Аннотация
Современный танец – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX - начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средвствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
Современные танцы – это танцы, которые модны и популярны на данный момент. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому каждый танец можно назвать современным, но современным для своего времени.
В нынешнем понимании, современный танец является синонимом – «популярный танец». К современным танцам можно отнести все наравления, которые популярны на сегодняшний день. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями телахорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Работа над координацией позволит усложнять танцевальный рисунок, а постепенное развтите пластичности сделает ипровизацию действительно многогранной и красивой. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течении последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.
Пояснительная записка
Универсальность освоения хореографических знаний и умений заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессиональных проблем и задач, к которым относятся: организация и проведение уроков хореографии в школах; обучение и подготовка к концертной деятельности участников хореографискрывающая ческих коллективов и кружков в школах; решение социально-воспитательных задач; управление детским коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа педагога. Все это обеспечивает развитие профессиональной компетентности, которая способствует формированию соцально-личностных компетенций.
Цель методической разработки «Методика и основные принципы техники современного танца» - обучить педагогов дополнительного образования навыкам самостоятельной работы в хореографических кружках, помочь овладеть практическими навыками в области методики руководства хореографическим коллективом, познакомить с созданием композиции танца в целом, раскрывающей художественное содержание музыки посредством хореографического искусства.
Данная методическая разработка позволит освоить педагогам хореографии разнообразные формы, стили и технику современных направлений танцевального искусства. Поможет расширить лексический арсенал, творческий диапозон и фантазию будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.
Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца
Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце
Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация всех частей тела, импульсивная техника, возможность импровизации.
Существует несколько понятий, которые существуют и используются в джазе:
Понятие «изоляция» - это технический прием, с помощью которого реализуется принцип гю-лицентрики и полиритмии в джаз танце. Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров - «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция - способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.
Понятие «полицентрика». Это движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением.
Понятие «релаксация» - это регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела.
Понятие «полиритмия» - это движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независнмо друг от друга. Например Свинг как моторно – ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положения).
Понятие «мультипликация». Это разложение одного простого движения внутри ритмической единицы. Это например различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом на неударную долю такта. Брейкданс как пример мультипликации в современном танце.
Понятие «координация». Это способность контролировать движения нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.
Занятия по джазу строятся по общей схеме:
-разогрев (в том числе растяжка)
-изоляция и координация (в том числе и комбинации)
-перемещение в пространстве (шаги, комбинаuин шагов, вращения)
-прыжки (комбинации);
-комбинации из разных элементов.
Разминка джаз – модерн
Джаз-модерн -это энергичный и выразительный танец, он взял самое лучшее с джазовой хореографии и модерна. Техника джаз -модерна широко используется пракrически во всех современных танцах. Обучиться технике танца джаз-модерн может каждый. и не важно есть ли у него какая либо танцевальная подготовка.
У джаз -танца есть несколько характерных особенностей:
1. Ритм -согласование движений с ритмом музыки;
2. Синкопирование - ритм между сильными долями музыки (это очень важный навык в джазовом танце; отрабатывая синкопирование, вы научитесь слышать ритм той музыки, под которую танцуете);
3. В бродвейском джазе часто используются движения бедер и таза, что придает танцу особую выразительностъ;
4. Изолированные движения - подвижность только одной части тела, в то время как все тело остается неподвижным или двигается в противоположном направлении (как и вращения бедрами; изолированные движения nодчеркивают ритм музыки - создается впечатление, будто музыка проходит сквозь тело танцора).
Подготовленное техникой джаз - модерна тело - это сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма н прекрасная осанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки движутся в разных ритмах - танец полностью зависит от фантазии, единения своего внутреннего мира с миром пространства.
Технические принципы движений стиля джаз - модерн
Основные принципы джаз-модерн танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца-модерн, а также из классического балета.
При анализе африканского фольклорного танца Кэтрин Данхэм выделила следующие технические особенности этого стиля:
1. Использование в танце позы коллапса.
2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.
3. Изолированные движения различных частей тела.
4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.
5. Полиритмия танца.
6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.
7. Индивидуальные импровизация в общем танце.
8. Функционализм танца.
Поза коллапса
Это понятие ничего общего с медицинским термином не имеет. Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед. Основное отличие джаз-танца, танца-модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, и существует даже спеuиальный термин "поставить спину", то в джазовом танце все диаметрально противоположно -позвоночник мягкий и расслабленный. В танце-модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось не всегда направлена строго вертикально, а очень часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например пел виса или грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны. Основная задача педагога на первом этапе обучения - добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией. Распределение напряжения и расслабление - основы техники джазового танца.
