Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка через различные виды деятельности.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). Таким образом, основной акцент на уроках английского языка делается на формирование УУД.
Мы должны развивать личность обучающегося, прежде всего, через формирование УУД. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе конкретного предмета нет. Но, в целом на современных уроках английского языка идет формирование всех 4-х видов универсальных учебных действий. Остановимся подробнее на формировании регулятивных УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности. Овладев которыми, ученик получит возможность научиться:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - устанавливать целевые приоритеты;
Мозговой штурм. Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.
Ситуация яркого пятна. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, слова: played, cooked, swam, helped. Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
При помощи картинок по теме урока
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей (например , ученик выступает в роли учителя)
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.( учащиеся ставят цели на будущее)
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;( обмен тетрадями или проверка группами)
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необхо -
димые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Игра «Капитан»
Выбирается капитан, ведущий корабль, т.е. ученик, читающий текст, если он ошибается, то это означает, что в корабле пробоина. Капитан получает спасательный круг - класс хором читает слово. Ученик, первым заметивший ошибку, становится новым капитаном
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
При проектировании урока английского языка с позиции формирования у обучающихся УУД стараюсь придерживаться данным рекомендациям. Разработать такой урок, на котором происходит изучение АЯ с другими видами деятельности: трудовой, игровой, физической (физминутки), музыкальной и т. д. Такие уроки за счет объединения образовательных, воспитательных и развивающих способностей ведут к разностороннему развитию личности и мотивации использования иноязычных знаний на практике, что позволяет увидеть результаты своей деятельности, получить радость и удовольствие от проделанной работы.
Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.
Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:
оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.
- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English school bag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Then summarize the results by saying that pupils can say/do lots of things in English. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board. Let pupils flip through Millie-4 for 2-3 minutes and find the most interesting picture. Talk to pupils about what they can learn from the book, judging by its pictures.
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Children acquire new language without much effort when they are having fun and when there are many opportunities for them to hear the language in familiar contexts. If the context makes sense, they have the opportunity to hear the language the more they will be able to say in that language.
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison whit the beginning of the school year.
- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Children need to hear the new language patterns first. But very quickly they are ready to practice these in teacher – controlled gamed. Then children will start using the language in pairs or in groups.
- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Ask pupils if they know any famous travelers. What do they know? Tell pupils about an Italian explorer called Marco Polo and an English explorer called Sir Francis Drake. Tell pupils they can learn more about the travelers and explorers.
- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Suggest that pupils play the game Dino-quest. Split the class into two teams and let teams choose a name. Let teams take turns in asking and answering questions about dinosaurs.
Одной из целей образовательного процесса является достижение учащимися определенных метапредметных результатов, то есть овладение учащимися такими способами деятельности, которые могут применяться как в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Овладение такими способами деятельности происходит в процессе всего обучения, на уроках различных образовательных дисциплин.
Метапредметные результаты достигаются за счет формирования универсальных учебных действий (УУД). Федеральный государственный образовательный стандарт определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, в процессе обучения учащийся должен пройти путь от выбора рационального способа выполнения заданий до самостоятельной постановки целей учебной деятельности, выбора средств для их достижения, самостоятельной оценки хода выполнения деятельности и ее результатов и далее к полной автономии, созданию своей образовательной среды.
Универсальные учебные действия объединяются в четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Учебный предмет английский язык может внести весомый вклад в развитие всех видов УУД. В силу специфики предмета ряд УУД является для иностранного языка специальными умениями (СУУ), то есть такими умениями, которые являются наиболее значимыми для овладения иностранным (английским) языком как учебным предметом. Сформированные на уроках иностранного языка СУУ могут переноситься на другие предметы, тогда как перенос с других предметов не всегда возможен, так как деятельность на уроках иностранного языка осложняется самим иностранным языком. Поэтому сформированные на уроках иностранного языка СУУ перерастают в обобщенные учебные действия и затем становятся УУД. Технология коммуникативного иноязычного образования, разработанная Е.И. Пассовым, позволяет работать над развитием СУУ и УУД одновременно с достижением предметных результатов и решением задач духовно-нравственного развития школьников. Поэтому, как и для достижения предметных результатов, в учебниках представлены средства для достижения метапредметных результатов. Линия УМК «Английский язык 2–11» авторов В. П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. предлагает следующие средства формирования универсальных учебных действий: памятки, упражнения и вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Одним из специальных средств развития УУД являются памятки.
