Проект
По экологическому воспитанию
«Живи, Байкал!»
Автор: Климусова И.В,
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 17
«Птицам даны крылья, рыбам - плавники,
а людям, которые живут в природе, - изучение
и познание природы; вот их крылья».
(Х. Марти)
г. Иркутск,2021г.
Информационная карта проекта
1 | Название проекта | «Живи,Байкал!» |
2 | Цель проекта | Организация сетевого взаимодействия учащихся; активизация познавательной деятельности развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности; получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения информационно-коммуникативных технологий. |
3 | Задачи проекта | Способствовать повышению познавательной и творческой активности учащихся и интереса к изучению окружающего мира и экологии своего региона; развивать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности, навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности; обеспечить деятельностное изучение учащимися окружающего мира и основ информационных технологий с помощью различных сетевых сервисов; совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения обучающихся. |
4 | Предметная область | окружающий мир |
5 | Направления деятельности | - историко-краеведческое -экологическое |
6 | Участники проекта | учащиеся 3-4 классов; команды из 3-5 человек. |
7 | Межпредметные связи | окружающий мир, информационные технологии, краеведение, технология, развитие речи. |
8 | Автор проекта | Климусова Ирина Викторовна, учитель начальных классов. |
9 | Полное наименование организации - заявителя | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 17 |
10 | Сроки проекта | сентябрь-ноябрь 2021-2022 уч.год |
Содержание.
Актуальность проекта………………………………………………………………….4
Основание для разработки проекта…………………………………...……………....5
Цель и задачи проекта………………………………………………………...……….5
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………...………6-7
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………...…….7-8
Основные направления проекта…………………………………………….………...8
Мероприятия по реализации………………………………………………………9-12
Приложение………………………...……………………………………...………13-16
Список литературы…………………………………………………………………..17
Актуальность проекта.
На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные, и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества.
Начинать это воспитание необходимо в раннем детстве. И в таком случае, возможно, нам удастся привить школьникам интерес к природе, научить ее любить и беречь. Необходимо, чтобы дети поняли, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней.
Для воспитания экологической культуры у детей можно использовать самые разнообразные методы, в том числе и информационные технологии, что является актуальным и востребованным в настоящее время.
Образовательные стандарты:
Учебный проект может быть реализован в рамках Федерального образовательного стандарта: начальное общее образование в предметной области "Окружающий мир".
Проведение проекта планируется во время урочной и внеурочной деятельности.
Проект по окружающему миру ориентирован на:
1) формирование уважительного отношения к родному краю, природе нашего региона;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
3) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основание для разработки проекта:
Экологическое образование занимание особое место в государственной образовательной политике нашей страны.
Его важность, как и изучения русского языка, зафиксирована в Конституции Российской Федерации и Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021г. №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Экологическое образование рассматривается в качестве фактора национальной безопасности и сохранения культурного суверенитета страны. В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации), Указе Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017г. № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» экологическому образованию придается стратегическое значение в реализации задач устойчивого развития страны.
Цель проекта:
Организация сетевого взаимодействия учащихся; активизация познавательной деятельности развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности;
получение опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения информационно-коммуникативных технологий.
Задачи проекта:
Способствовать повышению познавательной и творческой активности учащихся и интереса к изучению окружающего мира и экологии своего региона;
развивать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности, навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности;
обеспечить деятельностное изучение учащимися окружающего мира и основ информационных технологий с помощью различных сетевых сервисов;
совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности, обеспечить условия для самовыражения обучающихся.
