Экскурсия «Путешествие по культурным объектам села Унда»
Экскурсии к памятным местам являются в настоящее время важной формой урочной и внеурочной работы учителя истории. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Сегодня экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, рассказ о событиях, связанных с ними.
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной и внеурочной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:
с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, потому что в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.
Все проводимые в образовательном процессе экскурсии делят на несколько типов.
По содержанию экскурсии подразделяются на:
обзорные (события излагаются крупным планом, что дает общее представление о городе, крае, области, государстве в целом);
многоплановые (используется исторический и современный материал);
тематические (посвящены раскрытию одного сюжета).
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на:
индивидуальные;
групповые.
По месту проведения экскурсии бывают:
По способу передвижения:
Экскурсии могут различаться по форме проведения:
экскурсия-массовка (участники передвигаются по маршруту одновременно на автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод; такие экскурсии могут включать в себя фольклорные праздники, массовые театрализованные представления и т.д.);
экскурсия-прогулка (совмещает элементы познания с элементами отдыха);
экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
экскурсия-концерт (посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса);
экскурсия-спектакль (это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе произведений художественной литературы).
Экскурсии могут рассматриваться как форма учебной работы, это может быть:
экскурсия-консультация (дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов);
экскурсия-демонстрация (наглядная форма знакомства группы с производственными процессами, природными явлениями и прочее);
экскурсия-урок (представляет форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой);
учебная экскурсия (является формой обучения, повышения квалификации);
показательная экскурсия (ставит целью показать образец того или иного методологического приема на контрольном объекте, раскрыть определенную тему и т.д.).
Паспорт экскурсии (методическая разработка)
Школа: МКОУ «Ундинская СОШ»
Класс: 6
Выбор темы.
Тема экскурсии: «Путешествие по культурным объектам села Унда».
Определение цели и задачи экскурсии.
Цель экскурсии: расширение кругозора обучающихся о малой Родине на основе знакомства с культурными объектами села Унда.
Задачи экскурсии:
- познакомить ребят с памятниками истории, культуры и природы села Унда;
- способствовать гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;
- развитие чувства сопереживания, ответственности за будущее малой Родины.
Планируемые результаты экскурсии:
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России через прошлое своего села; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего края, села;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, истории, традициям, ценностям своей родины;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, заинтересованности учащихся не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своего села.
Метапредметные:
- овладение различными видами публичных выступлений (выступление с подготовленным сообщением);
- развитие умения выполнять познавательные и практические задания;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (например, сообщение, презентация);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные:
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями об истории небольшого села Унда, Балейского района и известных людях, которые здесь жили;
- приобретение опыта активного освоения культурного и исторического наследия родного края; стремление сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний по родному краю, селу.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
В качестве экскурсионных объектов выбрано:
- мемориальная доска Блинникову А.И. (Приложение 1);
- памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Приложение 2);
- сад, принадлежавший совхозу «Ундинский» (Приложение 3);
- Спасо-Преображенская церковь (Приложение 4).
Составление маршрута экскурсии.
Вид экскурсии: по содержанию – обзорная, историко-краеведческая; по способу передвижения – пешеходная; по составу и количеству участников – групповая.
Протяженность маршрута: примерно 2 километра.
