Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570


С.Чистенькое
Тема: Изучение одноклеточных и многоклеточных зелёных водорослей. Лабораторная работа №1. Изучение одноклеточных водорослей
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений.
Задачи:
Образовательные:
выяснить особенности внешнего строения водорослей;
показать особенности клеточного строения водорослей;
раскрыть особенности размножения и развития водорослей;
показать значение водорослей в природе и жизни человека;
дать представление о систематике водорослей;
формировать умение вести научный диалог;
совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием.
Развивающие:
развитие предметно-речевых навыков;
обучение приемам аналитико-синтетической деятельности
Воспитательные:
воспитание любознательности;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарий, презентация “Водоросли”, текст и рисунки учебника, инструкционные карты к лабораторной работе, учебник «Биология», 7 класс
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, зооспоры, гаметы,
Ход урока
I. Организационный момент. Настрой на урок.
II. Актуализация.
Повторение изученного о систематике растений, ее значении, о единицах классификации растений, о виде как основной структурной единице в системе растений.
1. Индивидуальная работа с учащимися. Работа у доски. Выстраивание классификации: Царство Растения
Подцарства: Высшие и Низшие
Моховидные Водоросли
Плауновидные
Хвощевидные
Папоротниковидные
Голосеменные
Покрытосеменные
Однодольные Двудольные
Б. Какие известны систематические единицы в классификации растений? Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел - царство Основной единицей систематики является вид. Сходные виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, затем – в классы и отделы. Отдел – самая крупная единица в царстве растений.
Например: Царство Растения
Отдел Покрытосеменные
Класс Двудольные
Порядок Норичниковые
Семейство Паслёновые
Род Паслён
Вид Паслён клубненосный (картофель)
III. Изучение нового материала.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс
Учитель. Приятного аппетита! Как вы думаете, почему я предложила вам мармелад? Что изображено на слайде? Водоросли. А как они взаимосвязаны, мы с вами узнаем на уроке.
Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.
Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но, несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве.
Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине.
Мы с вами знаем, что водоросли одни из самых простых растений. Поэтому они имеют более простое строение. Давайте вспомним, к каким растениям относятся водоросли?
- Водоросли относятся к Низшим растениям.
- А в чем отличие низших растений от высших?
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется таллом.

Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров.
Водоросли |
Одноклеточные | Многоклеточные |
Хламидомонада Хлорелла | Спирогира Улотрикс Кладофора |
Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой, под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем. Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.
В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.
К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.
Физминутка.
Лабораторная работа № 1
«Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей»
Цель: изучить строение зелёных водорослей.
Выполнение работы по инструкции.
Вывод: В чем сходство и различие между одноклеточными и многоклеточными водорослями?
Водоросли могут быть одноклеточными, например подвижная хламидомонада и неподвижная хлорелла, и многоклеточными, например спирогира. Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.
Рефлексия

IV. Закрепление. Биологический диктант.
1. Общая характеристика водорослей.
1. Водоросли – древнейшие представители царства _____________ .
2. Общее число видов составляет около ______________________.
3. Наиболее важный признак водорослей ____________________ настоящих тканей и органов: корней, стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям.
4. Тело водорослей называется ________________ или ____________ .
5. Водоросли могут быть одноклеточными, __________ и _________.
6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________.
7 . Размножаются водоросли ____________ , __________и _______________ путём.
8. Широко распространены в природе. Обитают в __________________ и _____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________ и внутри__________, коре деревьев.
9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на отделы: ____________________, ___________________, _____________________.
10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________.
V. Домашнее задание: изучить конспект и параграф, * подготовить сообщения «Значение и разнообразие водорослей»