Содержание проекта
Проект предусматривает организацию и проведение:
- образовательных мероприятий;
- участие в проекте командное, все участники проекта делятся на команды по 3-5 человек;
- организацию мероприятий по освещению хода и итогов проекта;
3.Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 16 сентября по 25 ноября
Название этапа | Цели и задачи, формы работы |
I этап Подготовительный 16 сентября-20 сентября | Анонс проекта. Знакомство детей и родителей с материалами проекта. Знакомство детей с правилами работы в сети Интернет. Цель: организация сетевого взаимодействия учащихся Задача: активизации познавательной совместной деятельности родителей и учащихся Формы работы: • Анонс проекта. Знакомство с материалами проекта. • Обсуждение проблемных вопросов проекта. • Знакомство с правилами работы в Интернет. • Знакомство с правилами работы в группе. • Распределение на команды. Мероприятие : Викторина «Знаешь ли ты о природе Байкала?». |
II этап 21 сентября-30 сентября | Цель: развитие информационно-коммуникационной компетентности Задачи: 1.Поиск информации в сети Интернет 2.Создание продукта онлайн-пазл с помощью сервиса Flash-gear.com. Формы работы: Групповая работа в компьютерном классе в сети интернет Мероприятие: Эндемики Байкала (создание онлайн-пазлов). |
III этап 1 октября – 10 октября | Цель: повышения уровня освоения информационно-коммуникативных технологий. Задачи: 1.Создание командой визитной карточки выбранного эндемика 2.Презентация работы команды 3.Составление совместной презентации «Энциклопедия «Самые-самые». Формы работы: Групповая работа в с помощью редактора Power Point Мероприятие: Энциклопедия «Самые-самые». |
IV этап 11 октября-5 ноября | Цель: повышения уровня освоения информационно-коммуникативных технологий. Задачи: 1.Поиск информации в сети Интернет 2.Составить карту самых интересных мест самого большого пресноводного озера мира Формы работы: групповая работа с картой google Мероприятие: Музеи и достопримечательности Байкала |
Vэтап 6 ноября – 15 ноября | Цель: повышение познавательной и творческой активности учащихся Задачи: 1.Подготовка творческих работ 2.Совместное изготовление книжки или буклета Формы работы: Творческий литературно-художественный конкурс сказок «Живи, Байкал!» (сочинение сказок и оформление книжек, буклетов). |
VI этап 15 ноября-20 ноября | Цель повышение познавательной и творческой активности учащихся Задачи: 1.Подготовка творческих работ 2.Совместное изготовление экологического плаката Формы работы: Питчинг « Поможем Байкалу!»(создание и конкурс плакатов) |
VII этап 21 ноября-25 ноября Заключитель ный | Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. Формы работы: Рефлексия участников проекта. Получение наградных документов. |
4.Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:
повышению ценностного отношения учащихся школы к проблемам экологического развития;
совершенствованию действующей системы работы школы по экологическому воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм экологического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
Планируемые результаты:
Участие в проекте способствует формированию УУД:
1) Личностные:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
2) Регулятивные:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
3) Познавательные:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.
4) Коммуникативные :
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
5) Метапредметные:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения.
6) Предметные:
· расширить знания учащихся о животном и растительном мире Байкала;
· формировать умение отличать эндемиков по внешнему виду.
5. Основные направления проекта.
Учебный проект направлен:
- на формирование у учащихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- на взаимодействие учащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества;
- на развитие у школьников коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде;
- на повышение уровня владения информационными технологиями.
Формы работы, используемые при реализации проекта:
викторина
коллективные творческие дела
творческий литературно-художественный конкурс
работа с картой
создание презентаций
презентация продукта
Мероприятия по реализации
1 этап. Давайте знакомиться! Викторина «Знаешь ли ты о природе Байкала?»
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: что мы знаем о Байкале?
1. Проект начинается с творческой работы. Всем командам необходимо оформить визитку команды, где должно быть указано название, девиз, участники команды. Участники придумывают эмблему своей команды.
2. На первом этапе участникам необходимо ответить на вопросы викторины и узнать о природе Байкала интересные факты. Викторина составляется организатором проекта в соответствии с возрастом участников.
Примерные вопросы викторины
Байкал в вопросах и ответах
Что такое озеро?
Как называется наука об озерах?
Сколько притоков у Байкала?
Какой самый большой приток Байкала?
Каков возраст Байкала?
Бывают ли на Байкале землетрясения?
Что такое рифы и есть ли они на Байкале?
Где находятся самые большие глубины на Байкале?
где самое теплое место на Байкале?
Где на Байкале больше всего солнечных дней?
Почему на Байкале редко бывают облака?
Какие ветры бывают на Байкале?
Какой самый свирепый ветер на Байкале?
Где в Байкале самая холодная вода?
Когда замерзает озеро?
Замерзает ли весь Байкал?
Сколько видов рыб живет на Байкале?
Сколько эндемичных видов?
Какие самые крупные и самые маленькие рыбы живут в Байкале?
Какие самые плодовитые рыбы живут в Байкале?
Какая самая многочисленная рыба в Байкале?
Какова продолжительность жизни омуля?