Принципы движения, заимствованныеиз танца -модерн
Развитие той или иной системы танца-модерн связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей. Эти системы базировались прежде всего на определенном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках, однако подготовка исполнителей заставляла искать особую индивидуальную систему обучения. В танце-модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участие в движении, т.е. основой движения служит позвоночник. И именно работа над подвижностыо позвоночника лежит в основе многих систем танца-модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение), которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем Х. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса. т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной толчке (suspend) и обратный возврат (rесоvегу). В технике М. Канингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.
Позиции и положения рук, ног и корпуса в танце джаз-модерн
Отличия модерн джаз-танца от классического танца существенны. В модерне особенная пластика, стиль и манера исполнения. Особое влияние на формирование системы модерн джаз-танца оказали различные виды искусств и спорта, связанные с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), а также народные (этнические) и бытовые танцы. Даже терминология современного танца имеет определенные особенности.
1. Изучение современных танцев начинается с изучения основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.
2. Далее идет изучение основных позиций рук:
нейтральное или подготовительное;
press-position;
первая позиция;
вторая nозиция;
третья позиция.
3. Дальше проводится аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.
4. Jerk position.
5. Далее по курсу идет изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В- положения. Перевод рук в различные позиции и положения.
6. Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):
Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция;
Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиuия. ин-позиция;
Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции;
Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение;
Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.
7. Далее по курсу следует изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, рrаnсе, kick.
8. Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.
Понятия isolation и level. Методика изучения
Техника isolation – это основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры в данной технике: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Особое место занимает постановка корпуса. Отдельно изучаются такие понятия как моноцентрика и лолицентрика, а также параллелизм и оппозиция, понятие Lеvеl и все виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа; акробатические levels – это шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels также приходится на данный изучаемый блок.
Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых же сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.
Изучение isolation (изоляции) головы (стоя, сидя):
1. Наклоны ( вперед, назад, в сторону);
2. Повороты (в сторону);
3. «Маятник»;
4. Круг.
Плечи (стоя и сидя, параллелизм):
1. Accents (вверх. вниз, вперед, назад);
2. Полукруг;
3. Круг.
Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад). Верх корпуса (стоя).
1. Bend и bounсе (вперед, в сторону, назад);
2. Side stretch;
3. Deep body bend;
4. «Тablе top» (вперед, в сторону);
5. эTwist -«tаblе top»;
6. Простой круг через «tаblе top» и deep bend;
7. Body bend demi-plie с последующим stretch;
8. Relax.
Изучение isolation pelvis в (полуприседании):
1. Медленные isolation (вперед, назад, в сторону);
2. Accents (вперед, назад, в сторону);
3. Hipcross (с возвращением в центр);
4. Полукруг;
5. Круг;
6. Hip lift;
7. Soul hiplift;
Изучение isolation ног (стоя):
1. Knee raise;
2. Battements tendus и point-flex;
3. Isolation пальцев;
4. Круги стопы;
5. Кпее taise с наклоном верха корпуса вперед;
6. Kick ballchaпge.
Ноги (сидя):
1. Point flex стопы;
2. Изоляция пальцев;
3. Круги стопы;
4. Круги от колена;
5. Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.
Изучение isolatioп рук (стоя, сидя):
1. Flex кисти;
2. Круги кистью;
3. Круги предплечьем;
4. Тряска кисти.
Методика изучения более сложных isolation на различных levels
Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):
1. «Маятник» в быстром темпе;
2. Круг в быстром темпе;
3. Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.
Isolation nлечей (стоя и в полуприседании, сидя):
1. Twist плеч;
2. Полукруг и круг (поочередно каждым плечом);
3. Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции);
4. «Восьмерка»;
Закрепление ранее пройденных isolation в координации с iso\ations головы и рук.
Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании. сидя):
1. Accents (из стороны в сторону, дубль);
2. Крест (с возвращением в центр);
3. Contтact-release.
lsolation верха корпуса (стоя):
1. Side stretch с последующим twist и наклоном вперед;
2. Twist с толчком бедра;
3. «Тablе top» roll;
4. «Тablе top» с толчком бедра
5. Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки.
Isolation pelvis (в полуприседании):
1. Yip cross – диагональ;
2. Квадрат - диагональ;
3. «Восьмерка»;
4. Закрепление ранее пройденных pеlvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.
Isolation ног (стоя):
1. Полукруг колена;
2. Ribberlegs
Isolation рук (стоя и в полуприседании):
1. Удар рукой;
2. Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса;
3. «Восьмерка»;
4. Press;
5. Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.
