СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Формирование УУД на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка, эффективные приемы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Формирование УУД на уроках химии"»

Формирование УУД на уроках химии.  Методическая разработка уроков по темам:  «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций».

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по темам: «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  Использование системно-информационного анализа, моделирования для изучения различных сторон окружающей действительности.   Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.  Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Получение химической информации используя различные источники

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

  • Использование системно-информационного анализа, моделирования для изучения различных сторон окружающей действительности.
  • Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
  • Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
  • Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
  • Получение химической информации используя различные источники
Тема урока: ОСНОВАНИЯ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:  Обучающие:  Дать понятие об основаниях. Дать представление о строении и свойствах оснований. Познакомиться с действием различных индикаторов в щелочной среде.  Развивающие:  Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения. Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки. Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся. Воспитательные:  Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Тема урока: ОСНОВАНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

  • Дать понятие об основаниях.
  • Дать представление о строении и свойствах оснований.
  • Познакомиться с действием различных индикаторов в щелочной среде.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения.
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  • Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :    Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований; Уметь называть основания; Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований; Уметь распознавать щёлочь с помощью индикатора; Уметь характеризовать свойства оснований; Уметь применять знания по технике безопасности при работе со щелочами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

  • Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований;
  • Уметь называть основания;
  • Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований;
  • Уметь распознавать щёлочь с помощью индикатора;
  • Уметь характеризовать свойства оснований;
  • Уметь применять знания по технике безопасности при работе со щелочами.
ФИШБОУН   Основные понятия Ответ  Вопрос  Суть понятия

ФИШБОУН

Основные понятия

Ответ

Вопрос

Суть понятия

Общая формула Таблица  растворимости Гидроксид Название Какие соединения называются основаниями? растворимость веществ в воде гидроксид Ме (валентность) ион – ОН- Ме(ОН)n

Общая

формула

Таблица

растворимости

Гидроксид

Название

Какие соединения называются основаниями?

растворимость

веществ в воде

гидроксид Ме

(валентность)

ион – ОН-

Ме(ОН)n

Какие соединения называются основаниями? Основания  – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов

Какие соединения называются основаниями?

Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов

УУД на уроке по теме «Основания» Совершенствование навыков работы с текстом учебника. Поиск необходимой информации. Соотношение понятия и его сути. Анализ проработанного материала. Умение самостоятельно делать выводы.

УУД на уроке по теме «Основания»

  • Совершенствование навыков работы с текстом учебника.
  • Поиск необходимой информации.
  • Соотношение понятия и его сути.
  • Анализ проработанного материала.
  • Умение самостоятельно делать выводы.
ДЕЙСТВИЕ ИНДИКАТОРА В  ЩЕЛОЧНОЙ  СРЕДЕ Работа по предложенному алгоритму. Наблюдение и оформление своих наблюдений. Сделать выводы, исходя из наблюдений. Название индикатора Окраска в щелочной среде Лакмус Метиловый Оранжевый Фенолфталеин

ДЕЙСТВИЕ ИНДИКАТОРА В ЩЕЛОЧНОЙ СРЕДЕ

  • Работа по предложенному алгоритму.
  • Наблюдение и оформление своих наблюдений.
  • Сделать выводы, исходя из наблюдений.

Название

индикатора

Окраска в

щелочной среде

Лакмус

Метиловый

Оранжевый

Фенолфталеин

САМО – ИЛИ ВЗАИМОПРОВЕРКА Этап первичного закрепления – выполнение письменного упражнения. само – или взаимопроверка (текст на экране).

САМО – ИЛИ ВЗАИМОПРОВЕРКА

  • Этап первичного закрепления – выполнение письменного упражнения.
  • само – или взаимопроверка

(текст на экране).

РЕФЛЕКСИЯ  Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности и её результатов

РЕФЛЕКСИЯ

Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности и её результатов

 Овладение Универсальными Учебными Действиями ведет:  к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания;  овладевать умениями и компетентностями в любой предметной области;  к самостоятельной организации процесса усвоения,  УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ.

Овладение Универсальными Учебными Действиями ведет:

  • к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания;
  • овладевать умениями и компетентностями в любой предметной области;
  • к самостоятельной организации процесса усвоения,

УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ.

БИНАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие:  Дать понятие об оксидах и летучих водородных соединениях. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле; Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений; Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. Дать понятие об оксидах и летучих водородных соединениях. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле; Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений; Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека. Развивающие:  Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения; Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки. Воспитательные:  Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

БИНАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

Дать понятие об оксидах и летучих водородных

соединениях.

Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;

Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений;

Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

  • Дать понятие об оксидах и летучих водородных соединениях. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле; Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений; Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;

Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления; Уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их; Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;
  • Уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;
  • Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений
ТЕМА УРОКА ?

ТЕМА УРОКА ?

CO, CaO, CO 2 , Na 2 O  К какому классу соединений относятся эти вещества? Выделите характерные признаки  Анализ объектов; Выделение признаков; Формирование понятия по выделенным признакам

CO, CaO, CO 2 , Na 2 O

  • К какому классу соединений относятся эти вещества?
  • Выделите характерные признаки

  • Анализ объектов;
  • Выделение признаков;
  • Формирование понятия по выделенным признакам
Учащиеся отрабатывают пройденный материал  Совершенствуют навыки само – и взаимопроверки
  • Учащиеся отрабатывают пройденный материал

  • Совершенствуют навыки само – и взаимопроверки
Углекислый газ, негашёная известь Вода Совершенствование навыков работы с текстом учебника Поиск необходимой информации Анализ материала

Углекислый газ,

негашёная известь

Вода

  • Совершенствование навыков работы с текстом учебника
  • Поиск необходимой информации
  • Анализ материала
Ромашка Блума

Ромашка Блума

HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 SO 3 ,H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3 Вам необходимо исследовать этот список по следующему плану: Цель исследования План работы Факты об объекте Возникшие вопросы Версии ответов

HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 SO 3 ,H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3

Вам необходимо исследовать этот список по следующему плану:

  • Цель исследования
  • План работы
  • Факты об объекте
  • Возникшие вопросы
  • Версии ответов
HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 SO 3 ,H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3 На основе своих наблюдений дополните следующие схемы: 1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот? 2. Количество Н в кислоте (основность): одноосновные ( пример ) двухосновные ( пример ) …… . ( пример )  3. ……… : Бескислородные ( пример) Кислородсодержащие ( пример )

HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 SO 3 ,H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3

На основе своих наблюдений дополните следующие схемы:

1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот?

2. Количество Н в кислоте (основность):

  • одноосновные ( пример )
  • двухосновные ( пример )
  • …… . ( пример )

3. ……… :

  • Бескислородные ( пример)
  • Кислородсодержащие ( пример )
Попробуйте назвать кислоты, исходя из состава H F - фтороводородная H Cl - ? H Br - ? H I - ? H 2 S - ? H 2 SO 4  - серная H 2 SO 3  - сернистая Н NO 3 - ? H NO 2  - ? H 3 PO 4  - ? H 2 CO 3 - ? H 2 SiO 3 - ?

Попробуйте назвать кислоты, исходя из состава

H F - фтороводородная

H Cl - ?

H Br - ?

H I - ?

H 2 S - ?

H 2 SO 4 - серная

H 2 SO 3 - сернистая

Н NO 3 - ?

H NO 2 - ?

H 3 PO 4 - ?

H 2 CO 3 - ?

H 2 SiO 3 - ?

Своей работой на уроке я… Доволен Не совсем доволен Не доволен, потому что …. Лесенка успеха Могу характеризовать свойства кислот Понятно строение и классификация кислот Имею общее представление о кислотах

Своей работой на уроке я…

Доволен

Не совсем доволен

Не доволен, потому что ….

Лесенка успеха

Могу характеризовать свойства кислот

Понятно строение и классификация кислот

Имею общее представление о кислотах

Соли   Правильно разгаданное ключевое слово кроссворда –  тема сегодняшнего урока

Соли

Правильно разгаданное ключевое слово кроссворда – тема сегодняшнего урока

Выделите ключевые слова сегодняшнего урока

Выделите ключевые слова сегодняшнего урока

Выполните упражнение Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате неё образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро.

Выполните упражнение

Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате неё образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро.

Самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь определение –   «реакции соединения»

Самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь определение – «реакции соединения»

Закончите уравнение реакций, схемы которых: Fe + H 2 O + O 2 → Fe(OH) 3 Fe + Cl 2 → FeCl 3

Закончите уравнение реакций, схемы которых:

Fe + H 2 O + O 2 → Fe(OH) 3

Fe + Cl 2 → FeCl 3

Смоделируйте схемы: Реакция разложения Реакция соединения

Смоделируйте схемы:

Реакция разложения

Реакция соединения

Цепочка превращений О 2 Н 2 О Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4

Цепочка превращений

О 2

Н 2 О

Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4

Домашнее задание § 30 упражнение 1(д);  Написать сказку на тему:  «Реакции разложения, соединения»

Домашнее задание

§ 30 упражнение 1(д);

Написать сказку на тему:

«Реакции разложения, соединения»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!