СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интеллектуальной конкурсной биологической игры "СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ. РАКООБРАЗНЫЕ".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная биологическая игра «Соседи по планете. Ракообразные» предназначена для проведения внеурочных мероприятий с обучающими 7-х классов. Данная разработка способствует активному познавательному процессу получения знаний о представителях фауны Земли - ракообразных.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интеллектуальной конкурсной биологической игры "СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ. РАКООБРАЗНЫЕ".»

52


Управление образования

администрации Богородского городского округа

Московской области


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Городская станция юных туристов»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОНКУРСНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ



















«Соседи по планете.

Ракообразные».






Автор-составитель педагог-организатор Коровин О.А.



Ногинск. 2019

Автор - составитель: Коровин Олег Алексеевич –

педагог-организатор МБУ ДО СЮТ




Конкурсная биологическая игра «Соседи по планете. Ракообразные».

Ногинск, 2019 г.


Количество страниц издания – 33 стр.




































Содержание:


1 Аннотация – 4стр.


2. Пояснительная записка – 5 – 6 стр.


3. Цели и задачи – 7 стр.


4.Ход игры – 8 – 18 стр.


5.Используемые термины – 19 – 20 стр.


6. Список использованных источников – 21 -22 стр.


7. Приложение – 23 -33 стр.






























Аннотация


Конкурсная биологическая игра «Соседи по планете. Ракообразные» предназначена для проведения внеурочных мероприятий с обучающими 7-х классов. Данная разработка способствует активному познавательному процессу получения знаний о представителях фауны Земли - ракообразных.







































Пояснительная записка


Класс Ракообразные — это большая ветвь эволюционного древа типа Членистоногие. Предки ракообразных обитали в воде. Связь с водным царством сохраняет и большинство современных представителей этого класса. Трудно найти водоем, в котором нет хотя бы одного вида ракообразных. Лишь очень немногие ракообразные смогли освоить наземный образ жизни. Некоторые из них (например, мокрицы) живут даже в домах людей.

От остальных членистоногих ракообразные отличаются наличием двух пар усиков и жабр.

Внешний облик ракообразных чрезвычайно разнообразен. Среди них есть и гиганты, и пигмеи.

Ни у кого из членистоногих нет такого количества ног, как у ракообразных. Разнообразные, замечательно приспособленные ноги для ракообразных являются не только органами передвижения по дну или подводным предметам. Они участвуют в плавании, поимке и удержании пищи, ее расчленении и отправлении в рот, используются в качестве органов зашиты и нападения, играют важную роль в размножении и переносе икринок. Ноги у ракообразных имеются на всех частях тела, включая и брюшко.

Соответственно внешнему облику разнообразен и образ жизни ракообразных. Самые мелкие из них способны парить в толще воды. Такие ракообразные составляют основную массу морского планктона. Они добывают пищу путем фильтрации воды. Крупные ракообразные, такие как омары, лангусты и крабы, ведут жизнь хищников или трупоедов, подбирая со дна моря все, что пригодно для переваривания. Наконец, существует множество рачков-паразитов.

Ракообразным свойственны далекие миграции, своеобразные способы брачных отношений и защиты потомства, сложные жизненные циклы со сменой личиночных стадий. Замечательны примеры совместного проживания ракообразных с другими видами животных.

Невозможно представить водную среду, лишенную ракообразных. Именно они перерабатывают огромное количество растений и тел умерших животных. Некоторые рыбы и киты питаются практически только ракообразными. Да и люди ежегодно потребляют тысячи тонн мяса этих животных.

Предложенная разработка конкурсной игры «Соседи по планете. Ракообразные» является частью экологической работы естественнонаучного отдела, проводимой в МБУ ДО СЮТур. Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования, а также учителей биологии, организаторов внеурочной деятельности в школах. Проводить конкурсную игру мы рекомендуем:

  • 4 октября – Всемирный день защиты животных;

  • 29 ноября - День образования Всемирного общества охраны природы;

  • 15 апреля – День экологических знаний;

  • 22 мая — Международный день биологического разнообразия;

  • 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (День Эколога);

  • 27 июня - Всемирный день рыболовства.

Предложенная разработка конкурсной игры позволит педагогам сделать свой вариант её проведения, ориентируясь на уровень подготовки учащихся. Организуя подобные игры в УДО и школах, педагоги смогут расширить кругозор обучающихся, повысить их экологическую и правовую культуру, сказать ещё раз о том, что каждая группа животных по своему уникальна и выполняет незаменимую роль в жизни органического мира планеты. Ракообразных нужно не только преподносить в виде блюд на стол, но и старательно охранять, как и всё живое на Земле.































