СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Функциональная грамотность на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

методы и приёмы работы с текстом

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Функциональная грамотность на уроках окружающего мира"»

МБОУ «Хиславичская СШ»







Методическая разработка


Тема: «Методы и приёмы работы с текстом

на уроках окружающего мира, как средство формирование естественно-научной грамотности»


Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Хиславичская СШ»

Прудникова С.Ф.





Хиславичи-2020г.




Введение


В Федеральном государственном образовательном стандарте в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится умениям по работе с текстами. Недаром в обеих примерных образовательных программах (и для начальной школы, и для ступени основного образования) выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом».
Такое внимание формированию умений по работе с текстом не случайно, ведь по данным международного исследования PISA (2000, 2003, 2006 и 2009 годы), в котором оценивается грамотность чтения, наши учащиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.

Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений.

Актуальность: Таким образом, на современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умениями читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получить знания, осваивая другие дисциплины.

Проблема:

Работа с текстами могут помочь определить владение учащимися естественнонаучной грамотностью.


Объект: текст, как предмет формирования естественнонаучной компетентности.

Цель: формирование естественно-научной грамотности, при работе

с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира.

Задачи:

- поиск информации и понимание прочитанного текста;

- умение преобразовывать и интерпретировать информацию;

- умение оценивать информацию.

Ожидаемые результаты: осуществлять поиск необходимой информации, преобразовывать её, представлять в виде схемы, устанавливать закономерности, обобщать, делать речевые высказывание в письменной форме. Это особенно важно при выполнении итоговых и Всероссийских проверочных работ.

Основная часть

1.Методика и приёмы организации работы с текстом

на уроках окружающего мира в начальной школе



Подготовительный этап- цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приёмы работы: 1.«Корзина идей» Учитель: О чем вы думаете, когда слышите слово «планеты»? Я предлагаю называть ваши предположения. (Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. Учитель: Запишите все, что вы думаете кратко, а потом обсудите записанное в группе. Самую интересную информацию я размещу в «Корзине идей». В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме

2.«Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чем пойдет речь в тексте).

3.Приём "Инсерт"

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — я это знаю;

н — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

4.Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть

Формы работы на уроке

Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.

Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Основной этап- Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.

Приёмы работы:

1.Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

2.Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия).

3.«Дневник исследователя», кратко формулируя свои ответы. На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа)

Знаю

Новая информация

 

 

4.«Толстый и тонкий вопросы» Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными.

Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Прием используется в следующих обучающих ситуациях: Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу

5.Восстановление деформированного текста.

6.Заполнение таблиц и схем (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

7.Выборочное чтение (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя)

8.«Ярмарка вопросов» (дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

9.Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

Вариант1 На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Вариант2:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы

Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

10. Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно! Задание должно содержать ошибки 2 уровней:

– явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Заключительный этап Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

Приёмы работы:

1.Работа с пословицами (детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции, полученной из текста информации)

2.Дополнение текста (детям предлагается дополнить текст своими примерами)

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

3.Игра «Плюс или минус» (учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак «+» если согласны, если не согласны – знак «-«)

4.Составление памяток, инструкций. «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника», «Правила на воде» и др.

 5.«Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Методика проведения данного приема:

1 этап – посередине чистого листа (классной доски) учитель записывает ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап

Учитель: Запишите все, что вы помните данной теме(Слова или словосочетания) учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графи-чески отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

6. Проигрывание жизненных ситуаций (практическое применение полученной из текста информации)

7. «Синквейн» синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк,  написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3 строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (обычно это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме).

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное (синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Выводы: Новые современные приёмы и методы работы с текстами помогают делать урок интересным и насыщенным, а работу с текстами продуманной и продуктивной, а также способствуют формированию естественно-научной грамотности.

2.Заключение

На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС учащиеся должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умениями читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получить знания, осваивая другие дисциплины. Поэтому целью моей работы было формирование естественно-научной грамотности, при работе с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира.

