МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕКОЛПАНСКАЯ СОШ»
Методическая разработка
графических химических диктантов
по неорганической химии
Автор: Халтурина Любовь Александровна
д. Большие Колпаны
Методическая разработка графических химических диктантов по неорганической химии
Графические диктанты являются одним из приемов быстрой проверки знаний учащихся. Выполняя их, учащиеся пользуются для ответов только условными обозначениями. Положительный ответ отмечают знаком «+», отрицательный знаком «―». В результате получается линия, с чередующимися условными обозначениями. Используя свой «ключ» учитель легко и быстро проверяет работы учащихся.
Содержание:
Сравнение свойств кислорода и водорода.
Сравнение свойств кислорода и озона.
Сравнение свойств азота и аммиака.
Сравнение свойств хлора и хлороводорода .
Сравнение свойств аллотропных видоизменений углерода.
Сравнение свойств кислотных и основных оксидов.
Сравнение свойств оснований и кислот.
Сравнение свойств азотной и ортофосфорной кислот.
Сравнение свойств кислорода и водорода.
Варианты: I-кислород; II-водород.
Вопросы:
Хорошо растворяется в воде.
Плохо растворяется в воде.
Легкий газ.
Тяжелый газ.
Горючий газ.
Газ, поддерживающий горение.
Является восстановителем.
При смешивании с кислородом взрывается при обычных условиях.
Горит спокойно.
Взаимодействует с оксидом меди (II).
Собирают методом вытеснения воздуха.
Собирают над водой.
Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд.
Собирают в сосуд, поставленный на дно.
В воздухе содержится 21 %.
Моно получить из бертолетовой соли.
Получают при взаимодействии некоторых металлов с кислотами.
Используют при получении тугоплавких металлов.
Применяют для сварки и резки металлов.
Является окислителем.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
―+ ―+―+ ―――― + + ― + + + ― ― + ―
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
― + +― +―+―+ + + + + ― ― ― + + + +
2. Сравнение свойств кислорода и озона
Варианты: I-кислород; II-озон.
Вопросы:
Бесцветный газ без запаха.
Газ с характерным запахом.
Хорошо растворяется в воде.
Малорастворим в воде.
Немного тяжелее воздуха.
Тяжелее воздуха в 1,6 раз.
Молекула данного вещества устойчива.
Молекула легко распадается.
Является окислителем.
Окисляет многие металлы, в том числе золото и платину.
Не взаимодействует непосредственно с золотом и платиной.
Обесцвечивает красители.
Не изменяет окраску веществ.
Обладает отбеливающим и дезинфицирующим действием.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
+――+ +―+― + ― + ― + ―
Вариант: II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
―+ +――+―+ + + ― + ― +
Сравнение свойств азота и аммиака.
Варианты: I-азот; II-аммиак.
Вопросы:
Газ без цвета и запаха.
Бесцветный газ с характерным запахом.
Малорастворим в воде.
Очень хорошо растворяется в воде.
Почти в два раза легче воздуха.
Можно собрать методом вытеснения воздуха в сосуд, расположенный вверх дном.
Можно собрать над водой.
При обычных условиях малоактивен из-за прочности молекулы.
Горит в кислороде.
При высоких температурах реагирует со многими металлами.
Является сильным восстановителем, восстанавливает некоторые металлы из их оксидов.
Окисляется кислородом воздуха в присутствии катализатора.
При нагревании разлагается, так как является непрочным соединением.
Реагирует с кислородом при температуре электрической дуги.
Взаимодействует с кислотами с образованием солей аммония.
Получают при слабом нагревании смеси хлорида аммония с гидроксидом кальция.
Можно получить из жидкого воздуха.
В жидком виде используют как удобрение.
Применяется для получения азотной кислоты.
Используют для создания инертной среды при проведении химических процессов.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+― +―――+ +― + ― ― ― + ― ― + ― + +
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
―+― + + +――+ + + + + ― ― ― + + + +
Сравнение свойств хлора и хлороводорода
Варианты: I-хлор; II-хлороводород.
Вопросы:
1.Бесцветный газ с резким запахом.
2. Газ желто-зеленого цвета с резким удушливым запахом.
3. В 1,3 раза тяжелее воздуха.
4. Почти в 2,5 раза тяжелее воздуха.
5.Хорошо растворяется в воде ( при 0 С в 1V Н2О растворяется 500 V газа)
6. Собирают вытеснением воздуха в сосуд, поставленный на дно.
7. Собирают вытеснением воздуха в сосуд, расположенный вверх дном.
8. Связь в молекуле ковалентная полярная.
9. Связь в молекуле ковалентная неполярная.
10.Реагирует почти со всеми металлами с образованием солей.
11.При обычных условиях не реагирует ни с металлами, ни с их оксидами.
12. При взаимодействии с водой образуется хлорноватистая кислота.
13. Способен вытеснять из солей бром и иод.
14.Получают нагреванием хлорида натрия с концентрированной серной кислотой.
15.Можно получить сжиганием водорода в хлоре.
16.В лабораторных условиях получают из соляной кислоты, действуя на нее сильным окислителем.
17.Применяют для синтеза соляной кислоты.
18.Являясь сильным окислителем отличается высоким бактерицидным действием – убивает болезнетворные микроорганизмы.
