СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Использование голосовых упражнений при формировании просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, с применением анимированных презентаций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка учителя-логопеда Косяк Е.Н. посвящена вопросам формирования голоса у детей с речевыми нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Использование голосовых упражнений при формировании просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, с применением анимированных презентаций»»






ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «ДЕТСКИЙ САД №107 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

проспект Генерала Острякова, д. 67 , г. Севастополь, 299040 к. т. (8692) 57-11-15









Методическая разработка


«Использование голосовых упражнений

при формировании просодической стороны речи

у детей дошкольного возраста,

имеющих речевые нарушения,

с применением анимированных презентаций»






Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

ГБДОУ г. Севастополя

«Детский сад №107 комбинированного вида»

Косяк Екатерина Николаевна




г.Севастополь

2018 г.

Оглавление


Введение………………………………………………………..…………………3

  1. Теоретическое обоснования проблемы о развития голоса у детей дошкольного возраста……………………………………………………………4

    1. Виды нарушений голоса и их характерные проявления у детей с различными речевыми расстройствами…………………………………………5

    2. Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей……...8

  1. Использование анимированных презентаций при работе над голосом.16

Заключение……………………………………………………………………….19

Библиографический список……………………………………………………..20





























Введение

Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с дошкольниками. Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониатры, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И. А., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е., в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса.

Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодику, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.

Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса; нарушения резонанса; изменения громкости; изменения высоты тона. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма. Комбинация изменения высоты тона является причиной неэффективных модуляций.

Нарушение голоса – довольно распространенная речевая патология у детей. Известно, что нарушение голоса может выступать как самостоятельное нарушение, так и входить в структуру других сложных речевых дефектов, в том числе и дизартрии, ринолалии, заикания, общего недоразвития речи.

Проблема выявления и устранения нарушения голоса недостаточно изучена в специальной литературе, этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Целью методической разработки является развитие голосовых возможностей у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

У детей дошкольного возраста, имеюших речевые нарушения, выявляется качественное своеобразие голосовых возможностей, проявляющееся в слабости голоса, неумении изменять его по высоте и силе, а также придавать различную тембровую окраску, что обуславливает необходимость специальной работы по их развитию.

Задачи:

- проведение логопедической работы с дошкольниками по развитию и восстановлению у детей основных качеств голоса;

- развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации;

- создание наглядных упражнений для работы над голосом, оформленных в виде анимированных презентаций;

- повышение интереса к логопедическим занятиям;

- повышение эффективности коррекционной работы.

Возраст участников: дети дошкольного возраста (3-7 лет).



  1. Теоретическое обоснования проблемы о развития голоса

у детей дошкольного возраста.


Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Нарушения голоса у детей – сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов.

Сложность механизма голосообразования обусловливает то многообразие факторов, которые обеспечивают полноценное развитие голоса детей. В числе таких факторов многие исследователи рассматривают сформированность физиологического и фонационного дыхания в норме.

Голосовая функция детей, имеющих речевые расстройства, формируется искаженно. Нарушения голосообразования постепенно приобретают стойкий, выраженный характер.


    1. Виды нарушений голоса и их характерные проявления

у детей с различными речевыми расстройствами.

Рассматривая структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, нарушения голосовой функции отмечают практически все отечественные авторы (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.В. Правдина, К. А Семенова, М.В. Ипполитова, Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, Л.И. Вансовская) и зарубежные ученые (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска и другие).

Исследователи отмечают изменение параметров голоса и интонационной стороны речи при заикании (М. Зееман, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Е.В. Оганесян, Л.З. Арутюнян, В.И. Филимонова). Практически не изучено состояние голосовой функции и интонационной стороны речи при алалии.

По наблюдениям И.Б. Карелиной, нарушения голоса также наблюдаются у детей с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР) – это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи. Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стертая дизартрия», предложенный О.А.Токаревой. Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Основной симптом МДР – стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

Для всех детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.

Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате чего нарушены все характеристики музыкальности речи. У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа. Отклонения в развитии лексики и грамматического строя оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.

В основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов; моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. Дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, способствует нормализации лексико-грамматической стороны речи.

Е.Ф. Архипова описывает нарушения голоса у детей с церебральным параличом, таким образом, интонационные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса.

Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утяжеляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом.

Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне разнообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).


Работа над голосом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.

Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений - развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации.


Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. По мнению логопедов, в последние годы нарушениями голоса страдают 5—6% детей. Половина из них нуждается в регулярном логопедическом лечении, а другая половина — в наблюдении врачей других профилей.

Традиционно выделяют четыре типа нарушений голоса: нарушения тембра голоса, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов – добавочных тонов, присоединяемых к основному тону определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека. Изменения громкости, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Изменения высоты тона, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи, а также нарушения резонанса. Отклонения от нормы темпа речи иногда считают пятой категорией нарушения голоса, но чаще их относят к нарушениям артикуляции и ритма.


1.2. Логопедическая работа по развитию и коррекции голоса у детей

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства.

Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Все указанные факторы диктуют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объяснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.

Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали работать совместно логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры.

Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности.

Курс логопедических занятий по восстановлению голоса (по К.С.Алмазовой) состоит из двух этапов: подготовительного и восстановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную, гимнастику и голосовые упражнения.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж.

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок.

  1. Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика - статическая и динамическая.

Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, Е.С.Алмазова предлагает определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

Автоматизация процесса голосообразования заключается во введении голоса в повседневную речевую практику ребёнка. Основная задача – научить его пользоваться громким, звонким голосом свободно, легко, без напряжения, утомления и форсирования звука. Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

С целью выработки длительной, направленной воздушной струи используются игры и упражнения по выработке длительного речевого выдоха Например, «Загони мяч в ворота». Детям предлагается вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Важно, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Важно проводить комплексную работу. Помимо упражнений на дыхание используются дополнительные упражнения. Например, упражнения, описанные в методическом пособии Бурдянской Т.В.:

Упражнения для мышц плечевого пояса.

Упражнения для мышц шеи.

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц.

Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти.

Гимнастика мышц зева и глотки.

Упражнения для активизации мышц мягкого нёба.

Упражнения для языка.


После логопедической гимнастики проводится работа по коррекции голосовых нарушений. Целесообразно коррекцию следует начинать с постановки правильного дыхания.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.


С целью выработки диафрагмального дыхания проводятся следующие упражнения:

Упражнение 1. «Листья шелестят»

Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Упражнение 2. «Дуй сильнее»

Дутье на легкие предметы, вату. Легкие предметы могут лежать на столе, на ладони ребенка, привязаны на ниточки и т.п. . Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу.



После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения.

На данном этапе логопедической работы важно «поставить» голос, это, значит, научить ребёнка пользоваться полученным голосом, найти его естественное звучание и развить его во всех отношениях, т.е. в смысле укрепления высоты, силы и тембра голоса. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль учителем-логопедом за качеством эмиссии голоса.

Хорошо поставленный голос является голосом модулированным, обладающим качествами эмоциональности и живости, радости и яркости, образности и красоты.

При работе над тембром голоса перед учителем-логопедом стоят следующие задачи:

  1. выработать звонкость, собранность звучания;

  2. убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем снятия напряжения с мышц шеи, гортани;

  3. снять зажатость челюстей, как препятствие свободному голосотечению;

  4. выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т. е уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;

  5. выработать выносливость голоса, т. е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.


Используются следующие игровые упражнения.

Упражнение 1. «Эхо»

Цель: способствовать выработки правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы, развивать тембр, силу и высоту голоса.

Детей распределили на две группы. Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом сначала гласные звуки (а, о, у), затем сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа «эхо» тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.


Упражнение 2. «Корова и телята»

Цель: способствовать выработке звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развивать диапазон голоса.

Детям предлагается поиграть в игру «На лугу» дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе:

«На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?»

Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му.

«Коровам отвечают телята. Как они отвечают?»

Логопед обращается к детям второй группы.

Дети отвечают высоким голосом: му-му-му.

Затем группы меняются ролями.


Затем, после того, как был отработан прямой слог му, который, по мнению Е. С. Алмазовой является более благоприятным, и помогает создать более щадящий режим работы голосовых складок, приступают к отработке обратного слога – ум, затем - закрытый слог мум.

Учитель-логопед так же делит детей на две группы (как показала практика, такой способ проведения упражнений больше нравится детям и от этого благоприятнее сказывается на их выполнении).

Первая группа произносит длительно, протяжно му – му – му.

Вторая группа отвечает ум – ум – ум.

Затем две группы вместе мум – мум - мум.

После этого группы меняются ролями.

Так же детям предлагаетс произносить слоги с разной интонацией, высотой, силой голоса.

Далее с детьми аналогично проводятся упражнения с гласными о, а, и.

Для тренировки собранного звучания детям предлагается упражнение «Гудок» - произнесение гласных у, о, а в одной тональности, «в позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса.

УУУУ

УУОУУОУУО

УУАУУАУУА

УУЭУУЭУУЭ

УУИУУИУУИ

Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.

Детей также делят на две группы.

Учителем-логопедом даётся инструкция для детей первой группы: Ребята давайте представим, что мы маленькие медвежата и попросим у мамы мёда и молока.

Так же логопед объясняет, что сначала фраза произносится раздельно, а затем слитно, при этом звук м удваивается.

Мам, мёду нам,

ммаммёдунпамм.

Мам, мам, молока бы нам.

ммаммммаммммоллокабыннамм.

Инструкция для второй группы: А как им отвечает мама медведица?

Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.

Ммёдвллесуммедведьннашёллммалломмёдуммнногопчёлл.


Упражнение 3

Цель: воспитание силы голоса.

Детям предлагается произносить звукоподражания и звукосочетания с различной громкостью.

«Представьте, что вы заблудились в лесу, как вы будете кричать ау»?

Дети повторяют громко «ау»!

«Как тикают часики»?

Тихо «Тик-так»

«Как стучит сапожник»?

Очень громко «Тук- тук- тук»

«Как звенит колокольчик»?

Высоким голосом «Дзинь-дзинь-дзинь».

Все дети выполнили это упражнение без затруднений.


Упражнение 4 «Три медведя»

Цель: Развитие интонации и модуляции голоса.






2.Использование анимированных презентаций при работе над голосом.

Для закрепления полученных навыков и повышения эффективности коррекционной работы на занятиях используются анимированные презентации, созданные учителем-логопедом Косяк Екатериной Николаевной. Презентации разработаны с учетом постепенности, поэтапности и концентричности подачи нового материала.

Логопедические занятия, должны быть интересными, чтобы дети хотели снова и снова идти на занятия. Для этого учитель-логопед должен использовать различные формы работы на своих занятиях. Ясность речи, правильность произношения, позволят ребенку быстрее понимать и изучать изучаемый материал.  Работа учителя-логопеда, должна быть эффективной и основанной на использовании инновационных технологий.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ: 

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.


Перечень разработанных Косяк Е.Н. презентаций:

  1. «Развитие силы голоса». Пропевание гласных.

Длительное пропевание гласных на одном выдохе в течение движения анимированной картинки. Символ гласного звука расположен в левом верхнем углу слайда (для детей, не знающих буквы). Буква, обозначающая звук, расположена в правом верхнем углу слайда.

Например. На слайде изображена дорога в лесу. По щелчку мыши появляется изображение девочки на велосипеде. Учитель-логопед комментирует: «С горки быстро я качу и от страха я кричу: - АААААААААААААААА!» Ребенок делает вдох носом, округлить живот. По щелчку девочка начинает движение. Одновременно ребенок поет звук с [А]. Длительность звука зависит от возможностей ребенка. зависит от возможностей ребенка. зависит от возможностей ребенка. Длительность звука можно контролировать в «Настройках» («Анимация». Длительность).

  1. «Громко – тихо. Звуки.». Формирование голосовых модуляци й.

Длительное произнесение (пропевание) изолированных звуков с изменением высоты голоса (низкий – высокий голос), с изменением громкости (громко – тихо), с изменением интонации.

Например. Большой пароход гудит: «ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ !» (громко или низко).

Маленький пароходик гудит: «ыыыыыыыыыыыыы» (тихо или высоко).


  1. «Громко – тихо. Звукоподражания.» Формирование голосовых модуляций.

Длительное произнесение (пропевание) звукоподражаний с изменением высоты голоса (низкий – высокий голос), с изменением громкости (громко – тихо), с изменением интонации.

Например: Мама корова зовет теленка: «Муууу!» (громко или низко).

Теленок отвечает: «Мууу». (тихо или высоко).


  1. «Громко – тихо. Предложения.» Формирование голосовых модуляций.

Произнесение предложений с изменением высоты голоса (низкий – высокий голос), с изменением громкости (громко – тихо), с изменением интонации.

Произносить предложение «Какая хорошая погода!» от имени разных героев.


  1. «Громко – тихо. Стихотворения.» Формирование голосовых модуляций.

Чтение стихотворений с изменением высоты голоса (низкий – высокий голос), с изменением громкости (громко – тихо), с изменением интонации.

Например. Чтение стихотворения с изменением силы голоса.
Первые две строки – обычным голосом.
Вторые две строки – шепотом.

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

- Шуршать я буду тише.


  1. «Поющие бабочки». Длительное пропевание гласных на одной ноте.

Инструкция: «Какая прекрасная погода! Отдохнем на лугу. Вокруг много зелени, цветов, летают бабочки. Бабочки не простые: они поют! Споем вместе с ними. Вдохнем свежий воздух (вдох носом, живот округлить). Бабочка летит и поет (длительное пропевание гласных на одном выдохе).»


  1. «Теремок». Формирование интонационной выразительности речи.

Изменение тембра голоса в зависимости от того какому персонажу сказки подражает ребенок.


Заключение


Работа над голосом с дошкольниками – один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  Мультимедийная  презентация:

  1. Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

  2. Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

  3. Усиливает воздействие выступления.


Таким образом, в условиях коррекционной работы продуманная система работы, тщательный подбор приемов, наглядного материала в виде анимированных презентаций, позволяют значительно улучшить или полностью исправить нарушения речи, связанные с нарушением голоса.







Библиографический список:


  1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 1969.

  2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990, 448 с.; ил.

  3. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996. – 143с.

  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М., «Просвещение», 1990.

  5. Журнал дефектология 2002 № 2 Шабалина Т.И. «Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с риналолией. С. 83- 95


  1. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. – М., 1961.

  2. Колпак Татьяна Викторовна «Нарушения голоса в структуре речевого дефекта» - автореферат. М – 1999г. С- 16.

  3. Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями.

  4. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. – М., «Просвещение», 1989.

  5. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.

  6. Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.

  7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.; 1991.

  8. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!