Конспект экскурсии на тему: «
В дорогу к первоцветам»
Цель:
Познакомить учащихся с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории Мозырского района, Гомельской области;
Задачи:
• формировать бережное отношение к природе
• развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования
• приобщать учащихся к миру искусства (музыке, литературе, поэзии, картинам).
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль.
Место проведения экскурсии: смешанный лес.
Время проведения: конец апреля
Возраст учащихся: 6-10 лет
Подготовка педагога к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью
2. Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
3. Провести беседу об охране природы.
4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления: «календарная весна» -1 марта; «астрономическая» -21 марта – день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы (8 апреля).
3. Поручить учащимся подготовить характеристики для каждого первоцвета и выступить данной экспедиции в роли ботаников, художников.
4. Подготовить детей к восприятию природы. Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока
1. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
- Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
·Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
·Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
·Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
·Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
·В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.
2. Введение в тему занятия-экскурсии (создание эмоционального настроя).
- Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как , февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик-
Всё весною пахнет!»
А. Майков
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?(Прилетели птицы).
- Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
3. Основная часть
3.1. Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?…(Май)
- Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое,высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте – снег, а апреле – снег и дождь, в мае – дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
3.2. Весенние изменения в живой природе.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
- Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
- Почему же подснежники зацветают так рано?(Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
3.3. Задания по группам
Задание для 1 группы: учащиеся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:
Название растения | Особенности внешнего строения |
Цветка (зарисовка) | Листьев (зарисовка) |
| | |
Задание для 2 группы: оно выполняется на основе решения учебной задачи.
Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут – почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?
Задание для 3 группы: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:
- Как часто насекомые посещают эти цветки?
- Чем обусловлена окраска цветков?
- Как размножаются эти растения?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.
3. 4. Сбор учащихся всех групп для выполнения следующего задания.
3.5. Практическое задание: учащиеся находят красивый уголок природы и делают зарисовку.
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Чтение наизусть стихотворений, исполнение песен о весне и о первоцветах.