СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке литературы в 6 классе: "С.А. Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке литературы в 6 классе" (на примере технологической карты урока  литературы"С.А. Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине")

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке литературы в 6 классе: "С.А. Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине"»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга









Методическая разработка

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке литературы в 6 классе»









Составитель:

Саянков Павел Игоревич,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей №179














Санкт-Петербург, 2022

Технологическая карта урока

Название предмета

Литература


Класс


6


Тема


С.А. Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине


Цель урока


Раскрытие особенностей передачи чувства любви к родной природе и Родине в лирике Есенина


Задачи урока


Образовательные:

1) Проанализировать стихи о любви к родине;

2) Развитие умения находить в тексте средства художественной выразительности и определять и роль.

Развивающие:

1) Развитие умения работать в группах;

2) Развитие навыков активного слушания и выразительного чтения;

3) Развитие чувства поэтического обаяния через певучесть и музыкальность стихотворений Есенина.

Воспитательные:

1) Воспитание чувства патриотизма, любви к родине и родному языку;

2) Воспитание чувства прекрасного через приобщение к актерскому чтению и музыкальному искусству.


Тип урока


Урок усвоения новых знаний


Основные термины и понятия


Родина, патриотизм, образы, средства художественной выразительности, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.


Межпредметные связи


Русский язык, география, музыка


Формы работы на уроке


фронтальная, групповая, индивидуальная


Оборудование


1) Раздаточный материал: приложения, словари, тексты стихотворений, таблицы для анализа.

2) Презентация PTT «Чувство любви к родной природе и Родине в лирике С.Есенина».

3) Аудиофайлы с актерским чтением стихотворений, фоновая музыка, фонограмма, видео.











Планируемые результаты

Предметные:

1. Понимать значение слова «родина» и «патриотизм» в контексте изображения поэтического мира С.Есенина.

2. Определять отличительные особенности пейзажной лирики Есенина; выражения чувства любви автора; определять нравственно-этические представления о связи человека с природой;

3. Определять значимость поэзии Есенина для развития русской культуры (в том числе с точки зрения здоровьесозидающей)

4. Развивать навыки выразительного и смыслового чтения; выдвигать гипотезы, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, приводить аргументы для подтверждения собственной позиции; умения определять и классифицировать понятия, проводить аналогии; 

5. Совершенствовать умения находить средства художественной выразительности в тексте. 

Метапредметные (УУД)

Личностные:

1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию; осознание идеи русской идентичности;

2. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем.

3. Различать «полезное» и «красивое», отделять от «дурного» и «вредного».

4. Воспитание чувства патриотизма, любви к родной природе и родине.

Регулятивные:

1. Умение определять и формулировать цель деятельности

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

3. Владение основами самоконтроля, самооценки

Познавательные:

1. Умение извлекать информацию

2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии

3. Умение пользоваться различными источниками информации

4. Умение выделять главное

5. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя

Коммуникативные

1. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

2. Умение работать индивидуально и в группе

3. Умение задавать вопросы по теме


Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке:

Физические аспекты

Психологические аспекты

Духовно-нравственные аспекты

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов.

2. Физические динамические паузы: гимнастика для глаз, опорно-двигательного аппарата, мозговой активности.

3. Нестандартный способ рассадки детей, позволяющий увеличить двигательную активность на уроке.

1. Использование релаксационной музыки для создания психологического комфорта.

2. Психологические разгрузки и динамические паузы для снятия эмоционального и нервного напряжения.

3. Соблюдение рационального режима информационной нагрузки.

4. Организация разнообразных форм деятельности.

5. Деятельностный подход к обучению.

6. Снятие стрессовых ситуаций через организацию групповой работы.

7. Использование наглядности и нестандартных форм обучения – творческая работа по развитию ассоциативного мышления.

8. Использование элементов соревнования с целью повышения мотивации к изучению нового материала.

1. Личностно-ориентированный подход к обучению.

2. Формирование навыков сотрудничества и партнерства через организацию парной и групповой работы.

3. Формирование ценностного отношения к здоровью и образованию через содержательную линию урока.


Список литературы:


  1. Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб, 2010.

