государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Барабинский медицинский колледж»
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД
Протокол № ____от________________
Председатель_____________________
Н.Ю. Хританкова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Для подготовки по основной программе
профессионального обучения
по должности 24323 «Младшая
медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел 2 . Морфология
Тема 2.1. Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений
Разработчик – преподаватель Калинина Е.В.
Барабинск-2018
Содержание
Методический лист 3
Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» 4
Актуальность изучения темы 4
Примерная хронокарта теоретического занятия 2.1. «Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений» 5
Задания для контроля изученного материала 6
Информационный блок по теме 7
Упражнения для закрепления изученного материала 12
Вопросы для контроля «на выходе» 13
Домашнее задание 13
Перечень использованных источников 14
Методический лист
Тема 2.1. Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5 склонений.
Вид занятия – комбинированное занятие
Продолжительность занятия – 90 минут
Уровни усвоения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
Цели занятия:
Образовательная – познакомить студентов с элементами латинской грамматики: основными грамматическими категориями имени существительного, типами склонения, понятием словарной формы существительного, структурой термина с несогласованным определением; изучить со студентами 25 лексических единиц глоссария по специальности (анатомические и фармацевтические термины).
Воспитательная – способствовать формированию понимания студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; обучение бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
Развивающая – способствовать развитию навыков организации студентами рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Используемые методы объяснения и контроля изучения нового материала:
объяснительно-иллюстративный с применением электронных образовательных ресурсов, репродуктивный.
Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Раздел 2. Морфология. | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 2.1 Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений. | Содержание учебного материала. | 2 | |
1.Грамматические категории латинских существительных 2.Существительные 1 - 5 склонений Сводная таблица 5 склонений существительных. 3.Информирование медицинского персонала об изменениях в состоянии пациента (в части владения медицинской терминологией) 4. Оказание помощи пациенту во время его осмотра врачом (в части владения медицинской терминологией) | | 1, 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа. Работа с конспектом лекции (повторение основ грамматики латинского языка), работа со словарями (изучение лексических единиц по теме) | 1 |
Актуальность изучения темы
Изучение темы 2.1. «Анатомическая терминология. Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений» необходимо для правильного оформления латинской части рецептов в последующей профессиональной деятельности. Все названия лекарственных средств, препаратов, анатомические термины – это имена существительные, которые необходимо употреблять в правильной грамматической форме, от этого зависит, верно ли будет выписан рецепт. Выписывание рецептов с ошибками недопустимо. Во время занятия обучающиеся готовятся к таким трудовым действиям, как информирование медицинского персонала об изменениях в состоянии пациента (в части владения медицинской терминологией), оказание помощи пациенту во время его осмотра врачом (в части владения медицинской терминологией).
№ п/п | Название этапа | Время, мин | Цель этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методич. оснащение |
| Организационный | 2-3 | Подготовка студентов к занятию, развитие собранности; организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | Приветствует студентов, проверяет их готовность к занятию, контролирует посещаемость; проводит инструктаж по технике безопасности | Приветствуют преподавателя, слушают преподавателя, готовятся к занятию | Журнал группы |
| Контроль на входе | 10 | Проверка усвоения студентами изученного материала | Задаёт вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму | Отвечают на вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму | Методическое пособие, комплект КОС, лексич. минимум №3 |
| Целеполагание, мотивация, изложение нового материала | 45 | Изучение студентами нового материала Формирование у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, умения организовать собственную деятельность, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач | Объясняет цель занятия, актуальность темы, новую тему, пишет на доске, приводит примеры | Слушают преподавателя, записывают, задают вопросы, записывают в тетради лексический минимум | Информационный блок по теме, методическое пособие, с.17 – 22, учебник |
| Закрепление нового материала | 22-23 | Полное усвоение полученных знаний | Задает вопросы, контролирует выполнение студентами упражнений для закрепления изученного материала | Отвечают на вопросы, записывают, читают и переводят слова по теме, выполняют упражнения | метод. пособие, с. 20-21, 24 – 25, учебник |
| Контроль на выходе | 5 | Проверка усвоения студентами изученного материала | Задаёт вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму | Отвечают на вопросы по изученному материалу и по лекс минимуму | Метод. пособие, с.21, 24 |
| Заключительный этап занятия: -подведение итогов - объявление оценок - объяснение домашнего задания | 5 | Подведение итогов занятия, формирование адекватной самооценки у студентов, подготовка к выполнению домашнего задания | - подводит итоги занятия; - объявляет оценки, комментирует их; -объясняет домашнее задание. | Слушают преподавателя, записывают домашнее задание | Метод. разработка, с.18, комплект КОС |
Примерная хронокарта теоретического занятия
2.1. «Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений» Задания для контроля изученного материала
1. Вопросы для устного опроса (не оценивается):
Какие признаки долготы Вы знаете?
