СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Интеграция заданий по функциональной грамотности в структуру уроков географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция заданий по функциональной грамотности в структуру уроков географии. В ней раскрываются методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках географии. Цель разработки — описание опыта работы педагога по развитию функциональной грамотности обучающихся. Задачи: поделиться опытом применения методов и приёмов, показать практическую значимость и целесообразность их использования, сформировать методическую копилку учителя по формированию функциональной грамотности.Интеграция заданий по функциональной грамотности в структуру уроков географии. В ней раскрываются методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках географии. Цель разработки — описание опыта работы педагога по развитию функциональной грамотности обучающихся. Задачи: поделиться опытом применения методов и приёмов, показать практическую значимость и целесообразность их использования, сформировать методическую копилку учителя по формированию функциональной грамотности.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Интеграция заданий по функциональной грамотности в структуру уроков географии"»

Круглый стол, г. Гагарин, 28 февраля 2025 года Интеграция заданий по функциональной грамотности в структуру уроков географии Романова Алла Николаевна учитель географии высшей категории МБОУ «Средняя школа № 2 им Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области 28 февраля 2025 года

Круглый стол, г. Гагарин, 28 февраля 2025 года

Интеграция заданий по функциональной грамотности в структуру уроков географии

Романова Алла Николаевна

учитель географии высшей категории

МБОУ «Средняя школа № 2

им Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области

28 февраля 2025 года

 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ   Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Главная задача современной школы – это формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. Функциональная грамотность –  это один из важнейших показателей качества школьного образования, который может быть достигнут учащимися за время обучения и предполагает способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизнедеятельности.

Главная задача современной школы – это формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность

это один из важнейших показателей качества школьного образования, который может быть достигнут учащимися за время обучения и предполагает способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизнедеятельности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО не  новые  знания, а  готовность  и  способность: к  решению  проблем к  действию  с  опорой  на  уже  полученные знания  по  разным  предметам  и  жизненный опыт способность  к  обобщениям,  синтезу, интеграции  и  переносу  знаний,  умений, навыков

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЭТО

не новые знания, а готовность и способность:

  • к решению проблем
  • к действию с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт
  • способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений, навыков
Основные направления формирования функциональной грамотности  1 Математическая грамотность 2 Читательская грамотность 3 Естественнонаучная грамотность 4 Финансовая грамотность 5 Глобальные компетенции 6 Креативное мышление

Основные направления формирования

функциональной грамотности

1

Математическая грамотность

2

Читательская грамотность

3

Естественнонаучная грамотность

4

Финансовая грамотность

5

Глобальные компетенции

6

Креативное мышление

КОМПЕТЕНЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Информационная Коммуникативная Постановка Аргументы Предметная Ценностно- смысловая Учебно- познавательная Общекультурная Личностная Социально- трудовая задач Поиск Интерпретация Прогнозирование Анализ

КОМПЕТЕНЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Информационная

Коммуникативная

Постановка

Аргументы

Предметная Ценностно- смысловая

Учебно- познавательная

Общекультурная Личностная

Социально- трудовая

задач

Поиск

Интерпретация

Прогнозирование

Анализ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA И TIMSS Цель  исследования  PISA:  проверить  естественно-научную  и  читательскую  грамотность пятнадцатилетних  школьников.  Цель  исследования TIMSS:  сравнить  между собой  качество  естественно- научного  и математического  образования  в  начальной  и  средней  школе.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA И TIMSS

Цель исследования PISA: проверить естественно-научную и читательскую грамотность

пятнадцатилетних школьников.

Цель исследования TIMSS: сравнить между собой качество естественно- научного и математического образования в начальной и средней школе.

Определение  функциональной  грамотности  в исследовании  PISA  заложено  в  основном  вопросе,  на который  отвечает  исследование: «Обладают  ли  учащиеся  15- летнего  возраста, получившие  обязательное  общее  образование, знаниями  и  умениями,  необходимыми  им для полноценного  функционирования  в современном обществе,  т.е.  для  решения  широкого  диапазона задач  в  различных  сферах  человеческой деятельности,  общения  и социальных  отношений?» [PISA  2018  Assessment  and  Analytical  Framework.  Paris:  OECD  Publishing, 2019.

