СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА факультативного занятия «Язык родной, дружи со мной» «О словах разнообразных, одинаковых и разных» (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА факультативного занятия «Язык родной, дружи со мной» «О словах разнообразных, одинаковых и разных» (3 класс)»

Государственное учреждение образования «Зажевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Солигорского района»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

факультативного занятия «Язык родной, дружи со мной» (3 класс)


«О словах разнообразных, одинаковых и разных»








Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Зеневич О.В.











аг.Зажевичи, 2022

Цель:

  • создание условий для расширения представления учащихся о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших словах.


Задачи:

- актуализировать знания учащихся о словах-близнецах (омонимах), словах-друзьях (синонимах), словах-противниках (антонимах) и устаревших словах;

- привлечь внимание учащихся к живому слову, пробудить интерес к русскому языку; способствовать развитию сообразительности, мышления, речи, фантазии;

- содействовать воспитанию любознательности, культуре общения, уверенности в себе.


Оборудование:

  • металлическая тарелка;

  • молоток;

  • жетоны;

  • карточки с заданиями для каждой команды;

  • таблички с записанными названиями лотов.



















Ход факультативного занятия


1. Вступительное слово

СЛАЙД 1

- Сегодня мы проводим наше факультативное занятие необычно, в форме аукциона знаний.

- Может быть кто-нибудь из вас знает, что такое аукцион?

СЛАЙД 2

Аукцион – публичная продажа некоторых видов товаров, при которой покупателем становится тот, кто предложит самую высокую цену.

- На продажу будут выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на свои знания.

СЛАЙД 3

- “Предметы”, выставленные на “Аукцион”:

  • Слова-синонимы.

  • Слова-антонимы.

  • Слова-омонимы.

  • Устаревшие слова.

- Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

- На нашем аукционе присутствуют гости и ассистенты, они будут вести подсчёт баллов.

- Я ведущая аукциона.

- За каждый правильный ответ команда будет получать жетон. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов.

- В диалоге на “торгах” в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. Ответы должны быть полными.


2. Открытие аукциона знаний. Сообщение темы и формулировка задач занятия

- До начала аукциона остаются считанные минуты, и за это время я предлагаю вам определить его тему.

- Над какой темой мы с вами работали на последних занятиях?

- Сегодня мы обобщим наши знания по данной теме.

СЛАЙД 4

- А какие задачи поставим перед собой? (Обобщить знания о синонимах, антонимах, омонимах, заимствованных и устаревших словах, пробудить интерес к русскому языку, учиться культуре общения, воспитывать уверенность в себе).


3. Предварительный залог-задание

- Прежде чем мы начнём, каждая команда-участница должна внести “залог”, доказать свою “состоятельность” – способность участвовать в “аукционе”.

- Итак, внимание, задание: составить из букв название своей команды. (“Знатоки”, “Грамотеи”).

СЛАЙД 5

Ассистенты выносят бейджики с названием и эмблемой команды.

- Итак, аукцион начинается.


4. Слова-синонимы

Звучит удар гонга.

- Внести первую «вещь» на продажу!

СЛАЙД 6

Ассистенты вносят красочно оформленную табличку «Слова-синонимы».

- Продаются слова-синонимы. За правильный ответ – жетон. Начальная цена – эти слова можно назвать друзьями …(Это слова близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. Они помогают избежать повторов в тексте. Синонимы делают нашу речь более точной и выразительной. Слова-синонимы отличаются только оттенками своего значения. Слова-синонимы должны отвечать на один и тот же вопрос. Они могут передавать тонкие оттенки значений (СИЛАЧ – ГЕРКУЛЕС). Позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ). Синонимы позволяют нам говорить официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ).)

- Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание.

- Кто больше выполнит заданий на эту тему?

У каждой команды лист с заданиями по данной теме. Начинает команда, набравшая наименьшее количество жетонов.

СЛАЙД 7

1) Назовите слова, близкие по значению, которые помогли автору избежать повторения слов.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни.

Как надоели мне они.

СЛАЙД 8

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

мерзнет в жару.

- Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначают одно и тоже, но по разному произносятся).