Какие признаки краткости Вы знаете?
Назовите правила постановки ударения в латинском языке.
2. Контроль знания лексического минимума №2, методическое пособие для студентов, с.16 – 17
Критерии оценки знания лексического минимума:
от 91 до 100 правильных ответов – отлично
от 81 до 90% правильных ответов – хорошо
от 71 до 80% правильных ответов – удовлетворительно
менее 70% правильных ответов – неудовлетворительно
Информационный блок по теме
Имя существительное. Пять склонений. Словарная форма
Имена существительные в латинском языке бывают трех родов:
genus masculinum -мужской род (сокращенно m)
genus femininum – женский род (сокр.f)
genus neutrum – средний род (сокр.n)
Принадлежность существительного к тому или иному роду может не совпадать в разных языках.
латинский язык русский язык
cortex, m кора (ж.р.)
radix, f корень (м.р.)
extractum, n экстракт (м.р.)
Латинские существительные имеют два числа:
Numerus singularis – единственное число (сокращенно sing.)
Numerus pluralis – множественное число (сокр. pl.)
Различия в числе выражаются при помощи окончаний:
Gutta – капля – ед.число (sing.) Guttae – капли – мн. число (pl.)
Структура родовой принадлежности
существительных всех 5 склонений.
I скл. II скл. III скл. IV скл. V скл.
| Мужской masculinum m | |
| Мужской masculinum m | Женский femininum f | Мужской masculinum m | |
Женский femininum f | Средний neutrum n | Средний neutrum n | Средний neutrum n | Женский femininum f |
Латинские существительные изменяются по падежам.
В латинском языке 6 падежей. Из них практическое значение имеют пять:
Nominativus – именительный падеж.
Genetivus – родительный падеж.
Dativus – дательный падеж.
Accusativus – винительный падеж.
Ablativus – аблятив.
Структура грамматических категорий имени существительного
Имя существительное Nomen substantivum |
Мужской род masculinum | | Женский род femininum | | Средний род neutrum |
Единственное число Singularis | | Множественное число Pluralis |
Именительный падеж Nominativus кто?что? | | Родительный падеж Genetivus кого?чего? | | Дательный падеж Dativus кому?чему? | | Винительный падеж Accusativus кого?что? |
Аблятив Ablativus кем?чем? | | Звательный падеж Vocativus кого? что? |
Каждое существительное приводится в словаре в двух падежах: Nom. Sing. и Gen.Sing.
Родительный падеж принято указывать не полностью, а только окончание. Кроме того, в словаре указывается род существительного. Такое сообщение формы существительных в именительном и родительном падежах единственного числа с указанием рода называется его словарной формой.
Итак, словарная форма существительного – это форма Nom. Sing. + окончание Gen.Sing. + указатель рода.
Например, gutta,ae f - капля
unguentum,i n – мазь.
Имена существительные нужно запоминать в словарной форме, так как именно по окончанию родительного падежа определяется склонение существительных.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ
Склонение – это совокупность падежных изменений одного и того же слова в единственном и множественном числе.
В латинском языке различают 5 склонений. Принадлежность существительного к тому или иному склонению определяется по окончанию Gen. Singularis (родительного падежа ед.числа).
Склонение | Окончание в Nom.Sing. | Окончание в Gen.Sing. | Окончание в Gen. Pl. |
I | - a | - ae | - arum |
II | -us, - er, - um | -i | - orum |
III | разные | - is | - um |
IV | - us, -u | - us | - uum |
V | - es | - ei | - erum |
По данной схеме легко можно определить, какие окончания имеет существительное любого из пяти склонений в именительном и родительном падежах.
