Методическая разработка по профилактике наркомании среди студентов
«Мой выбор»
Пояснительная записка
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться " катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи.
В этих условиях важно развитие и усиление «Я» подростка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Необходимо сформировать устойчивые антинаркотические установки у подростка, способствовать достижению и развитию его личности.
Цель: повысить уровень социально-психологической компетенции подростков. Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.
Задачи:
Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:
умение безопасно и эффективно общаться,
умение понимать и выражать свои чувства,
умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.
Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс.
Целевая группа: подростки (возраст 16 – 18 лет)
Материалы: карточки с ситуациями, доска с проектором, мел, презентация
Вступительное слово педагога
Здравствуйте. Сегодня мы поговорим с вами о страшной трагедии нашего века – о наркомании и наркотиках. Для этого мы проведем с вами упражнение «Ассоциации» и попробуем определить, что же такое наркотики
Игра "Ассоциации"
Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".
После чего участники по кругу говорят свои ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Слайд 2. Наркотики — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, которые употребляют с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Способы употребления наркотиков различны: глотание, вдыхание, введение внутривенно.
Педагог: Что такое наркомания?
Слайд 3. Наркомания - это болезнь, характеризующаяся неудержимым влечением (мания) к наркотикам, вызывающая тягу к повторному применению, физическую и психическую зависимость. Наркоманы, соответственно, это больные люди, которые неудержимо увлечены употреблением наркотиков.
Педагог: Какая бывает зависимость у наркомана?
Слайд 4.
Психическую зависимость к наркотику у наркомана можно сравнить с голодом. Если нормальный человек испытывает голод к пище, то после употребления пищи голод утоляется и человек чувствует удовольствие. Наркоман тоже испытывает дискомфорт в отсутствии наркотика, и получает удовольствие после принятия этого вещества.
Физическая зависимость к наркотику у наркомана - это невозможность организма нормально функционировать без наркотика. Точно также как организм не может обходиться без витаминов, участвующих в обмене веществ организма, например, без витамина «С» выпадают зубы, волосы. Без витамина «А» нарушается зрение, останавливается рост. Также организм наркомана при физической зависимости от наркотиков не может правильно работать: нарушается работа сердца, вплоть до остановки, останавливается дыхание, из-за нарушения мозговой активности появляется тяжелейшая депрессия, часто заканчивающаяся самоубийством.
Педагог: Статистика утверждает, что минимальный возраст начала употребления наркотиков опустился до 11 лет. И эта цифра ужасает, ведь по мнению врачей, продолжительность жизни человека, начавшего употреблять наркотики, не превышает 10-15 лет. В России ежедневно от наркотиков умирает более двухсот человек (это свыше 80 тысяч в год). Это объясняется тем, что 80% всех наркоманов параллельно больны смертельными заболеваниями, которые заносят через иглу — СПИДом и гепатитом, которые до сих пор практически не поддаются излечению. Ситуация усугубляется тем, что на сегодняшний день нет ни одного лекарственного препарата, позволяющего полностью избавить от наркозависимости. Успех в борьбе с этим недугом достигается лишь в 5% случаев, и то он возможен только на ранних стадиях.
Порой первую дозу наркотика предлагают "лучшие друзья". Но знайте, что, уколовшись, вы приобретаете веселья на час, а взамен отдаете жизнь.
Милицейская статистика свидетельствует – 40% квартирных краж, 90% карманных – совершаются наркоманами. А это уже прямой конфликт с законом.
Жадные наркоторговцы, стремясь побольше заработать, добавляют в наркотики муку, соду, а иногда крысиный яд или тальк. Потом, чтобы узнать, не смертельной ли получилась эта смесь, и в какой степени человек от нее дурнеет, они находят мальчиков и девочек (называют их «обезьянками»), уговаривают, обманывают и на них пробуют свои смеси. В случае смерти ребенка трупик уничтожают или продают на органы. Вот почему в стране исчезают до сотни тысяч малолетних детей. Наркотики безжалостны. Они убивают всех, даже самых сильных, умных и талантливых людей. Вспомните Элвиса Пресли, Курта Кобейна – лидера группы «Nirvana», Владимира Высоцкого. Наркотики убивают мозг, разрушают волю, память, делают людей психическими и физическими инвалидами. А вот лекарства от этой страшной болезни нет. Так что подумайте, стоит ли набрасывать себе петлю на шею.
Запомните! Наркомания не баловство, не приятное времяпровождение, а смертельная болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная, весь ужас которой в том, что поначалу она кажется безобидным занятием. Учтите, что болезнь наркоманов и жажда наживы сбытчиков делает их подлыми людьми.
Слайд 5
Составление словесного портрета учащимися.
Наркоманов можно отличить в толпе по внешнему виду:
1) всегда носят одежду с длинными рукавами, независимо от погоды;
2) слишком сужены или слишком расширены зрачки, независимо от падающего освещения;
3) отрешенность во взгляде;
4) отекшие кисти рук;
5) сутулость;
6) темные или обломанные зубы;
7) растянутая речь;
8) замедленные движения;
9) раздражительность, вспыльчивость, резкость;
10) непочтительность в разговоре;
Слайд 6
Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?»
Причины употребления наркотиков:
Из любопытства
Солидарность, чтобы не быть «белой вороной»
Назло
Не хватает понимания близких
Неблагополучная семья
Желание соответствовать определенному образу жизни
Желание, чтобы тебя считали взрослым
Желание ослабить самоконтроль
Желание расслабиться
Для кайфа
Для смелости
Снять боль и т.д.
А теперь поговорим о том, к чему приводит употребление даже малых доз наркотиков и спайсов. Любые наркотики вызывают эйфорию, галлюцинации, значительные изменения в восприятии окружающего мира, психические эффекты. Действие их зачастую непредсказуемо, и их малейшая передозировка может привести к негативным последствиям в виде тошноты, потери контроля над телом и разумом, психозов и навязчивых состояний. Могут возникнуть судороги, потери сознания и даже впадение в кому.
Тяжелейшими последствиями употребления наркотиков становятся гнойные процессы в организме человека, его тело буквально разлагается. Зачастую это приводит к ампутациям и тяжелым инвалидностям.
Слайд 7. Мифы о наркомании – обсуждение в группе
Слайд 8. А вот так выглядят новорожденные дети, появившиеся на свет у женщин, принимающих наркотики. Не успев родиться, они уже становятся наркоманами и обречены на мучения. Картина ужасает, не правда ли?
Игра "Отказ".
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
Просмотр документального фильма «Последствия употребления наркотиков»
Завершение работы (5 мин.)
Рефлексия: на этом этапе подводятся итоги проведенной работы, обсуждается, какие выводы они сделали после тренинга.
Педагог благодарит участников за внимание.