СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока по формированию финансовой грамотности в рамках школьных предметов «финансовая грамотность» и «математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В предложенной методической разработке рассматриваются особенности использования нового предмета в учебном плане «Финансовая грамотность» в формировании ключевых компетентностей одарённых детей (так как данные задачи относятся ко второй части ЕГЭ профильной математики), а также в активном применении форм и способов организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и технологий развития критического мышления, проблемного обучения, «перевёрнутый класс». Методическая разработка помогает увидеть преимущества предмета «Финансовая грамотность», его перспективы и связь данного предмета с другими науками.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока по формированию финансовой грамотности в рамках школьных предметов «финансовая грамотность» и «математика»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В РАМКАХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» И «МАТЕМАТИКА»

Падалка Елена Алексеевна

Учитель математики МБОУ СОШ №1

г. Крымска, Краснодарского края

Аннотация: В предложенной методической разработке рассматриваются особенности использования нового предмета в учебном плане «Финансовая грамотность» в формировании ключевых компетентностей одарённых детей (так как данные задачи относятся ко второй части ЕГЭ профильной математики), а также в активном применении форм и способов организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и технологий развития критического мышления, проблемного обучения, «перевёрнутый класс». Методическая разработка помогает увидеть преимущества предмета «Финансовая грамотность», его перспективы и связь данного предмета с другими науками.





Интегрированный урок финансовой грамотности и математики

в 10 классе



Тема урока: Возвратность кредита. Дифференцированные платежи.

Форма занятия: урок-практикум.

Цель: сформировать у учащихся понимание финансовых рисков, ответственность за выплату кредита. научить решать задачи на дифференцированные платежи.

Задачи:

1) познакомить учащихся с принципами кредитования, видами кредита и видами возвратности;

2) развить навыки работы с различными видами информации, умение работать в группе;

3) повысить финансовую и математическую грамотность учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ответственности за настоящее и будущее собственного финансового благополучия, благополучия своей семьи; умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.

Метапредметные:

регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач, формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирование и прогнозирование будущих доходов, планирование личного бюджета, навыков самоанализа.

познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

коммуникативные: осуществление деловой коммуникации, формирование и

развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической

финансовой информацией, координирование и выполнение работы в условиях реального взаимодействия.

Предметные:

Ученик научится: анализировать несложные ситуации в области личных

финансов, в частности, формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость, различать виды кредитов и сферу их использования, уметь рассчитывать выплаты по кредиту.

Ученик получит возможность научиться: применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа; оценивать и принимать ответственность за разные решения, их возможные последствия для себя и своего окружения; применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования роли заемщика в разных ситуациях.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал для

групповой работы, фрагмент мультфильма «Каникулы в Простоквашино».



План проведения урока:

Название этапа

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент (1мин)

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя

2.

Создание проблемной ситуации (3мин)

Демонстрирует фрагмент мультфильма «Простоквашино», в котором герои коллективно решают вопрос, где взять деньги на покупку коровы?

1. С какой проблемой столкнулись герои?

2. Возникает ли такая проблема в современной семье?

3. Как эту проблему решили в мультфильме?

4 Как эту проблему решает семья?

Просматривают мультфильм, определяют проблему урока, отвечают на вопросы.

1.Нехватка денежных средств на крупную покупку.

2.Да

3.Пошли искать клад.

4.Заработать (но это долго, а деньги нужны сейчас), продать что-нибудь (нечего), взять в долг (у знакомых-нет такой суммы)

Значит, нужно взять кредит.

3.

Актуализация (5мин)

Спрашивает у учащихся, что они знают о кредите.

(повторение теории изученной на прошлом уроке)


-Когда возьмёшь кредит, нужно его платить!

- Какие бывают платежи?

- Скажите, как вы это понимаете?

Используя технологию «перевёрнутый класс»,






- аннуитетные и дифференцированные

- Аннуитетные – это равные по размеру, а дифференцированные – это разные от месяца к месяцу

4.

Определение темы и цели урока (1мин)

Корректирует тему урока

Формулируют тему и цели урока

5.

Изучение теоретического материала

(9 мин)

Объясняет понятие дифференцированного платежа и демонстрирует решение банковской задачи №16 из банка ФИПИ профильной математики.


-Дифференцированные платежи меняются от месяца к месяцу. Принцип их расчета прост: каждый месяц заемщик погашает определенную долю от суммы кредита. Для годового кредита это будет одна двенадцатая. В этой схеме погашение основного долга по кредиту происходит быстрее, чем при аннуитетных платежах.


-Указом президента 2024 год объявлен годом семьи.

-Семья Ивановых, на семейном совете решили приобрести новый автомобиль, но для покупки автомобиля с салона им не хватало некоторой суммы.

Иван Сергеевич 15-го января решил обратиться в банк и взять кредит на 24 месяца. Условия его возврата таковы:

- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;

- со 2-го по 14-е месяца необходимо выплатить часть долга;

- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.