Цель:

Помочь обучающимся активизировать личный опыт изучения представителей фауны Земли – ракообразных, основе систематизации и обобщения, ранее сформированных представлений; развивать умения использовать его в процессе совместной деятельности.


Задачи:

  • Мотивирование обучающихся к самообразованию, изучению естественных дисциплин.

  • Способствование формированию, расширению и углублению знаний о природе, особенностях жизни представителей фауны Земли –ракообразных.

  • Развитие экологического мышления, внимания, умения решать головоломки, рассчитанные на сообразительность.

  • Воспитание экологически грамотной личности, способной к ответственному поведению в природе.

  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, дружеских взаимоотношения и сотрудничества со сверстниками.


Форма проведения: конкурсная игра.


Продолжительность: 45 мин.


Подготовка к игре:

беседы о представителях фауны Земли – ракообразных, просмотр документальных фильмов, иллюстраций, формирование команд (3 чел.), названия команд, выбор капитанов.


Участники: обучающиеся среднего возраста (7 класс).


Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, секундомер, судейский лист (приложение № 1), карандаши (ручки), столы (парты) для команд, раздаточный конкурсный материал по числу команд (приложение с № 2 по 9), грамоты (приложение № 10), благодарности (приложение № 11).


Оформление:

музыкальное сопровождение, тематические документальные фильмы, выставка книг о ракообразных.


Судьи конкурса: педагоги УДО.



Х од конкурсной игры:



Ведущий.



Добрый день дорогие друзья! Мы рады Вас приветствовать у нас на Станции юных туристов!


Конкурсная биологическая игра, в которой вы будете участвовать, называется «Соседи по планете. Ракообразные».

Вести игру буду я, педагог-организатор экологического отдела МБУ ДО СЮТур Коровин Олег Алексеевич.

В игре оценивать Вас будет жюри это наши ПДО ФИО (представление жюри):________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За компьютером мне будет помогать ПДО (ФИО):

__________________________________________________________________


Ведении и схема игры:


Игра состоит из восьми конкурсов:

1.Конкурс «Членистоногие» (две головоломки: 1. «Кто он?»;2. «Речной рак»).

2.Конкурс «Из глубины веков».

3.Конкурс «Юный карцинолог».

4. Конкурс «А правда ли это…».

5. Конкурс «Зоошутка»

6.Конкурс «Мало спалось, да много виделось».

7.Конкурс «Значение ракообразных».

8.Конкурс «Их надо охранять».


В каждом конкурсе свои правила, (о них я буду рассказывать по ходу игры).

Команды проходят все этапы игры, набирая максимальное количество баллов в каждом конкурсе.


Победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов во всех конкурсах.


Итак, все организационные вопросы мы решили, теперь переходим непосредственно к игре.




В едущий.


Наиболее богатый тип животных, населяющих нашу планету это членистоногие (более 1,5 млн. видов). Они встречаются повсеместно. Тип Членистоногие включает в себя ракообразных, паукообразных и насекомых.

По признаку дыхательной системы членистоногие делятся на две группы: жабернодышащие и трахейнодышащие.

В нашей игре нас будут интересовать только жабернодышащие, поскольку подавляющее большинство их обитает в морских и пресных водах.

Речь пойдёт о всевозможных раках, крабах и ракообразных.

Далёкие предки нынешних ракообразных появились около 500 млн. лет назад, ещё в кембрийский период палеозойской эры, в те времена, когда суша была ещё безжизненной, а моря «путешествовали» по поверхности нашей планеты.

Просуществовали эти животные примерно 300 млн. лет, а затем вымерли, оставив после себя многочисленные ископаемые останки и многочисленное потомство, насчитывающее сегодня по разным оценкам около 35 тыс. видов.


Первый конкурс нашей игры называется:

«Членистоногие»

(приложение № 2).


Конкурс состоит из 2-х заданий:


В первом задании «Кто он?» командам надо правильно отгадать слова рядом с рисунком, вписать их в клеточки, тогда из пронумерованных букв у вас получится имя древнегреческого философа и учёного-энциклопедиста, первым описавшего около 20 видов десятиногих раков.


Время выполнение задания: 3 мин.


Оценка: от 1 до 11 баллов.



Ответ: 1.Паук. 2.Краб. 3.Дафния. 4.Скорпион. 5.Лангуст. 6.Комар. 7.Креветка. 8.Муравей. 9.Пчела. 10.Шмель. (АРИСТОТЕЛЬ).


Во втором задании «Речной рак» командам надо подписать, из каких частей он состоит.


