СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка экологической тропы "Удивительное рядом"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка экологической тропы "Удивительное рядом"»




Экологическая тропа: «Удивительное рядом»




Методическая разработка внеклассного занятия по экологии






Федосенко Елена Петровна

учитель биологии

МБОУ «Зарубинская СОШ»

Топкинского р-на,

Кемеровской обл.









Маршрут экологической тропы.


  1. Название тропы: «Удивительное рядом»

  2. Цель создания тропы: знакомство с биологическими сообществами школьного парка, как представителей фауны и флоры Кузбасса, формирование бережного отношения к природе.

3. Местонахождение тропы: Кемеровская область Топкинский муниципальный район, с. Зарубино, прилегающая территория у МБОУ «Зарубинская СОШ».

4. Описание маршрута экологической тропы «Удивительное рядом».

Маршрут кольцевой, протяженность 500м. На маршруте расположены 5 смотровых площадок.

Стоянка 1. Птичья столовая.

Стоянка 2. Жители лесного дома.

Стоянка 3. Тополя – живая изгородь.

Стоянка 4. Чудо-кочки.

Стоянка 5. Лиственница и ее друзья.

5. Продолжительность экскурсии 40 минут.

Экологическая тропа "Удивительное рядом" рассчитана на различные категории экскурсантов (дошкольники, учащиеся младшего и среднего школьного возраста). В разные сезоны года маршрут экологической тропы может изменяться, ход экскурсии зависит от тех природных объектов, которые в данное время года могут быть полнее продемонстрированы.

Информационный щит (в начале тропы)

Дорогие друзья!

Здесь заложена экологическая тропа.

Мы хотим, чтобы, пройдя по ней, вы увидели, как чувствует себя окружающая нас природа.

Давайте сохраним эту красоту!



Описание остановок на маршруте

Стоянка 1. Птичья столовая.

На смотровой площадке оборудованы кормушки для зимней подкормки птиц. Ведутся наблюдения за птицами, которые посещают школьный парк, встречается большое разнообразие кочующих птиц. Птицы не только наши друзья. Они играют немаловажную роль в жизни парка. Обратить внимание на приспособленность птиц к определенным местам гнездования и способам питания, т.е. на экологическую специализацию.

  1. Экскурсовод. Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе и под водой – всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около своего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

  2. Экскурсовод. Отгадайте загадки о птицах.

Райская птица Кемеровской области – (Зимородок),

Я сажаю кедры клювом, и дубы в густом лесу (Сойка),

Птица с очень цепкими и острыми коготками (Поползень)

Птица, которая высиживает птенцов зимой (Клест)

Любительница кедровых орехов (Кедровка)


Стоянка 2. Жители лесного дома.

На этой смотровой площадке представлены участки лиственного и смешанного леса, произрастают различные виды деревьев и кустарников, которые дают возможность наблюдать ярусное расположение растений в лесном сообществе. Древесный ярус составляют береза, осина, клен, сосна.

1. Экскурсовод. Например, словом береза мы называем две древесные породы березу повислую и березу пушистую. Обе они очень сходны между собой по внешнему облику и многим другим особенностям. Береза имеет весьма широкое распространение, она встречается почти по всей территории нашей страны. Березу называют деревом – пионером. Она первая из древесных пород захватывает свободный клочок земли – заброшенные пашни, обнаженные откосы у дорог и т.д. Она может расти практически на любых почвах. Но береза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения.

Здесь хорошо сформирован травянистый ярус и кустарниковый (рябина, калина, боярышник, шиповник) ярусы. Рассказывается о том, как приспособились растения к различным факторам окружающей среды.

Практическая работа.

Определение видового состава деревьев и их состояние

  1. Определить видовой состав деревьев в парке и на территории школы

  2. Результаты оформить по образцу

Образец.

В ходе работы был определен:

  1. Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке (указать)

  2. Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений (указать):

- растрескавшаяся, поврежденная кора;

- засохшие ветки;

- вышедшие на поверхность корни.


Стоянка 3. Тополя – живая изгородь.

У данной смотровой площадки находится автомобильная дорога, которая отгорожена тополями. 19 деревьев тополя ограничивают территорию школьного парка по части периметра. Тополь хороший увлажнитель воздуха с высокой поглотительной и фильтрационной способностью воздуха. Он обладает выраженной способностью поглощать и аккумулировать свинец в листьях, поглощать сернистые и фтористые соединения, фенолы. Интересно, что эта способность сохраняется даже у дерева, не одетого листвой.

  1. Экскурсовод. Мы с вами проведем практическую работу

Изучение степени запыленности воздуха

Собрать листья растений в различных местах относительно дороги. Приложить скотч к листьям. Затем снять пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли приклеить на лист белой бумаги. Сравнить степень запыленности, оценивая по 5 бальной системе.

5 – очень интенсивно

4 – интенсивно

3 –слабо

2 – очень слабо

1 - пыль отсутствует

Стоянка 4. Чудо-кочки.

На участке произрастают различные травянистые растения. На данном участке выросли кочки. Их количество меняется ежегодно. Экскурсоводы знакомят с обитателями этих чудо-кочек – это муравьи. Наблюдая за данным объектом, устанавливаем причины образования кочек.

1.Экскурсовод. Загадки о муравьях…

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.(Муравьи в муравейнике)

Среди леса квашня кипит. (Муравейник)

Пришли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи)

2.Экскурсовод. Муравьи – это насекомые. Среди насекомых есть «земледельцы», «пастухи», «плотники», «ткачи», «рабовладельцы».

А бывают ли насекомые полезные и вредные?

Какую пользу приносят насекомые?

Парк здоров, если на каждый га приходится по крайней мере 4 муравейника. Установлено, что если бы леса и парки остались без муравейников, то урон, нанесенный вредителями, мог бы по свои масштабам сравниться с пожаром.

Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Только за один день они приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. Биологическая особенность муравьев такова, что они всегда питаются только преобладающими по численности видами насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья за день уничтожает 7200 гусениц дубовой листовертки, 3500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда птицы почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожара. Они гасят быстро непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника. Какие пословицы и поговорки вы знаете о муравьях?

1.Экскурсовод. Игра собери пословицы


Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.

Мал муравей телом, да велик делом.

Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию

Муравьи сообща и льва одолевают.

Муравей не велик, да горы копает.



Стоянка 5. Лиственница и ее друзья.

На этой смотровой площадке представлены участки с хвойными деревьями. Видовое разнообразие невелико – сосна обыкновенная и лиственница. Во время экскурсии рассказывается о сообществе леса, его составе и структуре, экскурсовод знакомит слушателей с хвойными деревьями Кузбасса…

Лиственница – это единственное хвойное дерево в нашей местности, которое сбрасывает свои иголочки на зиму. Она красива во все времена года. Весной при появлении мягких иголочек она зеленеет. Летом на фоне других деревьев нашей местности мы ее и не замечаем. Осенью же нас удивляет и восхищает ее ярко оранжевый цвет. В нашем селе лиственница не редкий гость.

Экскурсоводы предлагают детям рассказать о том, что они знают о лиственнице.

6. Необходимые мероприятия по уходу за тропой

Состояние экологической тропы: территория захламлена старыми, ветками и сучьями, в травостое присутствует значительный процент сорных видов, встречаются отходы жизнедеятельности человека.

1. Очистка территории от сухостоя, старых и сломанных веток и различной поросли, продуктов деятельности человека.

2. Посадка деревьев, кустарников и культурных травянистых растений.

3. Оформление смотровых площадок.

4. Установление информационных щитов.


7. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и противопожарные требования.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!