Используя, новые современные приёмы и методы работы с текстами я увидела, что они помогают делать урок интересным и насыщенным, а работу с текстами продуманной и продуктивной, а также способствуют формированию естественно-научной грамотности. Дети уже могут выделять главное в тексте, находить быстро нужную информацию. При использовании приёма «Фишбоун», умеют ставить проблему, содержащеюся в тексте и находить пути её решения. Умеют  преобразовывать информацию из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, памяток кластеров и др.) Используя такие методики как: «Ярмарка вопросов», Стратегия «Кубик Блума», «Толстый и тонкий вопросы», ученики  могут быстро и хорошо ставить вопросы к тексту и находить на них ответы, составлять план, применять на практике информацию, полученную из текстов.




Источники

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе,  ж. Начальная школа до и после.

  2. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016

  3. Наволенко Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25




Приложение

Дидактический материал

по работе с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

2 класс


Тема 1: Родная страна.

Виды заданий:



Задание 1

Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну.

Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.



Вариант выполнения задания 1



Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.

Это государство Российская Федерация.



Задание 3

Прочитай текст, подчеркни несоответствие, соотнеси рисунок с тексом и исправь ошибку.

Флаг России.

Современный флаг, несмотря на его древнее происхождение и долгую историю, был воссоздан недавно, около 10 лет назад. Четыре вертикальных полоски белого, синего и красного цвета имеют особый смысл. Белый цвет означает чистоту, синий – небо, верность, правду, красный – огонь, отвагу.















Вариант выполнения задания 3

Флаг России.

Современный флаг, несмотря на его древнее происхождение и долгую историю, был воссоздан недавно, около 10 лет назад. Четыре вертикальных (три горизонтальных) полоски белого, синего и красного цвета имеют особый смысл. Белый цвет означает чистоту, синий – небо, верность, правду, красный – огонь, отвагу.
















Тема 2: Явления природы. Погода.

Виды заданий:


Задание 1

Прочитай текст. Помоги Вите выбрать одежду для прогулки.

Было холодно. Ярко светило солнце. На деревьях зеленели первые листья. Вдруг пошёл снег.



Вариант выполнения задания 1



Одеть: вязаную шапку, непромокаемую куртку с капюшоном и сапоги, можно взять тонкие перчатки.



Задание 2 Вариант выполнения задания 2



Опиши погоду, используя рисунок и имеющийся жизненный опыт.




Ясная морозная погода. Идёт небольшой снег. Температура воздуха – 25° (– 30°). Ветра нет.

Задание 3



Прочитай текс, найди в нем несоответствие и подчеркни.

На улице выпал снег, ребята пошли купаться.

Сегодня ясно, нет ветра, температура воздуха +15°С, поэтому мы пойдем кататься на лыжах.

На улице жаркая, сухая погода. Мальчики прибежали домой мокрые.



Вариант выполнения задания 3



На улице выпал снег, ребята пошли купаться.

Сегодня ясно, нет ветра, температура воздуха +15°С, поэтому мы пойдем кататься на лыжах.

На улице жаркая, сухая погода. Мальчики прибежали домой мокрые.



Задание 4



Создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт.


Зима

Весна

Лето

Осень

Покров земли





Деревья





Небо









Вариант выполнения задания 4




Зима

Весна

Лето

Осень

Покров земли

снег

снег, проталины, трава

зеленая трава

бурая трава

Деревья

нет листьев

почки, цветы

зеленые листья

плоды, желтые, красные листья

Небо

чистое

чистое, ясное

чистое, ясное

темное, хмурое







Задание 5

Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста.

Первые оттепели обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми. Над рекой все реже нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета. В середине осени происходит ледостав.



Вариант выполнения задания 5

Первые оттепели (заморозки) обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми (редкими). Над рекой все реже (чаще) нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета (зимы). В середине (в конце) осени происходит ледостав.



Тема 3: В гости к осени.

Виды заданий:


Задание 1

Определи, о каком времени года идёт речь в произведении и напиши. Подчеркни те приметы, которые тебе помогли выполнить задание.

а) Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...


б) Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.




Вариант выполнения задания 1



Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

(Осень)


Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(Осень)


Задание 2



Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста.

Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи хорошо прогревают землю. По утрам на улице лёгкий морозец. Осенние дожди быстро проходят, и под ногами почти не бывает луж. С наступлением осени природа оживает.




Вариант выполнения задания 2



Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи хорошо (меньше) нагревают землю. По утрам на улице лёгкий морозец. Осенние дожди быстро (долго не) проходят, и под ногами почти не бывает луж (всё время грязь и слякоть). С наступлением осени природа оживает (умирает).




Задание 3



Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ.

На улице тепло. Небо голубое. Ярко светит солнце. Вова и Зина пришли из школы, и вышли в сад. Яблоки уже созрели. Пора собирать урожай.



Вариант выполнения задания 4




Речь идёт об осени. Доказательством служат 3 и 5 предложения.




Тема 4: В гости к зиме.


Виды заданий:

Задание 1

Определи, о каком времени года идёт речь в произведении и напиши. Подчеркни те приметы, которые тебе помогли выполнить задание.

а) День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.


б) Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу,
А я пойду кататься.



Вариант выполнения задания 1

День настал.

И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.

(Зима)

Все озеро во льду,
Деревья серебрятся,
И все вокруг в снегу,
А я пойду кататься.

(Зима)


Задание 2



Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста.

Солнце зимой поднимается высоко, поэтому земля получает мало тепла. Дни стоят короткие, а ночи длинные. Кое - где лежит снег. Водоёмы скованы льдом. Часто идёт снег. Птицы улетели в тёплые края, а звери спят в своих норках.



Вариант выполнения задания 2



Солнце зимой поднимается высоко (совсем невысоко), поэтому земля получает мало тепла. Дни стоят короткие, а ночи длинные. Кое – где (кругом) лежит снег. Водоёмы скованы льдом. Столбик термометра поднимается выше (опускается ниже) нуля градусов. Птицы (перелётные) улетели в тёплые края, а звери (некоторые) спят в своих норках.



Задание 3



Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ.

Ребята играли во дворе в футбол. У Андрюши сапоги промокли. Снег попал в сапоги. Андрюша побежал домой и переоделся.



Вариант выполнения задания 4




Речь идёт о зиме. Доказательством служит третье предложение.



Тема 5: В гости к весне.

Виды заданий:

Задание 1

Определи, о каком времени года идёт речь в произведении и напиши. Подчеркни те приметы, которые тебе помогли выполнить задание.

а) С деревьев – кап!
С карнизов – кап!..
Прощайте, холода!
С балконов,с крыш -
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!

б) Сошли снега… Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны…
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.



Вариант выполнения задания 1



С деревьев – кап!
С карнизов – кап!..
Прощайте, холода!
С балконов,с крыш -
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!

(Весна)

Сошли снега… Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны…
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.

(Весна)



Задание 2



Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста.

С приходом весны солнце поднимается в небе гораздо выше, но греет совсем мало. Днём становится всё холоднее. С крыш свисают сосульки. Выпадает первый снег. На водоёмах раскалывается лёд. Начинает замерзать почва. Просыпаются звери, прилетают птицы и начинают вить гнёзда. Природа оживает после зимы.



Вариант выполнения задания 2



С приходом весны солнце поднимается в небе гораздо выше, но (и) греет совсем мало (по-настоящему). Днём становится всё холоднее (теплее). С крыш свисают сосульки. Выпадает первый (последний) снег. На водоёмах раскалывается лёд. Начинает замерзать (оттаивать) почва. Просыпаются звери, прилетают птицы и начинают вить гнёзда. Природа оживает после зимы.






Задание 4



Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ.

Таня посмотрела на календарь. Скоро будет праздник. Надо делать подарки для мамы, бабушки, учительницы.




Вариант выполнения задания 4




Речь идёт о весне. Доказательством служит последнее предложение.






Тема 6: Звёздное небо.

Виды заданий:


Задание 1



Определи, о каком созвездии идёт речь в тексте и напиши. Подчеркни те слова, которые тебе помогли выполнить задание.

Звёздное небо таинственно и прекрасно! Это созвездие самое знаменитое. Его образует множество звёзд, главные из которых напоминают фигуру «хозяина леса». А самые яркие из этих звёзд образуют всего лишь ковш, которым в деревнях черпают воду.




