СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений" создана для методического сопровождения теоретического занятия, содержит грамматический и лексический материал по латинским существительным, контрольные вопросы и упражнения для закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений"»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Барабинский медицинский колледж»


Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ____от________________

Председатель_____________________

Н.Ю. Хританкова









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Для подготовки по основной программе

профессионального обучения

по должности 24323 «Младшая

медицинская сестра по уходу за больными»


Раздел 2 . Морфология


Тема 2.1. Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений





Разработчик – преподаватель Калинина Е.В.















Барабинск-2018

Содержание

Методический лист 3

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» 4

Актуальность изучения темы 4

Примерная хронокарта теоретического занятия 2.1. «Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений» 5

Задания для контроля изученного материала 6

Информационный блок по теме 7

Упражнения для закрепления изученного материала 12

Вопросы для контроля «на выходе» 13

Домашнее задание 13

Перечень использованных источников 14





























Методический лист

Тема 2.1. Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5 склонений.


Вид занятия – комбинированное занятие

Продолжительность занятия – 90 минут

Уровни усвоения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Цели занятия:

Образовательная – познакомить студентов с элементами латинской грамматики: основными грамматическими категориями имени существительного, типами склонения, понятием словарной формы существительного, структурой термина с несогласованным определением; изучить со студентами 25 лексических единиц глоссария по специальности (анатомические и фармацевтические термины).

Воспитательная – способствовать формированию понимания студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса; обучение бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

Развивающая – способствовать развитию навыков организации студентами рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Используемые методы объяснения и контроля изучения нового материала:

объяснительно-иллюстративный с применением электронных образовательных ресурсов, репродуктивный.



Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Раздел 2. Морфология.

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

Тема 2.1

Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений.

Содержание учебного материала.

2


1.Грамматические категории латинских существительных

2.Существительные 1 - 5 склонений Сводная таблица 5 склонений существительных.

3.Информирование медицинского персонала об изменениях в состоянии пациента (в части владения медицинской терминологией)

4. Оказание помощи пациенту во время его осмотра врачом (в части владения медицинской терминологией)



1, 2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом лекции (повторение основ грамматики латинского языка), работа со словарями (изучение лексических единиц по теме)

1


Актуальность изучения темы


Изучение темы 2.1. «Анатомическая терминология. Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений» необходимо для правильного оформления латинской части рецептов в последующей профессиональной деятельности. Все названия лекарственных средств, препаратов, анатомические термины – это имена существительные, которые необходимо употреблять в правильной грамматической форме, от этого зависит, верно ли будет выписан рецепт. Выписывание рецептов с ошибками недопустимо. Во время занятия обучающиеся готовятся к таким трудовым действиям, как информирование медицинского персонала об изменениях в состоянии пациента (в части владения медицинской терминологией), оказание помощи пациенту во время его осмотра врачом (в части владения медицинской терминологией).

п/п

Название этапа

Время,

мин

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методич. оснащение

Организационный

2-3

Подготовка студентов к занятию, развитие собранности; организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Приветствует студентов, проверяет их готовность к занятию, контролирует посещаемость; проводит инструктаж по технике безопасности

Приветствуют преподавателя, слушают преподавателя, готовятся к занятию

Журнал группы

Контроль на входе

10

Проверка усвоения студентами изученного материала

Задаёт вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Отвечают на вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Методическое пособие, комплект КОС, лексич. минимум №3

Целеполагание, мотивация, изложение нового материала

45

Изучение студентами нового материала Формирование у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, умения организовать собственную деятельность, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач

Объясняет цель занятия, актуальность темы, новую тему, пишет на доске, приводит примеры

Слушают преподавателя, записывают, задают вопросы, записывают в тетради лексический минимум

Информационный блок по теме, методическое пособие, с.17 – 22, учебник

Закрепление нового материала

22-23

Полное усвоение полученных знаний

Задает вопросы, контролирует выполнение студентами упражнений для закрепления изученного материала

Отвечают на вопросы, записывают, читают и переводят слова по теме, выполняют упражнения

метод. пособие, с. 20-21, 24 – 25, учебник

Контроль на выходе

5

Проверка усвоения студентами изученного материала

Задаёт вопросы по изученному материалу и по лексическому минимуму

Отвечают на вопросы по изученному материалу и по лекс минимуму

Метод. пособие, с.21, 24

Заключительный этап занятия:

-подведение итогов

- объявление оценок

- объяснение домашнего задания

5

Подведение итогов занятия, формирование адекватной самооценки у студентов, подготовка к выполнению домашнего задания

- подводит итоги занятия;

- объявляет оценки, комментирует их;

-объясняет домашнее задание.

Слушают преподавателя, записывают домашнее задание

Метод. разработка, с.18, комплект КОС

Примерная хронокарта теоретического занятия 2.1. «Грамматические категории имён существительных. Существительные 1-5склонений» Задания для контроля изученного материала

1. Вопросы для устного опроса (не оценивается):

  1. Какие признаки долготы Вы знаете?

  2. Какие признаки краткости Вы знаете?

  3. Назовите правила постановки ударения в латинском языке.

2. Контроль знания лексического минимума №2, методическое пособие для студентов, с.16 – 17


Критерии оценки знания лексического минимума:

от 91 до 100 правильных ответов – отлично

от 81 до 90% правильных ответов – хорошо

от 71 до 80% правильных ответов – удовлетворительно

менее 70% правильных ответов – неудовлетворительно


Информационный блок по теме


Имя существительное. Пять склонений. Словарная форма


Имена существительные в латинском языке бывают трех родов:

genus masculinum -мужской род (сокращенно m)

genus femininum – женский род (сокр.f)

genus neutrum – средний род (сокр.n)


Принадлежность существительного к тому или иному роду может не совпадать в разных языках.

латинский язык русский язык

cortex, m кора (ж.р.)

radix, f корень (м.р.)

extractum, n экстракт (м.р.)


Латинские существительные имеют два числа:

Numerus singularis – единственное число (сокращенно sing.)

Numerus pluralis – множественное число (сокр. pl.)


Различия в числе выражаются при помощи окончаний:

Gutta – капля – ед.число (sing.) Guttae – капли – мн. число (pl.)


Структура родовой принадлежности

существительных всех 5 склонений.

I скл. II скл. III скл. IV скл. V скл.



Мужской

masculinum

m



Мужской

masculinum

m

Женский

femininum

f

Мужской

masculinum

m


Женский

femininum

f

Средний

neutrum

n

Средний

neutrum

n

Средний

neutrum

n

Женский

femininum

f


Латинские существительные изменяются по падежам.

В латинском языке 6 падежей. Из них практическое значение имеют пять:

Nominativus – именительный падеж.

Genetivus – родительный падеж.

Dativus – дательный падеж.

Accusativus – винительный падеж.

Ablativus – аблятив.


Структура грамматических категорий имени существительного


Имя существительное

Nomen substantivum



Мужской род

masculinum


Женский род

femininum


Средний род

neutrum


Единственное число

Singularis


Множественное число

Pluralis


Именительный падеж

Nominativus

кто?что?


Родительный падеж

Genetivus

кого?чего?


Дательный падеж

Dativus

кому?чему?


Винительный падеж

Accusativus

кого?что?


Аблятив

Ablativus


кем?чем?


Звательный падеж

Vocativus

кого? что?


Каждое существительное приводится в словаре в двух падежах: Nom. Sing. и Gen.Sing.

Родительный падеж принято указывать не полностью, а только окончание. Кроме того, в словаре указывается род существительного. Такое сообщение формы существительных в именительном и родительном падежах единственного числа с указанием рода называется его словарной формой.

Итак, словарная форма существительного – это форма Nom. Sing. + окончание Gen.Sing. + указатель рода.

Например, gutta,ae f - капля

unguentum,i n – мазь.


Имена существительные нужно запоминать в словарной форме, так как именно по окончанию родительного падежа определяется склонение существительных.


СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Склонение – это совокупность падежных изменений одного и того же слова в единственном и множественном числе.

В латинском языке различают 5 склонений. Принадлежность существительного к тому или иному склонению определяется по окончанию Gen. Singularis (родительного падежа ед.числа).


Склонение

Окончание в

Nom.Sing.

Окончание в

Gen.Sing.

Окончание в

Gen. Pl.

I

- a

- ae

- arum

II

-us, - er,

- um

-i

- orum

III

разные

- is

- um

IV

- us, -u

- us

- uum

V

- es

- ei

- erum

По данной схеме легко можно определить, какие окончания имеет существительное любого из пяти склонений в именительном и родительном падежах.