Памятка — это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие. УМК предлагает учащимся следующие виды памяток:
Памятка-алгоритм: предлагает строго фиксированную последовательность операций.
Памятка-инструкция: предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
Памятка-совет: рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
Памятка-показ: дает пример выполнения задания.
Памятка-стимул: стимулирует активность через раскрытие перспектив.
Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. С номенклатурой всех памяток и умений, на развитие которых они направлены, можно познакомиться в приложении к книге для учителя для каждого класса. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно. Но знание памятки не означает, что ученик умеет выполнить тот или иной вид работы, овладение приемом происходит в процессе многократного выполнения упражнений, направленных на развитие того или иного умения. При этом важно, чтобы ученик осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения задания.
Развитию регулятивных УУД, в частности оценки и саморегуляции, способствует такой раздел УМК, как Self-Assessment. В этом разделе ученики самостоятельно оценивают свои достижения в различных видах речевой деятельности и сравнивают свою оценку с оценкой учителя. В основной и средней школе к этой оценке добавляется самооценка по овладению различными УУД и оценка умения выполнять тесты в различных тестовых форматах.
Еще одним средством развития УУД является проектная деятельность. Линия УМК «Английский язык 2–11» предлагает различные проекты для работы, темы которых охватывают все сферы человеческой деятельности, что дает возможность учащимся удовлетворить познавательные интересы и раскрыть способности. Каждый цикл каждого года обучения завершается проектным уроком, на котором учащимся предлагается выполнить один из предложенных проектов или придумать свой. Целью проектной деятельности является не только достижение определенных предметных результатов, но и интеллектуальное и личностное развитие учеников, а также развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.
Работа над проектом включает в себя несколько основных этапов: постановка проблемы, раскрытие замысла исследования или выдвижение гипотезы, планирование проектной работы, проведение исследования, сбор материала, поиск решения проблемы, представление результатов проектной деятельности и обсуждение. На каждом этапе работы над проектом формируются все группы УУД. Какие из УУД будут развиваться, зависит от каждого конкретного проекта, но, безусловно, в проектной деятельности будут развиваться умение сформулировать проблему, умение задать вопросы по проблеме, умение планировать проектную работу, умение анализировать, классифицировать, делать выводы и умозаключения.
На этапе презентации проекта учащимся потребуется умение структурировать материал, умение использовать знаково-символические средства представления материала, умение полно и точно выражать свои мысли. Завершающий этап работы над проектом является основой развития рефлексии. Необходимо помнить, что оценка проекта самими учащимися должна основываться на содержательных, объективных и осознанных критериях, которые могут быть, как разработаны учениками самостоятельно, так и предложены учителем. Учащиеся должны уметь анализировать причины успеха и неудач. Задачей учителя является формирование у ученика установки на улучшение результатов деятельности. Успешная проектная деятельность способствует развитию мотивации к дальнейшему овладению предметом. Таким образом, в процессе работы над проектами формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные иличностные УУД.
Упражнения на формирование регулятивных УУД:
Упражнение №1: «Найди время для встречи» «Find a time to meet»
Цель: Активизация лексико-грамматических навыков по теме «My day».
Возраст: 13-14 лет.
Форма выполнения задания: парная
Описание задания: каждый обучающийся получает страничку из дневника, в которой подробно расписан распорядок дня на неделю. Для работы в парах учитель готовит 2 варианта карточек, отличающихся некоторой информацией. Задача обучающихся: изучив свой распорядок дня, они должны найти время для встречи, которое устроило бы обоих собеседников. Обучающиеся работают в парах, задавая друг-другу вопросы типа:
What are you doing/going to do on Friday?
Are you going to be free at seven on Friday?
Если один из собеседников не может встретиться в предлагаемое время, он должен извиниться, объяснить, почему не может, чем буде занятии предложить другое время для встречи.
Упражнение №2: «Составить распорядок дня» «Make up your diary»
Цель: активизировать навыки извлечения необходимой информации из предложенного текста
Возраст: от 10 лет
Форма выполнения задания: индивидуальная
Описание задания: детям предлагаются разные тексты по теме «My day» им необходимо составить распорядок дня героя, опираясь на текст.