Какую сумму следует Ивану Сергеевичу взять в кредит, что бы общая сумма выплат после полного его погашения равнялась 1 млн рублей? (учитель решает задачу на доске составляя математическую модель)





















































6.

Применение знаний (4мин)

-Ребята, как вы думаете, какие возникли вопросы у Ивана Сергеевича?


1.Сколько рублей составляет переплата? (Учащиеся отвечают устно)

2. Сколько процентов от общей суммы выплат составляет сумма кредита? (Решают у доски)

3.Сколько процентов от суммы кредита составляет переплата? (Решают самостоятельно)

7.

Физкультмиутка

(1мин)

Предлагает провести гимнастику для глаз.

Учащиеся следят за появлением в звёздном небе, космических спутников, за падением звёзд и метеоритов в музыкальном сопровождении.

8

Применение знаний(10 мин)

-Сегодня у нас в классе присутствуют четыре многодетные семьи, которые планируют взять кредит в банке. Семья Петровых, Сидоровых, Ивановых и Курочкиных.

(Учитель каждой группе учащихся ставит табличку с фамилией на стол)

Помогает, координирует, контролирует групповую работу учеников


Выполняют задания по карточкам, работают в группах


Каждая группа вытягивает карточку, две группы решают одну и ту же задачу, но выплаты рассчитывают разными платежами


9.

Закрепления

(5 мин)

Раздаёт тестовые задания для закрепления

Выполняют тестовые задания, осуществляют взаимопроверку

8

Итог урока.



(3мин)

Коммуникативный бой

-Жизнь в кредит – это хорошо или плохо?

1 позиция Нужно ли жить сегодняшним днем, покупать понравившиеся вещи в кредит, не отказывая себе ни в чем?

2 позиция Или напротив, нужно избегать залезания в долговую кабалу, стремиться избавляться от кредитов?


Два желающих учащихся учувствуют в коммуникативном бою, каждый отстаивает свою позицию

9

Рефлексия

(2 мин)

Предлагает проанализировать свою деятельность и деятельность группы на уроке.

Анализируется процентное соотношение ответов.

Рефлексия проводится с помощью системы голосования. Учащиеся, отвечая на вопросы, дают один ответ: да или нет.


10

Д/З

(1мин)

Д/З Математика:

Сборник И.В. Ященко

Стр 33 Вариант 6 №16

Финансовая грамотность:

повторить теорию стр 47




Литература.

  1. Учебник. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11классы образовательной орг.-М.:ВАКО, 2018- 344с. (Учимся разумному финансовому поведению) под редакцией Ю. Брехова, А. Алмосов, Д. Завьялов .

  2. Сборник ЕГЭ «Математика» профильный уровень, типовые задания, под редакцией И. В. Ященко ФИПИ в школе 2025г







Приложение 1



Рефлексия деятельности проходила в форме самооценки и оценки группы

  • Мне было интересно сегодня на уроке

ᵒ да

ᵒ нет

  • У меня всё получилось

ᵒ да

ᵒ нет

  • Были затруднения, но я справился

ᵒ да

ᵒ нет

  • У меня не получилось работать в группе

ᵒ да

ᵒ нет

  • Мы работали слаженно и у нас всё получилось.

ᵒ да

ᵒ нет

  • У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

ᵒ да

ᵒ нет

  • У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя



































Приложение 2.



Тест

1. Самым долгосрочным кредитом является:

а) потребительский кредит;

б) автокредит;

в) ипотечный кредит;;

г) кредит по кредитной карте.

2. Для приобретения бытовой техники, как правило, привлекается:

а) потребительский кредит;

б) автокредит;

в) ипотечный кредит;

г) кредит по кредитной карте.

3. Для приобретения недвижимости, как правило, привлекается:

а) потребительский кредит;

б) автокредит;

в) ипотечный кредит;

г) кредит по кредитной карте.

4.Какие платежи выгоднее для погашения кредита?

а) аннуитетные;

б) дифференцированные;

в) разные.

5. Оплатить покупку в магазине можно за счёт:

а) потребительского кредита;

б) автокредита;

в) ипотечного кредита;

г) кредитной карты.



Взаимопроверка:

1в; 2а; 3в; 4а;5г





























Приложение 3.

Карточка1



Алексей планирует 15 декабря взять в банке кредит на 2 года в размере 1806000 рублей. Сотрудник банка предложил Алексею два различных варианта погашения кредита

Вариант 1.

– каждый январь долг возрастает на 15% по сравнению с концом предыдущего года:

- с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга;

- кредит должен быть полностью погашен за два года двумя равными платежами.

Найдите сумму кредита, которую Алексей выплатит банку.





Карточка2



Алексей планирует 15 декабря взять в банке кредит на 2 года в размере 1806000 рублей. Сотрудник банка предложил Алексею два различных варианта погашения кредита

Вариант 2

- первого числа каждого месяца долг возрастёт на 2% по сравнению с концом предыдущего года;

- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;

- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;

- к 15-му числу 24-го месяца кредит должен быть полностью погашен.

Найдите сумму кредита, которую Алексей выплатит банку.