План – конспект уроков изобразительного искусства
«Экслибрис».
Вид деятельности: графика.
Возраст учеников: 5 класс.
Время работы: два урока.
Цель уроков:
Задачи уроков:
Развитие у учеников фантазии и образного мышления;
Освоение технологии работы в графике;
Выполнение экслибриса, отражающего интересы автора;
Стимулирование к созданию собственной библиотеки.
Зрительный ряд: профессионально выполненные книжные экслибрисы, экслибрисы, выполненные руками детей.
Материалы и инструменты: бумага, ручка с чёрной пастой или тушь – перо, акварель.
План уроков:
1 – Постановка цели и задач перед детьми.
2 – Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда.
3 – Объяснение порядка работы и технологии работы над экслибрисом.
4 – Практическая работа.
5 – Подведение итогов урока.
Ход 1 урока:
Постановка цели и задач перед детьми:
В начале урока, ребятам чётко озвучивается цель данной работы и задачи, поставленные для её достижения. Основная цель данного урока – понять значение экслибриса и начать разработку собственного книжного знака.
Беседа с показом слайдов и репродукций профессиональных экслибрисов.
Экслибрис (от лат. ex libris из книг) - книжный знак, свидетельствующий о принадлежности книги определенному владельцу. Сегодня, в век электронной информации, экслибрисы получили более широкое распространение. Их ставят не только на страницах книг, но и на обложках дисков и кассет.
Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.
Среди художественных экслибрисов различают гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде не эмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов.
Вензелевые экслибрисы с орнаментально разработанными инициалами владельца.
Сюжетные экслибрисы стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.
Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки.
Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Рисунок экслибриса делается предметом горячего обсуждения и становится важен, как личный герб. Он приобретает публичность.
Как показало время, владельцы библиотек были совершенно правы, уделяя столь тщательное внимание экслибрису. Их книги пережили много поколений и сейчас, дойдя до наших дней, могут многое рассказать о культуре и обычае времен своего создания, о личности их владельцев. По экслибрисам легко проследить преемственность поколений – родилась традиция рядом с экслибрисом предыдущего владельца книги оставлять свой книжный знак.
Теперь экслибрисы - это не только верные сторожа книг, но и предметы коллекционирования, которые могут многое рассказать о культуре данной эпохи и проследить судьбу частных библиотек. Они превратились в самостоятельный жанр графики, со своими особенностями и нюансами.
Объяснение порядка работы и технологии работы над экслибрисом
Практическая часть на первом уроке заключается в том, что ученики делают эскизы, наброски различных вариантов собственных экслибрисов простым карандашом. Перед началом работы ребятам предлагается решить, какой вид экслибриса они хотят выполнить, в какой технике предполагают работать, ведь экслибрис может быть как черно – белым так и цветным. Не исключается и техника гризайль.
Практическая работа.
Во время практической работы учителю необходимо, прежде всего, помочь детям определиться с сюжетом экслибриса, подсказать в какую форму лучше всего его заключить.
Подведение итогов урока.
Во время подведения итогов урока необходимо подсказать ученику, какой эскиз будущего экслибриса ему наиболее удался, выделить несколько выразительных и содержательных работ.
Ход второго урока.
Постановка цели и задач перед детьми:
В начале урока, ребятам чётко озвучивается цель данной работы и задачи, поставленные для её достижения. Основная цель данного урока – выполнить собственный экслибрис, исходя из своих литературных интересов и интересов своей семьи.
Беседа.
Во время беседы производиться опрос учащихся с целью определения усвоения знаний, полученных на предыдущим уроке. Можно провести блиц опрос или тестирование.
Объяснение порядка работы и технологии работы над экслибрисом
Перед практической частью урока желательно показать ученикам варианты экслибрисов, выполненные детской рукой. Объяснить, какими материалами, и в какой последовательности выполнен тот или иной экслибрис. Предложить окончательно определиться в какой технике будет вестись работа.
Практическая работа.
Самостоятельная практическая работа детей.
Подведение итогов.
При подведении итогов уроков можно организовать выставку готовых работ, выделить лучшие работы. Возможны призы в виде канцелярских принадлежностей или книг.
Самоанализ проведённого занятия.
Выполнение поставленной в данном уроке цели и задач можно считать успешным если дети:
Были внимательны во время беседы;
Нашли данную тему интересной и актуальной;
Успешно справились с практическим заданием;
Освоили новые технологии;
Проявили собственную фантазию и воображение.
Предложенный тип деятельности на уроках хорош тем, что не требует особенных материалов, знания необычных технологий. При этом, тема очень широкая, хотя и индивидуальная, имеет четкую практическую направленность, ведь готовый экслибрис можно сканировать и наклеивать на книги из личной библиотеки.
Литература:
* Книга: энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др.
*Альманах библиофила. Вып.2. Изд "Книга", М., 1975
*Интернет энциклопедия «Википедия»
Приложение
Гербовый экслибрис Экслибрис сэра Джона Форреста (1847—1918), исследователя Австралии
Вензелевый экслибрис
Экслибрис А. И. Коненко (1994 год)
Современные сюжетные экслибрисы
Цветной экслибрис Экслибрис в технике гризайль
Варианты детских экслибрисов, выполненные в технике тушь – перо
Примеры выполнения детьми цветных экслибрисов (акварель, тушь – перо)