Принцип склонения существительных таков:

Основа + падежное окончание

Основа существительных определяется по форме родительного падежа путем отбрасывания окончания.

NB: Для 1 склонения -ае

Для 2 склонения -i

Для 3 склонения -is

Для 4 склонения –us

Для 5 склонения –ei

Например, herba, herbae, herb;

Species (Nom.Sing.) - сбор, speciei (Gen.Sing.) - сбора,

основа speci-


I склонение существительных

К I склонению относятся существительные только женского рода с окончанием в Gen.Sing. -ae

Nom.

Sing.

Gen.

Sing.

Gen.

Pl.

-a

-ae

-arum


Например, bacca (Nom.Sing.) - ягода, baccae (Gen.Sing.) - ягоды,

baccarum (Gen.Pl.) – ягод.

NB: К I склонению также относятся существительные греческого происхождения, имеющие в Nom.Sing. окончание –е.

В Gen. Sing. такие существительные оканчиваются на –es.

Например, Aloë, ës f алоэ; Kalanchoë, ës f каланхоэ

Hippophaë, ës f облепиха

Лексический минимум № 3

Althaea, ae f

алтей

Aloë,ës f

алоэ, столетник, сабур

Belladonna, ae f

красавка, белладонна

Betula, ae f

береза

Сalendula, ae f

ноготки, календула

Chamomilla, ae f

ромашка

Convallaria, ae f

ландыш

Farfara, ae f

мать-и-мачеха

Mentha, ae f

мята

Rosa,ae f

шиповник

Salvia, ae f

шалфей

Schizandra,ae f

лимонник

Tilia, ae f

липа

Urtica, ae f

крапива

Valeriana, ae f

валериана

aqua, ae f

вода

ampulla, ae f

ампула

bacca,ae f

ягода

capsula, ae f

капсула

gemma,ae f

почка раст.

gutta, ae f

капля

herba, ae f

трава

pasta, ae f

паста

tabuletta, ae f

таблетка

tinctura, ae f

настойка


II СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ко II склонению относятся существительные мужского рода с окончаниями в Nom.Sing. –us, -er, и существительные среднего рода с окончанием в Nom.Sing. –um. В родительном падеже единственного числа все они имеют окончание –i.

Род

Nom.

Sing.

Gen.

Sing.

Gen.

Pl.

m

-us

-er


-i


-orum


n

-um

Например, folium (Nom.Sing.), folii (Gen.Sing.), foliorum (Gen.Pl.)

globulus (Nom.Sing.) - шарик, globuli (Gen.Sing.) - шарика,

globulorum (Gen.Pl.) - шариков


NB: Исключение: Ко II склонению также относятся существительные женского рода с окончанием –us, обозначающие названия деревьев и кустарников.

Например, Pinus, i f –сосна

Crataegus,i f – боярышник

Ко II склонению относятся все названия лекарственных средств и препаратов. Они имеют окончание –um в именительном падеже единственного числа, в родительном падеже (а значит, и в рецептурной форме) все они оканчиваются на i. На русский язык они не переводятся, а транскрибируются без окончания.

Analginum, Aethazolum (анальгин, этазол)

Почти все названия химических элементов также относятся ко II склонению и среднему роду.

Свинец – Plumbum,i n; серебро – Argentum,i n


Лексический минимум4

acidum, i n

кислота

butyrum,i n

масло (твердое)

decoctum, i n

отвар

emulsum, i n

эмульсия

extractum, i n

экстракт

folium, i n

лист

globulus, i m

шарик

infusum, i n

настой

linimentum, i n

линимент

medicamentum, i n

лекарство

oleum, i n

масло (жидкое)

saccharum, i m

сахар

sirupus, i m

сироп

succus,i m

сок

suppositorium, i n

свеча, суппозиторий

unguentum, i n

мазь

Absinthium, i n

полынь

Anisum, i n

анис

Crataegus, i f

боярышник

Eucalyptus, i f

эвкалипт

Foeniculum, i n

укроп

Helianthus,i m

подсолнечник

Leonurus, i m

пустырник

Millefolium,ii n

тысячелистник

Pinus,i f

сосна





Упражнения для закрепления изученного материала

Задание 1. Назовите элементы словарной формы существительного:

medicamentum,i n - лекарство


Задание 2. Определите, к какому склонению относятся следующие существительные:

  1. Anaesthesinum,i n -анестезин

  2. processus,us m - отросток

  3. articulatio,onis f - сустав

  4. facies,ei f – поверхность, лицо

  5. Talcum,i n - тальк

  6. species,ei f - сбор

  7. sirupus,i m - сироп

  8. liquor,oris m - жидкость

  9. Sanguisorba,ae f - кровохлебка

  10. cornu,us m- рог

  11. solutio,onis f - раствор

  12. spiritus,us m – спирт


Задание 3. Зная склонение существительных, допишите окончание родительного падежа единственного числа следующих существительных.

