Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижегородский автомеханический техникум»
Методическая разработка
«Интегрированная Олимпиада по дисциплинам "ИТ в профессиональной деятельности" и "Компьютерная графика"»
для специальностей
15.02.01, 15.02.08, 23.02.02, 23.02.03
Разработала преподаватель:
_______________ О.Ю.Сидорова
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол №___ от ______2019 г.
Председатель комиссии
____________ Е.Е.Леонова
г. Нижний Новгород
2019 г. Аннотация
Методическая разработка «Олимпиада по программированию-2019» предназначена для проведения внеклассных мероприятий в ГБПОУ «НАМТ» (предметной недели, открытого занятия). В данных мероприятиях могут принимать участие студенты 3 курса специальностей 15.02.01, 15.02.08, 23.02.02, 23.02.03
Содержание
Введение 4
Основная часть 5
1 этап. Компьютерное тестирование 7
2 этап. Выполнение олимпиадных заданий в офисных приложениях 12
Критерии оценивания заданий 15
Заключение 16
Список использованных источников 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19
Введение
Олимпиады являются мощным стимулом развития и активизации мотивации учебно-творческой деятельности студентов СПО. Они способствуют самоутверждению личности. Олимпиады развивают чувство собственного достоинства, стремление к достижению высоких результатов, уверенность в своих силах, логическое мышление, творческий подход к реализации задач, интерес и глубину познания дисциплины, стремление к обладанию знаниями, умение мобилизовать все ранее полученные знания, сообразительность, внимание, умение использовать учебную и научную литературу для самостоятельного решения профессиональных задач.
Основная цель олимпиады - выявление одарённых студентов, проявивших высокий уровень подготовки и интеллектуальные способности в области программирования.
Задачи олимпиады:
- развить научную деятельность студентов в области программирования;
- развить творческую активность и самостоятельность студентов;
- повысить интерес к своей будущей профессии и ее социальной значимости;
- формировать общие и профессиональные компетенции студентов;
- проверить способность студентов к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности.
Основная часть
Положение об Олимпиаде по программированию - 2019
1. Общие положения
1.1 Олимпиада по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» проводится в рамках недели предметно-цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин среди студентов 3-го курса, групп 16-1 АС, 16-2 ТО, 16-4 ТМ, 16-5 РП.
1.2 Олимпиада проводится в один тур и завершается подведением результатов и награждением победителей.
1.3 Участники олимпиады должны продемонстрировать знания и умения при решении конкретных задач.
2. Цели и задачи олимпиады
Целью олимпиады является развитие познавательной активности и повышения уровня подготовки студентов ГБПОУ «НАМТ» по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Основными задачами олимпиады являются:
развитие интеллектуальной, творческой и практической деятельности студентов техникума.
формирование умений использования теоретические знания предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на практике.
развитие потребности в освоении новых информационных технологий.
выявление наиболее подготовленных студентов, имеющих особые способности и склонности к информатике.
3. Порядок организации и проведения Олимпиады
3.1. Регистрация участников
3.2. Получение олимпиадных заданий в офисных приложениях: компьютерное тестирование, MS Word (создание автооглавления документа, согласно стандарта предприятия), MS Excel (решение задач, применяя стандартные функции, представление найденных решений в виде диаграмм), MS Power Point (создание диаграмм, анимация объектов), САПР «КОМПАС» (создание сборки и ее чертежа).
3.3. Выполнение олимпиадных заданий
Выполнение олимпиадных заданий производится каждым участником олимпиады индивидуально.
3.4. Проверка работ и определение победителя.
4. Состав жюри конкурса:
4.1. Председатель - Леонова Е.Е., члены жюри: Маресова О.В., Вилкова С.В., Горячева А.П., Никифорова У.А., Сидорова О.Ю.
4.1.1. Ответственность за проведение Олимпиады возложить на преподавателя Сидорову О.Ю.
5. Определение победителей
Определение победителей осуществляется жюри. Студены, набравшие наибольшее количество баллов, получают 1 место. В случае равенства баллов допускается присуждение одного места нескольким участникам.
6. Награждение
Победители, занявшие призовые 1, 2, 3 место, награждаются грамотами.
1 этап. Компьютерное тестирование
Тестирование содержит 20 вопросов: закрытой формы с выбором ответа, открытой формы с кратким ответом, на установление соответствия, на установление правильной последовательности.
Вопрос закрытой формы с выбором одного варианта ответа состоит из неполного тестового утверждения с одним ключевым элементом и множеством допустимых заключений, одно из которых являются правильным.
Вопрос открытой формы имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов, в качестве которых могут быть: число, слово или словосочетание. На месте ключевого элемента в тексте задания ставится многоточие или знак подчеркивания.
Вопрос на установление правильной последовательности состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.
Вопрос на установление соответствия. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно соответствовать количеству элементов первой группы.
Инструкция по тестированию
1. На Рабочем столе в папке «Олимпиада ИТ 2019» запустить на выполнение файл Олимпиада по ИТ(20 вопросов).exe.
2. В открывшемся окне записать фамилию и инициалы, нажать кнопку начать тестирование.
