СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО МАСТЕР-КЛАССА Фединишина Людмила Алексеевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе проведения мастер-класса применяются информационно-коммуникационные технологии (smart - интерактивные дидактические игры, презентация); здоровьесберегающие, деятельностные и игровые технологии.

Целью мастер-класса является формирование у студентов опыта использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, интерактивного оборудования с целю интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в работе с детьми с ОВЗ.

 

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО МАСТЕР-КЛАССА Фединишина Людмила Алексеевна»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОТКРЫТОГО МАСТЕР-КЛАССА

«Интеграция образовательных областей посредством развивающей предметно-пространственной игровой среды в работе с детьми с ОВЗ»












Фединишина Людмила Алексеевна,

преподаватель

профессиональных модулей

специальности «Специальное дошкольное образование»

















Краснодар, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


МДК. 03.02 «Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития» - междисциплинарный курс, являющийся частью профессионального модуля ПМ.03 «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

В рамках МДК представлен мастер-класс, как актуальная форма передачи практического опыта; формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся, приобретения навыка от наставника.

В процессе проведения мастер-класса применяются информационно-коммуникационные технологии (smart - интерактивные дидактические игры, презентация); здоровьесберегающие, деятельностные и игровые технологии.

Целью мастер-класса является формирование у студентов опыта использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, интерактивного оборудования с целю интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в работе с детьми с ОВЗ.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2.

Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности

ЛР-О1 (ЛР 13)

Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой.

ЛР-О4 (ЛР 16)

Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»


Междисциплинарный курс 03.02 «Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития».

Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Цель: сформировать у студентов опыт использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, интерактивного оборудования с целю интеграции образовательных областей в работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

- формировать знание содержания и способов организации игровой деятельности с учетом особенностей дошкольников с ОВЗ с применением разнообразной развивающей предметно-пространственной игровой среды;

- закреплять знание образовательных областей развития дошкольников;

- упражнять в умении анализировать проведение дидактических игр с дошкольниками с ОВЗ (с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес», интерактивного оборудования);

- познакомить с ресурсом использования развивающей среды «Фиолетовый лес» для подготовки заданий в условиях демонстрационного экзамена, чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia);

- упражнять в использовании информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности;

- развивать способность оценивать эффективность и качество методов решения профессиональных задач, работать в коллективе, команде;

- воспитывать принятие ценности детства как особого периода жизни человека, готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Методы обучения: наглядно-демонстрационный, практический, словесный, игровой, метод контроля, самоконтроля.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска.

2. Музыкальные колонки.

3. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича.

4. Ноутбук.

5. Рабочая тетрадь.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, деятельностные, игровые.


Структура мастер-класса:

  1. Организационный этап: приветствие, представление, знакомство с аудиторией - 3 мин.

  2. Постановка цели и задач мастер-класса. Мотивация учебной деятельности студентов - 3 мин.

  3. Актуализация знаний – 7 мин.

  4. Основной этап: разделение на микро-группы, выполнение игровых вариативных заданий с развивающей средой «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича и интерактивного оборудования - 25 мин.

  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.

  6. Рефлексия: подведение итогов, анализ результатов - 5 мин.


СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МАСТЕР-КЛАССА


№ п/п

Этап занятия

Методы, формы и приемы обучения

Деятельность студента

1.

Организационный этап

Приветствие.

Представление.

Знакомство. Распределение на 3 микро-группы с помощью жеребьевки.


Приветствие.

Представление себя.

Знакомство с преподавателем и участниками группы.

Выражение готовности к взаимодействию.

Выбор микрогруппы.

2.

Постановка цели и задач мастер-класса. Мотивация учебной деятельности студентов

Создание проблемной ситуации.


Активное слушание. Предложение формулировки цели мастер-класса.

3.

Актуализация знаний

Вступительное слово с

описанием темы.

Дискуссия об актуальности темы.

Демонстрация сопроводительной презентации.

Активное участие в дискуссии. Выдвижение предположений об актуальности предложенной темы и ее значимости.


