СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интеллектуальной игры согласно ФГОС по теме: "Знатоки генетики"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на проверку понимания и закрепления материала по разделу "Генетика и Селекция". В интересной форме усвоение темы происходит быстрее и качественнее.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интеллектуальной игры согласно ФГОС по теме: "Знатоки генетики"»

Игра  «Знатоки  генетики» Бабичева Татьяна Юрьевна учитель биологии I квал. кат. МБОУ СОШ № 183 г. Новосибирска

Игра «Знатоки генетики»

Бабичева Татьяна Юрьевна учитель биологии I квал. кат. МБОУ СОШ № 183 г. Новосибирска

«Визитка» Название Девиз

«Визитка»

Название

Девиз

1 задание  «Разминка»

1 задание

«Разминка»

Вопрос 1 Что такое генетика ?

Вопрос 1

Что такое генетика ?

 Генетика - это наука о наследственности и изменчивости живых организмов

Генетика - это наука о наследственности и изменчивости живых организмов

Вопрос 2 Что такое генотип?

Вопрос 2

Что такое генотип?

 Генотип  – совокупность взаимодействующих генов организма.

Генотип совокупность взаимодействующих генов организма.

Вопрос 3 Что называется фенотипом?

Вопрос 3

Что называется фенотипом?

Фенотип  – совокупность всех внутренних и внешних признаков организма.

Фенотипсовокупность всех внутренних и внешних признаков организма.

Вопрос 4 Томаюки Оно сумел вырастить кубические арбузы. Эти кубические арбузы не являются особым сортом, форма плода не закреплена в наследственности. Как удается выращивать квадратные арбузы?  

Вопрос 4

  • Томаюки Оно сумел вырастить кубические арбузы.
  • Эти кубические арбузы не являются особым сортом, форма плода не закреплена в наследственности.
  • Как удается выращивать
  • квадратные арбузы?  
Вопрос 5 Томас Морган выбрал в качестве экспериментального объекта животное, название которого в переводе означает «любительница росы с черным брюшком». Кто является этим животным?

Вопрос 5

  • Томас Морган выбрал в качестве экспериментального объекта животное, название которого в переводе означает «любительница росы с черным брюшком». Кто является этим животным?
Муха дрозофила

Муха дрозофила

Вопрос 6 Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса.

Вопрос 6

  • Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса.
Собака

Собака

Вопрос 7 «Консультант фирмы «Коктейль». Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (длинные)   и а (короткие), цвет: В – чёрные , в – красные . Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.

Вопрос 7

«Консультант фирмы «Коктейль».

  • Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всём мире. Длина перьев определяется геном А (длинные)   и а (короткие), цвет: В – чёрные , в – красные . Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными чёрными перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.
Варианты скрещиваний  1. ААВВ х аавв 2. ААВВ х Аавв 3. ААВВ х ааВв 4. ААвв х ааВВ

Варианты скрещиваний

1. ААВВ х аавв

2. ААВВ х Аавв

3. ААВВ х ааВв

4. ААвв х ааВВ

Вопрос 8 «Селекционер» На своей маленькой фазенде фермер Ромашкин очень любит экспериментировать с разными сортами растений. Он уже вывел несколько сортов картофеля, моркови, томатов. Сейчас его внимание привлекли красивые цветы георгинов. Он заметил, что они в основном однотонные, но иногда встречаются и пестрые цветки. Объясните Ромашкину, откуда взялись пестрые цветки и как вывести новый сорт георгин.

Вопрос 8

«Селекционер»

  • На своей маленькой фазенде фермер Ромашкин очень любит экспериментировать с разными сортами растений. Он уже вывел несколько сортов картофеля, моркови, томатов. Сейчас его внимание привлекли красивые цветы георгинов. Он заметил, что они в основном однотонные, но иногда встречаются и пестрые цветки. Объясните Ромашкину, откуда взялись пестрые цветки и как вывести новый сорт георгин.
Пестрые цветки георгинов появились из-за переопыления разных однотонных сортов и возникших в генотипе мутаций неполноценной окраски. Чтобы вывести новый сорт георгин, нужно скрестить между собой пестрые цветки и перевести мутацию в гомозиготное состояние, тем самым закрепив признак пестрой окраски.
  • Пестрые цветки георгинов появились из-за переопыления разных однотонных сортов и возникших в генотипе мутаций неполноценной окраски. Чтобы вывести новый сорт георгин, нужно скрестить между собой пестрые цветки и перевести мутацию в гомозиготное состояние, тем самым закрепив признак пестрой окраски.
Вопрос 9   На планете Вестер жители очень похожи на людей, но отличатся только тем, что имеют сиреневые глаза и шесть пальцев на руках. Женщина с сиреневыми глазами и шестью пальцами вышла замуж за землянина с голубыми глазами и пятью пальцами. У них родилась дочь с сиреневыми глазами и пятью пальцами. Какова вероятность, что другой ребенок тоже будет такой же? Каковы генотипы родителей и детей?