Вариант выполнения задания 1



Звёздное небо таинственно и прекрасно! Это созвездие самое знаменитое. Его образует множество звёзд, главные из которых напоминают фигуру «хозяина леса». А самые яркие из этих звёзд образуют всего лишь ковш, которым в деревнях черпают воду.

Созвездие «Большая медведица»


Задание 2



Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста.

В любое время года на звёздном небе можно найти созвездия Большой и Малой медведиц. Они находятся рядом друг с другом. В созвездии Большой медведицы есть самая яркая звезда – Полярная. Она помогает определить путникам направление на юг.




Вариант выполнения задания 2



В любое время года на звёздном небе можно найти созвездия Большой и Малой медведиц. Они находятся рядом (на расстоянии) друг с другом. В созвездии Большой (Малой) медведицы есть самая яркая звезда – Полярная. Она помогает определить путникам направление на юг (север).




Задание 3



Прочитай текст. Найди несоответствие, подчеркни и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста.

Мир звезд очень скуден. В пасмурный вечер небо усыпано звездами. Они кажутся огромными светящимися квадратиками, потому что находятся очень далеко от Земли.









Вариант выполнения задания 3



Мир звезд очень скуден (разнообразен). В пасмурный (ясный) вечер небо усыпано звездами. Они кажутся огромными (маленькими) светящимися квадратиками (точками), потому что находятся очень далеко от Земли.


Задание 4



Прочитай текст. Сравни созвездия, выделяя их существенные признаки. Занеси результат в таблицу.

Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи.

Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво!

А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.

Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.

Название созвездия

Время года

На что похоже созвездие

Наличие яркой звезды
















Вариант выполнения задания 4



Название созвездия

Время года

На что похоже созвездие

Наличие яркой звезды

Кассиопея

весна, лето

на растянутую за «ножки» букву «м»

нет

Орион

зима

на охотника из древнегреческих мифов

нет

Лебедь

лето, осень

оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями

есть





Тема 7: Невидимые нити в лесу.

Виды заданий:


Задание 1



Прочитай текст. Как ты думаешь, кто из ребят поступает правильно? Постарайся объяснить свой ответ.

Приближался замечательный праздник – Новый год. Ребята вместе с папой пошли на ёлочный базар. Сколько там было лесных красавиц!

Вова быстрее всех обошёл всю площадку и начал кричать: «Идите сюда, я нашёл – самую красивую!»

А Лена взяла папу за руку и тихо проговорила: «Давай купим ёлку в магазине, пусть она будет не настоящая, зато звери в лесу будут рады».



Вариант выполнения задания 1



Правильно поступает Лена. Ведь живая ёлка простоит в доме несколько дней и больше она никому будет не нужна. А если оставить её в лесу, то она поможет многим животным спастись от холода и голода.



Задание 2



Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки. С помощью подчёркнутых слов определи, о чем говорится в тексте.

Эта зона образована деревьями с широкими и плотными листьями, так же здесь могут расти и хвойные деревья. Здесь есть грибы, травы, цветы, обитают зайцы, барсуки, кабаны, в кронах деревьев сооружают гнезда сойки, ястребы и другие пернатые.




Вариант выполнения задания 2

Эта зона образована деревьями с широкими и плотными листьями, так же здесь могут расти и хвойные деревья. Здесь есть грибы, травы, цветы, обитают зайцы, барсуки, кабаны, в кронах деревьев сооружают гнезда сойки, ястребы и другие пернатые.

В тексте описывается лес.



Задание 3



Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.

Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.




Найди несоответствие и исправь. Запиши правильный вариант.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова уничтожает в год 1 т хлеба.



Вариант выполнения задания 3



Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена).



Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то получается, что одна сова уничтожает (спасает) в год 1 т хлеба.



Задание 4



Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.



Вариант выполнения задания 4



Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья




Тема 8: Дикие и домашние животные.

Виды заданий:

Задание 1



Определи, о каком животном идёт речь в тексте и напиши. Подчеркни те слова, которые тебе помогли выполнить задание.

Это небольшое животное, очень ловкое и подвижное. Тело его покрыто чешуйками. У него есть ноги и длинный хвост. Питается в основном насекомыми. С наступлением холодов прячется и впадает в спячку.



