Методическая разработка по народной хореографии.
Тема: Эвенкийские народные танцы
Цель урока: Систематизировать знание об эвенкийских народных танцах. Развивать умение и навыки их исполнения. Воспитывать чувство национального самосознания и пробуждать интерес к родной культуре.
Оборудование: Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубен, кордоун), орнаменты плакаты.
Модели: Эвенкийский костюм, унты с орнаментом, бубны танцевальные.
Ход урока:
1.Организационный момент
Выход. Поклон. Приветственное слово на эвенкийском и русских языках.
2.Изучение новой темы
- Круговой танец «Икэн»
-Танцы подражания
-Обрядовые танцы
-Рассказ об одежде шамана, о бубне, о полете души шамана.
1. Дети рассаживаются в круг, педагог начинает рассказ: Под эвенкийский Новый год, когда распускается нежная зеленая хвоя на лиственницах, когда в ароматной тайге начинают куковать кукушки, в долине большой реки собирались на Сугланы-«Родовые собрания» эвенкийские рода. Эвенки съезжались по нескольку хозяйств (обычно до десяти) на богатые ягелем места и богатой рыбой речушки или озера. Именно в этот период года устраивались праздники, сопровождаемые песнями, танцами и играми. Танцевали всегда на открытой поляне, вечером, когда спадал дневной зной. Большой летний день и светлые ночи позволяли танцевать и веселиться далеко за полночь. Каждый род привозил собой новые танцы, песни. Каждый танцор показывал свое мастерство.
В прошлом эвенки заводили круговой танец «Икэн».
Икэн- в переводе означает «песня, пляска, танец с песней. Импровизация- исполнение художественного произведения без подготовки (сам сочиняю, сам пою, сам танцую).
- круговой танец «Икэн» (хороводные танцы)- «Одера», «Дэвэйдэ», «Госигор», «Осорой», «Манчорай», «Ехарье», «Дялан-дя» и т.д.
- сообщение детей: Мы знаем и любим много эвенкийских танцев, но самым известным хороводом наших Северобайкальских эвенков считаем «Одера». Этот хоровод знают все, в нем поется о хорошей погоде, о красивой земле, удачной охоте, о радостном настроении.
Показ хоровода «Одера» (Младшая и средняя группа)
- Танцы- подражания птицам, животным. Эвенки издревле были близки к природе, понимали ее язык, бережно относились к каждому дереву, каждому кустику, к речкам, озерам, животным и птицам. Танец журавля был широко распространен у всех народностей, населяющих Якутию. В этом танце могли участвовать и женщины и мужчины, число участников не ограничено. Танец определенной композиции не имел.
Показ танца «Журавлей» (Средняя группа)
Священным животным эвенков являлся «Олень». С его образом поставлена не одна хореографическая композиция. И мы сейчас вам продемонстрируем танец «Оленят».
Танец «Оленят».
- Обрядовые танцы. Первоначально эти танцы не были отдельными танцами, они исполнялись во время обрядов: на свадьбе, на охоте, во время моления духов и т.д.
Например: танец охотников – вселял уверенность в удаче, делал т смелыми, храбрыми, объединял людей. Он исполнялся перед походами, перед большой охотой. Конечно, любой обряд не обходился без шамана, без угощения огня.
-Рассказ об одежде шамана, о бубне, о полете души шамана.
В Якутии, в Аллайховском районе удалось зафиксировать фрагменты шаманского камлания с танцевальными подражательными элементами. Бывшая шаманка имитировала полет птицы, изображала, оленя, гагару, умело подчеркивала их повадки, воспроизводила их голоса. Во время лечения больной, шаманка, камлая, входила в транс и разными движениями, танцами, песней показывала, как мчится за больной душой: «Для этого она начинала прыгать как олень, а палочкой постукивала, якобы подгоняет оленя, затем она прикладывает руку ко лбу, верховного «оленя» и говорит, что сейчас она становится ястребом, и имитирует полет, для этого сильно отводит руки назад. Потом она садится на колени, а руки переводит вперед, так она изображает приземление. Затем она показывает, как борется ее олень с оленем злого духа. Во время этой борьбы она приближается к больной и смотрит, как она себя чувствует. Если больной становится лучше, и она поправляется, то шаманка возвращается в хорошем настроении, а если больная должна умереть, то она возвращается, опустив голову вниз, и бубен ее звучит глухо».
-Заключение
В настоящее время круговые хороводные танцы эвенков довольно медленны, по темпу и запеву они близки к якутскому круговому хороводному танцу. В прошлом, во всяком случае, еще в середине 19века, исследователи отмечали, что круговые танцы эвенков были более быстрыми и темпераментными. Таким образом, не смотря на то, что у эвенков были зафиксированы имитационно-подражательные танцы, основой традиционной хореографии являются круговые хороводные танцы.
Танец- отражение души народа.
Выход на поклон.