Чем отличается голомянка от других рыб Байкала?
Есть ли в Байкале млекопитающие?
Ответы:
1.Озеро - это водоём с замедленным водообменном.
2.Лимнология(синоним озероведение) - это комплексная наука об озёрах и водохранилищах.
3.Ещё со времен исследований И.Д.Черского в прошлом веке считается ,что в Байкал впадает 336 постоянных водотоков.
4. Река Селенга - её длина от истока 1024 км ,площадь водосборного бассейна около 465 тыс.квадратных км. Она приносит около половины объема речных вод ,поступающих в озеро из всех притоков.
5. По геологическим исследованиям – 20-25 млн. лет – время от начала заполнения его котловины водой.
6.Землетрясения на Байкале бывают довольно часто – в течение года до 2 тыс .,но они, в основном, слабые и фиксируются только сейсмографами. Примерно один раз в 10-12 лет бывают землетрясения в 5-6 баллов(по 12-балльной шкале), а один раз в 20-23 года более сильные и разрушительные землетрясения – от 7 до 9 баллов и выше.
7. Рифами называют опасные для плавания судов скальные или коралловые поднятия дна, которые могут располагаться как выше, так и ниже поверхности воды. Скалистые рифы почти всегда отделены от берега, коралловые – могут быть связаны с берегом. На Байкале рифы есть на многих участках прибрежья – в районах губ Сосновки, Лаканды , Кедровых мысов, у мыса Покойники и др.
8. У восточного берега острова Ольхон , на участке прибрежья между мысами Ижимей и Хара-Хушун, в 8-12 км к востоку от берега. При измерениях в 1959-1960 гг. тросовым лотом со льда здесь была зафиксирована глубина 1620 м.
9. Бухта Песчаная – здесь среднегодовая температура воздуха +0,4 градуса по цельсию . Заметно потеплело за последние 30-40 лет в Слюдянке – здесь в течение этого срока среднегодовая температура воздуха повысилась на 0,2 градуса по цельсию.
10. Если в среднем по Байкалу 48,8 ясных дней в году, то на о. Ольхон – 64,2;число пасмурных дней по Байкалу 125,3 а на Ольхоне – 74,9, в пос. Лиственичном – 96,9 дней. По числу часов солнечного сияния Байкал богаче, чем соседние территории Сибири и даже некоторые западные и южные районы страны.
11. В весенне-летнее время с поверхности холодной воды испарение незначительное, и облака образовываться не могут.
12. Продольные, вдоль котловины, и поперечные; ветры, связанные с общей циркуляцией атмосферы (транзитные) и местные. Господствуют на Байкале северо-западный ветер, или горная; баргузин, или северо-восточный, он же верховик(в северной половине его называют ангара); култук , или юго-западный, и шелонник, или юго-восточный ветер.
13. Северо-западный, или горная. Именно с этим ветром связаны самые большие катастрофы на Байкале, он причиняет больше всего ущерба людям и народному хозяйству. Он же наиболее грозен для судоходства.
14. В открытой части средней котловины, с восточной стороны острова Ольхон , в районе самых больших глубин.
15. В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне происходит также около месяца и больше.
16.Байкал замерзает целиком, кроме небольшого в 15-20 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары.
2 этап. Эндемики Байкала (создание онлайн-пазлов).
(Работа в компьютерном классе).
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: Какие животные и растения на Байкале самые необычные?
1. Каждой команде проекта необходимо выбрать эндемика, которого она будет изучать. Участники выбирают яркую и четкую фотографию выбранного эндемика и создают онлайн-пазл сами с помощью сервиса Flash-gear.com. Каждый участник должен подобрать сам себе картинку и создать свой пазл.
Все участники тренируются собирать пазлы друг друга. Если придуманный пазл трудно собирается или была выбрана неудачная картинка – нужно его переделать.
2. Когда команда справилась с заданием 1, она предлагает разгадать свой пазл другой команде. Этот пазл должна собрать другая команда и угадать эндемика. (Поиск информации в сети Интернет по картинке)
3 этап. Самые-самые
1. Выбранные на втором этапе самые чудесные и замечательные! Теперь нужно рассказать о них другим: где живет, чем питается, какие есть особенности, как выводит потомство, почему они самые-самые. Каждая команда создаёт визитную карточку выбранного эндемика.