Вопрос 9

  • На планете Вестер жители очень похожи на людей, но отличатся только тем, что имеют сиреневые глаза и шесть пальцев на руках. Женщина с сиреневыми глазами и шестью пальцами вышла замуж за землянина с голубыми глазами и пятью пальцами. У них родилась дочь с сиреневыми глазами и пятью пальцами. Какова вероятность, что другой ребенок тоже будет такой же? Каковы генотипы родителей и детей?
Ответ Обозначаем признаки: А - сиреневые глаза, а- голубые; В - пять пальцев, в – шесть. Вероятность 100%, при условии, что родители имеют полностью гомозиготные генотипы; вероятность 25%, если родители гетерозиготные по доминантному признаку. Генотипы родителей: мама - ААвв (Аавв) и папа – ааВВ (ааВв)

Ответ

  • Обозначаем признаки: А - сиреневые глаза, а- голубые; В - пять пальцев, в – шесть. Вероятность 100%, при условии, что родители имеют полностью гомозиготные генотипы; вероятность 25%, если родители гетерозиготные по доминантному признаку.
  • Генотипы родителей: мама - ААвв (Аавв) и папа – ааВВ (ааВв)
2 задание  «Решение задач»

2 задание

«Решение задач»

Задача 1 В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

Задача 1

  • В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
Ответ А) Первая пара имеет I (00) и II (А0) группы крови. Их ребенок с I (00) группой крови. Б) Вторая пара имеет II (АА или А0) и IV (АВ) группы крови. Их ребенок с II (АА или А0) группой крови.

Ответ

  • А) Первая пара имеет I (00) и II (А0) группы крови. Их ребенок с I (00) группой крови.
  • Б) Вторая пара имеет II (АА или А0) и IV (АВ) группы крови. Их ребенок с II (АА или А0) группой крови.
Задача 2  Женщина с II группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I II группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I V группа. Какое решение должен вынести суд?

Задача 2

Женщина с II группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I II группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I V группа. Какое решение должен вынести суд?

Ответ  Суд должен вынести положительное решение, так как у II группы ген А, а у III группы ген В  вместе  образуют IV группу крови.

Ответ

Суд должен вынести положительное решение, так как у II группы ген А, а у III группы ген В

вместе образуют

IV группу крови.

Задача 3 У девочки  с группой крови A0 родилась сестра в группой крови АВ. Что можно сказать о группах крови и генотипах их родителей?  Рождение детей, с какими еще группами крови можно ожидать в этой семье?

Задача 3

  • У девочки  с группой крови A0 родилась сестра в группой крови АВ. Что можно сказать о группах крови и генотипах их родителей?  Рождение детей, с какими еще группами крови можно ожидать в этой семье?
Ответ  У родителей II (АО  или АА) и III (ВО) группы крови и один родитель может быть как гомозиготен, так и гетерозиготен, а другой только гетерозиготен. У таких родителей могут быть дети всех групп крови ( I , II , III , IV ), при условии что они оба гетерозиготны. Если один из родителей имеет II (АА), то потомство может иметь только II и IV группы крови.

Ответ

У родителей II (АО или АА) и III (ВО) группы крови и один родитель может быть как гомозиготен, так и гетерозиготен, а другой только гетерозиготен. У таких родителей могут быть дети всех групп крови ( I , II , III , IV ), при условии что они оба гетерозиготны. Если один из родителей имеет II (АА), то потомство может иметь только II и IV группы крови.

Задача 4 У людей любопытство - признак рецессивный ( а ) по отношению к равнодушию ( А ) и сцепленный с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все ее предки были людьми равнодушными. Определите генотипы всех членов семьи?

Задача 4

  • У людей любопытство - признак рецессивный ( а ) по отношению к равнодушию ( А ) и сцепленный с полом. Любопытный юноша женится на равнодушной девушке. Отец девушки отличается любопытством, а мать и все ее предки были людьми равнодушными. Определите генотипы всех членов семьи?
Ответ  Генотипы: Юноша Х а У  Девушка Х А Х а Отец девушки Х а У  Мать девушки Х А Х А

Ответ

Генотипы:

Юноша Х а У

Девушка Х А Х а

Отец девушки Х а У

Мать девушки Х А Х А

3 задание  «Составить схемы скрещивания, используя рисунок».

3 задание

«Составить схемы скрещивания, используя рисунок».

Ответ Доминантный признак: черная окраска шерсти Рецессивный признак: белая окраска шерсти пример задачи Скрестили двух черных крыс и получили в потомстве черных и белых крысят. Какие генотипы у родителей? В каком случае у черных крыс может появиться белое потомство? Ответ объясните.

Ответ

Доминантный признак:

черная окраска шерсти

Рецессивный признак:

белая окраска шерсти

пример задачи

Скрестили двух черных крыс и получили в потомстве черных и белых крысят. Какие генотипы у родителей? В каком случае у черных крыс может появиться белое потомство? Ответ объясните.

Благодарю за игру!

Благодарю за игру!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!