Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по темам: «Основные классы неорганических веществ», «Типы химических реакций».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Использование системно-информационного анализа, моделирования для изучения различных сторон окружающей действительности.
- Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
- Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
- Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
- Получение химической информации используя различные источники
Тема урока: ОСНОВАНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
- Дать понятие об основаниях.
- Дать представление о строении и свойствах оснований.
- Познакомиться с действием различных индикаторов в щелочной среде.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения.
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
- Уметь определять принадлежность веществ к классу оснований;
- Уметь называть основания;
- Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оснований;
- Уметь распознавать щёлочь с помощью индикатора;
- Уметь характеризовать свойства оснований;
- Уметь применять знания по технике безопасности при работе со щелочами.
ФИШБОУН
Основные понятия
Ответ
Вопрос
Суть понятия
Общая
формула
Таблица
растворимости
Гидроксид
Название
Какие соединения называются основаниями?
растворимость
веществ в воде
гидроксид Ме
(валентность)
ион – ОН-
Ме(ОН)n
Какие соединения называются основаниями?
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов
УУД на уроке по теме «Основания»
- Совершенствование навыков работы с текстом учебника.
- Поиск необходимой информации.
- Соотношение понятия и его сути.
- Анализ проработанного материала.
- Умение самостоятельно делать выводы.
ДЕЙСТВИЕ ИНДИКАТОРА В ЩЕЛОЧНОЙ СРЕДЕ
- Работа по предложенному алгоритму.
- Наблюдение и оформление своих наблюдений.
- Сделать выводы, исходя из наблюдений.
Название
индикатора
Окраска в
щелочной среде
Лакмус
Метиловый
Оранжевый
Фенолфталеин
САМО – ИЛИ ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Этап первичного закрепления – выполнение письменного упражнения.
- само – или взаимопроверка
(текст на экране).
РЕФЛЕКСИЯ
Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности и её результатов
Овладение Универсальными Учебными Действиями ведет:
- к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания;
- овладевать умениями и компетентностями в любой предметной области;
- к самостоятельной организации процесса усвоения,
УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ.
БИНАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
Дать понятие об оксидах и летучих водородных
соединениях.
Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;
Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений;
Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
- Дать понятие об оксидах и летучих водородных соединениях. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле; Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений; Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;
- Уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;
- Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений
ТЕМА УРОКА ?
CO, CaO, CO 2 , Na 2 O
- К какому классу соединений относятся эти вещества?
- Выделите характерные признаки
- Анализ объектов;
- Выделение признаков;
- Формирование понятия по выделенным признакам
- Учащиеся отрабатывают пройденный материал
- Совершенствуют навыки само – и взаимопроверки
Углекислый газ,
негашёная известь
Вода
- Совершенствование навыков работы с текстом учебника
- Поиск необходимой информации
- Анализ материала
Ромашка Блума
HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 SO 3 ,H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3
Вам необходимо исследовать этот список по следующему плану:
- Цель исследования
- План работы
- Факты об объекте
- Возникшие вопросы
- Версии ответов
HF, HCl, HBr, HI, H 2 S, H 2 SO 3 ,H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3
На основе своих наблюдений дополните следующие схемы:
1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот?
2. Количество Н в кислоте (основность):
- одноосновные ( пример )
- двухосновные ( пример )
- …… . ( пример )
3. ……… :
- Бескислородные ( пример)
- Кислородсодержащие ( пример )
Попробуйте назвать кислоты, исходя из состава
H F - фтороводородная
H Cl - ?
H Br - ?
H I - ?
H 2 S - ?
H 2 SO 4 - серная
H 2 SO 3 - сернистая
Н NO 3 - ?
H NO 2 - ?
H 3 PO 4 - ?
H 2 CO 3 - ?
H 2 SiO 3 - ?
Своей работой на уроке я…
Доволен
Не совсем доволен
Не доволен, потому что ….
Лесенка успеха
Могу характеризовать свойства кислот
Понятно строение и классификация кислот
Имею общее представление о кислотах
Соли
Правильно разгаданное ключевое слово кроссворда – тема сегодняшнего урока
Выделите ключевые слова сегодняшнего урока
Выполните упражнение
Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате неё образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро.
Самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь определение – «реакции соединения»
Закончите уравнение реакций, схемы которых:
Fe + H 2 O + O 2 → Fe(OH) 3
Fe + Cl 2 → FeCl 3
Смоделируйте схемы:
Реакция разложения
Реакция соединения
Цепочка превращений
О 2
Н 2 О
Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4
Домашнее задание
§ 30 упражнение 1(д);
Написать сказку на тему:
«Реакции разложения, соединения»