- Какими словами являются синонимы в 1 группе? (Слова-предметы)

- Какими словами являются слова во 2-й группе? (Слова-действия)

- Какую еще группу слов мы знаем? (Слова-признаки)

- Что сильнее – метель или буран?

- Метель, буран, вьюга – все эти явления природы отличаются силой ветра. Какое еще слово можно поставить в синонимический ряд? (Пурга).

2) Задание для самостоятельного выполнения на местах. Продолжите высказывания, используя синонимы.

СЛАЙД 9

Месяц, когда дети идут в школу после летних каникул – это …

Последний месяц года – это …

Шестой день недели – это …

Дерево, которое наряжают к Новому году, – это …

СЛАЙД 10

Перечень букв в определённом порядке – это …, …

Предмет, при помощи которого измеряют температуру, - это …, …

Орудие труда, которое служит для колки дров, – это …

Здание, где учатся дети, – это …

- Ответы закончились.

Ведущий трижды отстукивает молотком – окончание торгов за эту “вещь”.

- Продано!

Удар гонга

- «Вещь» продана команде, набравшей большее количество жетонов.

Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» её.


5. Комиссионный сбор

СЛАЙД 11

- С команды, проигравшей «торги», взимается «комиссионный сбор»

Сценка “Три загадки”

Поссорились на перемене ребята.

Один кричит: “Я тебе покажу, где раки зимуют!”

А второй ему: “Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет!”

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать.

А они на него напустились: – Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

А дежурный вдруг, как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.


- Какие такие загадки встретились в этой сценке?

- Как можно понять их смысл?

СЛАЙД 12

Где раки зимуют – серьёзно наказать.

Лезть вон из кожи – очень стараться.

Спать с открытыми глазами – всё видеть.


6. Слова-антонимы

- Торги продолжаются

Звучит гонг
Вносят следующую «вещь» – «Слова-антонимы».

СЛАЙД 13

- Продаются слова-антонимы. Начальная цена – эти слова можно назвать противниками …(Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, вверх – вниз. Помогают подчеркнуть противоположность. Делают нашу речь образнее. Используются в пословицах и поговорках. Например, «Язык длинный, мысли короткие.», «По одёжке встречают – по уму провожают.». Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д. Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.)

СЛАЙД 14

1) Продолжите пословицы:

Ученье – свет, а неученье …

Знай больше, а говори …

В учёбе корень горек, зато плод её …

Лучшая вещь новая, лучший друг …

2) Это задание – эстафета. Какая команда лучше справится с заданием? Проверим? Помним о правилах безопасности. Выходим к доске только тогда. Когда предыдущий ученик уже занял свое место.

СЛАЙД 15

1 команда

Говорить – молчать

Длинный – короткий

Ломать – чинить

Забывать – вспоминать

Горячий – холодный

Кривой – прямой

Терять – находить

Легкий – тяжелый

2 команда

Правда – ложь

Помеха – помощь

Проигрыш – выигрыш

Старт – финиш

День – ночь

Старик – молодец

Шум – тишина

Порядок – беспорядок

СЛАЙД 16

- Слово «антоним» произошло от древнегреческих слов анти - «против» и онима - «имя». Узнать больше об антонимах можно с помощью словаря антонимов.


7. Комиссионный сбор

СЛАЙД 17

Диалог о словарях (Читают двое детей по ролям)

Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать -
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические,
И, конечно, не забудьте -
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём,
И будете знать вы всё обо всём!


8. Танцевальная пауза

- На аукционе объявляется танцевальная пауза.

СЛАЙД 18

Танец буги-вуги

https://www.youtube.com/watch?v=8LSA7GJXCSQ


9. Слова-омонимы

СЛАЙД 19

- Продаются слова - омонимы.

- Начальная цена – эти слова называют словами-близнецами… (Омонимы – слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Среди омонимов различают омографы-слова, которые различаются ударением. Например, замок – замок, стрелки – стрелки, кружки – кружки. Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Например, «Каков ни есть, а хочет есть». Омонимия лежит в основе многих загадок. Например, «Какие кошки мышей не ловят?»)

СЛАЙД 20

1) Найди омонимы. Составь словосочетания






СЛАЙД 21

2) Прочитай стихотворение и ответь на вопрос: почему возникло непонимание между героями? О каких лисичках здесь идёт речь?

