Министерство образования и науки Калужской области
ГБПОУ КО "Калужский коммунально-строительный техникум"
им. И.К.Ципулина
Методическая разработка
ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
"ЗДЕСЬ ТИШИНА ЦВЕТЁТ..."
для студентов групп А-11, МД-21
Автор: Осипенко А.И.
преподаватель русского языка и литературы
Калуга, 2020
«Одобрено»
Цикловой комиссией
Общеобразовательных дисциплин
И дисциплин ОГСЭ
Председатель
_______________ М.Н.Изотова
Протокол № ____ от ________2020г.
«Утверждено»
Методическим советом
Протокол №........... от.............
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………………………………..4
Введение…………………………………………………………………………………….5
Цели, задачи, критерии.........................................................................................................5
Ход мероприятия....................................................................................................................6
Заключение.............................................................................................................................7
АННОТАЦИЯ
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Нравственное воспитание учащихся – тяжелейшая задача для преподавателя. Для решения этой задачи преподавателю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у подростков. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.
Этическая беседа – это форма разъяснения учащимся норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учащимися и преподавателем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учащимися, преподаватель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.
Форма мероприятия помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Она выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей. Помогает нарабатывать свой опыт нравственного поведения, вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.
ВВЕДЕНИЕ
Этическая беседа приурочена к 140-летию со дня рождения А. А. Блока и проводится для обучающихся ГБПОУ ККСТ им. И. К. Ципулина, ее организационное, методическое обеспечение.. Этическая беседа направлена на рассмотрение нравственных, моральных и этических вопросов нашей жизни на примере жизненного пути А.А. Блока.
Цели мероприятия:
Обучающие:
расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.А.Блока;
углубление знаний об истории России.
Развивающие:
развитие творческих способностей учащихся;
развитие эстетических вкуса учащихся.
Воспитательные:
воспитание у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству.
Задачи:
рассказать о блистательной и трагической судьбе А.А. Блока, о его роли в истории России;
выразительное чтение стихов поэта;
подвести учащихся к мысли о любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое соотечественников, а также их личной ответственности за будущее России.
Продолжительность: 45 мин.
Порядок проведения
Этическая беседа проводиться для студентов групп А-11, МД-21
Ход мероприятия
1. Постановка темы беседы
2. Просмотр и обсуждение отрывков из документального фильмов о жизни А.А. Блока «ДЕЛО N / Поэт Революции - Александр Блок», «Александр Блок. "Я медленно сходил с ума".
3. Чтение стихотворений А.А. Блока, обсуждение тематики и проблематики
«В предзакатные часы...»
«О доблестях, о подвиге, о славе...»
«Я шел – и вслед за мною шли…»
Поэма «Двенадцать»
«Последнее напутствие»
4. Подведение итогов беседы
Вопросы по ходу беседы задаются для направления учащихся и меняются в зависимости от темы выбранной учащимися в ходе осмысления и обсуждения, что позволяет добиться отклика на этическую беседу в группах с разным уровнем подготовки и нравственными взглядами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная этическая беседа не развивалась по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Учащиеся говорили именно то, что они на самом деле думают и своими ответами формировали направление беседы. Учащиеся проявили высокую активность, интерес и самостоятельность. В ходе беседы высказались почти все желающие. Конечно, нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.
Данная разработка этической беседы способствует не только формированию гражданской позиции, проявлению и приобретению таких личностных качеств как: любовь к Родине, к родной литературе, а также углублению знаний об истории России и роли личности в истории; помогает применить свой жизненный опыт при осмыслении вопросов и ситуаций, обогатить его. С помощью этической беседы передается и накапливается эстетический опыт, воспитывается положительное отношение к литературным произведениям. Формируется навыки обдумывания и оценки своих и чужих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения, собственной нравственной позиции. Это всё и является серьёзным направлением воспитательной работы с подрастающим поколением.