Продолжительность (в академических часах): 2 академических часа
Маршрут | Остановка | Объекты показа | Время, мин. | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Кабинет истории МКОУ «Ундинская СОШ» | | | 10 минут | | Инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути, о поведении на маршруте, о времени отправки и прибытия назад, санитарных остановках | Краткое сообщение о теме экскурсии, о протяженности и продолжительности маршрута. |
МКОУ «Ундинская СОШ» - | Площадка перед зданием | Мемориальная доска Блинникову А.И. | 5-7 минут | Краткая биография Блинникова А.И. Заслуги Блинникова А.И. | | Выступление ученика с сообщением о Блинникове А.И. (Приложение 5). |
Пеший переход | | | 5 минут | | Передвижение по тротуару парами | |
Памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны | У памятника землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны | Памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны | 5-7 минут | История создания памятника Описание памятника | | Выступление ученика с сообщением о памятнике (Приложение 6). |
Пеший переход | | | 10-15 минут | | Передвижение парами | |
Сад | В саду | Сад | 5-7 минут | История создания сада. Современное состояние сада | | Выступления ученика с сообщением о данном объекте (Приложение 7). Выступление ученика об Ушакове Н.Ф. (Приложение 8). |
Пеший переход | | | 15 минут | | Передвижение парами | |
Сад – Спасо- Преображенская церковь | У здания Спасо – Преображенской церкви | Спасо – Преображенская церковь | 10 минут | История строительства церкви. Современное состояние церкви. Внешний и внутренний вид церкви. | | Выступления ученика с сообщением о данном объекте (Приложение 9). |
Пеший переход ДОБ | | | 30-35 минут | | Передвижение парами | |
Каби Кабинет истории МКОУ «Ундинская СОШ» | | | 7-10 минут | | Рефлексия | Составление синквейна |
Подготовка контрольного текста экскурсии.
На этапе разработки экскурсии была сформирована творческая группа из учеников 6 класса: Обухова Зоя, Фомина Юля, Кузнецова Юля, Колобов Сергей, Федосеев Богдан. Ребята должны были обработать фактический материал по объектам экскурсии и написать контрольный текст. Требование к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, полное раскрытие темы.
Составление индивидуального текста.
Кабинет истории МКОУ «Ундинская СОШ» | Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня мы с вами будем путешествовать. Вместе с нами сегодня ваш классный руководитель – Светлана Юрьевна, она мне будет помогать. А где мы с вами будем путешествовать, куда отправимся? Послушайте сами. (Зачитываю стих). «Я знаю, есть большие города, Где оживленно жизнь ведет круженье. Но где бы ни был, отдаю всегда Родной Унде я предпочтенье. Село родное – малое, неброское Мне не забыть, куда ни денусь я ... Бегут года, как со свечи капли воска, Все это жизнь, история моя…» Учитель: Ребята, куда мы с вами сегодня отправимся путешествовать? Правильно, по нашему родному селу. Конечно, у нас не столько достопримечательных мест, как например, в городах, но все же у нас есть такие места, о которых я бы хотела, чтобы вы знали больше. Сегодня мы с вами попытаемся проследовать по следующему маршруту: Школа – Памятник – Сад – Церковь. Я предупреждала вас, что экскурсия будет пешеходная, чтобы вы взяли воду, чтобы одели удобную обувь. Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте с вами повторим правила поведения на экскурсии. Правила поведения на экскурсии Ведите себя сдержанно, спокойно. Внимательно слушайте экскурсовода, выступающих ребят. Если желаешь задать вопрос, не перебивай экскурсовода или выступающего, а дождись паузы. Без разрешения никуда не отлучайтесь. Громко не разговаривайте, не мешайте окружающим. Если вы себя почувствовали плохо во время проведения экскурсии, обратитесь к руководителю группы. Не засоряйте природу. Так как нам придется переходить дорогу, то соблюдайте правила дорожного движения. После экскурсии мы все возвращаемся в школу. Хорошо. Ну а теперь, ребята, можно смело двигаться к нашему первому объекту (выходим к мемориальной доске). |
