Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Березовчанская основная общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Районный конкурс, посвященный образованию РФ
«Под флагом единым»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по теме «Герои нашего времени»
Выполнила: учитель истории
МКОУ «Березовчанская основная
общеобразовательная школа »
Стебакова Нина Михайловна
т. 952-492-80-39
д. Березовчик -2016г.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………................3
2.Основная часть……………………………….........................................................5
2.1.Подвиг Евгения Родионова................................................................................6
2.2.Герои России...................................................................................................... 7
2.3.Дети, совершившие подвиг............................................................................... 9
3.Заключение...........................................................................................................11
Литература.............................................................................................................13
Введение
Мы будем помнить ваши имена
И память завещать грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье.
Сыны России подрастают вновь
И Родине служить они готовы,
Чтоб солнце не ушло навеки в ночь,
А утром озаряло землю снова.
Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности -справедливость, свобода личная и национальная, слова, вероисповедания, жизнь человека; Межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Проблема патриотического воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию у молодого поколения позитивного восприятия современной России, поддержки патриотических настроений и чувства восхищения и гордости подвигами, совершенными её гражданами.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Каждое время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может, и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки и это является значимым для становления личности.
Данная методическая разработка посвящена героям современности. Настоящим, а не вымышленным гражданам нашей страны. Тем людям, которые не снимают происшествия на свои смартфоны, а первыми бросаются на помощь пострадавшим. Не по призванию или долгу профессии, а из личного чувства патриотизма, ответственности, совести и пониманию того, что это правильно.
В великом прошлом России — Руси, Российской империи и Советского союза, было немало героев прославивших государство на весь мир, и не посрамивших имя и честь ее гражданина. И мы чтим их огромный вклад. Каждый день, «по кирпичику», строя новую, сильную страну, возвращая самим себе утерянный патриотизм, гордость и не так давно забытых героев.
Всем нам стоит помнить, что и в современной истории нашей страны, в XXI веке – уже совершено немало достойных подвигов и героических поступков! Поступков, на которых можно воспитывать у подрастающего поколения гражданственность и патриотизм, формировать активную жизненную позицию.
Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений.
Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» не возможно без целенаправленных действий педагога.
И я как учитель истории, являясь глубоко патриотичным человеком, любящим свою Родину, свой народ, хочу принести пользу своей стране, стремясь воспитать и передать нашим детям все свои нравственные и патриотические чувства через свои уроки, внеурочную деятельность и проведение внеклассных мероприятий.
Данная методическая разработка может быть использована в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения при преподавании истории, обществознания.
Цель:
Целью данной разработки является формирование представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; формирование у молодого поколения позитивного восприятия современной России, поддержки патриотических настроений и чувства восхищения и гордости подвигами, совершенными её гражданами; показать учащимся , что место подвигу есть всегда и везде.
Задачи:
- формировать представление обучающихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- воспитывать лучшие нравственные качества;
-вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своих соотечественников;
- помочь социализироваться в современном обществе.
Оборудование:
толковый словарь;
интерактивная доска;
презентация;
Ход мероприятия
Учитель: Я приглашаю вас на мероприятие по теме "Герои нашего времени". Сегодня мы поговорим о людях героях, людях совершивших поступок не ради славы не по зову долга, а по велению своей совести.
Что такое подвиг в вашем понимании?
Ответы:
подвиг – это героический поступок человека. совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. иногда любовь
подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины
подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других
подвиг - это когда чувство любви к родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой!
Учитель: Воспользуемся толковым словарем.
Ученик: (слайд 2)
В толковом словаре дается такое значение слова «подвиг» – акт героизма, поступок, требующий большого напряжения сил. Подвиг связан с преодолением огромных трудностей, часто на пределе человеческих возможностей.
Учитель: Как называют людей совершивших подвиг?
Ответ: герой, герои
Учитель: Воспользуемся еще раз толковым словарем.
