СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к программе "Основы танцевального искусства" к разделу "Народно сценический танец" "Истоки цыганского танца"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория " Истоки цыганского таца

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к программе "Основы танцевального искусства" к разделу "Народно сценический танец" "Истоки цыганского танца"»

Истоки цыганского танца

 

История возникновения цыганского танца очень тесно, связана с историей возникновения этого народа. Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».

Первый исход цыган из Индии начался в V веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях. В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов [7, с. 53].

Как правило, предпосылками появлению цыганских танцев была интерпретация танцев окружающих народов. Танцевальное искусство постоянно обогащалось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».

Многие виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом.

И хотя танцы не являлись основным способом заработка, а уступали место попрошайничеству и гаданию, они приносили определенных доход и по-своему привлекали внимание общественности к жизни и культуре цыган.

Различные разновидности танца возникли в разное время. Ранние формы цыганского танца многое позаимствовали (в частности работу ног) из катхака - сакрального танца северной Индии, связанного с культом Вишну. Танец был обязательной составляющей религиозного культа. Важная особенность этого танца состоит в восприятии тела, как инструмента для выражения божественной энергии.

Самой поздней формой цыганского танца является его русская разновидность. Иммигрировавшие в XVIII веке в Россию польские цыгане, обосновавшись, создали новый вид своего народного танца, впитавшего в себя особый русский колорит.

Несмотря на свою многострадальную жизнь, связанную с постоянной сменой места жительства, проблемами со способами заработка, помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находилось время, своего рода отдушину, которая нередко также становилась профессией. Речь идет о цыганском пении и танце. Музыкальная одарённость этой нации поражает, их вечный огонь и задор, заставляет нас забыть, какой сложной жизнью они живут, и окунает нас в мир вечной радости [12, с. 86].

Танцевальное искусство находится в тесной взаимосвязи с музыкальным искусством, поэтому стоит обратить внимание на музыкальное творчество цыганского народа.

Цыганская музыка включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни различных народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую городскую музыку европейских традиции XVIII-XIX вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл.

Цыганское пение отличают ритмичность, нерегулярность, свободная агогика, синкопы, пунктирные ритмы.

Таборная музыка бытует как вокальная, преимущественно одноголосная, без инструментального  сопровождения. Существует 2 типа таборных песен: локи-диля (медленная, протяжная песня) и кэлимашки-диля (быстрая, танцевальная песня).

Локи-диля, как правило, небольшая, состоящая из нескольких коротких четверостиший лирическая или бытовая песня, подчас социально окрашенная; характерные образы этого типа песен - шатры, кони, костры связаны с кочевым укладом жизни. Крупные формы локи-диля - эпические сказания, баллады на исторический или сказочный сюжет.

В плясовых песнях (кэлимашки-диля) текст обычно очень короткий, многократно повторяется и целиком, и по частям.

Для исполнения плясовых характерны вскрикивания и возгласы, часто заимствованные междометия: в Испании - "Оле!", "Лёли!", а также у трансильванских цыган - "Яй!", "Ха!", "Хэй!"; в России - "Ой", "Ай-да", "Ну!", "Нэ-нэ" .

В конце XVIII века в Венгрии сложился устойчивый тип инструментального цыганского ансамбля. Его основа – струнный ансамбль (в простейшей форме 2 скрипки и контрабас; в более развитых формах - струнный квинтет или секстет, кларнет и цимбалы). Первый скрипач был руководителем ансамбля и, как правило, умел играть на всех инструментах, входящих в состав капеллы. Участники капелл способствовали популяризации многих инструментов, в том числе цимбал и скрипок [13, с. 259].

Композиторы-цыгане, часто не знавшие нотной грамоты, аранжировали произведения бытовой музыки и сами их виртуозно исполняли (Янош Бихари, Пишта Данко). Цыганские музыканты усвоили ладогармоничные и структурные нормы европейского профессионализма, что во 2-й трети XIX века привело к формированию в цыганских капеллах специфического салонно-развлекательного стиля. Он был представлен романсом (со стереотипной любовной тематикой) и виртуозной танцевальной пьесой, предназначенной для слушания. Затем эти жанры были использованы в опереттах (И. Кальман и Ф. Легар). На этой основе возникла и широко распространилась цыганская эстрадная музыка, которую сочиняли и исполняли, в составе цыганских капелл, скрипачи Кароль и Андраш Бока, Ференц Патикариус, Кароль Фатьоль, Ференц Шаркёзи, а также цыганские династии исполнителей - Раж, Радич, Мадьяри, Коше, Бура, Лакатош.

В Испании песенно-танцевальное искусство цыган было неизвестно до середины XVIII века, хотя цыгане эмигрировали в Испанию в XV век веке. Искусство испанских цыган, вступив во взаимодействие с музыкальными традициями Андалусии, породило особый стиль фламенко. С начала XIX века в музицировании испанских цыган проникает гитара, тогда же появляются цыганские виртуозы-гитаристы, подобные венгерским странствующим цыганам-скрипачам и цыганам-певцам в России.

В России музицирование цыган стало популярным с конца XVIII века. В Петербурге и Москве распространение получили цыганские хоры (впервые такой хор был заведён графом А.Г.Орловым по примеру бессарабской и румынской знати). Внимание к цыганскому исполнительству объяснялось репертуаром цыганских хоров, включавшим русские песни, аранжированные по нормам, привычным для русского слуха, и романтизированные благодаря включению в них восточных элементов. В русские протяжные песни цыгане внесли не свойственные первоначально русскому фольклору увеличенные интервалы, мелизматику, глиссандирование, синкопированную ритмику. Некоторые детали цыганского исполнительства (ускорение движения в плясовой песне к концу) стали восприниматься как явления характерно русские. В свою очередь, на музыку русских цыган повлияла ладовая переменность русской народной песни. Натуральный минор, частый в песнях русских цыган, а также переменный и дорийский лады указывают на влияние русского фольклора [6, с. 51].

Русскому цыганскому хору аккомпанируют, как правило, 2 гитариста на 7-струнных гитарах, получивших популярность благодаря цыганским виртуозам, один в качестве солиста импровизирует с прихотливой агогикой, резкими тембровыми и фактурными контрастами, другой даёт гармоничный фундамент.