СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Экосистема»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка:  «Экосистема»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Экосистема»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570



























С.Чистенькое

Тема: Экосистема

Цели:

образовательные:

- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;

- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.

развивающие:

- развивать у учащихся умения планировать свою деятельность;

- развивать и формировать информационную компетентность;

- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.

воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.

Задачи:

  • сформировать представления об экосистемах;

  • раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;

  • расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.

Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.

Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: Выделять компоненты экосистемы, взаимосвязанные между собой; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ; объяснять образование цепей питания и пищевой сети; приводить примеры естественных и искусственных экосистем. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.

Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальная: по составлению цепей питания.

Групповая работа: по изучению структуры экосистемы.

Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.

Структура урока

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

3. Изучение нового материала

4. Закрепление

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

1. Орг. момент-

Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.

Учитель отмечает отсутствующих.


2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Предлагает заполнить схему на доске «Уровни организации  живой природы».

Предлагает вспомнить:

-Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?

 - Почему виды состоят из популяций?

- Что называют природным сообществом?

- Что связывает компоненты экосистемы в единое целое?

3. Изучение нового материала

План

1.Круговорот веществ

2.Структура экосистемы

3.Пищевые связи организмов

4.Разнообразие экосистем в биосфере

Круговорот веществ-повторяющийся циклический процесс превращения и перемещения отдельных химических элементов

и их соединений.

Экосисте́ма — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.








Пищевая цепь- ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

Пищевая цепь представляет собой связную линейную структуру из звеньев, каждое из которых связано с соседними звеньями отношениями «пища — потребитель». В качестве звеньев цепи выступают группы организмов, например, конкретные биологические виды. Связь между двумя звеньями устанавливается, если одна группа организмов выступает в роли пищи для другой группы. Первое звено цепи не имеет предшественника, то есть организмы из этой группы в качестве пищи не используют другие организмы, являясь продуцентами. Чаще всего на этом месте находятся растения, грибы, водоросли. Организмы последнего звена в цепи не выступают в роли пищи для других организмов. Каждый организм обладает некоторым запасом энергии, то есть можно говорить о том, что у каждого звена цепи есть своя потенциальная энергия. В процессе питания потенциальная энергия пищи переходит к её потребителю. При переносе потенциальной энергии от звена к звену до 80—90 % теряется в виде теплоты.
















Разнообразие экосистем

Искусственные

Естественные

Экосистемы















Работа в группах по карточкам (распределите различные виды экосистем)

Составить пищевую цепь

Закрепление

1. Факторы значение которых входит за пределы выносливости организмов, называют:

1)экологическими 2)абиотическими 3)антропогенными 4)ограничивающими

2. Какой объект отсутствует в приведённой ниже цепи питания листовой опад — . .. — ёж — лисица

1) крот

2) кузнечик

3) дождевой червь

4) плесневые грибы

3.Определите правильно составленную пищевую цепь

1) чайка → окунь → мальки рыб → водоросли

2) водоросли → чайка → окунь → мальки рыб

3) мальки рыб → водоросли → окунь → чайка

4) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

4.Устойчивость экосистемы обеспечивается

1) высокой численностью организмов разрушителей

2) колебаниями численности популяций

3) процессами саморегуляции

4) биологическими ритмами

5.Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они

1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей

4) используются животными как пища

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

6) многоклеточные эукариотические организмы
6.Укажите признаки агроценоза.

1) устойчивая, саморегулирующаяся система

2) имеет хорошо разветвлённые сети питания

3) характеризуется большим видовым разнообразием

4) нуждается в дополнительных источниках энергии

5) в нём незамкнутый круговорот веществ

6) в системе снижена способность к саморегуляции

7.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) большим видовым разнообразием

2) отсутствием редуцентов

3) большой численностью хищников

4) разветвлёнными пищевыми сетями

5) колебанием численности популяций

6) замкнутым круговоротом веществ

8.Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

1) продуценты

2) консументы


А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик


Рефлексия





Домашнее задание: & 4, с 14-15, выучит конспект,

* составить пищевую цепь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!