СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок:Водоросли-одноклеточные и многоклеточные

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Изучение одноклеточных и многоклеточных водорослей»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570















































С.Чистенькое

Тема: Изучение одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей. Лабораторная работа №1. Изучение одноклеточных водорослей

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений.

Задачи:

Образовательные:

выяснить особенности внешнего строения водорослей;

показать особенности клеточного строения водорослей;

раскрыть особенности размножения и развития водорослей;

показать значение водорослей в природе и жизни человека;

дать представление о систематике водорослей;

формировать умение вести научный диалог;

совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием.

Развивающие:

развитие предметно-речевых навыков;

обучение приемам аналитико-синтетической деятельности

Воспитательные:

воспитание любознательности;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарий, презентация “Водоросли”, текст и рисунки учебника, инструкционные карты к лабораторной работе, учебник «Биология», 7 класс

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, зооспоры, гаметы,

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок.

II. Актуализация.

Повторение изученного о систематике растений, ее значении, о единицах классификации растений, о виде как основной структурной единице в системе растений.

1. Индивидуальная работа с учащимися. Работа у доски. Выстраивание классификации: Царство Растения

Подцарства: Высшие и Низшие

Моховидные Водоросли

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Голосеменные

Покрытосеменные

Однодольные Двудольные

Б. Какие известны систематические единицы в классификации растений? Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел - царство Основной единицей систематики является вид. Сходные виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, затем – в классы и отделы. Отдел – самая крупная единица в царстве растений.

Например: Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Двудольные

Порядок Норичниковые

Семейство Паслёновые

Род Паслён

Вид Паслён клубненосный (картофель)

III. Изучение нового материала.

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс

Учитель. Приятного аппетита! Как вы думаете, почему я предложила вам мармелад? Что изображено на слайде? Водоросли. А как они взаимосвязаны, мы с вами узнаем на уроке.

Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.

Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?

Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но, несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве.

Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине.

Мы с вами знаем, что водоросли одни из самых простых растений. Поэтому они имеют более простое строение. Давайте вспомним, к каким растениям относятся водоросли?

- Водоросли относятся к Низшим растениям.

- А в чем отличие низших растений от высших?

Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется таллом.


Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров.

Водоросли

Одноклеточные

Многоклеточные

Хламидомонада

Хлорелла

Спирогира

Улотрикс

Кладофора

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой, под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем. Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.

К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.

Физминутка.

Лабораторная работа № 1

«Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Цель: изучить строение зелёных водорослей.

Выполнение работы по инструкции.

Вывод: В чем сходство и различие между одноклеточными и многоклеточными водорослями?

Водоросли могут быть одноклеточными, например подвижная хламидомонада и неподвижная хлорелла, и многоклеточными, например спирогира. Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.

Рефлексия

IV. Закрепление. Биологический диктант.

1. Общая характеристика водорослей.

1. Водоросли – древнейшие представители царства _____________ .

2. Общее число видов составляет около ______________________.

3. Наиболее важный признак водорослей ____________________ настоящих тканей и органов: корней, стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.

4. Тело водорослей называется ________________ или ____________ .

5. Водоросли могут быть одноклеточными, __________ и _________.

6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.

7 . Размножаются водоросли ____________ , __________и _______________ путём.

8. Широко распространены в природе. Обитают в __________________ и _____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________ и внутри__________, коре деревьев.

9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.

10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.

V. Домашнее задание: изучить конспект и параграф, * подготовить сообщения «Значение и разнообразие водорослей»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!