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование:

«Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для

полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой

деятельности, общения и социальных отношений?»

[PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing,

2019.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Естественно-научная  грамотность  является составной  частью  функциональной  грамотности. Естественно-научная  грамотность —  способность  использовать  естественно- научные  знания,  выявлять  проблемы  и  делать обоснованные  выводы  для  понимания  окружающего  мира  и  изменений,  которые  вносит  в  него деятельность  человека,  и  для  принятия  соответствующих решений. Естественно- научно  грамотный  человек  стремится  участвовать  в  аргументированном обсуждении  проблем,  относящихся  к  естественным  наукам  и  технологиям,  что  требует  от  него следующих  компетентностей:  научно  объяснять  явления; понимать  особенности  естественно- научного  исследования; интерпретировать  данные  и  использовать  научные доказательства  для  получения  выводов .

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Естественно-научная грамотность является составной частью функциональной грамотности.

Естественно-научная грамотность

способность использовать естественно- научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественно- научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать особенности естественно- научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов .
ГЕОГРАФИЯ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентироваться  в  содержании  текста,  структурировать  его,  находить необходимую  информацию,  преобразовывать текст  Интерпретировать  и  оценивать  данные,  обнаруживать  недостоверность  и  противоречия Переходить  от  одной  формы  предоставления  данных  к  другой Понимать информацию,  представленную  в  различных  формах, интерпретировать  её Использовать опыт  чувственного  восприятия  объектов,  научно объяснять  процессы  и  явления Критически рассматривать  с  разных  точек  зрения  проблемы  глобального  характера  и  межкультурного  взаимодействия

ГЕОГРАФИЯ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ориентироваться в содержании текста, структурировать его, находить необходимую информацию, преобразовывать текст

Интерпретировать и оценивать данные, обнаруживать недостоверность и противоречия

Переходить от одной формы предоставления данных к другой

Понимать информацию, представленную в различных формах, интерпретировать её

Использовать опыт чувственного восприятия объектов, научно объяснять процессы и явления

Критически рассматривать с разных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия

ЗАДАНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Стиль,  форма,  подача  материала Информация  как факт или  мнение Достоверность  информации Оценка Синтез Создание  схемы,  плана,  инструкции,  сценария Создание  видеоролика,  плаката  и  т.д. Деление  текста  на  части,  ключевые  слова Сравнение  и  сопоставление Проверка Анализ Решение Подборка  примеров Формулировка  вопросов Применение Описание,  объяснение Выделение  признаков Иная  формулировка Понимание Нахождение  и выделение  слов,  терминов Сортировка  по группам Называние,  составление  списка Знание

ЗАДАНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Стиль, форма, подача материала
  • Информация как факт или мнение
  • Достоверность информации

Оценка

Синтез

  • Создание схемы, плана, инструкции, сценария
  • Создание видеоролика, плаката и т.д.
  • Деление текста на части, ключевые слова
  • Сравнение и сопоставление
  • Проверка

Анализ

  • Решение
  • Подборка примеров
  • Формулировка вопросов

Применение

  • Описание, объяснение
  • Выделение признаков
  • Иная формулировка

Понимание

  • Нахождение и выделение слов, терминов
  • Сортировка по группам
  • Называние, составление списка

Знание

ТИПЫ ТЕКСТОВ Задания, ориентированные  на определение  и  развитие  естественно- научной  грамотности,  могут  быть представлены  в виде  сплошных  или  несплошных  текстов. Несплошные  тексты : Сплошные  тексты : Смешанные  тексты: Сплошные  + несплошные Графики Таблицы Схемы Диаграммы Карты Объявления Описание Повествование Объяснение Аргументация

ТИПЫ ТЕКСТОВ

Задания, ориентированные на определение и развитие естественно- научной грамотности, могут быть представлены в виде сплошных или несплошных текстов.

Несплошные тексты :

Сплошные тексты :

Смешанные тексты: Сплошные + несплошные

  • Графики
  • Таблицы
  • Схемы
  • Диаграммы
  • Карты
  • Объявления
  • Описание
  • Повествование
  • Объяснение
  • Аргументация
ТИПЫ ЗАДАНИЙ Открытого  типа Закрытого  типа Множественного  выбора Установления  последовательности Установления  соответствия С  одним  правильным  ответом С  несколькими  правильными  ответами

ТИПЫ ЗАДАНИЙ

  • Открытого типа
  • Закрытого типа
  • Множественного выбора
  • Установления последовательности
  • Установления соответствия
  • С одним правильным ответом
  • С несколькими правильными ответами
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ Задания  должны  формировать  следующие  умения: объяснять  явления  с  научной точки  зрения; разрабатывать  дизайн  научного  исследования;  интерпретировать  полученные данные  и доказательства  с  разных  позиций  и  формулировать соответствующие  выводы  (ПООП  СОО).  Характеристика  заданий Задания  должны  содержать  как  текстовую  информацию,  так  и  информацию  в  виде  таблиц, диаграмм,  графиков,  рисунков,  схем  («несплошные»  тексты). Задания  должны  быть  основаны  на  материале  из  разных  предметных  областей  (для выполнения  надо  интегрировать  разные  знания  и  использовать  общеучебные  умения).  В  заданиях  может  быть  неясно,  к какой  области  знаний  надо  обратиться,  чтобы  определить способ  действий  или  информацию  для постановки  и  решения  проблемы. Задания  могут  требовать  привлечения  дополнительной  информации  или,  напротив, содержать  избыточную  информацию  и  «лишние данные».  Задания  должны  быть  комплексными и  структурированными  –  состоящими  из  нескольких взаимосвязанных  вопросов.

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания должны формировать следующие умения:

  • объяснять явления с научной точки зрения;
  • разрабатывать дизайн научного исследования;
  • интерпретировать полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы (ПООП СОО).

Характеристика заданий

  • Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц,

диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты).

  • Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для

выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения).

  • В заданиях может быть неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы.
  • Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив,

содержать избыточную информацию и «лишние данные».

  • Задания должны быть комплексными и структурированными состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ В ФОРМАТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Определить,  что  в  данной  теме  ученикам  уже может  быть  известно.  Определить,  что  в содержании  темы  будет  для  учеников  новым.  Продумать,  в  чём  может  заключаться  личностная  значимость  новых  знаний.  Какой  интерес  они могут  представлять  для обучающихся?  Придумать  какую- либо  реальную,  опирающуюся  на  имеющийся  жизненный  опыт  учащихся, ситуацию,  анализируя  которую  или  действуя  в  которой,  ученики  сами  смогут  осознать  и сформулировать  личностно  значимую  проблему.

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ В ФОРМАТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Определить, что в данной теме ученикам уже может быть известно.

  • Определить, что в содержании темы будет для учеников новым.

  • Продумать, в чём может заключаться личностная значимость новых знаний. Какой интерес они могут представлять для обучающихся?

  • Придумать какую- либо реальную, опирающуюся на имеющийся жизненный опыт учащихся, ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать личностно значимую проблему.
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ В ФОРМАТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Составить текст- описание  данной ситуации.  Сформулировать  задания,  требующие  анализа  ситуации  или осуществления  действий, соответствующих  ситуации.  Оценить качество  и эффективность  полученной  контекстной  задачи  с  трех  позиций:  соответствует  ли  она  программной  теме  урока; способствует  ли  она постановке  проблемы; содержит  ли  ориентиры  для  получения  учениками  ответа  на  вопрос  о  личностной  значимости  новых знаний  и  умений.

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ В ФОРМАТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Составить текст- описание данной ситуации.

  • Сформулировать задания, требующие анализа ситуации или осуществления действий, соответствующих ситуации.