3. Тест рассчитан на 15 мин. В ходе тестирования можно пропускать вопросы, вызвавшие затруднение, затем к ним вернуться.
4. После окончания тестирования показать результат членам комиссии и сохранить протокол под именем датаФамилияИмя - Олимпиада по программированию.rtf в папку «Олимпиада ИТ 2019 ФИО» на Рабочем столе.
Критерии оценивания заданий
В зависимости от типа вопроса ответ считается правильным, если:
при ответе на вопрос закрытой формы с выбором ответа выбран правильный ответ;
при ответе на вопрос открытой формы дан правильный ответ;
при ответе на вопрос на установление правильной последовательности установлена полностью правильная последовательность;
при ответе на вопрос на установление соответствия, если сопоставление произведено верно для всех пар.
1 балл | Дан правильный ответ на вопрос. |
0 баллов | Указаны два и более ответа (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует. |
Оценка за задание «Тестирование» определяется простым суммированием баллов за правильные ответы на вопросы. Максимальный балл за выполнение задания – 20 баллов.
Тестовые задания
№ п/п | Формулировка и содержание задания |
-
| Выбрать один правильный ответ Программы, которые применяются для решения одной или нескольких задач в различных областях науки, техники и жизни, называют |
-
| Выбрать один правильный ответ Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить |
-
| Определить правильную последовательность работ по созданию документа в Word настройка параметров редактора настройка параметров документа набор текста документа редактирование и форматирование документа |
-
| Выбрать один правильный ответ Таблицы в базах данных предназначены для хранения данных базы для отбора и обработки данных базы для ввода данных базы и их просмотра для автоматического выполнения группы команд |
-
| Выбрать один правильный ответ Запросы предназначены для хранения данных базы для отбора и обработки данных базы для ввода данных базы и их просмотра для автоматического выполнения группы команд |
-
| Выбрать один правильный ответ Формы предназначены для хранения данных базы для отбора и обработки данных базы для ввода данных базы и их просмотра для автоматического выполнения группы команд |
-
| Выбрать один правильный ответ В текстовом редакторе основными атрибутами при задании параметров абзаца являются гарнитура, размер, начертание отступ, интервал, выравнивание стиль, шаблон поля, ориентация |
-
| Выбрать один правильный ответ Вставка математических формул в Word выполняется с помощью программы MS Word Art MS Equation MS Graph |
-
| Выбрать один правильный ответ В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются гарнитура, размер, начертание отступ, интервал, выравнивание стиль, шаблон поля, ориентация |
-
| Выбрать один правильный ответ Создание текстовых эффектов в Word выполняется с помощью программы MS Word Art MS Equation MS Graph |
-
| Выбрать один правильный ответ Для выделения слова в MS Word можно использовать одинарный щелчок левой кнопкой мыши внутри слова двойной щелчок левой кнопкой мыши внутри слова тройной щелчок левой кнопкой мыши внутри слова одинарный щелчок правой кнопкой мыши внутри слова |
-
| Выбрать один правильный ответ Для выделения абзаца MS Word можно использовать одинарный щелчок левой кнопкой мыши внутри слова двойной щелчок левой кнопкой мыши внутри слова тройной щелчок левой кнопкой мыши внутри слова одинарный щелчок правой кнопкой мыши внутри слова |
-
| Выбрать один правильный ответ В электронной таблице в ячейки можно ввести числа и текст числа и формулы формулы и текст числа, текст и формулы |
-
| Выбрать один правильный ответ В ячейке А1 находится число 1, в ячейке В1 — число 2. В ячейке D1 записана формула =ЕСЛИ(А1В1; "Хорошо"; "Плохо"). В результате в этой ячейке будет: Хорошо Плохо сообщение об ошибке -1 |
-
| Выбрать один правильный ответ Процесс упорядочивания записей в базе данных называется фильтрацией сортировкой выравниванием проектированием |
-
| Выбрать один правильный ответ Процесс отбора записей в базе данных, удовлетворяющий некоторым критериям называется: фильтрацией сортировкой выравниванием проектированием |
-
| Выбрать один правильный ответ После построения диаграммы можно поменять все параметры, кроме вида выбранной диаграммы можно поменять все параметры можно поменять только размер диаграммы |
-
| Выбрать один правильный ответ Принципиальным отличием электронной таблицы от обычной является возможность автоматического пересчета задаваемых по формулам данных при изменении исходных обработки данных, структурированных в виде таблиц наглядного представления связей между обрабатываемыми данными обработки данных представляемых в строках различного типа |
-
| Выбрать один правильный ответ При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки в формуле не изменяются преобразуются вне зависимости от нового положения формулы преобразуются в зависимости от нового положения формулы преобразуются в зависимости от длины формулы |
-
| Выбрать один правильный ответ В электронной таблице значение формулы = СУММ(В1:В2) равно 5. Чему равно значение ячейки В3, если значение формулы =СРЗНАЧ(В1:В3) равно 3 |
2 этап. Выполнение олимпиадных заданий в офисных приложениях
Инструкция по оформлению решения задач
Папка с текстами заданий имеет имя Олимпиада 2019 и хранится на рабочем столе на каждом компьютере.