  2. Колесникова М.Г. Здоровье как личностный результат образования в контексте новых образовательных стандартов // На пути к школе здоровья / под ред. С.В. Алексеева, М.Г. Колесниковой. СПб., 2013.

  3. Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы лицея № 179). – СПб., 2005.

  4. Полухина В. П., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. / Под ред. Коровиной В. Я. Литература. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 2., М.,»Просвещение», 2016.

  5. Егорова Н.В./ Поурочные разработки по литературе к учебнику В.Я.Коровиной/ издание шестое, 6 класс, М.,«ВАКО», 2018.

  6. «100 главных книг» Сергей Есенин, стихотворения, «ЭКСМО», 2018

  7. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов, и фразеологических выражений. 28-е изд., перераб., С. И. Ожегов, «Мир и образование», 2018.

  8. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание, В.И. Даль, «ЭКСМО», 2010.

Схема-план урока.

Этап урока

Задачи этапа

Содержание этапа


Время

Здоровьесберегающие аспекты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Создание положительного настроя на урок


Организация первых этапов работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения. Здоровьесберегающая деятельность:

1) включение релаксационной музыки;

2) организация рассадки детей;

3) приветствие, представление учителя;

4) объяснение принципа разделения на группы;

5) закрепление правильной осанки учащихся на уроке.

1. Рассадка на места под музыку (парты расставлены полукругом – ученики сидят за партами группами по 4 человека).

2. Приветствие учителя и друг друга.

4. Закрепление правильной осанки.

2 мин.

Психолого-педагогические

1. Создание доброжелательного микроклимата.

2. Снятие эмоционального напряжения учащихся.

Организационно-педагогические

1. Обеспечение двигательной активности учащихся.

2. Постановка учебной задачи.

Создание учебной мотивации

Формулировка темы, целей и задач урока.

Мотивация учащихся на активную работу на уроке


1. Беседа с классом (приглашение отправиться в поэтическо-музыкальное путешествие).

2. Задание – вспомнить и назвать, какие стихотворные строки «спрятаны» на картине. Работа с презентацией (СЛАЙД 1):

- на основе подсказки (СЛАЙД 2) назвать автора.

3. Фронтальная беседа, озвучивание эпиграфа к занятию (СЛАЙД 3).

4. Совместное формулирование темы и цели урока (Чувство любви к родной природе и Родине в лирике Есенина) (СЛАЙД 4)

5. Формулировка проблемного вопроса: «С помощью чего Есенин передаёт чувство любви к Родной природе?»

6. Объяснение структуры урока и логики подачи материала, возможностей самоорганизации успешной деятельности:

– путешествие через времена года по поэзии Есенина (4 группы – 4 стихотворения – 4 времени года);

– поиск средств художественной выразительности;

– сопоставление образов и мотивов в стихотворениях.

1. Ответы на вопросы учителя.

2. Определение «зашифрованного» стихотворения и автора.



3. Чтение эпиграфа, определение значения родины в лирике поэта.

4. Дети формулируют свои предположения по поводу темы занятия.


4 мин.

Психолого-педагогические

1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата.

2. Эмоциональная разрядка посредством работы с иллюстрациями.

2-3. Стимулирование мотивации учащихся к изучению новой темы через нестандартные формы работы – урок-путешествие, рабочие карточки.

3. Решение учебной задачи


1. Представление содержания учебного материала.

2. Работа с дидактико-методическим материалом.


1. «Ассоциации» (приложение 1)

1. Поиск слов-ассоциаций к понятию «родина»; дополнение своими примерами. Организация работы посредством ассоциативного мышления и обращению к личному опыту.

2. Обращение определению из Большой советской энциклопедии, определение связи между словами «родина» и «патриотизм» (СЛАЙД 5).

3. Сравнение фотографий современного города и русского пейзажа. (СЛАЙДЫ 6) Какие фотографии совпадают с вашими ассоциациями?

Изображение родных мест Есенина (с. Константиново, усадьба) в разное время года. Путешествие по рязанской земле. Именно здесь родился будущий новокрестьянский поэт Сергей Есенин (СЛАЙД 7).