Ученик:
«Герой» - человек исключительной смелости и доблести;
Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
Учитель: Да людей совершивших подвиг называют героями. Из истории нам известно: поступки – подвиги – совершали люди в годы Великой Отечественной войны. Тогда вся жизнь человека была подвигом. Солдаты на фронтах совершали невозможное, защищая родину от врага. В тылу каждый день тоже был подвигом, потому что голодные люди на пределе сил выращивали хлеб, собирали технику. И все это ради победы
Трудно не согласиться с Максимом Горьким, что «в жизни… всегда есть место подвигам». И в мирное время можно совершить героический поступок. Спасение чужой жизни, порой с риском для своей, – это подвиг.
Реальные события нашей жизни говорят нам о том, что историю великих подвигов чаще всего пишут обычные люди, ничем не выделяющиеся до своего героического поступка. То есть, жил-был обычный парень рядом с нами. И вдруг – Подвиг. Не верите, что так бывает? Зря… Героями не рождаются, героями становятся…
Ученик:(слайд 3)
Евге́ний Алекса́ндрович Родио́нов (23 мая 1977, село Чибирлей, Кузнецкий район Пензенской области — 23 мая 1996, близ села Бамут, Чечня) — российский военнослужащий, рядовой Пограничных войск РФ. На войне вместе с группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам.. Родионова и его товарищей заставляли писать письма с просьбами о выкупе на родину, однако ни один из них не мог выплатить крупных сумм, которые требовались. Все пленники оказались из малообеспеченных семей. Пытки завершились в день рождения Родионова, ему исполнилось 19 лет. Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы, в результате его избили, а затем отрезали голову. Мать смогла опознать своего сына только по кресту. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденами Славы и Мужества.
Церковь канонизировала Родионова как воина-мученика. По рассказам священнослужителей, образ Евгения мироточит, к нему обращаются верующие, для чего протоиреем Сидоровым составлены тексты молитв. В честь мученика заложено три церкви. Школа, в которой учился Женя Родионов, названа в 2009 году его именем. На следующий год во дворе этой школы установлен памятник «Свеча памяти». О Евгении и его товарищах сняты документальные фильмы, написаны спектакли. Память простых русских ребят принявших мученическую смерть за Православную Веру навсегда останется в наших сердцах.
Чтение стихотворения
Под пыткой, не отрекшись от Христа,
Он в лучший мир ушел, как победитель,
России, Православия хранитель.
Душа его невинна и чиста…
Ответив извергам на искушенье «Нет!»,
Он гордо крест свой нес к своей Голгофе,
Хоть не крутой спецназовец, не профи –
Вчерашний школьник, девятнадцать лет.
Казненный под Бамутом в день рожденья,
В день Светлого Христова Воскресенья,
Шагнул в легенду, прямо на иконы
Простой солдат Евгений Родионов.
Помолимся же, братья, за солдата,
Чье имя для России ныне свято;
Недаром уже годы днем и ночью
Его иконы в храмах мироточат…
Ученик: (слайд 4)
Хмелевской Андрей Александрович - боец отряда милиции особого назначения (ОМОН) при Управлении внутренних дел (УВД) Курской области, старший сержант милиции.
Родился 21 марта 1977 года в городе Курск. Окончив школу, поступил в профессионально-техническое училище. Занимался в секции туризма в городском дворце пионеров.
В 1995 году был призван в ряды Вооруженных Сил. На службе в органах внутренних дел с октября 1997 года - стажёр, милиционер-водитель, милиционер-боец ОМОН при УВД Курской области. Трижды выезжал в служебные командировки на Северный Кавказ.
5 марта 2000 года Андрей Хмелевской отправился сопровождать на служебной "Волге" задержанного в Ачхой-Мартановское районное отделение внутренних дел (РОВД). На обратном пути машина попал в засаду. Водитель погиб на месте. Андрей отстреливался до последнего патрона, прикрывая отход товарищей. Подорвал себя и боевиков гранатой.
Похоронен на Никитском кладбище в Курске рядом с Героями Великой Отечественной войны.
Звание Героя Российской Федерации Хмелевскому Андрею Александровичу присвоено посмертно 26 апреля 2000 года.