Эту папку необходимо переименовать «Олимпиада 2019 Фамилия, инициалы студента, номер группы».
Сохранять созданные документы в этой папке на рабочем компьютере.
1. Оформление автооглавления в MS Word 10 баллов

Создать приведенный на рисунке фрагмент оглавления, применяя функцию Автооглавление и опираясь на требования Стандарта предприятия ГБПОУ "НАМТ". Результат сохранить в файле с именем Задание 1.docx.
2.Определение стипендии студентов 10 баллов
Составить электронную таблицу для вычисления стипендии студентов в зависимости от среднего балла.
Если средний балл равен 5, то студенту назначена двойная стипендия, если больше или равно 4, то одна стипендия, в других случаях стипендия не назначается.
При решении предусмотреть разные варианты ответов.
Результат сохранить в файле с именем Задание 2.xlsx.

3.Создание презентации 5 баллов (шаблон оформления выбрать любой из доступных)
Создайте по образцу презентацию, состоящую из двух слайдов (название сырья можно сократить):
Во втором слайде примените анимацию: столбики диаграммы должны появляться по щелчку мыши последовательно друг за другом с левой стороны (в начале область диаграммы пуста, затем появляются столбики выработки электроэнергии, затем столбики нефти и так далее).
Результат сохранить в файле с именем Задание 3.ptpx.
4. Построить сборку молотка, оформить чертеж и спецификацию на чертеже (10 баллов).

Результаты сохранить в файлах (сборка, чертеж) с именем Задание 4.
Критерии оценивания заданий
Компьютерный тест | Количество балов |
1 задание – MS Word, автооглавление | Максимум – 10 баллов(стиль1, стиль2, стандарт, автооглавление) За каждое неправильно выполненное действие – минус 1 |
2 задание – MS Excel, Стипендия | Максимум – 10 баллов(оформление таблицы, абсолютная ссылка, функция Если) За каждое неправильно выполненное действие – минус 1 |
3 задание – MS Power Point, Презентация | Максимум – 5 баллов(создание диаграммы, анимация) За каждое неправильно выполненное действие – минус 1 |
4 задание – КОМПАС 3D, сборка 2 деталей, чертеж | Максимум – 10 баллов Построение двух деталей – 2,5+2,5 баллов Сборка –2,5 баллов Чертеж с разрезом и размерами – 2,5 баллов |
Победители олимпиады определяются по результатам решения участниками всех олимпиадных заданий. Итоговый результат каждого участника формируется как сумма полученных баллов за выполнение каждого задания.
Победителями олимпиады признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Максимальный балл за выполнение всех заданий – 55 баллов. Если несколько участников набрали одинаковое наибольшее количество баллов, то они все признаются победителями.
Заключение
Олимпиады способствуют лучшей организации учебного процесса за счет обмена опытом, являются показателем качества учебного процесса.
Участие в олимпиаде повышает у студента интерес к научной деятельности.
Олимпиада является хорошим поводом для студентов открыть новые грани дисциплины, увидеть взаимосвязь теории и практики, получить дополнительные знания в рамках специальности.
Список использованных источников
Федеральный закон «Об образовании в российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
Астафьева Н.Е. Информатика и ИТК / под ред.М.С. Цветковой. – М.- Академия, 2012
Антонов Ю. С. Олимпиадные задачи по информатике с математическим содержанием // Информатика и образование №9, 2014.
Колмыкова Е.А. Информатика: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф.образования . – М.: Академия, 2012
Колокольникова А.И. Информатика. [Электронный ресурс]. – М — Директ-Медиа, 2013 — 115 с. (Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/ )
Малясова С.В. Информатика и ИТК: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. / под ред.М.С. Цветковой. – М.- Академия, 2013
Приложение 1
Протокол
проведения компьютерного тестирования интегрированной Олимпиады по дисциплинам "Информационные технологии в профессиональной деятельности" и "Компьютерная графика" среди студентов ГБПОУ "НАМТ" в 2018-2019 учебном году
№ ПК | Фамилия участника | группа | Количество баллов | Время выполнения теста | Роспись участника |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
14 | | | | | |
Председатель жюри
_________________Леонова Е.Е.
Члены жюри:
_________________ Маресова О.В.
_________________Горячева А.П.
_________________Никифорова У.А.
_________________Сидорова О.Ю.
Приложение 2
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
оценки теста и практических заданий интегрированной Олимпиады по дисциплинам "Информационные технологии в профессиональной деятельности" и "Компьютерная графика"
среди студентов ГБПОУ "НАМТ" в 2018-2019 учебном году
Место проведения: ГБПОУ «НАМТ»
Дата проведения:
№ п/п | Фамилия И.О. | Задание 1 (World) (10) | Задание 2 (Excel) (10) | Задание 3 (Power Point) (5) | Задание 4 (КОМПАС) (10) | Тестиро-вание | Общий результат |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Председатель жюри
_________________Леонова Е.Е.
Члены жюри:
_________________Маресова О.В.
_________________Горячева А.П.
_________________Никифорова У.А.
_________________Сидорова О.Ю.
19