Время выполнение задания: 2 мин.


Оценка: от 1 до 9 баллов.

Ответ: 1.Головогрудь. 2.Брюшко. 3.Длинный усик. 4.Короткий усик. 5.Челюсти. 6.Клешня. 7.Ходильные ноги. 8.Брюшные ноги. 9. Хвостовой плавник.


Ведущий:


Зоология (от греч. «зоон» — животное и «логос» — учение) — это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

Зоологических наук много, и они изучают разные объекты, вот некоторые из них: малакология – моллюсков, арахнология – паукообразных, энтомология – насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц.

А вот эта наука изучает происхождение и развитие ракообразных, строение их тела, образ жизни, условия обитания, особенности питания и размножения. Задачей этой науки является систематизация ракообразных, описание разнообразных видов этих животных. А вот как эта наука называется Вы узнаете решив


Второй конкурс нашей игры называется:

«Из глубины веков»

(приложение № 3).


В этом конкурсе командам надо подобрать к началу каждой пословицы и поговорки её продолжение. Если всё сделаете правильно, то из букв, расположенных возле вторых частей, сможете составить ключевое выражение название науки о ракообразных.


Время выполнение задания: 4 мин.


Оценка: от 1 до 13 баллов.


Ответ:

1.На безрыбье и рак рыба. (К).

2. Курица не птица, а рак не рыба. (А).

3. Рак силен клешней, а богатый - мошной. (Р).

4. Когда рак свиснет, и рыба запоет. (Ц). 

5. Где крабы там и рыба. (И).

6. Нет рыбы - почитают и краба. (Н).

7. В норе у краба вода не высыхает. (О).

8. Куда конь с копытом, туда и рак с клешней. (Л).

9. Того не знают, где раки зимуют. (О).

10. Жаба у рака гнездо отняла. (Г).

11. Жди, когда рак на горе свистнет. (И).

12. Стал, как рак на мели. (Я).


Ключевое выражение: Карцинология.



В едущий:


Ракообразные – это  водные членистоногие, дышащие жабрами и снабженные двумя парами предротовых конечностей, или усиков, на голове, многочисленными ножками на груди, а большей частью и на брюшке.

Ракообразные населяют любые существующие на Земле водоёмы, пресноводные и морские, маленькие и большие, живут на дне и в толще воды, опускаются на предельные глубины Мирового океана.

По численности и разнообразию в воде ракообразные находятся на одном уровне с численностью и разнообразием насекомых на суше.

Внешний облик ракообразных чрезвычайно разнообразен. Среди них есть и гиганты, и пигмеи.

Питаются ракообразные в основном отходами жизнедеятельности морских животных. Поэтому ракообразных называют «санитарами моря».

Некоторые ракообразные умеют менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, а другие предпочитают сидячий образ жизни (это морские желуди (балянусы) и морские уточки (лепасы), прикрепляющиеся при помощи подошвы к различным подводным предметам).

Некоторые ракообразные обитают на суше (мокрицы, некоторые крабы), а в почве влажных тропических районов встречаются рачки-бокоплавы.

Ряд ракообразных характеризуется паразитическим образом жизни (циклопы, щитни), их хозяевами выступают водные беспозвоночные и рыбы.

Учёных, которые занимаются изучением ракообразных, называют карцинологами. Самым знаменитым из карцинологов был Чарлз Дарвин, узкой специальностью которого была систематика и морфология усоногих ракообразных (отряда Cirripedia). Даже есть русское Карцинологическое Общество, которое призвано объединить в неформальное сообщество отечественных ученых, изучающих самые различные проблемы, связанные с ракообразными.


Третий конкурс нашей игры называется:

«Юный карцинолог»

(приложение № 4).


Правило конкурса:

В этом конкурсе командам даны пронумерованные изображения ракообразных. Задача команды определить и подписать их названия.


Время выполнение задания: 2 мин.


Оценка: от 1 до 13 баллов.


Ответ:1.Водяной ослик. 2.Дафния (водяная блоха). 3.Циклоп. 4.Мокрица. 5.Омар (морской рак). 6. Обыкновенный лангуст. 7.Обыкновенная креветка. 8.Речной рак. 9.Краб. 10.Бокоплав. 11.Щитень. 12.Морские уточки. 13.Морской жёлудь.


В едущий:


Все воды нашей планеты густо заселены различными обитателями. Порой в глубинах морей и океанов, рек и озер встречаются такие удивительные ракообразные о которых вы, может быть, и не слышали. И вот некоторые из них:

  • Самый маленький среди ракообразных – рачок босмина, длина которого равна 0,5 мм.

