СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Экслибрис"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока или внеклассного мероприятия на тему книжного знака - экслибриса

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Экслибрис"»

План – конспект уроков изобразительного искусства

«Экслибрис».

Вид деятельности: графика.

Возраст учеников: 5 класс.

Время работы: два урока.

Цель уроков:

  • Ознакомление детей с традициями книжной графики в России и в мире.

Задачи уроков:

  • Развитие у учеников фантазии и образного мышления;

  • Освоение технологии работы в графике;

  • Выполнение экслибриса, отражающего интересы автора;

  • Стимулирование к созданию собственной библиотеки.


Зрительный ряд: профессионально выполненные книжные экслибрисы, экслибрисы, выполненные руками детей.

Материалы и инструменты: бумага, ручка с чёрной пастой или тушь – перо, акварель.

План уроков:


1 – Постановка цели и задач перед детьми.

2 – Беседа по теоретической части с демонстрацией наглядного ряда.

3 – Объяснение порядка работы и технологии работы над экслибрисом.

4 – Практическая работа.

5 – Подведение итогов урока.

Ход 1 урока:

Постановка цели и задач перед детьми:

В начале урока, ребятам чётко озвучивается цель данной работы и задачи, поставленные для её достижения. Основная цель данного урока – понять значение экслибриса и начать разработку собственного книжного знака.

Беседа с показом слайдов и репродукций профессиональных экслибрисов.

Экслибрис (от лат. ex libris из книг) - книжный знак, свидетельствующий о принадлежности книги определенному владельцу. Сегодня, в век электронной информации, экслибрисы получили более широкое распространение. Их ставят не только на страницах книг, но и на обложках дисков и кассет.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В. А. Фаворский, и многих других.

Среди художественных экслибрисов различают гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде не эмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов.

Вензелевые экслибрисы с орнаментально разработанными инициалами владельца.

Сюжетные экслибрисы стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки.

Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Рисунок экслибриса делается предметом горячего обсуждения и становится важен, как личный герб. Он приобретает публичность.

Как показало время, владельцы библиотек были совершенно правы, уделяя столь тщательное внимание экслибрису. Их книги пережили много поколений и сейчас, дойдя до наших дней, могут многое рассказать о культуре и обычае времен своего создания, о личности их владельцев. По экслибрисам легко проследить преемственность поколений – родилась традиция рядом с экслибрисом предыдущего владельца книги оставлять свой книжный знак.

Теперь экслибрисы - это не только верные сторожа книг, но и предметы коллекционирования, которые могут многое рассказать о культуре данной эпохи и проследить судьбу частных библиотек. Они превратились в самостоятельный жанр графики, со своими особенностями и нюансами.

Объяснение порядка работы и технологии работы над экслибрисом

Практическая часть на первом уроке заключается в том, что ученики делают эскизы, наброски различных вариантов собственных экслибрисов простым карандашом. Перед началом работы ребятам предлагается решить, какой вид экслибриса они хотят выполнить, в какой технике предполагают работать, ведь экслибрис может быть как черно – белым так и цветным. Не исключается и техника гризайль.

Практическая работа.

Во время практической работы учителю необходимо, прежде всего, помочь детям определиться с сюжетом экслибриса, подсказать в какую форму лучше всего его заключить.

Подведение итогов урока.

Во время подведения итогов урока необходимо подсказать ученику, какой эскиз будущего экслибриса ему наиболее удался, выделить несколько выразительных и содержательных работ.


Ход второго урока.

Постановка цели и задач перед детьми:

В начале урока, ребятам чётко озвучивается цель данной работы и задачи, поставленные для её достижения. Основная цель данного урока – выполнить собственный экслибрис, исходя из своих литературных интересов и интересов своей семьи.

Беседа.

Во время беседы производиться опрос учащихся с целью определения усвоения знаний, полученных на предыдущим уроке. Можно провести блиц опрос или тестирование.

Объяснение порядка работы и технологии работы над экслибрисом

Перед практической частью урока желательно показать ученикам варианты экслибрисов, выполненные детской рукой. Объяснить, какими материалами, и в какой последовательности выполнен тот или иной экслибрис. Предложить окончательно определиться в какой технике будет вестись работа.

Практическая работа.

Самостоятельная практическая работа детей.

Подведение итогов.

При подведении итогов уроков можно организовать выставку готовых работ, выделить лучшие работы. Возможны призы в виде канцелярских принадлежностей или книг.

Самоанализ проведённого занятия.

Выполнение поставленной в данном уроке цели и задач можно считать успешным если дети:

  • Были внимательны во время беседы;

  • Нашли данную тему интересной и актуальной;

  • Успешно справились с практическим заданием;

  • Освоили новые технологии;

  • Проявили собственную фантазию и воображение.

Предложенный тип деятельности на уроках хорош тем, что не требует особенных материалов, знания необычных технологий. При этом, тема очень широкая, хотя и индивидуальная, имеет четкую практическую направленность, ведь готовый экслибрис можно сканировать и наклеивать на книги из личной библиотеки.







Литература:

* Книга: энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др.

*Альманах библиофила. Вып.2. Изд "Книга", М., 1975

*Интернет энциклопедия «Википедия»

Приложение

Гербовый экслибрис Экслибрис сэра Джона Форреста (1847—1918), исследователя Австралии

Вензелевый экслибрис

Экслибрис А. И. Коненко (1994 год)

Современные сюжетные экслибрисы

Цветной экслибрис Экслибрис в технике гризайль



Варианты детских экслибрисов, выполненные в технике тушь – перо

Примеры выполнения детьми цветных экслибрисов (акварель, тушь – перо)