Мемориальная доска Блинникову А.И. | Учитель: Ребята, вы практически каждый день ходите в школу, замечали ли вы на здании нашей школы вот эту доску? (ответы детей) Эта доска называется мемориальная. Кому она посвящена? (ответы детей) Да, она посвящена Блинникову Андрею Иннокентьевичу. Обычно, плита делается из долговечного камня (чаще всего из мрамора, гранита и др.), бывает из металлических сплавов. Устанавливаются такие доски в память о прославленных людях чаще всего на зданиях, в которых они проживали или работали. Ребята, если наша школа была открыта в 1987 году, Андрей Иннокентьевич работал в этой школе? (ответы детей) Конечно нет, к этому времени, к сожалению, он уже умер. Небольшое сообщение об Андрее Иннокентьевиче нам приготовила Обухова Зоя. Давайте ее послушаем. Сообщение ученика о Блинникове А.И. (выступает Обухова Зоя) Учитель: Зоя, спасибо. Ребята, а как называется улица, где стоит наша школа? Дети: улица Блинникова. Учитель: Правильно, то есть в честь Андрея Иннокентьевича названа одна из улиц нашего села. Запомнили, кем был Андрей Иннокентьевич? (ответы детей) Учитель: строимся по парам и идем к следующему объекту. |
Памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны | Ребята, вам знаком данный памятник? Дети: да, 9 мая здесь проходит митинг в честь победы в Великой Отечественной войне. Учитель: а известна ли вам история создания памятника? (ответы детей). Давайте послушаем выступление Фоминой Юли. Сообщение ученика (выступает Фомина Юля) Учитель: теперь вы чуть больше узнали о нашем памятнике, запомнили, когда он был открыт. Ребята, я обращала ваше внимание на стенд, расположенный на третьем этаже нашей школы, где вывешены списки погибших наших односельчан. Он был подготовлен мной и нашим библиотекарем Еленой Иннокентьевной. Может быть, кто-нибудь нашел своих прадедов, прапрадедов? (ответы детей) Мы продолжаем с вами дальше наше путешествие. Строимся парами и идем дальше. |
Сад, принадлежавший совхозу «Ундинский» | Мы подошли с вами к нашему саду, который когда – то назывался фруктово-ягодный. Вы наверняка все здесь бываете, особенно осенью, не так ли? А почему? (ответы детей). Давайте послушаем, ребята, выступление Кузнецовой Юли по данному объекту. Выступление ученика (Кузнецова Юля) Учитель: Да, действительно, может когда-нибудь этот сад возродится. Может быть, кто–нибудь займется его восстановлением. Может быть, этот кто-нибудь будет один из вас. Говоря о данном объекте, мы не можем не упомянуть о нашем односельчанине, Герое социалистического труда – о Николае Фадеевиче Ушакове. Он тоже работал в совхозе «Ундинском». Колобов Сергей приготовил о нем сообщение. Пожалуйста, Сережа. Выступление ученика (Колобов Сергей) Учитель: Ребята, у нас остался еще один объект, строимся парами и отправляемся дальше. |
Спасо-Преображенская церковь | Мы подошли с вами к нашей церкви, которая называется Спасо-Преображенская. Это памятник XIX века. Доклад о церкви подготовил Федосеев Богдан. Пожалуйста, Богдан. Выступление ученика (Федосеев Богдан) Учитель: Ну вот и подошла наша экскурсия к концу. Спасибо всем. Особенно нашей творческой группе – они готовились, искали материал, учили его. Сейчас мы все с вами возвращаемся в школу. Строимся, ребята. |
Пеший переход в «МКОУ Ундинская СОШ» | Учитель: Чтобы нам было идти веселее обратно, ребята, давайте споем песню. Вы ведь на уроке музыке к Великой победе учили песни? Я спрашивала у вашего учителя (ответы детей). Давайте споем песню «Бухенвальдский набат». Текст песни «Бухенвальдский набат» 1 Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь! И восстали, И восстали, И восстали вновь! 2 Сотни тысяч заживо сожженных Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд. Интернациональные колонны С нами говорят, с нами говорят. Слышите громовые раскаты? Это не гроза, не ураган - Это, вихрем атомным объятый, Стонет океан, Тихий океан. Это стонет, Это стонет Тихий океан! 3 Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Звон плывет, плывет над всей землею, И гудит взволнованно эфир: Люди мира, будьте зорче втрое, Берегите мир, берегите мир! Берегите, Берегите, Берегите мир! Учитель: Ребята, а вы знаете, кто автор стихов данной песни, композитор? Вам говорили, наверное, на уроке музыки? (ответы детей, учитель кратко рассказывает историю создания и исполнения «Бухенвальдского набата».) |
Кабинет истории МКОУ «Ундинская СОШ» | Учитель: Ребята, сегодня мы немного с вами попутешествовали по нашему селу. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях. Давайте попробуем с вами поработать в парах и составить синквейн на тему нашей экскурсии. Ребята работают в парах. |
Отбор литературы и составление библиографии.