Вариант выполнения задания 1



Это небольшое животное, очень ловкое и подвижное. Тело его покрыто чешуйками. У него есть ноги и длинный хвост. Питается в основном насекомыми. С наступлением холодов прячется и впадает в спячку.

(ящерица)











Задание 2



Прочитай статью «Белые медведи в цирке». Определи, какой факт является самым недостоверным и подчеркни его.

Побывали мы с дочкой в цирке на ледовом шоу. В целом понравилось – красивые костюмы, музыка, свет. Белые мишки были ухоженные, с белой шерстью. Поразило их поведение на льду. Как только их выпустили, они сразу же начали валяться на льду, тереться мордой, лизать и грызть. Возможно, лёд специально посыпали сахаром. Смотрелось очень смешно. Дочке понравилось, это главное!



Вариант выполнения задания 2



Побывали мы с дочкой в цирке на ледовом шоу. В целом понравилось – красивые костюмы, музыка, свет. Белые мишки были ухоженные, с белой шерстью. Поразило их поведение на льду. Как только их выпустили, они сразу же начали валяться на льду, тереться мордой, лизать и грызть. Возможно, лёд специально посыпали сахаром. Смотрелось очень смешно. Дочке понравилось, это главное!



Задание 3

Представь, что 1 сентября твой друг спешил в школу, поэтому пришёл раньше всех. На школьных ступеньках он нашёл кота. Животное было без ошейника, но его вид был ухоженный. Значит, его где – то ждут хозяева. Помоги другу написать объявление о находке кота.

НАЙДЕН КОТ!

Найден ______, мальчик.

Окрас - ____________.

Особые приметы: ____________________

_______________________.

Нашли его утром ______________ в районе __________.

Хозяев животного прошу звонить

по номеру 711-877-41.




Вариант выполнения задания 3



НАЙДЕН КОТ!

Найден кот, мальчик.

Окрас - рыжий.

Особые приметы: без ошейника, пушистый,

глаза зелёные.

Нашли его утром 1 сентября в районе школы.

Хозяев животного прошу звонить

по номеру 711-877-41.



Задание 4



Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.

Среди животных есть насекомые, рыбы, птицы, звери. У насекомых четыре конечности, а орган слуха у них может быть в любом месте: у кузнечика, например, в ноге. У рыб (например: карась, кета, окунь) вместо ног-плавники, а тело покрыто чешуей, которая растет всю жизнь, нарастая колечками. Перья спасают птиц от ушибов, царапин, от холода и жары. И страус, и орел, и соловей имеют два крыла и две лапы. Собаки ,кошки, слоны -все это звери. Тело их покрыто шерстью, а детенышей они выкармливают молоком.

К особой группе животных-земноводным-относятся лягушки и жабы. В самом названии уже видно, что эти животные могут жить на суше и в воде. Кожа у них голая. К другой группе-пресмыкающимся-принадлежат змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Кожа их покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

Название группы

Покровы и количество ног

Пример





























Вариант выполнения задания 4



Название группы

Покровы и количество ног

Пример

насекомые

Шесть ног

кузнечик

рыбы

Чешуя, плавники

Карась, кета, окунь

птицы

Перья, два крыла, две лапы

Страус, орел, соловей

звери

Шерсть, четыре лапы

Собаки, кошки, слоны

земноводные

Голая кожа, четыре лапы

Лягушки, жабы

пресмыкающиеся

Роговые чешуйки, четыре лапы (у змеи может не быть лап)

Змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы








Тема 9: Охрана природы.

Виды заданий:

Задание 1



Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки. С помощью подчёркнутых слов определи, о чем говорится в тексте.

Однажды мы отправились в поход. По дороге мы обнаружили территорию, по периметру которой были развешаны таблички. На табличках было написано, что эта территория охраняется законом, любые виды человеческой деятельности там запрещены, потому что на ней обитают редко встречающиеся, или ,даже, вымирающие виды животных и растений.





