СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к программе "Основы танцевального искусства" к разделу современный танец

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к программе "Основы танцевального искусства" к разделу современный танец»

Аннотация

Современный танец – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX - начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средвствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

Современные танцы – это танцы, которые модны и популярны на данный момент. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому каждый танец можно назвать современным, но современным для своего времени.

В нынешнем понимании, современный танец является синонимом – «популярный танец». К современным танцам можно отнести все наравления, которые популярны на сегодняшний день. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями телахорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Работа над координацией позволит усложнять танцевальный рисунок, а постепенное развтите пластичности сделает ипровизацию действительно многогранной и красивой. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течении последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Универсальность освоения хореографических знаний и умений заключается в том, что они обеспечивают успешность решения многих профессиональных проблем и задач, к которым относятся: организация и проведение уроков хореографии в школах; обучение и подготовка к концертной  деятельности участников хореографискрывающая ческих коллективов и кружков в школах; решение социально-воспитательных задач; управление детским коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста в течение всей жизни, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа педагога. Все это обеспечивает развитие профессиональной компетентности, которая способствует формированию соцально-личностных компетенций.

Цель методической разработки «Методика и основные принципы техники современного танца» - обучить педагогов дополнительного образования  навыкам самостоятельной работы в хореографических кружках, помочь овладеть практическими навыками в области методики руководства хореографическим коллективом, познакомить с созданием  композиции танца в целом, раскрывающей художественное содержание музыки посредством хореографического искусства.

Данная методическая разработка позволит освоить педагогам хореографии разнообразные формы, стили и технику современных направлений танцевального искусства. Поможет расширить лексический арсенал, творческий диапозон и фантазию будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

 

Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце

Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация всех частей тела, импульсивная техника, возможность импровизации.

Существует несколько понятий, которые существуют и используются в джазе:

        Понятие «изоляция» - это технический прием, с помощью которого реализуется принцип гю-лицентрики и полиритмии в джаз танце. Изолированными  центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров - «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция - способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.

        Понятие «полицентрика». Это движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением.

        Понятие «релаксация» - это регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела.

        Понятие «полиритмия» - это движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независнмо друг от друга. Например Свинг как моторно – ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положения).

        Понятие «мультипликация». Это разложение одного простого движения внутри ритмической единицы. Это например различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом на неударную долю такта. Брейкданс как пример мультипликации в современном танце.

        Понятие «координация». Это способность контролировать  движения нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.

Занятия по джазу строятся по общей схеме:

-разогрев (в том числе растяжка)

-изоляция и координация (в том числе и комбинации)

-перемещение в пространстве (шаги, комбинаuин шагов, вращения)

-прыжки (комбинации);

-комбинации из разных элементов.

Разминка джаз – модерн

Джаз-модерн -это энергичный и выразительный танец, он взял самое лучшее с джазовой хореографии и модерна. Техника джаз -модерна широко используется пракrически во всех современных танцах. Обучиться технике танца джаз-модерн может каждый. и не важно есть ли у него какая либо танцевальная подготовка.

У джаз -танца есть несколько характерных особенностей:

1.     Ритм -согласование движений с ритмом музыки;

2.     Синкопирование - ритм между сильными долями музыки (это очень важный навык в джазовом танце; отрабатывая синкопирование, вы научитесь слышать ритм той музыки, под которую танцуете);

3.     В бродвейском джазе часто используются движения бедер и таза, что придает танцу особую выразительностъ;

4.     Изолированные движения - подвижность только одной части тела, в то время как все тело остается неподвижным или двигается в противоположном направлении (как и вращения бедрами; изолированные движения nодчеркивают ритм музыки - создается впечатление, будто музыка проходит сквозь тело танцора).

Подготовленное техникой джаз - модерна тело - это сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма н прекрасная осанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки движутся в разных ритмах - танец полностью зависит от фантазии, единения своего внутреннего мира с миром пространства.

Технические принципы движений стиля джаз - модерн

Основные принципы джаз-модерн танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца-модерн, а также из классического балета.

При анализе африканского фольклорного танца Кэтрин Данхэм выделила следующие технические особенности этого стиля:

1. Использование в танце позы коллапса.

2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.

3. Изолированные движения различных частей тела. 

4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

5. Полиритмия танца.

6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

7. Индивидуальные импровизация в общем танце.

8. Функционализм танца.

Поза коллапса

Это понятие ничего общего с медицинским термином не имеет. Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед. Основное отличие джаз-танца, танца-модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, и существует даже спеuиальный термин "поставить спину", то в джазовом танце все диаметрально противоположно -позвоночник мягкий и расслабленный. В танце-модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось не всегда направлена строго вертикально, а очень часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например пел виса или грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны. Основная задача педагога на первом этапе обучения - добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией. Распределение напряжения и расслабление - основы техники джазового танца.