4.

Основной этап:



4.1

- вступительная часть

Определение функций ролей в условиях деловой игры

Студенты с интересом принимают на себя роль детей и воспитателей.

4.2

- основная часть

1 – проведение 2-х игр (с пособием «Фиолетовый лес», с интерактивным оборудованием) педагогом с последующим анализом

2 – обсуждение и проведение игр подгруппами


Игра «Гномы»

Игра «Учимся изображать эмоции»

Игра «Прятки»

Игра «Волшебное дерево Фиолетового леса»

Подвижная игра по методике Боди-перкуссия

Студенты относительно своих микро-групп участвуют в игровой деятельности в роли детей.

Студенты обсуждают, готовят, и проводят дидактическую игру (по образцу).

Ведется активное обсуждение образовательных областей.

Заполнение рабочих тетрадей.

4.3

- заключительная часть

Отслеживание правильности заполнения рабочих тетрадей.

Проверка уровня сформированности знаний.

Подведение итогов.

Выставление оценок за активность на мастер-классе.

Ответы на вопросы по теме мастер-класса.

Выдвижение мнений о достижении поставленных задач.


5.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение домашнего задания

Домашнее задание –подобрать 1 игру с развивающей средой «Фиолетовый лес», 1 игру с интерактивным оборудованием, составить алгоритм проведения (по схеме).

6.

Рефлексия

Прием обратной связи.

Метод деятельностной рефлексии - «Дерево успеха» (красный листок – не разобрался в теме, желтый – остались вопросы, зеленый – смогу применить).

Активное высказывание мнений о значимости мастер-класса. Обратная связь.


















КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА


  1. Организационный этап.

Здравствуйте уважаемые студенты, меня зовут Фединишина Людмила Алексеевна, преподаватель Краснодарского педагогического колледжа.

Давайте познакомимся и узнаем друг друга. Предлагаю каждому коротко озвучить ожидание от занятия, можно одним словом (эмоции, чувства, предполагаемые знания, умения). Надеюсь, ваши ожидания будут реализованы.

Для дальнейшей работы вам необходимо распределиться на микро группы, для этого проведем жеребьевку. Каждый участник занимает стол согласно полученной карточке.

На ваших столах рабочие тетради, которые помогут зафиксировать основное содержание и алгоритмы действий.

Исходя из образовательных средств, которые вы видите в аудитории, предположите, чем будем сегодня заниматься (ответы студентов).

На ваш взгляд, о каких категориях детей будет идти речь? (дети с сохранным развитием и дети с ОВЗ, даже на эмблеме видно, что особые дети нуждаются в специальной поддержке. Какой символ это показывает?)



  1. Постановка цели и задач мастер-класса. Мотивация учебной деятельности студентов.

Я думаю, каждый из вас, так или иначе, имел возможность взаимодействовать с детьми. В сегодняшних реалиях, часто, вы могли сталкиваться с детьми с ограниченными возможностям здоровья. При этом работа с детьми с ОВЗ  строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей данной категории является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.

Как вы считаете, что является основной целью воспитания и обучения детей данной категории? (Основная цель - комплексное сопровождение детей с ОВЗ: всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями, коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование активности активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде).

Из вашего опыта скажите – чем чаще всего занимаются дети, какой основной вид их деятельности? Действительно, это игра, и она может подготовить ребенка-дошкольника к будущей жизни, т.к. через игру происходит развитие.

Мы определили, что надо обеспечивать комплексное сопровождение детей с ОВЗ для их развития, но недостаточно знаем какие эффективные средства и методы для этого можно использовать = т.о. сегодня задача уравновесить весы, пополнить чашу знаниями игровых технологий и умениями их использовать.


Следовательно, можно определить цель мастер-класса и записать ее в рабочие тетради: «Сформировать опыт использования развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, интерактивного оборудования с целью интеграции образовательных областей в работе с детьми с ОВЗ».