  1. capsula,capsul….., f I склонение, капсула

  2. Rheum, Rhe……, n II склонение, ревень

  3. scabies, scabi……, f V склонение, чесотка

  4. musculus, muscul……, m II склонение, мышца

  5. acidum, acid….., n II склонение, кислота

  6. abscessus, abscess….., m IV склонение, нарыв, абсцесс

  7. hepar, hepat……, n III склонение, печень

  8. Aluminium, Alumini…, n II склонение, алюминий


Задание 4. Распределите следующие существительные по склонениям:

  1. Convallaria,ae f

  2. Anaesthesinum,i n

  3. species,ei f

  4. spiritus,us m

  5. Laevomycetinum,i n

  6. hepar,atis n

  7. Talcum,i n

  8. rabies,ei f

  9. Ichthyolum,i n

  10. Althaea,ae f

  11. Vaselinum,i n

  12. variola,ae f

  13. corpus,oris n

  14. facies,ei f

  15. foramen,inis n

  16. pulmo,onis m

  17. processus,us m

  18. articulatio,onis f

  19. Dyspepsia,ae f

  20. cancer,cri m

  21. morbus,i m

  22. bronchus,i m

  23. abscessus,us m

  24. scabies,ei f



Задание 5. Найдите основу существительных.

  1. processus, processus, m

  2. Laevomycetinum, Laevomycetini, n

  3. facies, faciei, f

  4. articulatio, articulationis, f

  5. foramen, foraminis, n

  6. injectio, injectionis f


Задание 6. Назовите форму родительного падежа существительного, используя его словарную форму:

  1. aqua,ae f

  2. Aloë, ës f

  3. rabies, ei f

  4. pulmo,onis m

  5. Amidopyrinum,i n

  6. tabuletta,ae f

  7. genu,us n

  8. ren,is m

  9. liquor,oris m

Вопросы для контроля «на выходе»

1.Какими грамматическими категориями обладает имя существительное в латинском языке?

2. Сколько родов имен существительных в латинском языке?

3. Сколько падежей в латинском языке?

4. Сколько склонений существительных в латинском языке?

5. Как определить принадлежность имени существительного к склонению?

6. Какие окончания имеют существительные пяти склонений в Gen.Sing?

7. Что составляет словарную форму существительного? .

8. По словарной форме существительного можно определить, к какому ………….. относится данное слово и какого оно …………..


Домашнее задание

Источник

Инструктаж по выполнению

учебник (Ю.И. Городкова. Латинский язык для студентов медицинских колледжей и училищ// Р-на Д., «Феникс», 2008) , с. 43 - 45

- работа с конспектом лекции (повторение основ грамматики латинского языка), изучение глоссария по специальности

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов, с. 20-21 (лексический минимум №3)

- работа со словарями (изучение лексических единиц по теме)



Перечень использованных источников

Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: учебник/Ю.И. Городкова.- Изд 12-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-315 с.

  2. Кравченко, В. И. Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие/В. И. Кравченко. Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2016. - 396 с. - (Среднее медицинское образование).

  3. Марцелли, А. А. Латинский язык и основы медицинской терминологии/ А. А. Марцелли. - Изд. 7-е, испр. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 380 с. - (Среднее медицинское образование).

  4. Чернявский, М. Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1994. – 448 с.

Дополнительные источники:

  1. Аванесьянц Э.М. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: «АНМИ», 2001. – 345 с.

  2. Аксенова О.В. Учебное пособие для студентов медицинских колледжей. – М.: Медицина, 2000

  3. Васильева Л.И., Окатова Л.М. Пособие по клинической терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 1989. – 167 с.

  4. Калинина Е.В. Методическое пособие для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией». – Барабинский медицинский колледж, 20174

  5. Савина Г.П. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 368 с.

  6. Цисык А.З., Швайко Е.С. Основы латинского языка и медицинской терминологии. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 168 с.


14