  • Самым большим считается японский гигантский краб. Туловище его величиной с большую тарелку, а ноги длиной больше метра. Живет он в Японском море.

  • Волосатый краб Йети - это ракообразное покрыто не шерстью, как можно подумать на первый взгляд, а особыми щетинками, такими же, как на конечностях некоторых креветок. Эти щетинки работают как фильтр, очищая воду, с которой контактирует краб. Такая функция очень полезна для его жизни, так как живут такие крабы вблизи геотермальных водных источников, вода которых насыщена токсичными газами.

  • Клубничный краб, гавайский клубничный краб или красный краб-боксер – это маленький ярко-розовый краб, обитающий в Индо-Тихоокеанском регионе. У него маленькие белые вмятинки на главном панцире и беловатые клешни. Взрослые особи клубничного краба-боксера достигают приблизительно 5 сантиметров в ширину.

  • Розовый приседающий омар - это невероятно красивое хрупкое существо имеет множество названий, среди них – краб аномура, омаровая фея. Омаровые феи не любят выставлять напоказ свою красоту, прячась в пористом теле гигантской губки, обитающей в коралловых и скалистых рифах в западных водах Индийского и Тихого океанов. Приседающий омар поражает воображение яркостью своих красок, вырастает всего до 1,5 сантиметра в длину.


Четвёртый конкурс нашей игры называется:

«А правда ли это что…»

(приложение № 5).

Правило конкурса:

В этом конкурсе даны 25 утверждения о ракообразных, задача команд согласиться с ними или нет.


Время выполнение задания: 4 мин.


Оценка: от 1 до 25 баллов.


Ответ:

1.-да. 2.-нет. 3.-да. 4.-нет. 5.-да. 6.-нет. 7.-да. 8.-да. 9.-нет. 10.-да. 11.-да. 12.-нет. 13.-да. 14.-да. 15.-нет.16.-да. 17.-нет. 18.-да. 19.-нет. 20.-да. 21.-да. 22.-да. 23. – да. 24. – нет. 25. – да.



Ведущий:


Многие факты из жизни ракообразных очень интересны. Вот некоторые из них:

  • До середины 19 века омары считались пищей американских бедняков, использовались как удобрение и приманка для рыбы. Но затем интерес гурманов к этим ракообразным стал быстро расти, и теперь омары — признанный деликатес.

  • В Финляндии регулярно устраивают праздники, посвященные ракам, а в Швеции каждую вторую среду августа в честь угощения раками происходит нарядный пикник.

  • Ракообразные, в частности раки и лобстеры, имеют способность отращивать новые конечности. Это значит, что животное, оставшись без клешни, через некоторое время способно отрастить себе новую.

  • Во время линьки раки становятся беспомощными. Линька происходит несколько раз в течение первых двух лет жизни, и еще несколько раз за весь остальной период существования.

  • Раки — отъявленные каннибалы. Во время процесса линьки и сразу после него среди них нередко бывают случаи нападения на своих сородичей.

  • Глаза у рака располагаются на стебельках, что даёт возможность выдвигать их. Эта особенность помогает возможность регулировать зрение.

  • Речной рак питается в основном растительной пищей, различные водные растения составляют до 80 процентов из общего рациона питания, но при случае он не брезгует и падалью.

  • Самка рака способна отложить до 600 яиц, а процесс их вынашивания занимает шесть месяцев.

  • Самые мелкие ракообразные, как и самые крупные, обитают в воде. Называют их водяными блохами или дафниями. Этот ракообразный планктон имеет микроскопические размеры, которые варьируются от 2 до 6 мм.

  • Раки, имеющие от природы зеленоватый, сероватый или голубоватый цвет панциря, при попадании в кипяток становятся красным. Объясняется это тем, что в панцире содержаться пигменты разных цветов, но только красный выдерживает высокие температуры, а остальные пигменты попросту распадаются.

  • У омаров отсутствует ген старения, эти ракообразные теоретически могут жить вечно. Но люди считают их слишком вкусными.

  • Ракообразные выполняют важную роль в водоемах. Они осуществляют биологическую очистку вод. Именно из-за ракообразных вода озера Байкал настолько чистая, что ее просто разливают в бутылки и продают в качестве питьевой.

  • У черноморского побережья обитает 500 видов ракообразных.

Пятый конкурс нашей игры называется:

«Зоошутка»

(приложение № 6).


Правило конкурса:

В этом конкурсе художник решил пошутить и нарисовал рисунок животного, которого нет в природе. Задача команд угадать из частей, каких ракообразных составлено это фантастическое животное. Для подсказки эти ракообразные даны, но к ним добавлены еще несколько названий, которые не входят в этот рисунок.


