СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку по биологии 5 класса "Значение растений в природе и жизни человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку по биологии 5 класса "Значение растений в природе и жизни человека"»

Ребята, здравствуйте! Я рад нашей встрече! Какое у вас настроение? Вы готовы к уроку?

Ребята, здравствуйте!

Я рад нашей встрече!

Какое у вас настроение?

Вы готовы к уроку?

Хламидомонада

Хламидомонада

Хлорелла

Хлорелла

Строение морских водорослей Корней, стеблей, листьев, цветков, плодов – НЕТ!!! слоевище Давай внимательно рассмотрим строение морской водоросли. Вот ламинария. На первый взгляд, кажется, что у нее есть корни, которыми она прочно держится за камни, стебельки и длинные, слегка гофрированные листья. Однако, изучив строение этой водоросли, исследовав ее различные части под микроскопом, ученые выяснили, что у нее нет настоящих корней, стебля и листьев. Основная пластина, которую, на первый взгляд, вполне можно принять за лист,  - это слоевище. В нем нет таких сложных клеточных структур, как в настоящем листе.  Гораздо проще, чем настоящие корни, устроены и ризоиды, прочно удерживающие водоросль на грунте. Их задача - укрепить водоросль, но не всасывать воду. Зачем?! Ведь вода окружает ламинарию со всех сторон. ризоиды  9

Строение морских водорослей

Корней, стеблей, листьев, цветков, плодов – НЕТ!!!

слоевище

Давай внимательно рассмотрим строение морской водоросли. Вот ламинария. На первый взгляд, кажется, что у нее есть корни, которыми она прочно держится за камни, стебельки и длинные, слегка гофрированные листья.

  • Однако, изучив строение этой водоросли, исследовав ее различные части под микроскопом, ученые выяснили, что у нее нет настоящих корней, стебля и листьев. Основная пластина, которую, на первый взгляд, вполне можно принять за лист,
  • - это слоевище. В нем нет таких сложных клеточных структур, как в настоящем листе. Гораздо проще, чем настоящие корни, устроены
  • и ризоиды, прочно удерживающие водоросль на грунте. Их задача - укрепить водоросль, но не всасывать воду. Зачем?! Ведь вода окружает ламинарию со всех сторон.

ризоиды

9

Вниз по морскому дну В клетках красных и бурых водорослей (так же, как и в зеленых) протекают процессы фотосинтеза. А это значит, что им необходим свет - одним меньше, другим больше. Солнечный свет состоит из смеси лучей разного цвета. В глубину водоемов проникают, в основном, синие и фиолетовые лучи. Лучше всего они поглощаются предметами красного цвета. Постепенно опускаясь все глубже в море, мы бы увидели, что состав подводного леса с увеличением глубины меняется.  На глубинах примерно до 30 метров встречаются зеленые водоросли.  Опускаясь еще глубже, мы видим, что в подводном царстве становится все больше удивительных бурых водорослей. На большую глубину света поступает все меньше и меньше и здесь царят красные водоросли.  В клетках красных и бурых водорослей кроме хлорофилла содержатся и другие пигменты, которые придают им различную окраску и помогают улавливать свет. 9 9

Вниз по морскому дну

В клетках красных и бурых водорослей (так же, как и в зеленых) протекают процессы фотосинтеза. А это значит, что им необходим свет - одним меньше, другим больше.

  • Солнечный свет состоит из смеси лучей разного цвета. В глубину водоемов проникают, в основном, синие и фиолетовые лучи. Лучше всего они поглощаются предметами красного цвета.
  • Постепенно опускаясь все глубже в море, мы бы увидели, что состав подводного леса с увеличением глубины меняется. На глубинах примерно до 30 метров встречаются зеленые водоросли. Опускаясь еще глубже, мы видим, что в подводном царстве становится все больше удивительных бурых водорослей.
  • На большую глубину света поступает все меньше и меньше и здесь царят красные водоросли. В клетках красных и бурых водорослей кроме хлорофилла содержатся и другие пигменты, которые придают им различную окраску и помогают улавливать свет.