Принципы движения, заимствованныеиз танца -модерн

Развитие той или иной системы танца-модерн связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей. Эти системы базировались прежде всего на определенном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках, однако подготовка исполнителей заставляла искать особую индивидуальную систему обучения. В танце-модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участие в движении, т.е. основой движения служит позвоночник. И именно работа над подвижностыо позвоночника лежит в основе многих систем танца-модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение), которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем Х. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса. т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной толчке (suspend) и обратный возврат (rесоvегу). В технике М. Канингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.

Позиции и положения рук, ног и корпуса в танце джаз-модерн

Отличия модерн джаз-танца от классического танца существенны. В модерне особенная пластика, стиль и манера исполнения. Особое влияние на формирование системы модерн джаз-танца оказали различные виды искусств и спорта, связанные с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), а также народные (этнические) и бытовые танцы. Даже терминология современного танца имеет определенные особенности.

1.     Изучение современных танцев начинается с изучения основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.

2. Далее идет изучение основных позиций рук:

 нейтральное или подготовительное;

 press-position;

 первая позиция;

 вторая nозиция;

 третья позиция.

 3. Дальше проводится аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.

4. Jerk position.

5. Далее по курсу идет изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В- положения. Перевод рук в различные позиции и положения.

6. Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):

 Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция;

 Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиuия. ин-позиция;

 Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции;

 Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение;

 Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.

7. Далее по курсу следует изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, рrаnсе, kick.

8. Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.

Понятия isolation и level. Методика изучения

Техника isolation – это основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры в данной технике: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Особое место занимает постановка корпуса. Отдельно изучаются такие понятия как моноцентрика и лолицентрика, а также  параллелизм и оппозиция, понятие Lеvеl и все виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа; акробатические levels – это шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation  на различных levels также приходится на данный изучаемый блок.

Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых же сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.

Изучение isolation (изоляции) головы (стоя, сидя):

1.     Наклоны ( вперед, назад, в сторону);

2.     Повороты (в сторону);

3.     «Маятник»;

4.     Круг.

Плечи (стоя и сидя, параллелизм):

1.     Accents (вверх. вниз, вперед, назад);

2.     Полукруг;

3.     Круг.

Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад). Верх корпуса (стоя).

1.     Bend и bounсе (вперед, в сторону, назад);

2.     Side stretch;

3.     Deep body bend;

4.     «Тablе top» (вперед, в сторону);

5.     эTwist -«tаblе top»;

6.     Простой круг через «tаblе top» и deep bend;

7.     Body bend demi-plie с последующим stretch;

8.     Relax.

Изучение isolation pelvis в (полуприседании):

1.     Медленные isolation (вперед, назад, в сторону);

2.     Accents (вперед, назад,  в сторону);

3.     Hipcross (с возвращением в центр);

4.     Полукруг;

5.     Круг;

6.     Hip lift;

7.     Soul hiplift;

Изучение isolation ног (стоя):

1.     Knee raise;

2.     Battements tendus и point-flex;

3.     Isolation пальцев;

4.     Круги стопы;

5.     Кпее taise с наклоном верха корпуса вперед;

6.     Kick ballchaпge.

Ноги (сидя):

1.     Point flex стопы;

2.     Изоляция пальцев;

3.     Круги стопы;

4.     Круги от колена;

5.     Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.

Изучение isolatioп рук (стоя, сидя):

1.     Flex кисти;

2.     Круги кистью;

3.     Круги предплечьем;

4.     Тряска кисти.

Методика изучения более сложных isolation на различных levels

Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):

1.     «Маятник» в быстром темпе;

2.     Круг в быстром темпе;

3.     Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.

Isolation nлечей (стоя и в полуприседании, сидя):

1.     Twist плеч;

2.     Полукруг и круг (поочередно каждым плечом);

3.     Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции);

4.      «Восьмерка»;

Закрепление ранее пройденных isolation в координации с iso\ations головы и рук.

Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании. сидя):

1.     Accents (из стороны в сторону, дубль); 

2.     Крест (с возвращением в центр);

3.     Contтact-release.

lsolation верха корпуса (стоя):

1.     Side stretch с последующим twist и наклоном вперед;

2.     Twist с толчком бедра;

3.     «Тablе top» roll;

4.     «Тablе top» с толчком бедра

5.     Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки.

Isolation pelvis (в полуприседании):

1.     Yip cross – диагональ;

2.     Квадрат - диагональ;

3.     «Восьмерка»;

4.     Закрепление ранее пройденных pеlvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.

Isolation ног (стоя):

1.     Полукруг колена;

2.     Ribberlegs

Isolation рук (стоя и в полуприседании):

1.     Удар рукой;

2.     Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса;

3.     «Восьмерка»;

4.     Press;

5.     Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.