10 ноября 2005 года в новом здании УВД Курской области, введённом в строй после капитального ремонта, открылась стела погибшим на боевом посту сотрудникам УВД области. В композицию стелы включён барельеф Героя России Андрея Хмелевского. В Курске, на здании городского дворца пионеров и школьников, установлена мемориальная доска в честь Героя.
Почётный гражданин Курска (2002; посмертно).
Ученик:
Сергей Солнечников (1980 – 2012 гг.) (слайд 5)
Сергей Солнечников родился в Волгоградской области, там же сейчас проживают его близкие. В 2003 году закончил Кемеровское высшее военное командное училище связи.
Командир батальона связи майор Сергей Солнечников погиб Приамурье 28 марта 2012 г. Во время учений один из солдат неудачно бросил гранату, и майор закрыл ее собой , благодаря чему и спас солдата. Прогремел взрыв, офицер получил многочисленные ранения и скончался от полученных травм в больнице.
Указом Президента Д.А.Медведева ему было посмертно присвоено звание «Герой России.
.Ученик: (слайд 6)
Сергей Костин родился 10 ноября 1969 года в поселке Красная Поляна Хотынецкого района Орловской области. В раннем возрасте вместе с семьей переехал в село Захарково Конышевского района Курской области. Окончил среднюю школу, а в 1987 году окончил Московское суворовское военное училище.
В Вооружённых Силах СССР с 1987 года. В 1991 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
Служил в частях Воздушно-десантных войск в 108-м гвардейском парашютно-десантном полку в городах Каунас (Литва), Майкоп (Республика Адыгея), Новороссийск. Командовал парашютно-десантным взводом и ротой. С января по июль 1995 года героически сражался в боях Первой чеченской войны. Костин за участие в этих боях был награждён орденом и медалью.
С 1996 года Сергей Костин был начальником штаба парашютно-десантного батальона. В 1997 году батальон был передислоцирован в Дагестан, где обстановка стала накаляться сразу после так называемого «Хасавюртовского мира».Начиная с марта 1999 года, гвардии майор Костин командовал парашютно-десантным батальоном. В начале августа 1999 года началось вторжение боевиков в Дагестан, и поднятый по тревоге батальон был переброшен в Ботлихский район Дагестана. Умело используя боевой опыт, Костин эффективно распределил своих бойцов по огневым точкам, укрепил уже построенные позиции, подготовил новые и обеспечил точную корректировку артиллерийского огня. Атаки боевиков неизбежно натыкались на мощный отпор защитников высоты. Десантники удерживали позиции на протяжении семи с половиной часов, а когда стали заканчиваться боеприпасы и враг вплотную прорывался к позициям, Костин возглавлял контратаки, переходившие в рукопашные схватки. Комбат Костин при отражении очередной атаки был смертельно ранен. Вместе с ним погибли ещё одиннадцать бойцов.
Позже на помощь десантникам подошли мотострелковые части и, несмотря на плохие погодные условия, вступила в бой авиация. Замкомбата, гвардии майор Эдуард Цеев, возглавил поредевший отряд десантников и с боем прорвал кольцо окружения. Десантники отошли в полном порядке, вынеся с поля боя всех раненых и погибших товарищей; тело своего комбата вынес майор Цеев. Потеря высоты Ослиное ухо стало полной неожиданностью для врага и переломным моментом в боях в Ботлихском районе. Через несколько дней боевики ушли оттуда.
Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 1999 года за мужество и героизм, проявленные в контртеррористической операции на Северном Кавказе гвардии майору Костину Сергею Вячеславовичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Этим же указом звание Героя России получил и гвардии майор Цеев.
Сергей Костин был похоронен в селе Захарково Конышевского района Курской области
Учитель: Подвиг может совершить человек, который понимает, что такое совесть, честь и долг. То есть личность. Что кроется за этим словом?
Ответы: (Слайд 7)
Личность - это совокупность социальных качеств, приобретенных в результате его становления в обществе.
как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
это сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного.