Принцип склонения существительных таков:
Основа + падежное окончание |
Основа существительных определяется по форме родительного падежа путем отбрасывания окончания.
NB: Для 1 склонения -ае
Для 2 склонения -i
Для 3 склонения -is
Для 4 склонения –us
Для 5 склонения –ei
Например, herba, herbae, herb;
Species (Nom.Sing.) - сбор, speciei (Gen.Sing.) - сбора,
основа speci-
I склонение существительных
К I склонению относятся существительные только женского рода с окончанием в Gen.Sing. -ae
Nom. Sing. | Gen. Sing. | Gen. Pl. |
-a | -ae | -arum |
Например, bacca (Nom.Sing.) - ягода, baccae (Gen.Sing.) - ягоды,
baccarum (Gen.Pl.) – ягод.
NB: К I склонению также относятся существительные греческого происхождения, имеющие в Nom.Sing. окончание –е.
В Gen. Sing. такие существительные оканчиваются на –es.
Например, Aloë, ës f алоэ; Kalanchoë, ës f каланхоэ
Hippophaë, ës f облепиха
Лексический минимум № 3
Althaea, ae f | алтей |
Aloë,ës f | алоэ, столетник, сабур |
Belladonna, ae f | красавка, белладонна |
Betula, ae f | береза |
Сalendula, ae f | ноготки, календула |
Chamomilla, ae f | ромашка |
Convallaria, ae f | ландыш |
Farfara, ae f | мать-и-мачеха |
Mentha, ae f | мята |
Rosa,ae f | шиповник |
Salvia, ae f | шалфей |
Schizandra,ae f | лимонник |
Tilia, ae f | липа |
Urtica, ae f | крапива |
Valeriana, ae f | валериана |
aqua, ae f | вода |
ampulla, ae f | ампула |
bacca,ae f | ягода |
capsula, ae f | капсула |
gemma,ae f | почка раст. |
gutta, ae f | капля |
herba, ae f | трава |
pasta, ae f | паста |
tabuletta, ae f | таблетка |
tinctura, ae f | настойка |
II СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ко II склонению относятся существительные мужского рода с окончаниями в Nom.Sing. –us, -er, и существительные среднего рода с окончанием в Nom.Sing. –um. В родительном падеже единственного числа все они имеют окончание –i.
Род | Nom. Sing. | Gen. Sing. | Gen. Pl. |
m | -us -er | -i | -orum |
n | -um |
Например, folium (Nom.Sing.), folii (Gen.Sing.), foliorum (Gen.Pl.)
globulus (Nom.Sing.) - шарик, globuli (Gen.Sing.) - шарика,
globulorum (Gen.Pl.) - шариков
NB: Исключение: Ко II склонению также относятся существительные женского рода с окончанием –us, обозначающие названия деревьев и кустарников.
Например, Pinus, i f –сосна
Crataegus,i f – боярышник
Ко II склонению относятся все названия лекарственных средств и препаратов. Они имеют окончание –um в именительном падеже единственного числа, в родительном падеже (а значит, и в рецептурной форме) все они оканчиваются на –i. На русский язык они не переводятся, а транскрибируются без окончания.
Analginum, Aethazolum (анальгин, этазол)
Почти все названия химических элементов также относятся ко II склонению и среднему роду.
Свинец – Plumbum,i n; серебро – Argentum,i n
Лексический минимум № 4
acidum, i n | кислота |
butyrum,i n | масло (твердое) |
decoctum, i n | отвар |
emulsum, i n | эмульсия |
extractum, i n | экстракт |
folium, i n | лист |
globulus, i m | шарик |
infusum, i n | настой |
linimentum, i n | линимент |
medicamentum, i n | лекарство |
oleum, i n | масло (жидкое) |
saccharum, i m | сахар |
sirupus, i m | сироп |
succus,i m | сок |
suppositorium, i n | свеча, суппозиторий |
unguentum, i n | мазь |
Absinthium, i n | полынь |
Anisum, i n | анис |
Crataegus, i f | боярышник |
Eucalyptus, i f | эвкалипт |
Foeniculum, i n | укроп |
Helianthus,i m | подсолнечник |
Leonurus, i m | пустырник |
Millefolium,ii n | тысячелистник |
Pinus,i f | сосна |
| |
| |
Упражнения для закрепления изученного материала
Задание 1. Назовите элементы словарной формы существительного:
medicamentum,i n - лекарство
Задание 2. Определите, к какому склонению относятся следующие существительные:
Anaesthesinum,i n -анестезин
processus,us m - отросток
articulatio,onis f - сустав
facies,ei f – поверхность, лицо
Talcum,i n - тальк
species,ei f - сбор
sirupus,i m - сироп
liquor,oris m - жидкость
Sanguisorba,ae f - кровохлебка
cornu,us m- рог
solutio,onis f - раствор
spiritus,us m – спирт
Задание 3. Зная склонение существительных, допишите окончание родительного падежа единственного числа следующих существительных.