Пример текста:
My name is Ivan. I’m ten years old. I study in the 5th form of the state secondary school 61. I attend school six days a week. Sunday is the only weekend that I have. My day usually starts at 7.30 (half past seven) am. That’s when I wake up, but I don’t get up until 7.45 (quarter to eight). Then I brush my teeth and have a shower. After that I wear my school uniform and have a quick breakfast in the kitchen. My mum makes a sandwich for me and a cup of tea. Then I quickly leave for school. Luckily, I live 5 minutes away from school so I’m almost never late. My classes usually start at 8.30 (half past eight). My lessons finish at about 1 or 2 pm. When I come back home I have my lunch and take a short rest. After that I do my homework for tomorrow. Then I’m allowed to watch my favorite shows, play computer games or go for a walk with my friends. On Wednesdays and Fridays I go to the swimming-pool. And on Tuesdays and Thursdays I attend martial arts. So that leaves little free time for anything else. Saturdays are freer. We only have four lessons on these days and I don’t attend any sections. I go to bed at about ten o'clock, but my parents like to sit up late and write letters or read.
Упражнения на формирование регулятивных УУД
Задание №1. «Прочитай начало рассказа, придумай продолжение и озаглавь»
Цель: развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: прочитать данный текст, перевести его. Далее необходимо придумать продолжение данного текста и придумать заглавие своему получившемуся тексту.
Материалы: карточка с текстом, лист бумаги.
Инструкция: прочитать часть текст, перевести его. Придумать интересное и оригинальное продолжение текста и озаглавить его. Проверить работу на отсутствие лексических и грамматических ошибок.
Once a rich Englishwoman called Mrs. Johnson decided to have a birthday party. She invited a lot of guests and a singer. The singer was poor, but he had a very good voice.
The singer got to Mrs. Johnson’s house at exactly six o’clock, but when he went in, he saw through a door that the dining-room was already full of guests, who were sitting round a big table in the middle of the room. The guests were eating, joking, laughing, and talking loudly. Mrs. Johnson came out to him, and he thought she was going to ask him to join them, when she said, «We’re glad, sir, that you have come. You will be singing after dinner, I’ll call you as soon as we’re ready to listen to you. Now will you go into the kitchen and have dinner too, please.»
The singer was very angry, but said nothing. At first he wanted to leave Mrs Johnson’s house at once, but then he changed his mind and decided to stay and teach her and her rich guests a good lesson. When the singer went into the kitchen, the servants were having dinner, too. He joined them. After dinner, the singer thanked everybody and said, «Well, now I’m going to sing to you, my good friends. » And he sang them some of his songs.
Soon Mrs. Johnson called the singer.
«Well, sir, we are ready. »
«Ready? » asked the singer. «What are you ready for? »
«To listen to you, » said Mrs. Johnson in an angry voice…
Критерии оценивания:
– оригинальность текста,
– отсутствие ошибок.
У этого задания есть еще один вариант.
Цель: развитие мышления, памяти, воображения, формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: написать рассказ, зная лишь последнее предложение.
Материалы: карточка с предложениями.
Инструкция: учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа. Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает то, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию.
Вот некоторые возможные заключительные фразы:
– And I never answered the telephone again.
– But when I got out of the train there was no one to meet me.
– I could go neither home nor to school.
Задание №2. «Моя любимая телепередача»
Цель: формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением.
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная.
Описание задания: ребятам предлагается назвать свою любимую телепередачу, написать небольшое сочинение о ней. Также сделать небольшую презентацию к своему сочинению, которая может содержать фотографии со съемок и даже ее небольшой отрывок. Представить свое творение своему классу, быть готовым ответить на вопросы одноклассников, а также приготовить вопросы к аудитории, чтобы проверить на сколько внимательна была аудитория, к выступлению ученика.
Материалы: оценочные листы, карточки с заданиями.
Инструкция: Сделать презентацию своей любимой передачи. Презентация должна содержать: сочинение по передаче, фотографии съемок, отрывки из передачи, вопросы по своей презентации.
Критерии оценивания:
– творческий подход,
– оригинальность презентации работы,
– отсутствие лексических и грамматических ошибок в сочинении,
– фонетически грамотное прочтение сочинения.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Учащиеся, играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить научить прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.