в результате деятельности человека.
3. Станция «В гостях у природы» - закончите предложение:
1 Коллекция специально собранных и засушенных растений.
2 Самая большая ягода, плод лианы.
3 Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название.
4 Ценное лекарственное растение, название которого говорит о том, как много у него листьев.
5 Что без боли и печали вызывает слезы?
6 Цветок, название которого связано со звоном.
7 Родина помидора.
8 Из чего состоит горб у верблюда?
9 Родилась в воде, а живет на земле?
10 Кто спит головой вниз?
11 Самое крупное животное на суше.
Ответы:
1 Гербарий.
2 Арбуз.
3 Зверобой.
4 Тысячелистник.
5 Лук.
6 Колокольчик.
7 Америка.
8 Из жира.
9 Лягушка.
10 Летучая мышь.
11 Слон.
4. Станция «Загадки» - сколько отгадаете загадок на этой станции, столько баллов и заработаете.
1.
Он и летом, и зимой — Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти — Он все будет впереди. (Горизонт)
2.
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
3.
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
4.
В огне не горит, В воде не тонет. (Лед)
5.
Без крыльев, а летает, никто ее не бьет, а плачет. (Туча)
6.
Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)
7.
Что в комнате есть, а не увидишь?(Воздух)
8.
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)
9.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
10.
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает
И бормочет и поёт, убаюкивает?
Его просят, его ждут,
А как придёт, прятаться идут. (Дождь)
5. Станция «Пословицы»
1. Кукушки стали куковать – … 2. Низко ласточки летают – … 3. Синица к избе – … 4. Кулик не велик, а … 5. Соловей запел – … 6. Прилетел кулик из заморья – … 7. Ласточка прилетела – … 8. Гусь летит – … 9. Грач на горе – … 10. Всяк кулик … | 1. … весна на дворе. 2. … зима на дворе. 3. … дождь предвещают. 4. … своё болото хвалит. 5. … скоро гром загремит. 6. … морозам больше не бывать. 7. … всё-таки птица. 8. … вывел весну из затворья. 9. … зимушку на хвосте тянет. 10. … вода пошла на убыль. |
Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.
Ответ: 1 – 6, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 7, 5 – 5, 6 – 8, 7 – 10, 8 – 9, 9 – 1, 10 – 4.
6. Станция «Буриме»
Каждая команда вытягивает карточку с рифмами и составляет четверостишие. Время для подготовки 5 минут.
Суть проста: участникам даются определённые рифмы и играющие должны придумать осмысленное стихотворение. Оно может быть юмористическим или философским, главное, чтобы в нём прослеживалась логика.
Правила
Существуют некоторые общие правила для всех буриме. Заданные рифмы нельзя менять местами. Если вам предложили слова: «зайка-стайка, шкатулку- булку», то употреблять их можно только в этом порядке. Главное, чтобы стихотворение получилось законченным и содержательным!
Например:
«зайка - стайка, шкатулку - булку»
«сад - листопад, картина - рябина»
На полянку вышел зайка | Обсыпается мой сад, |
Видит там синичек стайка | Что поделать? Листопад |
Он открыл свою шкатулку | Невеселая картина, |
Дал синичкам с маком булку | Опечалена рябина |
Задание для участников:
Птицы - границы, леса - небеса. | Почки - листочки, стебель - мебель. |
Клёны - зелёный, леса - голоса. | Дружно-нужно, красиво-игриво. |
7. Станция «Похвальная» - представителю команды нужно дойти до границы станции (отмечается каким-то предметом) и на каждый шаг говорить слово-похвалу своей малой Родине (селу).
Рефлексия. Подводятся итоги квеста.
Вывод: нужно защищать и беречь природу нашей Родины, которая столь щедро окружает нас красотой и приносит немалую пользу. У нас очень красивая природа. Мы должны гордиться тем, что живём в таком прекрасном месте. Наша задача сохранить эту красоту для следующих поколений.
Самое ценное и главное сокровище на Земле – любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и жизни. Давайте поделимся этим сокровищем друг с другом!