2. Презентация своей эндемика другим командам. Презентацию оформляет каждая команда с помощью редактора презентаций.
На этом этапе команды составляют совместную презентацию «Энциклопедия «Самые-самые». Каждая команда оформляет один слайд в презентации, где размещает информацию о своём эндемике.
4 этап. Музеи и достопримечательности Байкала (работа с картой google) (Работа в компьютерном классе).
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: какие музеи, исторические памятники, природные объекты и достопримечательности есть на берегах озера Байкал?
Собравшись в путешествие на Байкал, стоит составить карту самых интересных мест, побывать в которых просто необходимо. Куда можно съездить, чтобы получить массу впечатлений от самого большого пресноводного озера мира?
Такие места есть на берегах нашего озера. Давайте найдем некоторые из них.
Работаем с Google картой. Каждый участник выбирает историческое место, природный объект или музей, основанный на Байкале. Необходимо поставить метку на карте, указав название музея или объекта, город или село, в котором работает музей. (Например: Пик Черского, г. Слюдянка, Лимнологический музей с.Листвянка, Охотничья пещера в с. Большое Голоустное). В содержании метки участникам нужно вставить изображение памятника или музея, краткое описание, чему посвящен этот музей, когда он был основан.
5 этап. Творческий литературно-художественный конкурс сказок «Живи, Байкал!» (сочинение сказок и оформление книжек, буклетов).
На этом этапе участникам необходимо ответить на вопрос: как мы относимся к природе Байкала? Здесь открывается творческая мастерская по изготовлению книжек или буклетов со сказками о растительном и животном мире Байкала. Главной темой сказки должна быть экология и её охрана .В каждой команде распределяются обязанности по способностям и желанию. Следует помнить несколько нехитрых правил: каждый вносит свой вклад в работу по созданию книжки.
Каждая команда предоставляет презентацию книжки.
6 этап.Заключительный
Рефлексия для участников проекта
Выдача сертификатов, грамот, дипломов
Продукты проектной деятельности детей
Энциклопедия «Самые-самые» (презентация)
Коллективная Google карта «Музеи и достопримечательности Байкала»
Книжки и буклеты с экологическими сказками
План оценивания
До проекта
· обсуждение проблемных вопросов
· определение вида деятельности в ходе проекта
В ходе проекта
· лист самоконтроля участника (дневник участника)
· таблица личного участия участников команды.
· таблица "Шаги к успеху" для команд участвующих в проекте.
Результаты проекта
В итоге работы над проектом проводится отслеживание изменений и достижений в развитии учащихся, основанное на принципе открытости и доступности результатов для родителей. Уровень изменений в развитии детей отслеживается учителем в виде листов оценки и самооценки.
Исходя из результатов проектной работы, делаем следующие выводы: методические рекомендации к проекту представляют практико-педагогическую ценность и соответствуют заявленной цели.
Использование в работе составленного методического пособия позволяет эффективно решать задачи общего развития учащихся, формировать его предметные и метапредметные универсальные действия, положительную мотивацию.
8. Приложение
1.Таблицы оценивания
Дневник участников проекта
Команда___________________________
Участник команды__________________________
Этапы проекта | Сегодня я узнал | Сегодня я научился | Мой вклад в работу группы | Лучше всего мне удавалось |
1.Викторина | | | | |
2. Эндемики Байкала | | | | |
3. Самые- самые | | | | |
4.Карта Байкала | | | | |
5.Наши сказки | | | | |
2. Таблица «Шаги к успеху»
На протяжении проекта команды могут следить за своими успехами в таблице Шаги к успеху. Но не забывайте, цель проекта не победить и набрать больше баллов, а набраться знаний.
3.Критерии оценивания ВИЗИТКИ команды
№ | ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
1. | Эмблема | Эмблема выполнена учащимися (рисование в любой технике, аппликация, коллаж и т.п.) Готовая эмблема из Интернета не использовались. |
2. | Девиз | Соответствует названию команды. Авторское право не нарушается. |
3. | Список команды | Есть список участников. |
4. | Грамотность | Отсутствуют лексические, грамматические и орфографические ошибки. |
Шкала оценивания Макс - 12 баллов
3 – содержание визитки полностью удовлетворяет данному критерию;
2 – содержание визитки частично удовлетворяет данному критерию;
0 – содержание визитки не удовлетворяет данному критерию.