Время выполнение задания: 2 мин.


Оценка: от 1 до 4 баллов.


Ответ:

Клешни– от омара.

Ходильные ноги - от краба.

Брюшко - от рака.

Головогрудь - от мокрицы.


В едущий:


А сейчас наше жюри сообщит Вам промежуточные результаты игры за 4 конкурса для того, чтобы Вы смогли еще больше сконцентрировать своё внимание и продолжить игру.

Морской планктон на всех широтах и на всех глубинах в основном (не менее чем на 90% по массе) состоит из ракообразных. Очень велико значение ракообразных и в планктоне пресных вод.

Существование почти всех рыб, как морских, так и пресноводных, в значительной степени зависит от ракообразных. В водоемах органическое вещество создается главным образом за счет жизнедеятельности микроскопических водорослей. Эти водоросли поедают ракообразные и сами, в свою очередь, поедаются рыбами.

Многие ракообразные непосредственно используются человеком в качестве высокоценного пищевого продукта. Проведены успешные опыты по использованию морских планктонных ракообразных для добывания жиров, витаминов и других важных веществ. На рыбоводных заводах разводятся некоторые виды ракообразных.


Шестой конкурс нашей игры называется:

«Мало спалось, да многое виделось»

(приложение № 7).


Правило конкурса:

В этом файндворде командам надо найти название 17 представителей ракообразных. Каждый из этих ракообразных спрятался в тексте. Для того чтобы их отыскать, надо знать, что название этих ракообразных может состоять из окончания одного слова и начала следующего. А иной раз между ними вставляют предлоги или союзы, которые тоже могут входить в состав слова.


Время выполнение задания: 5 мин.


Оценка: от 1 до 17 баллов.


Ответ: рак, ослик, мокрица, бокоплав, омар, отшельник, пальмовый вор, краб, блоха, циклоп, козочки, жёлуди, уточки, богомол, песчаный призрак, лангуст, креветка.


В едущий:



Речной рак является ценным объектом промысла благодаря высоким качествам и питательности его мяса.

Известно, что раков ловили уже в античные времена. До средних веков их использовали в лечебных целях. Пеплом живьем сожженных раков советовали посыпать ранки от укусов бешеной собаки, змеи и скорпиона. Есть вареных раков, назначали тоже в лечебных целях, например при истощении.

Из исторической литературы известно, что при королевском дворе Швеции уже в XVI в. дали достойную оценку вкусовым качествам раков. Естественно, что дворяне в Финляндии стали подражать королевской знати. Крестьяне ловили и поставляли раков дворянам, но сами относились к «панцирному» зверю с большим недоверием.

Коммерческая ловля раков началась в середине XIX века, и было это в Финляндии. Ее развитие было вызвано тем, что употребление раков в пищу вошло в моду среди буржуазии Парижа. Оттуда мода распространилась в крупнейшие города Европы. Заготовка раков быстро продвигалась на восток и на север — в Россию и Финляндию. Наглядное представление о развитии промысла раков в Финляндии дают статистические данные экспорта. Экспорт раков особенно сильно возрос в конце XIX в., когда продавалось до миллиона штук в год. Основными покупателями были Россия, Швеция, Германия и Дания, рекордным стал 1900 г. – экспорт раков составил 15,5 млн. штук. В то время Финляндия была самым крупным экспортером раков.

У рака много врагов среди рыб и млекопитающих, хотя он хорошо защищен панцирем. Угорь, налим, окунь и щука охотно поедают раков, особенно во время их линьки. Из млекопитающих самые известные враги раков — ондатра и норка. И все-таки больше всего губят раков не рыбы и млекопитающие, а болезнь - рачья чума.


Седьмой конкурс нашей игры называется:

«Значение ракообразных»

(приложение № 8).


Правило конкурса:

Ребус в переводе с латинского языка означает: «не словами, а при помощи вещей». Это загадка, в которой искомое слово или фраза даны комбинацией изображения различных предметов, букв, цифр, нот и других знаков. В этом конкурсе команды должны разгадать ребусы о значении ракообразных.


Время выполнение задания: 5 мин.


Оценка: от 2 до 10 баллов.


Ответ:

1. Звено в цепи питания.

2. Объект промысла.

3. Санитары водоёмов.

4. Паразиты рыб.

5. Промежуточные хозяева некоторых червей.




Ведущий:


Используя современные мощные средства добычи, легко можно было бы полностью выловить всех ракообразных и тем самым прекратить дальнейшее существование этих животных на планете. Чтобы этого не случилось, уже давно начали применять меры по охране и воспроизводству ракообразных.