19.Применяют для отбеливания ткани и бумаги
20.При обычных условиях хранят в стальных баллонах под давлением
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
―+― +―+――+ + ― + + ― ― + + + + +
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+―+― + +― +―― + ― ― + + ― + ― ― ―
Сравнение свойств аллотропных видоизменений углерода.
Варианты: I-графит; II-алмаз.
Вопросы:
1.Темно-серое кристаллическое вещество с металлическим блеском.
2.Бесцветное кристаллическое вещество.
3.Имеет молекулярную кристаллическую решетку.
4. Имеет атомную кристаллическую решетку.
5.Каждый атом углерода в кристаллической решетке окружен четырьмя другими атомами углерода, расположенным на одинаковых расстояниях друг от друга.
6.Атомы углерода в кристаллической решетке объеденены в плоские слои, состоящие из правильных шестиугольников, силы взаимодействия между которыми сравнительно слабы.
7.Между атомами ковалентная неполярная связь.
8. Между атомами ковалентная неполярная связь.
9.Плохо проводит теплоту и практически не проводит электрический ток.
10.Характерна электро- и теплопроводность.
11.Одно из самых мягких среди твердых веществ.
12.Самое твердое из природных веществ.
13.В результате сгорания данного вещества образуется только оксид углерода ?
14.Можно получить искусственным путем.
15.Применяют для производства грифелей карандашей и электродов.
16.Применяют для резки стекла и шлифования особо твердых материалов.
17.В смеси с техническими маслами используют в качестве смазочного материала.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
+――+―+ +―― + + ― + + + ― +
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
―+― + +― +―+ ― ― + + + ― + ―
Сравнение свойств кислотных и основных оксидов.
Варианты: I-кислотные оксиды; II-основные оксиды.
Вопросы:
1.Сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород в степени окисления -2.
2.Оксиды, которым соответствуют основания.
3. Оксиды, которым соответствуют кислоты.
4.Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.
5.Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.
6.Находятся только в твердом агрегатном состоянии.
7.Могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.
8.Взаимодействуют с основными оксидами.
9. Взаимодействуют с кислотными оксидами.
10.Вытесняют более летучие оксиды из солей.
11.Получают при различных условиях непосредственным соединением простого вещества с кислородом.
12.Можно получить при разложении некоторых кислот.
13.Можно получить при разложении некоторых оснований.
14.Применяют в производстве красок.
15.Используют в производстве строительных материалов.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
+― +―+― + +― + + + ― + +
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
+ +― +―+――+ ― + ― + + +
Сравнение свойств оснований и кислот.
Варианты: I-основания; II-кислоты.
Вопросы:
1.Большинство – твердые вещества с различной растворимостью в воде.
2. Растворы имеют кислый вкус.
3. Растворы мылкие на ощупь.
4. Изменяют окраску лакмуса с фиолетовой на синюю.
5. Изменяют окраску лакмуса с фиолетовой на красную.
6. Изменяют окраску метилоранжа с оранжевой на желтую.
7. Изменяют окраску метилоранжа с оранжевой на розовую.
8.Окраску фенолфталеина не изменяют.
9. Взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды.
10. Взаимодействуют с кислотными оксидами.
11. Взаимодействуют с основными оксидами.
12. Взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.
13. Взаимодействуют с металлами, стоящими в ЭХРН до водорода.
14. При нагревании некоторые вещества данного класса разлагаются с образованием основного оксида и воды.
15.Могут разлагаться с образованием кислотного оксида и воды.
16.Можно получить взаимодействием активных металлов с водой.
17.Получают взаимодействием оксидов активных металлов с водой.
18. Некоторые из них можно получить взаимодействием кислот с солями.
19. Образуются при взаимодействии кислотных оксидов с водой.
20.Взаимодействуют с растворами различных солей.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+― + +―+――+ + ― ― ― + ― + + ― ― +
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
―+――+― + +― ― + + + ― + ― + + + +
Сравнение свойств азотной и ортофосфорной кислот.
Варианты: I-азотная кислота; II-ортофосфорная кислота.
Вопросы:
1.Твердое, бесцветное, кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде.
2.Бесцветная «дымящая» на воздухе жидкость, с резким раздражающим запахом.
3.Между атомами в молекуле кислоты ковалентная полярная связь.
4.Степень окисления Э в молекуле кислоты +5.
5.Валентность Э в молекуле кислоты пяти.
6. Валентность Э в молекуле кислоты равна четырем.
7.При действии раствора нитрата серебра появляется желтый осадок.
8.При взаимодействии с концентрированной серной кислотой и медью выделяется бурый газ.
9.При нагревании и под действием света разлагается.
10. Не является окислителем и не разлагается при нагревании.
11.Является сильным окислителем и взаимодействует почти со всеми металлами.
12.При взаимодействии с металлами водород, как правило, не выделяется.
13.Реагирует с основными оксидами.
14.Реагирует с солями более слабых и более летучих кислот.
15.В промышленности получают каталитическим окислением аммиака.
16.При слабом нагревании можно получить действием концентрированной серной кислоты на ее соли.
17.Концентрированную кислоту хранят и перевозят в алюминиевой таре.
18.Способна образовывать три ряда солей ( кислые и средние).
19.Используется для производства минеральных удобрений.
«Ключ» учителя для проверки работы.
Вариант I.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
― + + +― +―+ + ― + + + + + + + ― +
Вариант II.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
+―+ + +―+―― + ― ― + + ― + ― + +
17