capsula,capsul….., f I склонение, капсула
Rheum, Rhe……, n II склонение, ревень
scabies, scabi……, f V склонение, чесотка
musculus, muscul……, m II склонение, мышца
acidum, acid….., n II склонение, кислота
abscessus, abscess….., m IV склонение, нарыв, абсцесс
hepar, hepat……, n III склонение, печень
Aluminium, Alumini…, n II склонение, алюминий
Задание 4. Распределите следующие существительные по склонениям:
Convallaria,ae f
Anaesthesinum,i n
species,ei f
spiritus,us m
Laevomycetinum,i n
hepar,atis n
Talcum,i n
rabies,ei f
Ichthyolum,i n
Althaea,ae f
Vaselinum,i n
variola,ae f
corpus,oris n
facies,ei f
foramen,inis n
pulmo,onis m
processus,us m
articulatio,onis f
Dyspepsia,ae f
cancer,cri m
morbus,i m
bronchus,i m
abscessus,us m
scabies,ei f
Задание 5. Найдите основу существительных.
processus, processus, m
Laevomycetinum, Laevomycetini, n
facies, faciei, f
articulatio, articulationis, f
foramen, foraminis, n
injectio, injectionis f
Задание 6. Назовите форму родительного падежа существительного, используя его словарную форму:
aqua,ae f
Aloë, ës f
rabies, ei f
pulmo,onis m
Amidopyrinum,i n
tabuletta,ae f
genu,us n
ren,is m
liquor,oris m
Вопросы для контроля «на выходе»
1.Какими грамматическими категориями обладает имя существительное в латинском языке?
2. Сколько родов имен существительных в латинском языке?
3. Сколько падежей в латинском языке?
4. Сколько склонений существительных в латинском языке?
5. Как определить принадлежность имени существительного к склонению?
6. Какие окончания имеют существительные пяти склонений в Gen.Sing?
7. Что составляет словарную форму существительного? .
8. По словарной форме существительного можно определить, к какому ………….. относится данное слово и какого оно …………..
Домашнее задание
Источник | Инструктаж по выполнению |
учебник (Ю.И. Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ// Р-на Д., «Феникс», 2008) , с. 43 - 45 | - работа с конспектом лекции (повторение основ грамматики латинского языка), изучение глоссария по специальности |
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов, с. 20-21 (лексический минимум №3) | - работа со словарями (изучение лексических единиц по теме) |
Перечень использованных источников
Основные источники:
Городкова Ю.И. Латинский язык: учебник/Ю.И. Городкова.- Изд 12-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-315 с.
Кравченко, В. И. Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие/В. И. Кравченко. Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2016. - 396 с. - (Среднее медицинское образование).
Марцелли, А. А. Латинский язык и основы медицинской терминологии/ А. А. Марцелли. - Изд. 7-е, испр. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 380 с. - (Среднее медицинское образование).
Чернявский, М. Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1994. – 448 с.
Дополнительные источники:
Аванесьянц Э.М. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: «АНМИ», 2001. – 345 с.
Аксенова О.В. Учебное пособие для студентов медицинских колледжей. – М.: Медицина, 2000
Васильева Л.И., Окатова Л.М. Пособие по клинической терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1989. – 167 с.
Калинина Е.В. Методическое пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией». – Барабинский медицинский колледж, 20174
Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 368 с.
Цисык А.З., Швайко Е.С. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 168 с.
14