Вариант выполнения задания 1



Однажды мы отправились в поход. По дороге мы обнаружили территорию, по периметру которой были развешаны таблички. На табличках было написано, что эта территория охраняется законом, любые виды человеческой деятельности там запрещены, потому что на ней обитают редко встречающиеся, или ,даже, вымирающие виды животных и растений.

Заповедник.









Задание 2



Прочитай текст. Найди в нём несоответствия и подчеркни. Запиши варианты исправления этого текста.

Если ты решил в походе

Скушать баночку тушёнки,

Не раздумывая долго,

Топором её открой.

А потом кусочки банки

Разбросай по всей округе,

Чтобы будущим туристам

Было вспоминать о ком!



Вариант выполнения задания2



Если ты решил в походе

Скушать баночку тушёнки,

Не раздумывая долго,

Топором (ножом) её открой.

А потом кусочки банки

Разбросай (собери)

По всей округе,

Чтобы будущим туристам

Было вспоминать о ком!


Задание 3



Определи последовательность действий при посадке саженца дерева и укажи её с помощью цифр.

Засыпать яму. Землю примять рукой, но осторожно, чтобы не повредить корни.

Приобрести саженец дерева и найти место посадки.

На дно насыпать холмик из плодородного слоя. На него положить корни дерева.

Выкопать яму. Вырытую землю разложить на 2 кучки: верхний слой (плодородный) и нижний слой (менее плодородный).

После посадки деревце нужно полить. Вокруг него выкапывают лунку и вливают в неё пару вёдер воды.

После посадки нужно вбить рядом с деревцем колышек и подвязать, чтобы его не сломал ветер.



Вариант выполнения задания 3

4. Засыпать яму. Землю примять рукой, но осторожно, чтобы не повредить корни.

1. Приобрести саженец дерева и найти место посадки.

3. На дно насыпать холмик из плодородного слоя. На него положить корни дерева.

2. Выкопать яму. Вырытую землю разложить на 2 кучки: верхний слой (плодородный) и нижний слой (менее плодородный).

5. После посадки деревце нужно полить. Вокруг него выкапывают лунку и вливают в неё пару вёдер воды.

6. После посадки нужно вбить рядом с деревцем колышек и подвязать, чтобы его не сломал ветер.


Тема 10: Основы безопасности и жизнедеятельности человека.


Виды заданий:

Задание 1

Прочитай текст, определи и запиши о чем говорится в тексте.

… Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес…

(Г.Горбовский)

Вариант выполнения задания 1



… Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес…

(Г.Горбовский)

В тексте описывается пожар в лесу.



Прочитай текст, определи о чем говорится в тексте?

Составь памятку правильного перехода улицы.



Я думаю, вы знаете, что городские улицы разделены между водителями машин и пешеходам и так: пешеходы идут по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы.
Хочу напомнить, что когда вы поджидаете автобус или троллейбус, то не стойте у самого края тротуара.
Представьте себе, что вы хотите перейти на другую сторону улицы. Давайте вместе подумаем, как сделать это правильно и безопасно. Переходить через улицу можно только в специально предназначенных для этого местах — по подземным и наземным переходам. Подземный переход обозначается знаком, на котором изображены ступени лестницы и идущий по ним пешеход. Наземный переход называется « зеброй».

Если горит красный сигнал светофора — переходить через улицу нельзя! Он говорит: «Стоп! Остановитесь и ждите!» Желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы подготовились к переходу. А если загорается зеленый свет — значит, путь открыт.

Задание 2



Основываясь на прочитанных тобой сказках, подумай и запиши в таблицу, в каких сказках было нарушение основ безопасности жизнедеятельности, которые привели к печальным последствиям?

Название сказки

Нарушение ОБЖ















Вариант выполнения задания 3

Название сказки

Нарушение ОБЖ

«Заюшкина избушка», «Колобок».

Чрезмерное доверие к незнакомцам

«Волк и семеро козлят»

Не открывай дверь чужим

«Лягушка-путешественница»

Не пристегнулась в полете

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Не слушались старших

«Снежная королева»

Нельзя цеплять санки за транспорт





Тема 11: Работа с текстами из книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне»

Текст из «Зелёных страниц» для 2 класса « Грибы-двойники»

Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.