Учитель: Личностью мы называем взрослого, сложившегося человека, который остается верным своим убеждениям, своей мечте, умеет отстаивать свои убеждения, бороться за эту мечту. Совершать героические поступки.
А дети, подростки … Ведь их личности только формируются
Ученик: Женя Табаков (слайд 8)
Но даже наши сверстники в 10-14 лет становятся героями, спасая людей из огня, или тонущего малыша, или защищая свой дом. И жизнь предоставляет место для подвига в достаточном объеме.
Самый молодым гражданином России, ставшим кавалером ордена Мужества в нашей стране, является Евгений Табаков. Жене Табакову было всего лишь семь лет, когда в квартире Табаковых раздался звонок. Дома были только Женя и его двенадцатилетняя сестра Яна.
Девочка открыла дверь, нисколько не насторожившись, – звонивший представился почтальоном, а поскольку в закрытом городе (военный городок Норильск – 9) крайне редко появлялся кто-то чужой, Яна впустила мужчину.
Незнакомец схватил ее, приставил нож к горлу и стал требовать деньги. Девочка вырывалась и плакала, грабитель приказал искать деньги ее младшему брату, а в это время стал раздевать Яну. Но мальчик не смог так просто оставить сестру. Он ушел на кухню, взял нож и с разбегу вонзил его в поясницу преступнику. От боли насильник упал и выпустил Яну. Но детскими руками справиться с рецидивистом было невозможно. Преступник поднялся, накинулся на Женю и несколько раз ударил его ножом. Позже эксперты насчитали на теле мальчика восемь колотых ран, несовместимых с жизнью. В это время, сестра стучала соседям, просила вызвать милицию. Услышав шум, насильник попытался скрыться.
Однако, кровоточащая рана маленького защитника оставлявшая след и потеря крови сделали свое дело. Рецидивист был немедленно схвачен, а сестра благодаря подвигу героического мальчишки – осталась цела и здорова. Подвиг семилетнего мальчика – это поступок человека с сформировавшейся жизненной позицией. Поступок настоящего Русского солдата, который сделает все, чтобы защитить свою семью и свой дом
Указом Президента РФ от 20 января 2009 г. за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества. Орден получала мама Жени Галина Петровна.
(слайд 9) 1 сентября 2013 года во дворе школы открыли памятник Жене Табакову — мальчик, отгоняющий коршуна от голубки.
Ученик:
Данил Садыков (слайд 10)
В мае 2012 года за спасение девятилетнего ребенка, в Татарстане был награжден Орденом мужества двенадцатилетний мальчик, Данил Садыков. К сожалению, орден Мужества за него получил отец, также герой России.
В начале мая 2012 — го года, маленький ребёнок попал в фонтан, вода в котором вдруг оказалась под высоким напряжением. Вокруг было множество людей, все кричали, призывая на помощь но ничего ни делали. Решился лишь один Данил. Очевидно, что его отец, получивший звание героя после достойного несения службы в Чеченской республике правильно воспитал своего сына. Мужество у Садыковых в крови. Как позже выяснили следователи, вода оказалась под напряжением в 380 вольт. Данил Садыков сумел вытащить пострадавшего на бортик фонтана, но сам к тому моменту, получил сильнейший удар током. За проявленный
героизм и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях 12-летний Данил, житель Набережных Челнов, удостоен Ордена мужества, к сожалению посмертно.
Ученик:
Лида Пономарёва (слайд 11)
Медаль «За спасение погибавших» будет вручена учащейся шестого класса Устьвашской средней школы Лешуконского района (Архангельская область) Лидии Пономарёвой. Соответствующий Указ подписал президент России Владимир Путин, сообщает пресс-служба Правительства области.
В июле 2013 года 12-летняя девочка спасла двоих семилетних детей. Лида, опередив взрослых, прыгнула в реку сначала за тонувшим мальчиком, а затем помогла выплыть и девочке, которую также относило течением далеко от берега. Один из ребят на суше успел бросить тонущему ребёнку спасательный жилет, за которой Лида и подтянула девочку к берегу.