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.


10. Комиссионный сбор

СЛАЙД 22

Вы откуда, молодцы? (инсценировка)

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
— Вы откуда

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:
— Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу — далеки.


11. Устаревшие слова

СЛАЙД 23

- Продаются устаревшие слова.

Начальная цена – эти слова по-другому называют исчезнувшими из речи. (Архаизмы перестали часто употребляться в речи. Это происходит в связи с исчезновением предметов, понятий, которые они обозначали. Например, лакей, конка, помещик. Их можно встретить в художественной литературе. Выяснить значение устаревшего слова можно с помощью этимологического словаря. Некоторые устаревшие слова не исчезли бесследно, а сохранились как часть новых слов. Например, яровой, ярка. Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах и поговорках. Например, не зги не видно. Нередко устаревшие слова возрождаются в языке, например, слово «дружина» раньше имело значение «войско князя», теперь употребляется в значении объединения людей.)

СЛАЙД 24

1) Найдите в ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши.

-Предлагаю проверить правильно ли вы сделали задание.

СЛАЙД 25-28

СЛАЙД 29

2) К словам подобрать устаревшие слова

Замарашка – забор

Изгородь – народ

Чужеземец – неряха

Чёлн – иностранец

Зазор – стыд

Челядь – лодка

- Если устаревшие слова не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (С помощью толкового словаря)

- Существует замечательный словарь, который называется «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель В.И. Даль.


12. Комиссионный сбор

СЛАЙД 30

Один ребёнок рассказывает интересные сведения из биографии В.И. Даля.

Владимир Иванович Даль (1801 - 1872), прозаик, поэт, драматург. Родился в Луганске в семье врача. В 1819 году начинает собирать слова, выражения, загадки, удивлявшие его чем-либо (значением, необычным смыслом, незнакомым содержанием). Даль пишет также повести и рассказы, стихи, комедии. В эти же годы появляются статьи Даля о языке. В 1853 представил в Академию наук свой сборник "Пословицы русского народа", включивший более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, прибауток. Главным делом своей жизни считал создание "Толкового словаря живого великорусского языка", за который автору Академией наук была присуждена Ломоносовская премия.


13. Подведение итогов аукциона

Составление синквейна на тему «Слова» (коллективно)

СЛАЙД 31

Слова

Похожие, разные.

Помогают, украшают, объясняют.

Имеют своё лексическое значение.

Язык.

- Все «вещи» проданы. Аукцион завершается.

СЛАЙД 32

- Я благодарю всех участников аукциона, а также ассистентов – за чёткую и быструю работу. А сейчас самое приятное – награждение команды-победительницы аукциона.

- Команда «…» выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т.е. показала отличное знание русского языка. Выйдите сюда, поаплодируем им.

- Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Грамота за победу в аукционе знаний по русскому языку».

- Проигравшей команде вручаются благодарности за участие в аукционе знаний по русскому языку.

- Ребята команды «…», как вы думаете, почему вам удалось одержать победу?


14. Заключительное слово ведущего аукциона

- Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.

- «Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас, чего я вам и желаю.






























































Это слова близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. Они помогают избежать повторов в тексте. Синонимы делают нашу речь более точной и выразительной. Слова-синонимы отличаются только оттенками своего значения. Слова-синонимы должны отвечать на один и тот же вопрос. Они могут передавать тонкие оттенки значений (СИЛАЧ – ГЕРКУЛЕС). Позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ). Синонимы позволяют нам говорить официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ).)

Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, вверх – вниз. Помогают подчеркнуть противоположность. Делают нашу речь образнее. Используются в пословицах и поговорках. Например, «Язык длинный, мысли короткие.», «По одёжке встречают – по уму провожают.». Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д. Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос

Омонимы – слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Среди омонимов различают омографы- слова, которые различаются ударением. Например, замок – замок, стрелки – стрелки, кружки – кружки. Омонимы придают особую выразительность, остроту пословицам. Например, «Каков ни есть, а хочет есть». Омонимия лежит в основе многих загадок. Например, «Какие кошки мышей не ловят?»)

