СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к разделу "Народно сценический танец" "Эвенкийские танцы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

танцы народа севера

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к разделу "Народно сценический танец" "Эвенкийские танцы"»

Методическая разработка по народной хореографии.

Тема: Эвенкийские народные танцы

Цель урока: Систематизировать знание об эвенкийских народных танцах. Развивать умение и навыки их исполнения. Воспитывать чувство национального самосознания и пробуждать интерес к родной  культуре.

Оборудование: Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубен, кордоун), орнаменты плакаты.

Модели: Эвенкийский костюм, унты с орнаментом, бубны танцевальные.

Ход урока:

1.Организационный момент

Выход. Поклон. Приветственное слово на эвенкийском  и русских языках.

2.Изучение новой темы

- Круговой танец «Икэн»

-Танцы подражания

-Обрядовые танцы

-Рассказ об одежде шамана, о бубне, о полете души шамана.

 1. Дети рассаживаются в круг, педагог начинает рассказ: Под эвенкийский Новый год, когда распускается нежная зеленая хвоя на лиственницах, когда в ароматной тайге начинают куковать кукушки, в долине большой реки собирались на Сугланы-«Родовые собрания» эвенкийские рода. Эвенки съезжались по нескольку хозяйств (обычно до десяти) на богатые ягелем места и богатой рыбой речушки или озера. Именно в этот период года устраивались праздники, сопровождаемые песнями, танцами и играми. Танцевали всегда на открытой поляне, вечером, когда спадал дневной зной. Большой летний день и светлые ночи позволяли танцевать и веселиться далеко за полночь. Каждый род привозил собой новые танцы, песни. Каждый танцор показывал свое мастерство.

В прошлом эвенки заводили круговой танец «Икэн».

Икэн- в переводе означает «песня, пляска, танец с песней. Импровизация- исполнение художественного произведения без подготовки (сам сочиняю, сам пою, сам танцую).

 - круговой танец «Икэн» (хороводные танцы)- «Одера», «Дэвэйдэ», «Госигор», «Осорой», «Манчорай», «Ехарье», «Дялан-дя» и т.д.

- сообщение детей: Мы знаем и любим много эвенкийских танцев, но самым известным хороводом  наших Северобайкальских эвенков считаем «Одера». Этот хоровод знают все, в нем поется о хорошей погоде, о красивой земле, удачной охоте, о радостном настроении.

Показ хоровода «Одера» (Младшая и средняя группа)

Танцы- подражания птицам, животным. Эвенки издревле были близки к природе, понимали ее язык, бережно относились к каждому дереву, каждому кустику, к речкам, озерам, животным и птицам. Танец журавля был широко распространен у всех народностей, населяющих Якутию. В этом танце могли участвовать и женщины и мужчины, число участников не ограничено. Танец определенной композиции не имел.

Показ танца «Журавлей» (Средняя группа)

Священным животным эвенков являлся «Олень». С его образом поставлена не одна хореографическая композиция. И мы сейчас вам продемонстрируем танец «Оленят».

Танец «Оленят».

- Обрядовые танцы. Первоначально эти танцы не были отдельными танцами, они исполнялись во время обрядов: на свадьбе, на охоте, во время моления духов и т.д.

Например: танец охотников – вселял уверенность в удаче, делал т смелыми, храбрыми, объединял людей. Он исполнялся перед походами, перед большой охотой. Конечно, любой обряд не обходился без шамана, без угощения огня.

-Рассказ об одежде шамана, о бубне, о полете души шамана.

В Якутии, в Аллайховском районе удалось зафиксировать фрагменты шаманского камлания с танцевальными подражательными элементами. Бывшая шаманка имитировала полет птицы, изображала, оленя, гагару, умело подчеркивала их повадки, воспроизводила их голоса. Во время лечения  больной, шаманка, камлая, входила в транс и разными движениями, танцами, песней показывала, как мчится за больной душой: «Для этого она начинала прыгать как олень, а палочкой постукивала, якобы подгоняет оленя, затем она прикладывает руку ко лбу, верховного «оленя» и говорит, что сейчас она становится ястребом, и имитирует полет, для этого сильно отводит руки назад. Потом она садится на колени, а руки переводит вперед, так она изображает приземление. Затем она показывает, как борется ее олень с оленем  злого духа. Во время этой борьбы она приближается к больной и смотрит, как она себя чувствует. Если больной становится лучше, и она поправляется, то шаманка возвращается в хорошем настроении, а если больная должна умереть, то она возвращается, опустив голову вниз, и бубен ее звучит глухо».

-Заключение

В настоящее время круговые хороводные танцы эвенков довольно медленны, по темпу и запеву они близки к якутскому круговому хороводному танцу. В прошлом, во всяком случае, еще в середине 19века, исследователи отмечали, что круговые танцы эвенков были более быстрыми и темпераментными. Таким образом, не смотря на то, что у эвенков были зафиксированы имитационно-подражательные танцы, основой традиционной хореографии являются круговые хороводные танцы.

Танец- отражение души народа.

Выход на поклон.