Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570
С.Чистенькое
Тема: Экосистема
Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;
- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.
развивающие:
- развивать у учащихся умения планировать свою деятельность;
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Задачи:
сформировать представления об экосистемах;
раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.
Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.
Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: Выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ; объяснять образование цепей питания и пищевой сети; приводить примеры естественных и искусственных экосистем. Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная: по составлению цепей питания.
Групповая работа: по изучению структуры экосистемы.
Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.
Структура урока
1. Орг. момент
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
3. Изучение нового материала
4. Закрепление
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
1. Орг. момент-
Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, настраиваемся на урок.
Учитель отмечает отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Предлагает заполнить схему на доске «Уровни организации живой природы».
Предлагает вспомнить:
-Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?
- Почему виды состоят из популяций?
- Что называют природным сообществом?
- Что связывает компоненты экосистемы в единое целое?
3. Изучение нового материала
План
1.Круговорот веществ
2.Структура экосистемы
3.Пищевые связи организмов
4.Разнообразие экосистем в биосфере
Круговорот веществ-повторяющийся циклический процесс превращения и перемещения отдельных химических элементов
и их соединений.
Экосисте́ма — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Пищевая цепь- ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
Пищевая цепь представляет собой связную линейную структуру из звеньев, каждое из которых связано с соседними звеньями отношениями «пища — потребитель». В качестве звеньев цепи выступают группы организмов, например, конкретные биологические виды. Связь между двумя звеньями устанавливается, если одна группа организмов выступает в роли пищи для другой группы. Первое звено цепи не имеет предшественника, то есть организмы из этой группы в качестве пищи не используют другие организмы, являясь продуцентами. Чаще всего на этом месте находятся растения, грибы, водоросли. Организмы последнего звена в цепи не выступают в роли пищи для других организмов. Каждый организм обладает некоторым запасом энергии, то есть можно говорить о том, что у каждого звена цепи есть своя потенциальная энергия. В процессе питания потенциальная энергия пищи переходит к её потребителю. При переносе потенциальной энергии от звена к звену до 80—90 % теряется в виде теплоты.
Разнообразие экосистем
Искусственные
Естественные
Экосистемы
Работа в группах по карточкам (распределите различные виды экосистем)
Составить пищевую цепь
Закрепление
1. Факторы значение которых входит за пределы выносливости организмов, называют:
1)экологическими 2)абиотическими 3)антропогенными 4)ограничивающими
2. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания листовой опад — . .. — ёж — лисица
1) крот
2) кузнечик
3) дождевой червь
4) плесневые грибы
3.Определите правильно составленную пищевую цепь
1) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли
2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб
3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка
4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
4.Устойчивость экосистемы обеспечивается
1) высокой численностью организмов разрушителей
2) колебаниями численности популяций
3) процессами саморегуляции
4) биологическими ритмами
5.Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей
4) используются животными как пища
5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву
6) многоклеточные эукариотические организмы
6.Укажите признаки агроценоза.
1) устойчивая, саморегулирующаяся система
2) имеет хорошо разветвлённые сети питания
3) характеризуется большим видовым разнообразием
4) нуждается в дополнительных источниках энергии
5) в нём незамкнутый круговорот веществ
6) в системе снижена способность к саморегуляции
7.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) большой численностью хищников
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ
8.Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
1) продуценты 2) консументы | А) прибрежная растительность Б) карп В) личинки земноводных Г) фитопланктон Д) растения дна Е) большой прудовик |
Рефлексия
Домашнее задание: & 4, с 14-15, выучит конспект,
* составить пищевую цепь.