Используемая литература:
Багова В.З., Юферова М.А. Ундинский //Энциклопедия Забайкалья: в 4 т. Т.4.- Новосибирск: Наука, 2006.- С.194.
Баркин Г.А., Василевский В.И., Жеребцов Г.А., Блинников А.И. // Малая энциклопедия Забайкалья: Наука и образование: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука, 2011. Ч.1.-С.124.
Дибердеев В.И. Унда // Энциклопедия Забайкалья: в 4 т. Т.4.- Новосибирск: Наука, 2006.- С.192.
Мартынюк Г.П. Спасо-Преображенская церковь // Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство / гл. ред. Н.Н. Жданова.- Новосибирск: Наука, 2016. - С.445.
Стоит в селе памятник: буклет, посвященный 20-летию открытия памятника / сост. Т.Н.Колобова. - Унда: МБУК «Балейская межпоселенческая центральная районная библиотека», 2017.
Тарасова В.Г., Ушаков Н.Ф.// Энциклопедия Забайкалья: в 4 т. Т.4.- Новосибирск: Наука, 2006.- С.216.
Рекомендуемая литература:
Казаков Н.Г. Ундинская слобода, станица 1697-1916 / Н.Г. Казаков.-Чита: Экспресс-издательство, 2019.-384 с.: ил.
Казаков Н.Г., Казакова З.А. Родословная Казаковых: История родословной Казаковых/Чита: ИПК «Забтранс», 2010.-116 с., ил.
Старчак Л.С. Золото Ундинской долины: историческая справка (воспоминания) / Старчак Л.С. – Балей: МУ Редакция районной газеты «Балейский рабочий», 2003.-123 с.
Николай Константинович Баранов: инфор.буклет / сост. Т.Н.Колобова.-Унда: МУК «Балейская межпоселенческая центральная районная библиотека», 2019.
В ходе проведения экскурсии была создана возможность реализации краеведческого принципа обучения. Проведенная экскурсия сделала процесс обучения более интересным, качественным, результативным. Изучая историю своего края, ребята проявили большой интерес к культурным объектам села Унда.