Грибы бывают ядовитыми и от них можно умереть. Есть много историй об отравлениях.

Некоторые ядовитые грибы определить просто, например мухомор. Сложно определить грибы-двойники.

Двойник белого гриба — ложный белый (или желчный гриб). Отличия: у ложного белого шляпка внизу розовая, на ножке черная сетка, мякоть на срезе становится розовой. Ложный белый не ядовит, но очень горький.

У опят есть ядовитые двойники летние и осенние ложные опята. У летнего ложноопенка пластинки на шляпке зеленоватые, у осеннего серые и черные.

Самый опасный ядовитый гриб — бледная поганка. Спасти человека от отравления очень сложно. Симптомы отравления появляются через 10-30 часов, когда яд уже отравил организм.

Бледная поганка похожа на шампиньон.

Еще есть похожая смертельно ядовитая белая поганка.



Сходство

Различия





Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.

Сходство

Различия



Прочитай текст. Опиши растения по плану.

Волчье лыко

Растёт в смешанных и лиственных лесах европейской части России. Волчье лыко - кустарник небольшой; он обычно не превышает половины человеческого роста (30-100 см). В лесу растение часто имеет вид приземистых кустиков всего из 2-3 веточек, направленных вверх. Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие сирень. Но располагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, - небольшими плотными кучками по 3-5 штук на месте прошлогодних листьев.

В середине лета на месте цветков созревают плоды - блестящие красные ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты. Ядовито и всё растение - его листья, ветви, корни.

К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и другие животные, обходят его стороной. Очень уж оно ядовито. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него раньше плели лапти.

Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится всё более редким.

Пока ещё можно встретить волчье лыко в еловых лесах.


План:

1.Название растения

2.Внешний вид

3.Где произрастает?

4.Когда цветёт?

5.Когда созревает?

6.Лекарственное или ядовитое?


 













Текст из книги «Зелёные страницы» «О шмелях» 2 класс

Прочитай текст Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу

Весной из своих земляных убежищ выбираются мохнатые шмелихи и начинают отогреваться на солнышке. Затем летит к иве и кормится нектаром цветов несколько дней, восстанавливая силы. Затем шмелиха ищет место для гнезда, чтобы основать семью. К сожалению сейчас шмели исчезают. Их убивают ядохимикаты, их гнезда затаптывают коровы и косцы на лугах, а порой просто разоряют мальчишки. Обкашивание лугов лишает шмелей кормящих их цветов. Шмелиные гнезда сгорают дотла, когда начинают поджигать сухую траву. Опыляя растения , труженицы оказывают неоценимую услугу человеку, повышая урожайность культур и в целом способствуя росту сельскохозяйственного производства. Не будет растений — вымрут животные, для которых эти растения служат пищей. С каждым годом урожаи будут стремительно падать, человечество будет обречено на голод.


Причины вымирания

О пользе шмелей

Вывод





Найди утверждение, которое соответствует заголовку текста.


Зачем нужны в реке ракушки

В озѐрах и реках живѐт на дне перловица обыкновенная. Кто она такая? Она - двустворчатый моллюск. Всѐ тело перловицы заключено в твѐрдую, прочную раковину, состоящую из двух створок. Раковина в длину достигает почти 15 сантиметров, у старых ракушек она зеленовато-бурая. Само тело у перловицы мягкое, а головы вообще нет. "Вот это да! - скажешь ты. - Как же можно жить без головы? Уж какая-нибудь маленькая, плохонькая, а голова то должна быть у животного..." Но перловице нисколько не обидно, что она безголовая. Дело в том, что у всей еѐ ближней и дальней родни - других двустворчатых моллюсков - головы тоже нет, она им просто не нужна. Зато есть одна большая нога, которая им очень, очень необходима. В речной воде, особенно у дна, всегда есть маленькие частички глины, ила, а также другие примеси, которые делают еѐ мутной. Среди них попадаются и съедобные для перловицы частички. Чтобы их добыть, она пропускает через себя мутную воду, многомного мутной воды. И при этом очищает еѐ. Чем больше на дне перловиц, тем чище речная вода!


















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!