Лида Пономарёва — единственная из окружающих ребят и взрослых, оказавшихся на месте трагедии, не задумываясь, бросилась в реку. Девочка вдвойне рисковала собственной жизнью, ведь у нее сильно болела травмированная рука. Когда на следующий день после спасения детей мама с дочкой пошли в больницу, выяснилось, что это был перелом.
По предложению губернатора Лида Пономарёва была представлена к государственной награде.
Учитель: Есть подвиг, как вспышка, как яркий факел, но есть и другой подвиг, внешне не броский, повседневный. И длится он не секунды, минуты, а недели, месяцы, годы. И проявляется в самоотверженном труде, требующем от человека высочайшего напряжения духовных и физических сил, нередко сопряжённого с опасностью, риском. Подвиг – это мера добра, любви, внутренней честности перед собой и людьми.
Гражданский подвиг может быть даже труднее, чем подвиг на войне.
А поступить честно – это просто всегда? А уличить человека во лжи – это просто, если это ваш друг? А если кто-то ворует, а ты стоишь и молчишь, не желая выдать одноклассника? А знаете ли вы что человек, который был рядом, когда совершали преступление и смолчавший – является участником преступления? А обстановка трусливого молчания развязывает руки клеветнику и хулигану.
А смелость и критика создаёт невыносимую обстановку для подлости. А трусливое молчание – соучастие подлости. Но надо быть мужественными, чтобы признать свою ошибку или остановить негодяя! А подвиги возможны и в быту и в семье и во всех будничных делах!
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Выберите черты характера, которыми должен обладать герой.
На доске выстраивается список качеств характера. (слайд 12)
Учитель: Что такое характер?
Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Учитель: Что влияет на формирование характера?
Ответы:
Учитель: Самовоспитание это очень важно!
Некоторые думают, что стать храбрым очень легко. Груби старшим, говори дерзости, имей самоуверенный вид, ввязывайся в драки и о тебе пойдёт молва как о храбром парне. Но это мнимая, ложная храбрость. Это не храбрость, а завоевание дешёвого авторитета перед одноклассниками. От неё очень далеко до настоящей смелости и мужества.
Вокруг нас сколько угодно возможностей для воспитания смелости, решительности, настойчивости на нужных и полезных делах. Видите, обижают человека – защитите его. Это и будет воспитанием вашей смелости. Учиться выполнять все, даже скучные и неприятные обязанности, подчинять общим интересам своё «хочу» и «не хочу» - вот первые ступеньки воспитания воли без которой почти невозможен путь к подвигу. Попробуйте отучить себя от вредных привычек – это требует колоссальных усилий воли, но если получится, то это шаг к воспитанию в себе сильного характера.
Жизнь продолжается, а подвиг вечен. И он может быть совершен даже тогда, когда вокруг тишина, и мирно сияет яркое солнце. Ведь не зря сказано, что в жизни всегда есть место подвигу.
Так пусть никогда в мире не будет войны, но всегда будет место подвигу.
Мы надеемся, что каждый из нас будет настоящим человеком и будет дарить только радость для окружающих. И каждый из нас совершит какой – то подвиг в своей жизни!
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
Ученик:
Срывает время тайного печать.
И подвиг не забыть, не замолчать,
Не спрятать вместе с папками в архив.
Пока мы помним, этот подвиг жив!
Песня «Русский парень» А.Гоман.
В жизни всегда есть место подвигу. (слайд 14)
Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь к подвигу! Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное.
Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!
Вывод: Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения
Литература:
1. Коровин В.В. Хмелевской Андрей Александрович // Большая Курская энциклопедия. Т. 1. Кн. 3. – Курск, 2009. – С. 145
2. Грива Т.А. Костин Сергей Вячеславович // Большая Курская энциклопедия. Т. 1. Кн. 1. – Курск, 2007. – С. 384-385.
3. Герои России. Сб. док. и очерков. МВД России. – М., 2001. – С. 446-449.
4. Сергей Стефанов. Евгений Родионов. Сквозь ужасы чеченского плена. Правда.ру, 8 января 2003
5.сайт Герои нашего времени i[email protected]
13