Архаизмы перестали часто употребляться в речи. Это происходит в связи с исчезновением предметов, понятий, которые они обозначали. Например, лакей, конка, помещик. Их можно встретить в художественной литературе. Выяснить значение устаревшего слова можно с помощью этимологического словаря. Некоторые устаревшие слова не исчезли бесследно, а сохранились как часть новых слов. Например, яровой, ярка. Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах и поговорках. Например, не зги не видно. Нередко устаревшие слова возрождаются в языке, например, слово «дружина» раньше имело значение «войско князя», теперь употребляется в значении объединения людей.)


Владимир Иванович Даль (1801 - 1872), прозаик, поэт, драматург. Родился в Луганске в семье врача. В 1819 году начинает собирать слова, выражения, загадки, удивлявшие его чем-либо (значением, необычным смыслом, незнакомым содержанием). Даль пишет также повести и рассказы, стихи, комедии. В эти же годы появляются статьи Даля о языке. В 1853 представил в Академию наук свой сборник "Пословицы русского народа", включивший более 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, прибауток. Главным делом своей жизни считал создание "Толкового словаря живого великорусского языка", за который автору Академией наук была присуждена Ломоносовская премия.










1) Назовите слова, близкие по значению, которые помогли автору избежать повторения слов.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни.

Как надоели мне они.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

мерзнет в жару.


2) Задание для самостоятельного выполнения на местах. Продолжите высказывания, используя синонимы.

Месяц, когда дети идут в школу после летних каникул – это …

Последний месяц года – это …

Шестой день недели – это …

Дерево, которое наряжают к Новому году, – это …

Перечень букв в определённом порядке – это …, …

Предмет, при помощи которого измеряют температуру, - это …, …

Орудие труда, которое служит для колки дров, – это …

Здание, где учатся дети, – это …


1) Продолжите пословицы:

Ученье – свет, а неученье …

Знай больше, а говори …

В учёбе корень горек, зато плод её …

Лучшая вещь новая, лучший друг …






Сценка “Три загадки”

Поссорились на перемене ребята.

Один кричит: “Я тебе покажу, где раки зимуют!”

А второй ему: “Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет!”

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать.

А они на него напустились: - Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

А дежурный вдруг, как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.


Диалог о словарях

Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать -
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические,
И, конечно, не забудьте -
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём,
И будете знать вы всё обо всём!



Вы откуда, молодцы? (инсценировка)

День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
— Вы откуда

Появились, молодцы?

Отвечали мне слова:
— Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!

Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу — далеки.


1) Найди омонимы. Составь словосочетания 1) Найди омонимы. Составь словосочетания

















2) Прочитай стихотворение и ответь на вопрос: почему возникло непонимание между героями?

О каких лисичках здесь идёт речь?

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.









1) Найдите в ряду «лишнее» слово, объясните свой выбор

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши.


2) К словам подобрать устаревшие слова

Замарашка – забор

Изгородь – народ

Чужеземец – неряха

Чёлн – иностранец

Зазор – стыд

Челядь – лодка

2) К словам подобрать устаревшие слова

Замарашка – забор

Изгородь – народ

Чужеземец – неряха

Чёлн – иностранец

Зазор – стыд

Челядь – лодка








ГОВОРИТЬ МОЛЧАТЬ

ДЛИННЫЙ КОРОТКИЙ

ЛОМАТЬ ЧИНИТЬ

ГОРЯЧИЙ ХОЛОДНЫЙ

КРИВОЙ ПРЯМОЙ

ТЕРЯТЬ НАХОДИТЬ

ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ

ПРАВДА ЛОЖЬ

ПОМЕХА ПОМОЩЬ

ПРОИГРЫШ ВЫИГРЫШ

СТАРТ ФИНИШ

ДЕНЬ НОЧЬ

ШУМ ТИШИНА

ПОРЯДОК БЕСПОРЯДОК

ЗАМАРАШКА ЗАБОР

ИЗГОРОДЬ НАРОД

ЧУЖЕЗЕМЕЦ НЕРЯХА

ЧЁЛН ИНОСТРАНЕЦ

ЗАЗОР СТЫД

ЧЕЛЯДЬ ЛОДКА