Закон об охране и использовании животного мира предписывает всем рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства, статья 256, УК РФ. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов. В федеральных водоемах официальный отлов идет в общей сложности 3 мес. с 15 июля по 15 августа и с 15 сентября по 30 ноября. 

Ловля раков привлекает своей непредсказуемостью, чувством адреналина, заставляя рыболовов проявлять сообразительность и настойчивость в своих действиях. Существует множество способов ловли ракообразных: руками, раколовками, удочками, с острогой.

Для рыболовов-любителей разрешается вылов не более 5 кг раков на одного человека, (нельзя вылавливать самок и особей меньше 9 см.), для промышленного лова — до 25 тонн на одну рыбацкую лодку или судно. Сумма штрафа для физического лица зависит от региона, общая сумма составляет 2000 рублей.

С огласитесь, что каждая группа животных по своему уникальна и выполняет незаменимую роль в жизни органического мира планеты. Ракообразных нужно не только преподносить в виде блюд на стол, но и старательно охранять, как и всё живое на Земле.


«Красная книга» - для редких растений,
«Красная книга» - для редких животных.
Всем, кому в мире грозит истребленье,
Дарит спасенье запрет на охоту.


А вот какие ракообразные занесены в Красную книгу Российской Федерации Вы узнаете решив


Восьмой конкурс нашей игры называется:

«Их надо охранять».

(приложение № 9).


Правило конкурса:


В этом конкурсе команды должны восстановить ключ (каждому значку соответствует буква алфавита по порядку, начиная с буквы «А»), после чего в задании подставить буквы вместо значков и вписать названия ракообразных занесённых в Красную книгу России.


Время выполнение задания: 3 мин.


Оценка: от 2 до 6 баллов (2 балла за каждый ответ).


Ответ: 1.Рак - богомол. 2.Крабоид Дерюгина. 3.Японский краб.


Ведущий:




Итак, игра сыграна, и я хочу поблагодарить все команды за участие в интеллектуальной конкурсной биологической игре «Соседи по планете. Ракообразные», а также поблагодарить педагогов, которые вас подготовили и болели за вас и вручить грамоты командам победителям (приложение № 10), а участникам благодарности (приложение № 11).



























Используемые термины:


Игра - Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. Какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам. 

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Головоломка - специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихах.

Пословицы, поговорки – пословицы это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и посло­вица, — остроумное, меткое народное суждение, крат­кое по форме.

Пословицы отличаются от поговорок своей закон­ченностью. Пословица — законченная мысль, поговор­ка — только часть суждения.

Ребус - (от лат. «rebus» - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. 

Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Файндворд - это словесная игра, суть которой в том, чтобы найти в тексте «спрятанные» слова определённой тематической группы.

Ракообра́зные (лат. Crustacea) — крупная группа членистоногих, в настоящее время рассматриваемая в ранге подтипа. К ракообразным относятся такие широко известные животные, как крабы,омары, лангусты, широкопалый речной рак, креветки и криль. Описано около 73 000 видов. Ракообразные освоили практически все типы водоёмов. Большинство из них являются активно передвигающимися животными, однако существуют и неподвижные формы — морские жёлуди (балянусы) и морские уточки. Некоторые ракообразные обитают на суше (мокрицы, некоторые крабы и крабоиды), а в почве влажных тропических районов встречаются рачки-бокоплавы. Ряд таксонов характеризуется паразитическим образом жизни, их хозяевами выступают водные беспозвоночные и рыбы. Ракообразным посвящена наука карцинология.

Карцинология (от др.-греч. καρκίνος — рак, и λόγος — слово, учение) — наука о ракообразных, раздел артроподологии и зоологии. Ракообразные — крупная и важная группа членистоногих, поэтому изучением ракообразных занимается значительное число зоологов и экологов разных специальностей.

Удочка — снасть в виде гибкого хлыста, изготовляемого ранее из дерева (или из других материалов), и предназначенная для ловли рыбы. Состоит из удилища, лески и оснастки.

Раколовка – этo pacпpocтpaнeнный тип лoвyшeк, oчeнь пpocтых в иcпoльзoвaнии и кpaйнe эффekтивных. Cocтoят эти пpиcпocoблeния чaщe вceгo из мeтaлличecких oбpyчeй, oбтянyтых кpyпнoячeиcтoй ceткoй, в кoтopых пpoдeлывaютcя cпeциaльныe oтвepcтия-хoды для oбитaтeлeй вoдoeмa.

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование.

В Красную книгу заносят виды растений и животных, которые постоянно или временно растут либо обитают в естественных условиях на определённой территории (преимущественно территории отдельно взятой страны), и находятся под угрозой исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу, подлежат особой охране на всей отдельной взятой территории, которую охватывает конкретное издание Красной книги.

Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.
















Список использованных источников


Литература

Животные. / Авт.- сост. Н.Е. Макарова. – Мн.: Современный литератор, 2001. – 400с. – (Рекорды природы).

Теремов А.В. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. / А.В. Теремов, В.С. Рохлов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. - 528с.


Электронный ресурс - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракообразные

https://www.litlib.net/bk/77132/read

http://biolicey2vrn.ru/index/mnogoobrazie_rakoobraznykh/0-129

http://pprservis.ru/otdykh-khobbi/rybalka-okhota/2233-kak-pravilno-po-zakonu-lovit-rakov

http://plotka.ru/sposobyi-lovli-rakov/

https://www.rybakrybaku.ru/lovlya_rakov/219.html

http://www.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Ракообразные

https://obrazovaka.ru/biologiya/tip-chlenistonogie.html

https://infopedia.su/8x115d1.html

https://web-zoopark.ru/nauka_o_zhivotnih/kartsinologiya.html

http://dictionary.sensagent.com/Карцинология/ru-ru/

http://www.crustacea.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Детритофаги

http://potapova-larisa.moy.su/publ/otvety_pochemuchkam/vse_interesnoe_o_rakoobraznykh/2-1-0-15

http://animalist.pro/index.php?topic=2623.0

http://www.smirnova-tatjana.ru/jivotnie/838-rakoobraznie-fakti.html

http://fish.com.by/news/58.html

https://reshimne.ru/question/27424795

http://fastcarp.ru/ostalnoe/rakolovka.html


Файндворд

http://top-bal.ru/biolog/5496/index.html?page=7


Пословицы поговорки:

http://kidsclever.ru/content/poslovicy-pro-rakov

http://uznayslovo.ru/sarticles.php?id_theme=891

https://ru.wikipedia.org/wiki/Карцинолог


Генератор ребусов

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator



Рисунки:

http://mshishova.ru/zagadki-pro-nasekomyx/

https://www.meme-arsenal.com/create/chose?tag=бджоли

https://openclipart.org/detail/282111/ant

http://boombob.ru/mem.php?id=68665&num=7

http://imgpng.ru/img/insects/mosquito/?p=1

http://purmix.ru/urok/kak_narisovat_krasnogo_skorpiona_v_3d_shag_za_shagom.html

http://900igr.net/photo/skazki-i-igry/CHto-lishnee.files/037--Najdi-lishnee-Petukh-gus-pauk-sinitsa.html

https://www.syl.ru/article/312046/tsitata-aristotelya-kladez-mudrosti

https://obrazovaka.ru/biologiya/stroenie-rechnogo-raka.html

http://butterflylib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st023.shtml

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-obuchayuschihsya-1439382.html

http://butterflylib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st023.shtml

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-obuchayuschihsya-1439382.html

http://boombob.ru/mem.php?id=68665&num=7

http://purmix.ru/urok/kak_narisovat_krasnogo_skorpiona_v_3d_shag_za_shagom.html

https://www.syl.ru/article/312046/tsitata-aristotelya-kladez-mudrosti

http://old.biosoil.isu.ru/museum/baikalmus/Asellus%20aquaticus.htm

http://onlineslovari.com/biologicheskiy_entsiklopedicheskiy_slovar/page/dafnii.1770/

http://башкирская-энциклопедия.рф/index.php/vvedenie/2-statya/1184-tsiklopy

http://macroclub.ru/gallery/showphoto.php?photo=81405&cat=544

http://komotoz.ru/photo/zhivotnye/photo_omara.php

http://eda.36on.ru/articles/282-langust-morskoy-rak

http://svit24.net/technology/118221-uchenye-schitayut-chto-inoplanetyane-mogut-byt-pokhozhi-na-krevetok

http://900igr.net/kartinki/morskie-zhiteli/My-edem-na-more-2.files/005-Na-dne-morja-sredi-kamnej-i-na-peske-zhivut-kraby.html

http://s238.biblioclub.ru/interfaces/main_2/index.php?page=dict&termin=826539

http://башкирская-энциклопедия.рф/index.php/vvedenie/2-statya/7909-bokoplavy

https://mypets.by/sem-zhivyx-iskopaemyx

http://900igr.net/fotografii/biologija/Rakoobraznye/042-Olimpiadnikam.html

http://900igr.net/kartinki/biologija/Rakoobraznye/076-Olimpiadnikam.html

http://itexts.net/avtor-vladislav-ivanovich-sivoglazov/76055-chlenistonogie-rakoobraznye-paukoobraznye-vladislav-sivoglazov/read/page-1.html

http://itexts.net/avtor-vladislav-ivanovich-sivoglazov/76055-chlenistonogie-rakoobraznye-paukoobraznye-vladislav-sivoglazov/read/page-2.html


Приложение № 1.












































Приложение № 2.












































П риложение № 3.












































Приложение № 4.












































П риложение № 5.