Приложение 1
Учетные карточки (паспорта) объектов
Учетная карточка |
Наименование объекта | Первоначальное: мемориальная доска Блинникову А.И. |
Современное: мемориальная доска Блинникову А.И. |
Обиходное название | Памятная доска Блинникову А.И. |
Событие, с которым связан памятник (дата события) | 100-летие со дня рождения А. И. Блинникова (в 1984 году) |
Местонахождение объекта | Забайкальский край, Балейский район, село Унда, улица Блинникова, 18 (здание школы) |
Описание объекта | Небольшая мемориальная доска белого фона, установленная на здании новой школы в 1984 году. |
Источник сведений об объекте | Дибердеев, В.И. Унда // Энциклопедия Забайкалья: в 4 т. Т.4.- Новосибирск: Наука, 2006.- С.192. |
Сохранность объекта | В удовлетворительном состоянии |
Охрана объекта (на кого возложена) | Администрация МКОУ «Ундинская СОШ» |
В каких экскурсиях объект используется | Тематических, групповых, индивидуальных |
Дата составления карточки, ФИО составителя | 26.03.2020, Ушакова Анна Сергеевна |
Изображение | Нынешний вид |
Приложение 2
Учетная карточка |
Наименование объекта | Первоначальное: памятник, посвященный землякам, погибшим в годы ВОВ |
Современное: памятник, посвященный землякам, погибшим в годы ВОВ |
Обиходное название | Памятник |
Событие, с которым связан памятник (дата события) | Канун дня победы (1997 год) |
Местонахождение объекта | Забайкальский край, Балейский район, село Унда, улица Блинникова (близ окрестности школы) |
Описание объекта | Памятник в виде обелиска, был создан в советское время; на памятнике начертаны слова: «Никто не забыт, ничто не забыто». |
Источник сведений об объекте | Стоит в селе памятник: буклет, посвященный 20-летию открытия памятника / сост. Т.Н.Колобова.-Унда: МБУК «Балейская межпоселенческая центральная районная библиотека», 2017. |
Сохранность объекта | В хорошем состоянии |
Охрана объекта (на кого возложена) | Администрация МКОУ «Ундинская СОШ», администрация сельского поселения «Ундинское». |
В каких экскурсиях объект используется | Тематических, групповых, индивидуальных |
Дата составления карточки, ФИО составителя | 26.03.2020, Ушакова Анна Сергеевна |
Изображение | Нынешний вид |
Приложение 3
Учетная карточка |
Наименование объекта | Первоначальное: фруктово-ягодный сад |
Современное: сад |
Обиходное название | Сад |
Событие, с которым связан памятник (дата события) | |
Местонахождение объекта | Забайкальский край, Балейский район, село Унда, выше улицы Садовая. |
Описание объекта | Ягодные деревья и кустарники, посаженные в несколько рядов, общей площадью примерно 5 га. |
Источник сведений об объекте | Рассказы старожилов, современников. |
Сохранность объекта | Так как за садом уже давно никто не ухаживает, то данный объект находится в плачевном состоянии. |
Охрана объекта (на кого возложена) | Никем не охраняется. |
В каких экскурсиях объект используется | Тематических, групповых, индивидуальных |
Дата составления карточки, ФИО составителя | 26.03.2020, Ушакова Анна Сергеевна |
Изображение | Нынешний вид |
Приложение 4
Учетная карточка |
Наименование объекта | Первоначальное: Спасо-Преображенская церковь |
Современное: Спасо-Преображенская церковь |
Обиходное название | Церковь |
Событие, с которым связан памятник (дата события) | В 1811 году в селе произошел пожар, вследствие этого начинается строительство новой Преображенской церкви усердием прихожан и боголюбителей. Окончательно построена и украшена в 1832 году. |
Местонахождение объекта | Забайкальский край, Балейский район, село Унда, улица Трактовая. |
Описание объекта | Каменное оштукатуренное здание, которое располагалось на окраине села, было покрыто кровельным железом, окрашено зеленой краской. |
Источник сведений об объекте | Мартынюк, Г.П. Спасо – Преображенская церковь // Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство / гл.ред. Н.Н.Жданова.- Новосибирск: Наука, 2016. - С.445. |
Сохранность объекта | В 1930-х годах церковь была взорвана. К 2013 году жителями села Унды и близлежащих сел было принято решение о восстановлении Преображенского Храма. За 7 лет Храм удалось частично восстановить. |
Охрана объекта (на кого возложена) | Администрация СП «Ундинское», жители села |
В каких экскурсиях объект используется | Тематических, групповых, индивидуальных |
Дата составления карточки, ФИО составителя | 26.03.2020, Ушакова Анна Сергеевна |
Изображение | Прежний вид: Не сохранился, но остались развалины | Нынешний вид |
Приложение 5
Блинников Андрей Иннокентьевич
Блинников Андрей Иннокентьевич родился 30 августа 1884 года в селе Ундинское Забайкальской области в семье казака. В 1905 он поступил в Читинскую учительскую семинарию. С 1906 года являлся членом Российской социал–демократической рабочей партии большевиков (РСДРП (б)). Работал учителем в Унде и Ильдикане. За агитационную работу среди казаков 2-го Нерчинского полка в январе 1907 года Андрей Иннокентьевич был арестован. Провел в заключение 1 месяц в Нерчинской и 3 месяца в Читинской тюрьме. После освобождения организовывал марксистские кружки, боролся за Советскую власть в Иркутской губернии, участвовал в партизанских отрядах.
