Методическая разработка интегрированного урока — лабораторной работы по физике и информатике в 8-м классе на тему: "Агрегатные состояния вещества"
Урок проводится с целью закрепления знаний учащихся по теме "Тепловые явления" и формирования умений применять знания, полученные при изучении этой темы, на практике.
Интеграция с информатикой позволяет включить в урок элементы компьютерного моделирования, что позволяет активизировать деятельность учащихся и формирует интерес к предмету. Компьютерная модель позволяет, в данном случае, выделить главные параметры, которые будут исследоваться, и полностью устранить второстепенные признаки, т.е. идеализировать изучаемый объект.
ОФО: интегрированный урок-лабораторная работа.
МО: по степени самостоятельности ученика в приобретении знаний — репродуктивный, частично-поисковый; по способу подачи школьникам учебного материала — словесный, наглядный, практический; по способу организации мышления — индуктивный, дедуктивный.
Цели урока
Обучающие:
-
проверить знание учащимися понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения.
-
формировать целостное восприятие научной картины мира;
-
проверить знания по теме "Тепловые явления";
-
научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы "Тепловые явления ", на практике.
Развивающие:
-
развивать операционный стиль мышления учащихся;
-
развивать синтетическое мышление учащихся;
-
развивать умения и навыки проведения компьютерного эксперимента;
-
продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация;
Воспитывающие:
-
формировать интерес учащихся к изучению физики и информатики;
-
воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.
-
Воспитывать бережливость по отношению к учебному материалу.
Оборудование к уроку
На каждом столе учащегося: по три листа чистой бумаги, шарики из пластилина, три бумажные стрелки с надписями "плавление", "кристаллизация", "парообразование", стакан с дробленым льдом, спиртовка, стакан с горячей водой, термометр, карточка-отчет для каждого учащегося.
На столе учителя: компьютер с мультимедийным проектором.
Ход урока
I. Введение
Показ видеозаписи в программе Power Point на тему "Плавление, кристаллизация, парообразование и конденсация в промышленности, природе, быту". (Приложение.)
II. Актуализация знаний
Каждая картинка разбирается отдельно, и учащиеся подводятся к теме урока.
III. Основной этап урока
Перечислите агрегатные состояния, которые вы знаете. Опираясь на свои знания о молекулярном строении вещества, объясните отличие между ними?
Если перевести вещество из твердого состояния в жидкое, то этот процесс называется ... ПЛАВЛЕНИЕ. На экране появляется слово "плавление".
Смоделируйте на листах выданной вам бумаги этот процесс, а молекулами вам послужат шарики пластилина. Подпишите, где получилось твердое тело, а где жидкое. Обозначьте этот процесс с помощью стрелки.
Результат для проверки появляется на экране.
Что произошло со связями между молекулами? На экране смоделирован процесс разрушения кристаллической решетки.
Температура, при которой плавится вещество, называется ... ТЕМПЕРАТУРОЙ ПЛАВЛЕНИЯ. Поставьте это условие в ваш процесс (учащиеся ставят над стрелкой значок "пшавления").
Переход из жидкого состояния в твердое называется ... КРИСТАЛЛИЗАЦИЕЙ. На экране появляется слово "кристаллизация".
Смоделируйте это явление с помощью пластилина. С помощью стрелки обозначьте этот процесс. Кристаллизация происходит при температуре кристаллизации.
Модель явления появляется на экране.
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется ...
ПАРООБРАЗОВАНИЕМ. На экране появляется слово "парообразование". Различают два вида парообразования: испарение и кипение.
Смоделируем ситуацию перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Что произошло со связями между молекулами? С помощью стрелки обозначьте этот процесс.
Модель явления появляется на экране.
А теперь побудем в роли ученых и пронаблюдаем эти процессы, сделаем выводы и рассчитаем количество теплоты, необходимо затратить на то, чтобы кусочек льда превратить в пар.
Возьмите свою карточку-отчет и в ней опишите результаты своего исследования. Учащиеся работают в парах, но отчеты предоставляют индивидуальные. Маленький кусочек льда плавится в металлическом сосуде, образовавшаяся вода нагревается и доводится до кипения, а затем испаряется. Ребята замечают температуру плавления и температура парообразования. Заносят полученные данные в карточку-отчет. Наблюдают процесс кипения. В карточке записывают условие задачи. Строят график. Обозначают буквами каждый процесс и подписывают его. Производят расчет по необходимым формулам и вычисляют общее количество теплоты.
На данном этапе учащимся можно предложить решить задачу:
Какое количество теплоты потребуется для превращения 100 гр. льда, взятого при температуре -5 *С в пар?
По окончании обсудить результаты.
А теперь вернемся к нашим смоделированным процессам и попробуем ответить на вопрос, почему на участках ВС и DE, соответствующих процессам плавления и парообразования, температура вещества не изменялась? Куда тратилась энергия от спиртовки? Учащиеся выстраивают цепочку моделей на партах, а учитель на экране.
Учащиеся обдумывают ответ на вопрос и записывают его на карточках. На экране возникает правильный ответ. Смоделировать на компьютере разрушение кристаллической решетки, а затем связей между молекулами жидкости. Учащиеся проверяют свою догадку и в случае не совпадения изменяют свое мнение. После этого карточки сдают учителю.
IV. Заключение
Сейчас время нашего урока подходит к концу. И пусть мы не решили всех проблем, но ведь и наше путешествие по дорогам физики не заканчивается!
Показывается видеозапись, выполненная в программе Power Point содержащая работу учащихся этой параллели на уроках.
КАРТОЧКА-ОТЧЕТ: