ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА В СТАРШЕЙ
ГРУППЕ «А»
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ»
Подготовила:
Хамзаева Г.А
Актуальность проблемы
Большинство современных людей живет далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьезно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни.
Живая природа- это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным.
Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Больше узнать о животных родного края нам помогают художественные произведения.
В настоящее время у детей угас интерес к книгам, они все больше смотрят мультфильмы или играют в компьютерные игры, что негативно отражается на их речи.
Дети средней группы детского сада имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детенышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа.
Понаблюдав за детьми и побеседовав с ними, мы пришли к выводу, что нам интересна тема «Дикие животные нашего края».
Участие в проекте «Дикие животные нашего края» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детенышах, особенностях жизни зверей; развить связную речь, творческие способности детей.
Объект проекта:
Предмет проекта: Знакомство детей с дикими животными; средой их обитания и питания.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Дикие животные нашего края».
Задачи проекта:
1. Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах; познакомить детей с повадками, особенностями поведения.
2. Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).
3. Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
4. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
5. Воспитывать интерес к животным родного края и любовь к художественной литературе.
Вид проекта: Краткосрочный, познавательно – творческий.
Термин выполнения:
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Предполагаемый результат: Конкретные ожидаемые результаты
Дети будут знать:
Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты);
Владеть обобщающим понятием «дикие животные»;
Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие;
Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы;
Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
Родители:
Получат информацию о предстоящей работе (знакомство с проектом);
Повысят интерес и любовь к природе, диким животным через беседы, наблюдения, просмотр телепередач, посещение зоопарка, цирка и т.д.;
Изготовят поделки диких животных для мини-музея;
Нарисуют вместе с детьми рисунки «Мое любимое животное»;
Составят описательный рассказ про животного;
Сделают стенгазету на тему « Такие забавные животные».
Педагоги:
Расширят знания о диких животных, среде их обитания;
Разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
Создадут предметно-развивающую среду по данной теме;
Составят картотеку дидактических игр, подвижных игр, загадок и стихов о животных;
Оформят Красную книгу « Берегите животных»;
Соберут материал для экспозиции в мини музее« Дикие животные»;
Составят коллаж «Царство диких животных».
Содержание проекта:
Этапы реализации проекта.
I этап- ознакомительный.
Цель этапа: выявление знаний родителей о диких животных Ставрополья.
1. Анкетирование родителей на тему: « Знаете ли вы диких животных Ставропольского края?».
2. Беседа с детьми « Что мы знаем о диких животных нашего края?».
II этап- подготовительный.
Цель этапа: знакомство детей, родителей с дикими обитателями Ставропольского края через разные формы работы.
1. Консультации для родителей на темы:
2. Совместное творчество детей и родителей( рисунки диких животных).
3. Составление описательных рассказов о диких животных.
4. Сбор уникальных, интересных фотографий о диких животных.
5. Подбор видеофильмов о животных.
6. Подбор художественной литературы о диких животных.
7. Изготовление поделок животных для оформления мини-музея.
8. Привлечение родителей к сбору иллюстративного материала, раскрасок.
9. Беседы с детьми на темы:
«Дикие животные (и их детеныши ) наших лесов»;
«Жизнедеятельность диких животных»;
«Дикие животные»;
«Чем питаются животные?»;
«Где живут животные»;
«Зачем животным мех?»;
«Повадки животных».
10. Стенгазета на тему: « Такие забавные животные».
III этап- заключительный.
Цель этапа: использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
1. Презентация и представление эксклюзивной созданной Красной книги «Берегите животных».
2. Оформление рисунков с оставлением описательных рассказов о животных.
3. Изготовление поделок диких животных для экспозиции в мини-музее «Животные нашего края».
4. Фотовыставка «Такие забавные животные».
5. Коллаж « Царство диких животных».
План реализации проектного этапа проекта
Содержание и формы работы |
1.Анкетирование родителей на тему: « Знаете ли вы диких животных Ставропольского края?». 2.Беседы с детьми: - «Дикие животные (и их детеныши ) наших лесов»; - « Дикие животные»; - «Где и как живут дикие животные»; - « Как животные готовятся к зиме?». 3.Консультации для родителей на темы: - «Животные нашего края»; - «Что рассказать детям о диких животных»; - «Хочу все знать!». |
1. Загадывание загадок о животных. 2. Рассказы воспитателя о животных на темы: - «Зачем ежу иголки?»; - «Почему зайца называют косым?»; - «Что делают белки, если корма в лесу не хватает? ». 3. Творческие задания «Спрячь зайца», « Помоги белочке сделать припасы». 4. Работа по схемам-моделям для составления описательных рассказов о животных. 5.Проблемная ситуация по теме: «Как люди могут помочь животным?» |
1. Рисование «Ежик», « Мое любимое животное» (по трафаретам). 2.Аппликация из ваты «Зайчик», «Царство диких животных» (коллаж коллективный) |
1. Показ настольного театра «Теремок». 2. Игра-драматизация «Заюшкина избушка». |
1. Подвижные игры :«Охотник и зайцы », «У медведя во бору», «Узнай по голосу ». 2. Загадки-движения «Угадай животное». 3. Пальчиковые игры 4. Физкультминутки по теме «Заблудились мы в лесу», «Между елок, между сосен», «Скучно белочке в дупле». |
1. Слушание музыкальных произведений Л.Ребиков «Медведь». 2. Музыкально-ритмические движения животных. 3. Слушание по DVD звуки леса. |
Оценка результатов:
- сформированы знания детей о животных нашего края, об их жизни;
- расширены знания о диких животных
- вовлекли родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира- диким животным.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, игровой деятельности у детей закрепились и улучшились знания по данной теме.
Список литературы:
1 . С.Н.Николаева « Юный эколог».
2. В.М.Корнилова « Экологическое окно в детском саду ».
3. О.С.Ушакова « Знакомим с литературой детей 4-5 лет ».
4. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова « Занятия в средней группе детского сада».
5. О.А.Соломенникова « Занятия по формированию экологических представлений ».
6. О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина « Стихи и рассказы о животном мире ».
7. Г.В.Давыдова « Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
8. Н.А.Кнушевицкая « Стихи речевые упражнения по теме «Дикие животные».