Команда: ____________________________.


Конкурс: «А правда ли это…».


п/п

Вопрос

Ответ

1.

что ракообразные относятся к типу членистоногие



2.

что наружный слой членистоногих покрыт слизью.



3.

что рак дышит жабрами.



4.

что рак ведет дневной образ жизни.



5.

что речной рак линяет в год 1-2 раза.



6.

что рак всегда передвигается, пятясь назад.



7.

что для рака характерна регенерация клешней.



8.

что с помощью ходильных ног рак передвигается по дну.



9.

что у лангуста есть клешни, а у омара нет.



10.

что подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы.



11.

что рак ногочелюстями захватывает пищу и направляет ее в рот.



12.

что брюшко рака состоит из 10 члеников.



13.

что клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи.



14.

что короткохвостые раки – это крабы.



15

что раки – растительноядные.



16.

что к семейству ракообразных относятся мокрицы.



17.

что ученого изучающего ракообразных называют арахнолог.



18.

что рак отшельник не имеет собственного панциря.



19.

что самые мелкие креветки – тигровые.



20.

что свое имя циклоп (веслоногий рачок) получил в честь мифического одноглазого великана.



21.

что морской жёлудь и морская уточка — это ракообразные животные.



22.

что щитни — настоящие живые ископаемые.



23.

что криль (мелочь) — собирательное название мелких морских планктонных ракообразных (рачков).



24.

что дафнии и циклопы служат кормом для кошек.



25.

что речные раки зимуют в норах.



Приложение № 6.












































Приложение № 7.

К оманда: ________________________.


Конкурс: «Мало спалось, да многое виделось».


Найти 17 представителей ракообразных.

Однажды, в студеную зимнюю пору, когда часто приходят грустные мысли о лете, семиклассник Саша А. заснул во время урока биологии. И приснился ему дивный, чудный сон. Снилось ему, что у него два отдела тела, головогрудь и брюшко, 10 пар ног, хвостовой плавник, пара клешней и прочный хитиновый панцирь. Но вот что-то уж очень жмут его и латы, и щит, и шлем. Потерся он о корягу. Ой, какое нежное и мягкое тельце! Вот уж и охотники за ним: пара волков гонится, пора удирать. Подогнул он хвостовой плавник под брюшко, и боком-боком, а потом и задом наперед заспешил прочь – в поисках нового более удобного и надежного панциря. На пути ему встретился ослик, который тащил упряжку с мокрицами и бокоплавами – цирковыми артистами. Комарам было тесно – казалось, десятки их собрались на смотр: у кого длиннее и толще ноги. Приковыляло несколько отшельников. Пальмовый вор, скрывая профессию, жонглировал кокосами. Под барабанную дробь проходят фаланги крабов, колесом катятся скорпионы, кверху брюхом, с поднятой хвостовой иглой проплывают мечехвосты. Вот удивительная водная прыгунья в длину скачет, ровно блоха. Огромный одноглазый силач – циклоп, выполняет фигуру высшего пилотажа: перевернувшись на спину, описывает дугу, поворот под углом в 90 градусов, вращаясь вокруг оси в виде штопора. Грациозные козочки и жёлуди в корзинке. А уточки неподвижно сидят на камне. Богомол непрерывно машет конечностями, словно молится Богу Нептуну. Но вдруг произошла трагедия: песчаный призрак помчался со скоростью больше одного метра в секунду и схватил взлетающую птичку. Как жаль. Все растерялись, испугались и разбежались. А Сашенька проснулся, увидел, что в руке лангуст, во рту креветка и подумал: «Как хорошо, что это только сон».



















Приложение № 8.

Команда: _____________________________.


Конкурс: «Значение ракообразных».






1.______________ __ ______________





______________________________.






2. __________________________ ____________________________.






3. _________________________ ______________________________.






4. ____________________________________ ________.





5. __________________________________________ _______________





____________________________ ___________________.


Приложение № 9.












































Приложение № 10.












































Приложение № 11.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!