Изучение специальных levels isolations:

Сидя:

1.     Stretch позвоночника в squat sit позиции;

2.     Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции;

3.     Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции;

4.     Bounce корпуса вперед по I позиции;

5.     Side stretch по II позиции;

6.     Twist  и наклон корпуса вперед по кругу (по II и frog sit позиции);

7.     Demi- rond  - stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает нога за пятку) из Turkish позиции;

8.     «cradle» по frog sit позиции.

Лежа на спине:

1.     Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию;

2.     Lift головы и шеи;

3.     Lift грудной клетки и живота.

Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).

Упражнения у станка

В этом блоке рассматриваются цели и задачи упражнений у станка, методика построения упражнений и базовые движения, составляющие комбинации упражнений у станка, а также последовательность движений и логика построения комбинаций.

Изучение базовых движений:

1.     Stretch -в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку);

1.Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к сrанку);

2.     Contract-release корпуса и наклон вперед.

3.     Plie:

        demi-plie contract-release корпуса;

        grand-plie contract-release (лицом к станку);

        grand-plie с волнообразным перевиванием (лицом к станку);

        demi-plie releve с отклонением корпуса назад -диагональ;

4.     Battements tendus:

        point-flex;

        с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);

        heeldrop-bounce (назад).

5. Batteinent teнdu jete piqe.

6. Swing balancoire (вперед-назад).

7. Battement fondu в координации с движением рук.

8. Battement developpe point-flex.

9. Battements developpe через passe contract.

10.Kick.

11.Кick ballchange.

12.Pelvis stretch (лицом к станку).

 

Основные понятия Contraction и Release

Contraction и release тесно связаны с дыханием. Coпtraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям. Contraction не является динамическим движением, т.е, сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И - важная особенность - во время соntrасtiоn происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается no время release или какого-либо движения.

Contraction и release -это базисные понятия, заложенные в технике Грэхем, а затем заимствованные различными другими системами. Как говорила в личной беседе с автором Джин Рад:ци, педагог Центра американского танца Ал-вина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что contraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую contraction исполняют в "солнечное сплетение", что является серьезной ошибкой. К обучению contraction педагогу необходимо подходить очень внимательно.

Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения

Мультипликация – это принцип передачи центра тяжести при шагах. Существуют некоторые особенности мvльтиплицированного движения в джазовом танце и разнообразные джаз-шаги.

Изучение движений без передачи цеmра тяжести:

1. Тар;

2. Beat;

3. Slam;

4. Ball beat (ball tap);

5. Heel beat (heel tap);

6. Brush;

7. Scuffbrush;

8. Pickup;

9. Skid.

Изучение движений с передачей центра тяжести:

1. Step:

2. Flat step;

3. Stamp;

4. Ball step (ballstand);

5. Нееl step (heelstand);

6. Balldrop;

7. Heeldrop.

Изучение джаз ходов (jazz walks):

1. Flat jazz walk;

2. Воunсе jazz walk;

3. Strut;

4. Brush step;

5. Наrlem walk;

6. Prance jazz walk;

7. Hopping prance.

Изучение разновидостей джаз вращений:

1. Walking turn трехшаговые;

2. Трехшаговое вращение с jazz walk:

3. Skipping tum;

4. «Полуспираль»;

5. «Спираль»;

6. Outside pas de bourree turn:;

7. Pas de bourree-jazz turn;

8. Jazz-pirouettes.

Изучение джаз вращений в воздухе:

1. Нор turn;

2. Leap turn;

3. Jamp tun1.

Джаз-беr (jazz run) и прыжки. Особенности джаз бега и прыжков.

1. Бег;

2. Галоп;

3. Нор;

4. Leap;

5. Jump;

6. Sissonne;

7. Skip.

Джаз прыжки.

1 . Horse leap;

2. Stag lеар;

3. Jump с поджатыми к груди ногами и collapse;

4. Разножка (вперед - назад):

5. Frog jump;

6. Leap в открытом passe (нога от колена отведена в сторону):

7. Grand jete attitud croise с джаз координаuией.

Изучение джаз падений. Подготовка к падениям. Методика и виды падений. Падения вперед на живот:

1. С выпада вперед на одну ногу;

2. С полупальцев. через растяжку и наклон корпуса вперед.

 

Падения вперед на спину:

1. Из «стоя» через глубокое приседание с помощью рук;

2. Из «стоя» через колени с помощью рук;

3. Roll вперед через плечи (их любого положения).

Падения в сторону:

1. Из «стоя» через колени и бедро;

2. Из «стоя» с толчком бедра при помощи рук.

Все изученные прыжки выполняются с collapse и полицентрической координацией: с движением головы, плеч, грудной клетки и pelvis. Более сложные виды падений – это уже акробатические падения. Изучаются отдельно и очень подробно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!