  • Оценить качество и эффективность полученной контекстной задачи с трех позиций:

  • соответствует ли она программной теме урока;
  • способствует ли она постановке проблемы;
  • содержит ли ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ

КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАНИЯ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ   Пассажиры,  купившие билет  на самолёт, с  удивлением  заметили,  что  прибывают в  пункт  назначения  раньше,  чем  вылетели  из пункта  отправления.  Помогите  пассажирам разобраться  в  данной ситуации.  Можете  ли вы  назвать  пункты  прилёта  и  пункты  вылета?

КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАНИЯ С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ КАРТАМИ

Пассажиры, купившие билет на самолёт, с удивлением заметили, что прибывают

в пункт назначения раньше, чем вылетели из пункта отправления. Помогите пассажирам разобраться в данной ситуации. Можете ли

вы назвать пункты прилёта и пункты вылета?

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ СО СТАТИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ СО СТАТИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

ЗАДАНИЯ С КОНТЕКСТОМ

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

При основании вулкана Кихпиныч на Камчатке в верхней части реки Гейзерной расположена так называемая «Долина Смерти». Такое название долина получила потому, что в 1974 году в ней было обнаружено много погибших зверей и птиц. Позы зверей говорили о внезапной смерти. За пять лет 1974 по 1979 гг.) в Долине Смерти погибли 13 медведей, 3 росомахи, 9 лисиц, 1 заяц, 86 мышей,

1 орлан, 19 воронов и более 40 мелких птиц.

Учёные обратили внимание на выходы термальных источников в районе Долины Смерти. Подобные явления описаны и в других районах вулканической деятельности. Так, близ Йеллоустонского национального парка в США известно Мёртвое ущелье, где были найдены погибшие медведи гризли. В Долине Смерти на острове Ява многократно находили задохнувшихся кабанов и других животных. Исследования состава воздуха в безветренную погоду в Долине Смерти в 0,5 м от поверхности Земли на площадке гибели животных по сравнению с составом «эталонного» атмосферного воздуха дали результаты, представленные в таблице.

Известно, что сероводород газ с запахом тухлых яиц отравляет окружающую среду. Вдыхание воздуха с небольшим содержанием сероводорода вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а со значительной концентрацией приводит к коме, судорогам, отёку лёгких и даже к летальному исходу. При высокой концентрации даже однократное вдыхание сероводорода может вызвать мгновенную смерть.

Установлено, что при содержании углекислого газа во вдыхаемом воздухе до 0,2% у человека возникает нарушение самочувствия, при 3–4% наблюдаются возбуждённое состояние, головная боль, шум в ушах, сердцебиение, замедление пульса, а при 8% возникает потеря сознания и наступает смерть.

Воздух

Состав, %

Азот

Атмосферный

Кислород

В 0,5 м

78,80

Углекислый газ

от поверхности Земли на площадке

53,90

20,95

Метан

0,03

8,65

гибели животных

36,80

Аргон

0,65

Сероводород

0,93

0,69

ЗАДАНИЯ С КОНТЕКСТОМ Вопросы  и  задания Дайте заглавие тексту.  Рассмотрите  таблицу  и  сравните  состав  атмосферного  воздуха  и  воздуха  в  0,5  м  от  поверхности  Земли  на  площадке  гибели животных. Отметьте  различие  в  их  составе. Укажите  возможную  причину  различия  в  составе  атмосферного  воздуха  и  воздуха  в  0,5 м от  поверхности  Земли  на площадке  гибели  животных.   Предположите,  что  могло  стать  причиной  гибели  животных в  Долине  Смерти.   Предположите,  как  изменяется  состав  воздуха  в  Долине  Смерти  с  увеличением  расстояния  от  поверхности  Земли.  Аргументируйте своё  предположение.   Ваши  друзья собрались  в  путешествие  на Камчатку  и  хотят  посетить,  в  том  числе,  долину  реки Гейзерной.  Какие  предметы экипировки вы  бы  посоветовали им  обязательно  взять  с собой  в  путешествие,  учитывая  информацию, содержащуюся  в  тексте?  Аргументируйте  свой ответ.