Мы рассмотрим два вида средств развития дошкольников – предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» и интерактивного оборудования для организации дидактических игр с детьми с ОВЗ.

«Фиолетовый лес» может использоваться как для группы детей (в возрасте от 6 месяцев до 7 лет), так и для индивидуальной работы. Активно используется логопедами, дефектологами в работе с детьми с ОВЗ: с нарушениями речи, интеллекта, ранним детским аутизмом и пр.

При этом данная среда активно используется у нас в колледже при подготовке студентов к чемпионату WorldSkillsRussia, а также является яркой и доступной средой для организации демонстрационного экзамена по компетенции «Дошкольное воспитание».

Интерактивная доска также является эффективным средством в работе с детьми дошкольного возраста, имеет большой арсенал дидактических средств, в том числе игр коррекционно-развивающей направленности, позволяет воспитателю самостоятельно создавать игры.


  1. Актуализация знаний

В стандарте дошкольного образования определены пять областей развития детей, откройте рабочие тетради (ментальную карту). Давайте их обозначим (называют студенты - познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

Как правило, при проведении различных игр с детьми (в том числе с ОВЗ) задачи по воздействию на разные области развития детей могут решаться в комплексе.

В процессе проведения и выполнения заданий вам надо будет, исходя из содержания, определить, к какой области относятся игры.

Так как мы будем учиться проводить дидактические игры, давайте вспомним их структуру, в соответствии с которой нужно будет анализировать организацию игр.

Студенты называют и комментируют структуру игры.


  1. Основной этап


4.1 Вступительная часть

Первая ролевая игра, в которой у меня будет роль воспитателя, у вас – роли детей дошкольного возраста. Содержание – я организую игру с подгруппой детей, вы, по ходу игры, должны выполнять мои задания.

Предлагаю вам отправится в путешествие «Фиолетовый лес». А сопровождать нас будут персонажи, которые  здесь живут и они сегодня будут нашими героями.

В зависимости от того, какие карточки вам достались при распределении на микрогруппы, вы будете выполнять разные роли.

Первая группа - Гномики. 

Вторая группа – это Животные (Павлин, лев, лань и пони).

Третья группа – это Цифры (1-4).




4.2 Основная часть.

А теперь, для того что бы переместиться в наш «Фиолетовый лес»  нужно произнести считалочку-превращалочку. Мы должны быстро произнести имена своих героев. Приготовились!!!......

Здорово, теперь мы оказались в «Фиолетовом лесу».

«Однажды семи гномам приснился сон, да-да, один на всех. Приснился сон. Идут они по белу свету – день идут, два идут – и вдруг, откуда ни возьмись, Волшебный лес. Гномы леса не испугались, наоборот уж очень он им понравился, и стали они жить в лесу и прозвали его Фиолетовым».


Приглашается первая группа участников - Гномики.

  1. Игра «Гномы»

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по цвету, размеру.

Ход игры: ветер разбросал листья. Гномы долго бродили по свету и хотят попасть в свои домики. Давайте поможем собрать листья и попасть им в свои дома. Для этого надо листья одного цвета расположить в домики такого же цвета. Вопрос для закрепления игрового действия – «Маша, что надо сделать, чтобы Гномики попали в свои дома?» (ответы детей, обращать внимание на развернутые ответы). По ходу выполнения детьми, задавать вопросы, стимулировать комментирование своих действий (Наташа, что ты делаешь? Скажи полностью - «я помещаю зеленый листочек в зеленый домик»). Подвести итог.

Теперь возвратитесь к роли студента и проанализируйте игру по алгоритму. Для этого откройте рабочую тетрадь, задание №1, соотнесите компоненты игры и методические приемы, определите образовательную область, на развитие которой работает игра «Гномы».


Задание №1

Название дид. игры – «_____________________________________________»

Образовательные области (интеграция) - ______________________________


Компоненты игры

Методические приемы

п роблемная ситуация,


дидактическая задача,

и гровая задача,


и гровые действия,


правила игры,


результат (подведение итогов)

нужно соотнести листья и домики по цвету

прикрепить листья в нужные домики


объяснение, закрепление, вопросы


вопросы, рефлексия

«ветер разбросал листья»


Для выполнения следующего задания приглашается группа «Животные», примите роль детей.