4. Выберите стихотворение для работы согласно вашему времени года (работа с поэтическими текстами)

5. Аудиальная пауза. Прослушивание актерского чтения стихотворений.

Предложение учащимся погрузиться в лирический мир стихотворений под актерское чтение.

6. Организация групповой творческой работы.

2. Переход к анализу стихотворений (заполнение таблицы) (СЛАЙД 8)

1. Организация работы с текстами. Задание – Какие чувства автор выражает в строках стихотворений? Как он это делает? Благодаря чему вы это увидели? Какие мотивы объединяют все эти стихотворения? (СЛАЙД 10)

2. Организация выполнения задания с элементами исследовательской работы в группах: нахождение средств художественной выразительности.

3. Проведение наглядной демонстрации слов-синонимов, однокоренных слов, схожих понятий.

4. Беседа с классом о тех образах, которые объединяют данные стихотворений. Каким чувством проникнуты стихотворения? В чем особенность передачи чувства любви к родной природе и Родине в стихотворениях Есенина? (СЛАЙД 11)


1. Учащиеся находят и подчеркивают слова, словосочетания по ассоциациям к слову Родина; дописывают свои примеры.

2. Работа со словарем, сравнение.



3. Смотрят фотографии, информацию слайда, размышляют, высказывают свои точки зрения, слушают учителя.





4. Дети читают тексты и слушают актерское чтение, чувствуют настроение, следят за интонацией.






1. Заполняют таблицу по предложенным заданиям; Определяют тематику своей группы (время года).




2. По группам отвечают на вопросы, анализируют стихотворные тексты, находят средства художественной выразительности, определяют ключевые понятия, заполняют таблицу.

3. Выбирают из перечня слов и понятий те, которые соответствуют выбранному стихотворению. Подходят к доске, составляют кластер.

3. Учащиеся находят общие образы в разных стихотворениях.

4. Формулируют идею о том, что Есенин испытывает безграничное чувство любви к родной природе и Родине, является патриотом своей страны.

10

мин.






































10

мин.








Психолого-педагогические

1. Создание комфортных психологических условий через организацию групповой работы учащихся.

2. Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих способностей учащихся через сопоставление собственных ассоциаций и словаря.

3. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через использование наглядности и беседу.

4.Личностно-ориентированные подход: Создание ситуаций успеха, обращение к личному опыту.

Организационно-педагогические

1. Смена деятельности, разнообразие деятельности.

2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения.

3. Снятие нервного напряжения учащихся с помощью аудиального погружения в мир лирического героя.

Учебно-воспитательные

1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье:

– развитие навыков правильной осанки;

2. Изучение культуры здоровья и здорового образа жизни

4) Разрешение проблемы

Систематизация материала

Формулировка выводов

Объяснение домашнего задания

Организация подведения итогов урока, вовлечение учащихся в рефлексию их деятельности.

1. Беседа с классом. Помощь в формулировке ответа вопрос: как Есенин относится к родной природе?

2. Обозначение музыкальности поэтики Есенина, связь с современным творчеством. Совместное исполнение песни. (ВИДЕО 1)

1. Формулировка ответа на проблемный вопрос.

2. Танцевальная пауза, исполнение песни «Белая береза».

10 мин.

Психолого-педагогические

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся через необычные атрибуты урока.

2. Обеспечение эмоционального комфорта учащихся через беседу.



5) Рефлексия деятельности

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Самоанализ полученных на уроке знаний.


Обучение приёмам/ навыкам самоконтроля и самооценки успешной деятельности на уроке.

1. Организация самооценки эмоционального состояния учеников.


1. Самостоятельное оценивание успешности в разных видах деятельности; оценивание уровня усвоения нового материала.

3 мин.

Психолого-педагогические

1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока.

СЛАЙД 1


СЛАЙД 2


СЛАЙД 3


СЛАЙД 4


СЛАЙД 5


СЛАЙД 6-7


СЛАЙД 8


СЛАЙД 9

СЛАЙД 10


СЛАЙД 11


ВИДЕО 1




ПРИЛОЖЕНИЕ 1








ПРИЛОЖЕНИЕ 2



ПРИЛОЖЕНИЕ 3