1. Организационный | Создание положительного настроя на урок | Организация первых этапов работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения. Здоровьесберегающая деятельность: 1) включение релаксационной музыки; 2) организация рассадки детей; 3) приветствие, представление учителя; 4) объяснение принципа разделения на группы; 5) закрепление правильной осанки учащихся на уроке. | 1. Рассадка на места под музыку (парты расставлены полукругом – ученики сидят за партами группами по 4 человека). 2. Приветствие учителя и друг друга. 4. Закрепление правильной осанки. | 2 мин. | Психолого-педагогические 1. Создание доброжелательного микроклимата. 2. Снятие эмоционального напряжения учащихся. Организационно-педагогические 1. Обеспечение двигательной активности учащихся. |
2. Постановка учебной задачи. Создание учебной мотивации | Формулировка темы, целей и задач урока. Мотивация учащихся на активную работу на уроке | 1. Беседа с классом (приглашение отправиться в поэтическо-музыкальное путешествие). 2. Задание – вспомнить и назвать, какие стихотворные строки «спрятаны» на картине. Работа с презентацией (СЛАЙД 1): - на основе подсказки (СЛАЙД 2) назвать автора. 3. Фронтальная беседа, озвучивание эпиграфа к занятию (СЛАЙД 3). 4. Совместное формулирование темы и цели урока (Чувство любви к родной природе и Родине в лирике Есенина) (СЛАЙД 4) 5. Формулировка проблемного вопроса: «С помощью чего Есенин передаёт чувство любви к Родной природе?» 6. Объяснение структуры урока и логики подачи материала, возможностей самоорганизации успешной деятельности: – путешествие через времена года по поэзии Есенина (4 группы – 4 стихотворения – 4 времени года); – поиск средств художественной выразительности; – сопоставление образов и мотивов в стихотворениях. | 1. Ответы на вопросы учителя. 2. Определение «зашифрованного» стихотворения и автора. 3. Чтение эпиграфа, определение значения родины в лирике поэта. 4. Дети формулируют свои предположения по поводу темы занятия. | 4 мин. | Психолого-педагогические 1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата. 2. Эмоциональная разрядка посредством работы с иллюстрациями. 2-3. Стимулирование мотивации учащихся к изучению новой темы через нестандартные формы работы – урок-путешествие, рабочие карточки. |
3. Решение учебной задачи | 1. Представление содержания учебного материала. 2. Работа с дидактико-методическим материалом. | 1. «Ассоциации» (приложение 1) 1. Поиск слов-ассоциаций к понятию «родина»; дополнение своими примерами. Организация работы посредством ассоциативного мышления и обращению к личному опыту. 2. Обращение определению из Большой советской энциклопедии, определение связи между словами «родина» и «патриотизм» (СЛАЙД 5). 3. Сравнение фотографий современного города и русского пейзажа. (СЛАЙДЫ 6) Какие фотографии совпадают с вашими ассоциациями? Изображение родных мест Есенина (с. Константиново, усадьба) в разное время года. Путешествие по рязанской земле. Именно здесь родился будущий новокрестьянский поэт Сергей Есенин (СЛАЙД 7). 4. Выберите стихотворение для работы согласно вашему времени года (работа с поэтическими текстами) 5. Аудиальная пауза. Прослушивание актерского чтения стихотворений. Предложение учащимся погрузиться в лирический мир стихотворений под актерское чтение. 6. Организация групповой творческой работы. 2. Переход к анализу стихотворений (заполнение таблицы) (СЛАЙД 8) 1. Организация работы с текстами. Задание – Какие чувства автор выражает в строках стихотворений? Как он это делает? Благодаря чему вы это увидели? Какие мотивы объединяют все эти стихотворения? (СЛАЙД 10) 2. Организация выполнения задания с элементами исследовательской работы в группах: нахождение средств художественной выразительности. 3. Проведение наглядной демонстрации слов-синонимов, однокоренных слов, схожих понятий. 4. Беседа с классом о тех образах, которые объединяют данные стихотворений. Каким чувством проникнуты стихотворения? В чем особенность передачи чувства любви к родной природе и Родине в стихотворениях Есенина? (СЛАЙД 11) | 1. Учащиеся находят и подчеркивают слова, словосочетания по ассоциациям к слову Родина; дописывают свои примеры. 2. Работа со словарем, сравнение. 3. Смотрят фотографии, информацию слайда, размышляют, высказывают свои точки зрения, слушают учителя. 4. Дети читают тексты и слушают актерское чтение, чувствуют настроение, следят за интонацией. 1. Заполняют таблицу по предложенным заданиям; Определяют тематику своей группы (время года). 2. По группам отвечают на вопросы, анализируют стихотворные тексты, находят средства художественной выразительности, определяют ключевые понятия, заполняют таблицу. 3. Выбирают из перечня слов и понятий те, которые соответствуют выбранному стихотворению. Подходят к доске, составляют кластер. 3. Учащиеся находят общие образы в разных стихотворениях. 4. Формулируют идею о том, что Есенин испытывает безграничное чувство любви к родной природе и Родине, является патриотом своей страны. | 10 мин. 10 мин. | Психолого-педагогические 1. Создание комфортных психологических условий через организацию групповой работы учащихся. 2. Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих способностей учащихся через сопоставление собственных ассоциаций и словаря. 3. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через использование наглядности и беседу. 4.Личностно-ориентированные подход: Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту. Организационно-педагогические 1. Смена деятельности, разнообразие деятельности. 2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения. 3. Снятие нервного напряжения учащихся с помощью аудиального погружения в мир лирического героя. Учебно-воспитательные 1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье: – развитие навыков правильной осанки; 2. Изучение культуры здоровья и здорового образа жизни |
4) Разрешение проблемы | Систематизация материала Формулировка выводов Объяснение домашнего задания | Организация подведения итогов урока, вовлечение учащихся в рефлексию их деятельности. 1. Беседа с классом. Помощь в формулировке ответа вопрос: как Есенин относится к родной природе? 2. Обозначение музыкальности поэтики Есенина, связь с современным творчеством. Совместное исполнение песни. (ВИДЕО 1) | 1. Формулировка ответа на проблемный вопрос. 2. Танцевальная пауза, исполнение песни «Белая береза». | 10 мин. | Психолого-педагогические 1. Активизация мыслительной деятельности учащихся через необычные атрибуты урока. 2. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через беседу. |
5) Рефлексия деятельности | Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. Самоанализ полученных на уроке знаний. | Обучение приёмам/ навыкам самоконтроля и самооценки успешной деятельности на уроке. 1. Организация самооценки эмоционального состояния учеников. | 1. Самостоятельное оценивание успешности в разных видах деятельности; оценивание уровня усвоения нового материала. | 3 мин. | Психолого-педагогические 1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока. |