2) Игра «Что случилось»

Цель: создать условия для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Ход игры: Гномики не умеют изображать эмоции, а Животные хотят им помочь, для этого используем игру «Что случилось?» на смарт доске. Педагог предлагает рассмотреть изображения смайликов - разных видов эмоций. Затем педагог задает вопросы студентам-детям: «По какой причине возникло это эмоциональное состояние?».

Игра «Что случилось?» необходима в работе с детьми с ОВЗ, так как эмоциональное развитие таких детей находится на низком уровне. Но именно формирование эмоций содействует воспитанию положительного отношения человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Теперь откройте рабочую тетрадь, задание №2, самостоятельно укажите в таблице методические приемы по каждому компоненту игры, определите образовательную область, на развитие которой работает игра «Что случилось».


Задание №2

Название дид. игры – «_____________________________________________»

Образовательные области (интеграция) - ______________________________


Компоненты игры

Методические приемы

проблемная ситуация,


дидактическая задача,

игровая задача,


игровые действия,


правила игры,


результат (подведение итогов)

-


-



-


-


-


Для выполнения задания №3 и №4 вам необходимо самостоятельно изучить соответствующие игры, определить образовательные области и методические приемы, распределить роли (выбрать воспитателя) и продемонстрировать проведение дидактических игр. Время для подготовки демонстрации 5 мин. Приступайте.


К демонстрации третьего задания приглашается микрогруппа «Цифры».

3) Игра «Прятки»

Цель: закреплять использование в речи предлогов с пространственным значением.

Ход игры: Ёжики, мышки и стрекоза решили поиграть в прятки, но искать их некому, давайте им поможем.

Оценка результатов.

Кто желает продемонстрировать следующую дидактическую игру?

4) Игра «Волшебное дерево Фиолетового леса»

Цель: продолжать формировать знание о строении дерева; развивать навык рисования.

Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть красное дерево, назвать его части. Затем предлагает нарисовать свое ни на кого не похожее дерево на смарт доске.

Оценка результатов.

Для выполнения следующего задания приглашаются все участники мастер-класса.

5) Подвижная игра по методике Боди-перкуссия

Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость, чувство ритма.

Ход игры: основной формой в этом виде деятельности является “эхо”, когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов и форма "делай как я", когда за одним ребенком повторяют все остальные.

Студенты встают в линию и повторяют слова и действия, принимая на себя роль детей. 

Предлагается сопоставить движение и звуки (боди звук):

Щелчки руками – Чики чики

Хлопки по груди – Токотоко

Хлопки по животу – Тэкэтэкэ

Хлопки по ногам – Такатака

Стук ногами –Тумтум

Вариант усложнение – с каждым повторением темп увеличивается.

Возвращайтесь в роли студентов, занимайте свои места, в рабочих тетрадях – задание №5 - необходимо заполнить название игры, определить образовательную область и методические приемы проведения игры.


4.3 Заключительная часть.

Вы справились со всеми заданиями и можно подвести итоги мастер-класса:

- Как вы думаете, чем полезно именно для Вас сегодняшнее мероприятие?

- Смогли ли вы для себя выделить значение образовательных областей в процессе развития дошкольника?

- Какие игры вы смогли запомнить? На какие области развития они направлены?

Оценка результатов.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание для самостоятельной работы (дома) – подберите 1 игру с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес», 1 игру с интерактивным оборудованием, составьте алгоритм проведения (по схеме) (см. Рабочая тетрадь).

6. Рефлексия.

Подойдите к «Дереву успеха» и разместите на него свои достижения по итогам участия в мастер-классе (красный листок – не разобрался в теме, желтый – остались вопросы, зеленый – смогу применить).

Благодарю вас, за активное участие в мастер-классе! Всем большое спасибо! До свидания!