В 1918 году был заместителем, затем председателем трибунала Восточно-Забайкальского фронта. Министр народного просвещения ДВР (Дальневосточной республики). С 1920 года Андрей Иннокентьевич - член Нерчинского народного революционного комитета (нарревкома), председатель Забайкальского нарревкома. Участвовал в создании органов власти на местах, в организации школ ликбеза для взрослых (ликвидации безграмотности, обучение грамоты взрослых и подростков).
Печатался в газетах «Забайкальский крестьянин», «Дальне-Восточный путь» и другие. В 1921 делегат (представитель) X съезда Российской Коммунистической партии большевиков (РКП (б)). В дальнейшем работал заведующим отделения губернского народного образования, член бюро губернского комитета партии и Дальневосточной контрольной комиссии. С марта 1925 года Андрей Иннокентьевич работает в Народном комиссариате просвещения Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР). Занимался организационно-издательской деятельностью. В 1941 вступил в народное ополчение, участвовал в обороне Москвы. Андрей Иннокентьевич награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Умер 6 октября 1979 года в возрасте 85 лет в Москве.
Приложение 6
Памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
В мае 1997 года в селе Унда был открыт памятник, посвященный землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Макет обелиска был изготовлен еще в советское время, но долго оставался макетом. Лишь в 90-е годы началось строительство памятника. На памятнике начертаны слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Озеленение территории около памятника и его покраска были осуществлены при участии Ушакова Владимира Ивановича – директора маслозавода совхоза. Накануне дня Победы жители села, ветераны войны собрались на митинг, посвященный открытию памятника. Открыла митинг глава администрации Лескова Людмила Павловна. Ежегодно празднование дня Победы начинается с митинга у памятника погибшим землякам.
За памятником ухаживает администрация сельского поселения «Ундинское», а так же ребята нашей школы.
Приложение 7
Сад, принадлежавший совхозу «Ундинский»
Сад в нашем селе, который когда-то назывался фруктово-ягодный, принадлежал совхозу «Ундинский». Это территория примерно в 5 гектар саженцев, посаженных в несколько рядов (около 30 рядов). Сад был создан в 1960-е годы. В саду рос ранет, выращивали смородину, огурцы, помидоры. Он был огорожен и находился под охраной. Полученный урожай выписывался рабочим, так же полученную продукцию сдавали по местному населению, детским садам, школам. В центре сада находилась танцплощадка, залитая цементом, где танцевала молодежь. Рядом располагались скамейки, где можно было отдохнуть.
В 1970-е годы сад приходит в упадок, потому что ранет – это сорт яблок, за которым в нашем регионе требуется особый уход. Да и по словам старожилов не хватало рабочих рук в совхозе. Сад одичал, перестал охраняться. На сегодня, как видите, сад находится в ужасном состоянии: ветки обломаны, практически первые ряды вытоптаны крупным рогатым скотом, везде мусор, стекло. Хочется верить, что наступят такие времена, когда этот сад возродится. Может быть, когда-нибудь это будет место, куда можно будет сходить отдохнуть, погулять с друзьями, а может и даже собирать урожай.