3.Критерии оценивания викторины
ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
Викторина | Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Если ответ на вопрос имеет недочеты, он оценивается в 1 балл |
(Макс – 22 балла)
4.Критерии оценивания онлайн-пазлов
№ | ЭЛЕМЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
1. | Изображение | Выбрано удачно: хорошего качества, четкое изображение, объект можно хорошо рассмотреть. |
2. | Онлайн-пазл | Размеры деталей пазла выбраны удачно. Пазл можно собрать. |
3. | Пазл другой команды. | Пазл собран. Угадан объект другой команды. |
Шкала оценивания Макс - 9 баллов
3 – критерий полностью удовлетворяет;
2 – критерий частично удовлетворяет;
0 – критерий не удовлетворяет.
5 .Критерии оценивания презентации
При выполнении работы вы можете использовать таблицу:
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВНИЯ |
1. | Представлено название эндемика. |
2. | Указаны КРАТКО особенности выбранного эндемика: места обитания, особенности поведения, питания, размножения и др. |
3. | Представлены особенности данного эндемика, отличающие его от других. Раскрыт вопрос: почему он САМый-САМый. |
4. | Указано, внесен ли он в красную книгу, есть ссылки |
5. | Есть изображение выбранного эндемика |
6. | Грамотность. Презентация легко воспринимается, вся информация указана наглядно, понятно. Текст краткий, по существу. |
7. | Соблюдены авторские права (указаны ссылки на источники, на изображения) |
Шкала оценивания Макс – 21 баллов
3 – ответ полностью удовлетворяет данному критерию;
1– ответ частично удовлетворяет данному критерию;
0 – ответ не удовлетворяет данному критерию.
6.Критерии оценивания акции «Помоги птицам»
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
1 | Сказка . |
2 | Соответствие работы правилам составления сказки. Наличие экологической направленности. |
3 | Качественное выполнение книжки или буклета. |
4 | Оригинальность идеи. Эстетичность. |
5 | Команда представила презентацию своей работы. |
Шкала оценивания Макс - 15 баллов
3 –полностью удовлетворяет данному критерию;
2 –частично удовлетворяет данному критерию;
0 –не удовлетворяет данному критерию.
Команда _______________ | Таблица личного участия | | |
№ п/п | Имя участника | Успех | Участие в обсуждении плана проекта. | 1 этап. Давайте знакомиться! | 2 этап. Эндемики Байкала | 3 этап Самые-самые | 4. этап. Музеи | 5 этап. «Экологическая сказка» |
Визитка команды | Участие в викторине | Выбор эндемика и его изображение | Составление онлайн-пазлов | Отгадывание пазла другой команды | Подбор информации | Оформление презентации | Метка на google-карте | Участие в изготовлении книжки | Презентация книжки |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | Активно принимал участие, предлагал, делал, обсуждал | | | | | |
| | | | | Помогал, но не совсем активно | | | | | |
| | | | | Смотрел, как делают другие, иногда давал советы | | | | | |
| | | | | Не принимал участия | | | | | |
Критерии оценивания итоговых работ
Критерии оценивания работ рассматриваются при знакомстве с заданиями проекта.
- результативность и активность обучающихся в процессе работы;
- умение грамотно и творчески оформить содержание своей работы;
- успешное усвоение знаний по окружающему миру, информатике, ИКТ и обучающих сервисов Интернета.
Оборудование
компьютер (-ы) с выходом в Интернет,
проектор,
принтер.
Программное обеспечение
веб-браузер;
текстовый редактор;
редактор презентаций.
Материалы на печатной основе: учебники; справочный материал
Список литературы.
Калмыков Н. П. Байкал и его жизнь / 4-е изд., испр. - Иркутск : Книжное издательство, 1963. – 98 с. : ил. - (Научно-популярная библиотека).
Наумов М. С. Байкал. Якутия. Камчатка: края чудес / М. : Вече: Интурист, 2002. - 304 с. – (Исторический путеводитель).
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна: в 2 т. / отв. ред. О. А. Тимошкин; РАН, Лимнолог. ин-т, Ин-т общей и эксперимент. биологии. - Новосибирск : Наука, 2004.
Супруненко, Ю. П. Заповедное кольцо Байкала / Ю. П. Супруненко / Природа и человек. XXI век. – 2015 г. – № 9. – С. 59 : цв. ил. – (День озера Байкал).
14