Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности в начальной школе с помощью лексико-фразеологической работы на уроках русского языка и литературного чтения»
Е.А. Петрова
МБОУ «Луговская основная школа»
им. М. П. Хваткова»,
г. Ульяновск
Аннотация. В методической разработке охарактеризованы основные виды лексико-фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе, способствующие формированию функциональной грамотности: эвристический анализ, написание сочинений, изучение многозначных слов. Автором описано содержание соответствующих аналитических и аналитико-синтетических упражнений.
Развитие функциональной грамотности – непрекращающийся процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека. Его основа закладывается в раннем возрасте, поэтому формирование данного комплекса компетенций является одной из важнейших задач на ступени начального общего образования. Концепция функциональной грамотности основывается на известных международных исследованиях PISA, где среди базовых составляющих указана читательская грамотность, развитие которой в большей степени осуществляется на предметах гуманитарного цикла.
В рамках русского языка в начальной школе функциональную грамотность необходимо рассматривать, как способность адаптироваться и функционировать во внешней среде, используя знание родного языка, т.е. способность младшего школьника использовать навыки чтения и письма для взаимодействия с социумом.
Состав и структура функциональной грамотности пока еще окончательно не определены, но уже очевидно, что в качестве её составляющих должны присутствовать правописная (включающая графическую), коммуникативно-риторическая, нормативная, этикетно-этическая и другие страты. Специального рассмотрения заслуживает фразеологическая составляющая функциональной грамотности.
Фразеология играет особую роль в создании языковой картины мира личности. Понимание сущности каждой фразеологической единицы даёт возможность не только расширить границы понимания собственного языка, но и глубже познать культуру, историю народа, специфику его ментальности. Фразеология – социализирующий раздел языка, поэтому так важно уделять внимание изучению и анализу устойчивых оборотов на этапе начального образования.
Необходимо охарактеризовать основные виды лексико-фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе, способствующие формированию функциональной грамотности.
Наиболее эффективным видом учебной работы для развития навыка адаптации в ситуации неопределённости является эвристический анализ, поскольку его технология основывается на принципах аудирования. Педагог задаёт младшим школьникам вопросы на неизвестную ранее им тему. Ответы на них о значении устойчивого словосочетания учащиеся могут получить самостоятельно, анализируя пройденный ранее учебный материал. В рамках подготовительной работы к эвристическому анализу художественных текстов учителю необходимо использовать метод беседы, в основе которого постановка системы вопросов, при ответе на которые младшие школьники способны определить общие признаки устойчивых словосочетаний и алгоритм их анализа. Задача учителя заключается в том, чтобы учащиеся смогли раскрывать смысл фразеологических оборотов и применяли их в своей речи в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Эвристический анализ позволяет развить у младшего школьника «образность мышления», которая в дальнейшем позволит ему обеспечить глубокое и полное понимание художественных произведений, что является важной составляющей умения писать сочинения.
Таким образом, результатом анализа значения устойчивого оборота может являться составление устного или письменного мини-сочинения, в котором учащимся необходимо интерпретировать в соответствии с заданной учителем речевой ситуацией значение фразеологизма.
Наиболее оптимальными видами письменных работ для закрепления навыка использования устойчивых оборотов в речи являются следующие: сочинение-описание трудового процесса, сочинение-репортаж на краеведческую тему. В качестве дидактического материала для подготовки учащихся к написанию данных самостоятельных письменных работ младших школьников используются специально составленные учителем мини-рассказы, содержащие ошибки, связанные с нарушением норм лексики, в частности, неточным употреблением фразеологизмов и устойчивых оборотов.
В рамках лексико-фразеологической работы умение младших школьников адаптироваться в речевой ситуации также может быть развито посредством изучения многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, заимствованных слов, отличающихся высокой метафоричностью, образностью, экспрессивно-стилистическими свойствами.
Данная учебная работа осуществляется в процессе выполнения аналитических упражнений, где младшим школьникам необходимо выделить и классифицировать по общему признаку фразеологические обороты и паремии в художественном тексте; определить его значение в контексте рассматриваемого текста; обозначить его эмоциональную и экспрессивную окраску. Мультимедийный материал является одним из наиболее эффективных дидактических средств для развития таких мыслительных операций, как проведение аналогии, сравнения и синтеза информации, поэтому учителю необходимо разработать интерактивные аналитические упражнения или мультимедийные презентации.
Изучение многозначности слов для формирования соответствующих ориентационных умений также осуществляется в процессе выполнения аналитико-синтетических упражнений, где необходимо ввести фразеологические обороты в готовый текст или заменить их на синонимы. В результате расширения фразеологического лексикона младших школьников развивается языковая рефлексия и мотивация изучения родного языка.
Таким образом, лексико-фразеологическая работа в начальной школе в контексте развития функциональной грамотности позволяет учащимся приблизиться к пониманию смыслового пространства языка, тонкостям функционирования слова в тексте и в речи, в результате чего формируется умение пользоваться языком во всём его функциональном многообразии.