Изучение специальных levels isolations:
Сидя:
1. Stretch позвоночника в squat sit позиции;
2. Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции;
3. Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции;
4. Bounce корпуса вперед по I позиции;
5. Side stretch по II позиции;
6. Twist и наклон корпуса вперед по кругу (по II и frog sit позиции);
7. Demi- rond - stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает нога за пятку) из Turkish позиции;
8. «cradle» по frog sit позиции.
Лежа на спине:
1. Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию;
2. Lift головы и шеи;
3. Lift грудной клетки и живота.
Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).
Упражнения у станка
В этом блоке рассматриваются цели и задачи упражнений у станка, методика построения упражнений и базовые движения, составляющие комбинации упражнений у станка, а также последовательность движений и логика построения комбинаций.
Изучение базовых движений:
1. Stretch -в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку);
1.Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к сrанку);
2. Contract-release корпуса и наклон вперед.
3. Plie:
demi-plie contract-release корпуса;
grand-plie contract-release (лицом к станку);
grand-plie с волнообразным перевиванием (лицом к станку);
demi-plie releve с отклонением корпуса назад -диагональ;
4. Battements tendus:
point-flex;
с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);
heeldrop-bounce (назад).
5. Batteinent teнdu jete piqe.
6. Swing balancoire (вперед-назад).
7. Battement fondu в координации с движением рук.
8. Battement developpe point-flex.
9. Battements developpe через passe contract.
10.Kick.
11.Кick ballchange.
12.Pelvis stretch (лицом к станку).
Основные понятия Contraction и Release
Contraction и release тесно связаны с дыханием. Coпtraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т.е, сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И - важная особенность - во время соntrасtiоn происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается no время release или какого-либо движения.
Contraction и release -это базисные понятия, заложенные в технике Грэхем, а затем заимствованные различными другими системами. Как говорила в личной беседе с автором Джин Рад:ци, педагог Центра американского танца Ал-вина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в "солнечное сплетение", что является серьезной ошибкой. К обучению contraction педагогу необходимо подходить очень внимательно.
Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения
Мультипликация – это принцип передачи центра тяжести при шагах. Существуют некоторые особенности мvльтиплицированного движения в джазовом танце и разнообразные джаз-шаги.
Изучение движений без передачи цеmра тяжести:
1. Тар;
2. Beat;
3. Slam;
4. Ball beat (ball tap);
5. Heel beat (heel tap);
6. Brush;
7. Scuffbrush;
8. Pickup;
9. Skid.
Изучение движений с передачей центра тяжести:
1. Step:
2. Flat step;
3. Stamp;
4. Ball step (ballstand);
5. Нееl step (heelstand);
6. Balldrop;
7. Heeldrop.
Изучение джаз ходов (jazz walks):
1. Flat jazz walk;
2. Воunсе jazz walk;
3. Strut;
4. Brush step;
5. Наrlem walk;
6. Prance jazz walk;
7. Hopping prance.
Изучение разновидостей джаз вращений:
1. Walking turn трехшаговые;
2. Трехшаговое вращение с jazz walk:
3. Skipping tum;
4. «Полуспираль»;
5. «Спираль»;
6. Outside pas de bourree turn:;
7. Pas de bourree-jazz turn;
8. Jazz-pirouettes.
Изучение джаз вращений в воздухе:
1. Нор turn;
2. Leap turn;
3. Jamp tun1.
Джаз-беr (jazz run) и прыжки. Особенности джаз бега и прыжков.
1. Бег;
2. Галоп;
3. Нор;
4. Leap;
5. Jump;
6. Sissonne;
7. Skip.
Джаз прыжки.
1 . Horse leap;
2. Stag lеар;
3. Jump с поджатыми к груди ногами и collapse;
4. Разножка (вперед - назад):
5. Frog jump;
6. Leap в открытом passe (нога от колена отведена в сторону):
7. Grand jete attitud croise с джаз координаuией.
Изучение джаз падений. Подготовка к падениям. Методика и виды падений. Падения вперед на живот:
1. С выпада вперед на одну ногу;
2. С полупальцев. через растяжку и наклон корпуса вперед.
Падения вперед на спину:
1. Из «стоя» через глубокое приседание с помощью рук;
2. Из «стоя» через колени с помощью рук;
3. Roll вперед через плечи (их любого положения).
Падения в сторону:
1. Из «стоя» через колени и бедро;
2. Из «стоя» с толчком бедра при помощи рук.
Все изученные прыжки выполняются с collapse и полицентрической координацией: с движением головы, плеч, грудной клетки и pelvis. Более сложные виды падений – это уже акробатические падения. Изучаются отдельно и очень подробно.