Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Кристаллик»
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] по средствам формирования лексико-грамматических средств языка» у детей старшего возраста.
учитель - логопед:
Скригаловская Нина Ростиславовна
Цель: Автоматизация звука [Ш] по средствам формирования лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: учить четко и правильно произносить звук [Ш] в словах, словосочетании, предложении; формировать лексико-грамматические категории с помощью игровых приёмов.
Коррекционно-развивающая: развитие фонематического восприятия и слуха, развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, внимания, зрительного восприятия, чувства ритма, память, мышление;
Коррекционно-воспитательная: формировать навык самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: приготовить место для занятий – стол с зеркалом, два стула, наглядный материал подборка картинок со звуком [Ш]
Организационный момент: подготовить ребенка психологически к занятию; создать благоприятные условия, объяснить ему, что будем делать и почему надо учиться говорить правильно; настроить на трудную, но интересную работу.
длительность занятия 20-25 минут
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Повтори, слоги по столбикам и строчкам.
ашпа ашка ашта ашма ашна ашва
ошпо ошко ошто ошмо ошно ошво
ушпу ушку ушту ушму ушну ушву
ишпы ишки ишты ишмы ишны ишвы
Повтори слова. Запоминай и повторяй по 3 слова.
Пример: пушка, лягушка, катушка...
башня пушка дедушка
каштан опушка бабушка
паштет лягушка волнушка
вышка кукушка макушка
мышка катушка наушники
игра «Посчитай слова от 1 до 5 и обратно».
а) лягушка б) лишний башмак
кукушка подушка у бабушки
игра «Назови ласково». Изменяй слова по образцу.
пример окно — окошко дно — донышко
ладонь—... пятно — ...
плут—... солнце — ...
игра «Один — много».
кошка — кошки конюшня — конюшни
мошка — дошкольник —
подушка — башмак—
хлопушка— кишлак—
лепёшка — клешня —
Повтори предложения.
Кошка нашла мышку.
Наташа пошла к бабушке.
Дедушка купил Алёше мишку.
Тётушка дала Даше пышку.
Лягушки квакают в камышах.
У бабушки в шкатулке катушки.
Алёнушка нашла волнушки на опушке.
Изменяй предложения. Я… Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Кушаю лепёшку и паштет.
Пошёл (пошла) пешком до кишлака.
Нашёл (нашла) каштан под окошком.
Повтори слова — родственники. Придумай 3-5 предложений.
УШи КРОШка ШКОЛа
Ушко КРОШить ШКОЛЬный
Ушной наКРОШить ШКОЛЬник
наУШник поКРОШить доШКОЛЬник
подУШка оКРОШка доШКОЛЬный
Повтори скороговорки.
Наша кошка у окошка.
У кошки ушки на макушке.
Наша пушистая кошка сидит на окошке, а ваша худая кошка уходит с окошка
«У кого какой детёныш?» Закончи предложение. Покажи правильные варианты линиями.
(индюшонка, мышат, черепашонка, лягушат, кукушонок)
У мышки пять ...
У лягушки три ...
У кукушки один ...
У индюшки два ...
У черепашки девять...
Доскажи слово в рифму.
Вот грохнуло, будто из пушки, испугались в болоте ...
Сидит белка на тележке, продаёт она ...
Шёл ягнёнок по дорожке, о пенёк поранил ...
Говорит сосед Серёжка: - здесь вот вырастет ...
Чистят скворушки свои чёрненькие ...
Я привёз цветные книжки, пусть читают...
Слова: лягушки, ножки, перышки, орешки, картошка, ребятишки.
12. игра «Четвертый лишний»
Назови картинки, в каждом ряду и найди лишнюю, объясни, почему она лишняя.
Пример: мишка, матрёшка, ромашка, погремушка.
-Лишняя картинка - ромашка, потому что это цветок,
а всё остальное — игрушки.
Лягушка, кукушка, мышка, мартышка. —
Рубашка, шорты, штаны, подушка. —
Ватрушка, лепёшка, шоколадка, пышка. —
Башмак, кокошник, шляпа, шлем. —
Рефлексия