Приложение 8
Ушаков Николай Фадеевич
(9.05.1919— 7.09.1979)
Ушаков Николай Фадеевич родился 9 мая 1919 года в селе Ёлкино Забайкальской области в семье крестьянина. В 1930-е годы с отличием окончил курсы трактористов. Работал механизатором Бочкаревской Машино-тракторной станции (МТС) Балейского района. Война прервала работу молодого хлебороба. За участие в Великой Отечественной войне был награжден 6 медалями. В 1946 году Николай Фадеевич вернулся в свое родное село и стал пахарем.
Всю свою трудовую жизнь Николай Фадеевич провел в поисках получения высоких урожаев на забайкальских землях. Был одним из инициаторов внедрения звеньевой системы в земледелии, аккордно-премиальной безнарядной оплаты труда механизаторов. В 1968 году он возглавил семеноводческое звено в совхозе «Ундинский». Через 6 лет его коллективу было присвоено почетное звание «Звено высокой культуры земледелия». В 1971 звено Николая Фадеевича получило 16 центнеров с гектара - самый высокий намолот в районе. Позже урожай составил 20,4 центнера с гектара. За трудовые победы Николаю Фадеевичу в 1973 году было присвоено почетное звание Герой социалистического труда. В 1974 году Николай Фадеевич был избран депутатом Верховного совета СССР (1974-1978). За большие заслуги перед Родиной Николай Фадеевич был удостоен двух орденов Ленина (1971, 1973), золотой медали «Серп и молот» и других правительственных наград. Умер 7 сентября 1979 года в возрасте 60 лет в селе Ёлкино после тяжелой продолжительной болезни [35, с. 216].
Приложение 9
Спасо – Преображенская церковь
Строительство Ундинской Преображенской церкви началось после пожара 1811 года силами прихожан (верующими) и боголюбителей. По счету данная церковь в нашем селе была третьей. Окончательно церковь была построена и украшена в 1832 году. Когда были построены первая и вторая церковь, неизвестно, потому что документы сгорели в 1811 году. Из исторических актов известно, что в Ундинской слободе в 1720 году находился священник церкви Николая Чудотворца Нерчинского присутствия - Попов Алексей. Следовательно, церковь к этому времени уже была. Вероятно, что первая церковь была построена с заселением крестьян (в конце XVII века), так как в слободе данная постройка была в обязательном порядке.
Спасо - Преображенская церковь – это каменное оштукатуренное здание, которое располагалось на окраине села. Построение храма было традиционно: последовательно с запада на восток располагались колокольня, трапезная (столовая), основное прямоугольное помещение храма и полукруглая апсида. Храм имел 3 престола: в холодной церкви – Преображения Господня, в теплой – во имя Казанской иконы Божией Матери и святого Николая Чудотворца. В декоративном оформлении гладкая плоскость стены сочеталась с объемными элементами: пилястрами (вертикальными выступами стены), полуколонками, рельефными поясами и тягами. Стены были расчленены гладкими пилястрами. Основным элементом являлось оформление оконных и дверных проемов. В апсиде и трапезной были сандрики (декоративные архитектурные элементы) прямоугольные, в основном помещении храма – в виде треугольного фронтона. Стойки в рассветах оконных проемов были выполнены как полуколонки с базой и капителью круглого очертания. Главный вход имел арочное очертание. Внутри храма входы в трапезную тоже имели арочное очертание. Здание было покрыто кровельным железом, окрашено зеленой краской, снаружи оштукатурено и выбелено известью, решетчатой оградой с каменными столбами, прясла проволочные, окрашенные зеленой краской; внутри окрашена масляными красками; потолки небесного цвета, стены – розового.
Церковь в жизни прихожан играла большую роль. В ней велись книги: метрические, обыскные, исповедальные росписи, учитывали родившихся детей, крестили их, регистрировали браки, отпевали умерших. В 1930-х годах, к церковь была взорвана. К 2013 году жителями села Унды и близлежащих сел было принято решение о восстановлении Преображенского Храма. За 7 лет Храм удалось частично восстановить. Это огромное событие для односельчан, жителей Забайкальского края, для России.