СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока "Татарстан наш общий дом".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории, литературе и обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока "Татарстан наш общий дом".»

МАОУ "Полилингвальный образовательный комплекс

"Адымнар - Алабуга" ЕМР РТ

Методическая разработка урока на тему «Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики».

Цель урока: Создание условий для формирования нравственных ценностей, восстановление естественной связи детей с историческими и культурными традициями Татарстана.

Задачи урока:

Образовательная:

  • рассмотреть образа Татарстана, как многонациональной республики, богатой национальными культурами и традициями;

  • познакомить обучающихся с культурным и языковым многообразием народов Татарстана;

  • познакомить обучающихся с поэзией народов Республики Татарстан.

Развивающая:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям и культуре народов, населяющих родной край, пробуждение национального самосознания.

Оборудование: мультимедийный проектор, проигрыватель, доска, раздаточный материал.

Оформление:

  1. Плакат с надписью:

Повелось в России так от века, и страна по праву тем горда,

Что национальность человека дружбе не мешает никогда.

  1. Карта Татарстана с надписью:

Республика трех тысяч рек, мой необъятный Татарстан!

Ты милый дом для миллионов человек, и для любого гостя теплый стан.

Родительница множества традиций, моя многонациональная земля.

Наполнена энергией народов, любимая республика моя...

3. Символика Республики Татарстан, рисунки и фотографии с изображением национальных праздников народов РТ.

Ход урока.

Добрый день. Оглянитесь, пожалуйста, вокруг. Что вы видите? Как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать? Совершенно верно, речь пойдет о нашей любимой Родине, Республике Татарстан, в которой всегда уделяется большое внимание развитию родных языков и становлению народного единства. Как вы думаете, почему?

Вы совершенно правы, язык связывает человека с его народом. Поэтому знание и сохранение своего языка – наш долг перед будущим поколением.

Мы знаем, что Татарстан, где проживают более 173 национальностей, является одной из самых многонациональных территорий России. Только подумайте, сколько это традиций и культур. И всем хватает места под небом Татарстана, мы многие годы живем мирно, в дружбе и уважении к обычаям друг друга. При этом у каждого народа республики есть свой родной язык, на котором говорили прадедушки и прабабушки, а сейчас разговаривают дети, мамы и папы. А как замечательно написал о родном языке великий татарский поэт Габдулла Тукай:

О язык родной, певучий! О родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою, качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

И вслушайтесь, как красиво звучат эти слова на татарском, родном для поэта языке (включается песня «Туган тел» на стихи Г. Тукая).

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Иң элек бу тел белән әнкәмбишектәкөйләгән,

Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.

И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:

Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

Только вдумайтесь в глубокий смысл, так чудесно донесенный на обоих языках. Наверняка прослушивание этих строк у каждого вызвало определенные ассоциации. Поделитесь, пожалуйста, какие?

Замечательно. А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент и посмотрим, насколько совпадет ваше восприятие звука с содержанием написанного. Для этого воспользуемся стихами на языках еще трех проживающих в Татарстане народов: чувашского, башкирского и удмуртского. Не зная слов, вам надо будет вслушаться в их звучание и изобразить визуально то, что удалось услышать: постарайтесь отразить свое восприятие при помощи разного цвета и форм. После этого мы обязательно все вместе посмотрим на результат вашей работы и определим, как изображение отражает смысловое содержание переведенных на русский язык стихов.

Для начала делимся на 3 группы. Первая группа работает со стихами известного чувашского поэта Юрия Семендера:

Ан васка, пикеçĕм, ан васка, килелле утмашкăн ан васка.

Чĕрери калас сăмахăма эп ĕлкĕреймерĕм калама, – ан васка.

Вторая группа работает со строками удмуртского поэта Флора Васильева:

Третья - иллюстрирует стихи башкирского поэта Рамазана Шагивалеева:

Для выполнения работы у вас на столах находится текст стихотворения, чистый лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей и маркеры. Внимательно ознакомьтесь с фрагментом стихотворения, прочитайте его вслух и изобразите при помощи цветной бумаги и маркеров услышанное визуально. Постарайтесь определить, что именно у вас получилось и почему. На эту работу вам потребуется около 15 минут.

Пришло время оценить полученный результат. Но сначала проведем небольшую физкультминутку (выполняют под проекцию на доске).

А теперь приглашаем на нашу импровизированную сцену представителей первой группы с иллюстрацией фрагмента стихотворения чувашского поэта Юрия Семендера. Что именно вы услышали в этих строках? И что изобразили на своей иллюстрации?

Как интересно... Ну что же, давайте послушаем перевод этих строк:

Реки начало - маленький родник; начало разума - родной язык.

Забыв его, предав в пути его, ты не поймешь на свете никого.

Вот почему я смолоду привык благоговейно чтить родной язык.

Приглашаем для презентации фрагмента стихотворения удмуртского поэта Флора Васильева вторую группу. Что вы услышали в этих строках?

Послушайте перевод:

Благослови поэтов, отчий край! Свеченье звезд в их облике узнай,

Пускай глазами огненных гвоздик сквозь снег зыбучий их сияет лик.

Благослови поэтов, отчий край!

И, наконец, фрагмент стихотворения башкирского поэта Рамазана Шагивалеева иллюстирирует третья группа.

Во время каждого выступления представители группы выходят, читают стихи и презентуют свою работу. Затем отвечают на вопросы: «Совпали ли содержание с вашими первоначальными ощущениями? Можно ли будет использовать вашу иллюстрацию для сборника стихов поэта? Почему вы выбрали именно эту цветовую гамму и т.п.».

Ну что ж, все большие молодцы, поскольку сумели на эмоциональном уровне принять родные языки живущих бок о бок с вами народов. А значит, понять и принять чужую, но такую близкую нам культуру. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? (высказывания обучающихся)

Правильно. Если человек сохранит богатства родного языка, будет беречь не только свою культуру и традиции, но и живущих рядом людей, то и сам он станет богатым и счастливым. Именно благодаря этому мы с вами и живем друг с другом в мире и согласие из года в год в нашей любимой многонациональной республике. А когда человеку хорошо, что делает его душа? Правильно, она поет. Давайте же отразим ощущения от нашего занятия в песне, слова которой сейчас появятся на экране (поют караоке на мелодию песни «Ничего на свете лучше нету..» из м/ф «Бременские музыканты»).

I. Ничего на свете лучше нету, чем с друзьями жить по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги, не откажет друг тебе в подмоге.

II. Мы свою культуру не забудем. Сохраним язык на радость людям,

Раздадим, традиции и песни, чтобы в мире жить как прежде вместе.

Вы большие молодцы. На этом урок завершен. А в заключение мы просим вас подойти к доске и поставить подпись на том острове, который наиболее соответствует вашему эмоциональному состоянию на данный момент.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!