ЗАДАНИЯ С КОНТЕКСТОМ

Вопросы и задания

  • Дайте заглавие тексту.
  • Рассмотрите таблицу и сравните состав атмосферного воздуха и воздуха в 0,5 м от поверхности Земли на площадке гибели животных. Отметьте различие в их составе. Укажите возможную причину различия в составе атмосферного воздуха и воздуха в 0,5 м от поверхности Земли на площадке гибели животных.

  • Предположите, что могло стать причиной гибели животных в Долине Смерти.

  • Предположите, как изменяется состав воздуха в Долине Смерти с увеличением расстояния от поверхности Земли. Аргументируйте

своё предположение.

  • Ваши друзья собрались в путешествие на Камчатку и хотят посетить, в том числе, долину реки Гейзерной. Какие предметы экипировки вы бы посоветовали им обязательно взять с собой в путешествие, учитывая информацию, содержащуюся в тексте? Аргументируйте свой ответ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЬТЕ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ОБРАЗНУЮ КАРТУ ? ? ? ? ? Австралия ?

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

СОСТАВЬТЕ НА ОСНОВЕ ТЕКСТА ОБРАЗНУЮ КАРТУ

?

?

?

?

?

Австралия

?

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге?

Протекая почти по всей территории Русской равнины, Волга пересекает практически все природные зоны европейской России. Недалеко от истоков Волги (у деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности) расположено озеро Селигер с его многочисленными (около 160) островами. Отсюда Волга пробирается среди болот, заросших клюквой и морошкой, среди густых ольшаников и замшелых ельников. Она довольно узка, порожиста и быстра. Падение реки на 1 км достигает почти 3 м, словно пытается скорее вырваться из этого края болот и глухих лесов. От Рыбинского водохранилища Волга держит путь на юго- восток. Леса (южная тайга и смешанные леса) по берегам Волги уже сильно поредели, перемежаются с полями и массивами лугов. Людей сюда привлекают не только природа края, но и старые русские города: Углич, Ярославль, Кострома. Волга близ Костромы — места деда Мороза и некрасовской охоты.

На отрезке между городами- миллионерами — Нижним Новгородом и Казанью — Волга течёт в широтном направлении с запада на восток почти на той же широте, на которой стоит наша столица Москва.

От Казани Волга поворачивает на юг и до Жигулей пересекает лесостепную зону.

У Жигулей, огибая их, делает крутую петлю, названную Самарской Лукой по имени города- миллионера, расположенного на её берегу.

Жигулёвские горы, как и другие кручи правого берега, неотделимы от портрета самой Волги. Именно они дают возможность ощутить захватывающую дух картину волжского простора.

Южнее Волгограда раскинулась полупустыня с пятнами полей. На этом унылом фоне сказочным оазисом выделяется Волго- Ахтубинская долина с пышными пойменными лугами и непреодолимыми лесами на плодородных пойменных почвах. Это настоящая житница Нижнего Поволжья, его естественный огород.

Совершенно неповторимо место впадения Волги в Каспийское море, её дельта, раскинувшаяся на площади почти 12 тыс. км², где создан один из первых в России заповедников – Астраханский.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ С ИНФОГРАФИКОЙ Заполните  пропуски  в  тексте. Северный  морской  путь  (СМП)  важен  для  развития  хозяйства  России . Это  кратчайший  путь  между  европейской  частью  и    России . Он  проходит  по  морям   океана  и  частично  по  морям     океана .  На  трассе  СМП  расположены  такие  порты,  как    ,  ,   ,   ,    и  другие .  Международное значение  СМП  возрастает .  СМП  выгоднее,  чем  морской  путь  через  и  океаны и  канал . Заполните  таблицу . Преимущества  СМП 1. Недостатки  СМП 2. 1. 2. … …

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ С ИНФОГРАФИКОЙ

Заполните пропуски в тексте.

Северный морской путь (СМП) важен для развития хозяйства России . Это кратчайший путь между европейской частью и России . Он проходит по морям океана и частично по морям океана . На трассе СМП расположены такие порты, как ,

, , , и другие . Международное значение СМП возрастает . СМП выгоднее, чем морской путь через

и океаны и канал .

Заполните таблицу .

Преимущества СМП

1.

Недостатки СМП

2.

1.

2.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ

СОСТАВЬТЕ ЗАДАНИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ

Волга величайшая русская река. Её промышленную значимость сложно переоценить, поскольку река эксплуатируется в различных отраслях хозяйственной деятельности. Человеческая деятельность вызвала серьёзное загрязнение Волги. Если за решение проблемы не взяться сейчас, то последствия могут приобрести катастрофические масштабы. Волга крупнейший европейский водоём, занимающий 8% территории страны. Согласно исследовательской работе калифорнийских учёных, устье реки входит в десятку самых грязных береговых зон. Статистика весьма печальна:

в Волжском бассейне сегодня сосредоточено порядка половины объектов

сельхозпроизводства и 45% промышленности.

Среди 100 городов с самой грязной атмосферой 65 располагаются в бассейне Волги. 38% общероссийских стоков, сбрасываемых в реки, приходится на Волгу. На волжские водные ресурсы возложена очень большая нагрузка, превышающая среднероссийскую в 8 раз. Появление основополагающих экологических проблем Волги обусловлено экономико- географическим положением одной из главных российских речных артерий. Общая картина волжских проблем на сегодня такова:

  • исчерпаны ресурсы самоочищения реки;
  • вода стала непригодной для питья и бытового потребления;
  • прилегающие к акватории земли истощились;
  • происходят необратимые изменения и гибель рыбы и прочих обитателей водоёма, а также береговой фауны;
  • нарушаются естественные природные пищевые цепочки.

Люди чаще стали страдать патологиями дыхательной системы и кожи, онкопоражениями и аллергическими реакциями.

ПРИМЕР

Волга величайшая русская река. Её промышленную значимость сложно переоценить, поскольку река эксплуатируется в различных отраслях хозяйственной деятельности. Человеческая деятельность вызвала серьёзное загрязнение Волги. Если за решение проблемы не взяться сейчас, то последствия могут приобрести катастрофические масштабы. Волга крупнейший европейский водоём, занимающий 8% территории страны. Согласно исследовательской работе калифорнийских учёных, устье реки входит в десятку самых грязных береговых зон. Статистика весьма печальна:

в Волжском бассейне сегодня сосредоточено порядка половины объектов сельхозпроизводства и 45% промышленности.

Среди 100 городов с самой грязной атмосферой 65 располагаются в бассейне Волги.

38% общероссийских стоков, сбрасываемых в реки, приходится на Волгу. На волжские водные ресурсы возложена очень большая нагрузка, превышающая среднероссийскую в 8 раз. Появление основополагающих экологических проблем Волги обусловлено экономико- географическим положением одной из главных российских речных артерий. Общая картина волжских проблем на сегодня такова:

  • исчерпаны ресурсы самоочищения реки;
  • вода стала непригодной для питья и бытового потребления;
  • прилегающие к акватории земли истощились;
  • происходят необратимые изменения и гибель рыбы и прочих обитателей водоёма, а также береговой фауны;
  • нарушаются естественные природные пищевые цепочки.

Люди чаще стали страдать патологиями дыхательной системы и кожи, онкопоражениями и аллергическими реакциями.

Ученики проанализировали данные об экологическом состоянии Волги. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из ребят сделал верный вывод на основе представленных данных?

Артём говорит, что основная причина загрязнения это выгодное для промышленных и сельскохозяйственных предприятий расположение реки.

Инна считает, что основная причина загрязнения Волги состоит в том, что здесь располагается 65 из 100 городов России с самой загрязнённой атмосферой.

А Иван считает, что загрязнение Волги приобрело катастрофические масштабы из- за того, что прилегающие к акватории земли истощились. Кто же из ребят прав?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!