9

9

Сравним кукушкин лен и сфагнум Черты сравнения Кукушкин лен Стебли Сфагнум Листья Наличие ризоидов Коробочка Наличие воздушных клеток Окраска растения Количество накапливаемой влаги Где растет Образует ли торф Не ветвистые Ветвистые Очень узкие  Более широкие Есть Нет Круглая Вытянутая Нет Есть Ярко-зеленая Бледно-зеленая Малое Очень большое В лесу На болоте Не образует Образует

Сравним кукушкин лен и сфагнум

Черты сравнения

Кукушкин лен

Стебли

Сфагнум

Листья

Наличие ризоидов

Коробочка

Наличие воздушных клеток

Окраска растения

Количество накапливаемой влаги

Где растет

Образует ли торф

Не ветвистые

Ветвистые

Очень узкие

Более широкие

Есть

Нет

Круглая

Вытянутая

Нет

Есть

Ярко-зеленая

Бледно-зеленая

Малое

Очень большое

В лесу

На болоте

Не образует

Образует

Что указывает на то, что папоротники более  высокоорганизованные растения, чем мхи? А. Имеют листья Б. Имеют стебли В. Имеют корни Г. Размножаются спорами

Что указывает на то, что папоротники более

высокоорганизованные растения, чем мхи?

А. Имеют листья

Б. Имеют стебли

В. Имеют корни

Г. Размножаются спорами

За какие особенности листьям папоротников дали специальное название «вайи»? А. Растут верхушкой, а не основаниями и краями, как листья цветковых растений Б. За все перечисленные особенности В. Бывают свёрнуты в улитку Г. На них образуются мешочки со спорами

За какие особенности листьям папоротников

дали специальное название «вайи»?

А. Растут верхушкой, а не основаниями и краями,

как листья цветковых растений

Б. За все перечисленные особенности

В. Бывают свёрнуты в улитку

Г. На них образуются мешочки со спорами

Чем листья папоротников отличаются от листьев других растений А. Цветом Б. Размером В. Тем, что они бывают свёрнуты в улитку, обладают верхушечным ростом, на них образуются мешочки со спорами Г. Всеми перечисленными особенностями

Чем листья папоротников отличаются от листьев

других растений

А. Цветом

Б. Размером

В. Тем, что они бывают свёрнуты в улитку, обладают верхушечным ростом, на них образуются мешочки со спорами

Г. Всеми перечисленными особенностями

Где сегодня растут древовидные папоротники? А. В настоящее время на земле не встречаются Б. В заполярных областях В. В лесах умеренного климата Г. В тропических лесах

Где сегодня растут древовидные папоротники?

А. В настоящее время на земле не встречаются

Б. В заполярных областях

В. В лесах умеренного климата

Г. В тропических лесах

Что на ваш взгляд, является доказательством того, что в Сибири когда-то были леса из древовидных папоротников? А. Воспоминания очевидцев Б. Открытые там месторождения угля В. Произрастание на этой территории некоторых видов древовидных папоротников и сегодня Г. Нет таких доказательств

Что на ваш взгляд, является доказательством того, что в Сибири когда-то были леса из древовидных папоротников?

А. Воспоминания очевидцев

Б. Открытые там месторождения угля

В. Произрастание на этой территории некоторых видов

древовидных папоротников и сегодня

Г. Нет таких доказательств

Наилучший каменный уголь – антрацит – содержит 98% элемента: А. Алюминия Б. Железа В. Кремния Г. Углерода

Наилучший каменный уголь – антрацит – содержит 98% элемента:

А. Алюминия

Б. Железа

В. Кремния

Г. Углерода

Вместо внесения каких удобрений используют папоротники на рисовых полях? А. Калийных Б. Азотных В. Фосфорных

Вместо внесения каких удобрений используют папоротники на рисовых полях?

А. Калийных

Б. Азотных

В. Фосфорных

В народной медицине корневища орляка употребляют как средство: А. Кровоостанавливающее Б. Противоглистное В. Жаропонижающее Г. Обезболивающее

В народной медицине корневища орляка употребляют

как средство:

А. Кровоостанавливающее

Б. Противоглистное

В. Жаропонижающее

Г. Обезболивающее

Укажите характеристику относящуюся к папоротнику сальвинии: А. Для него характерна древовидная форма Б. Имеет мелкие белые цветки В. Используется, как глистогонное средство Г. Растет в воде

Укажите характеристику относящуюся к папоротнику

сальвинии:

А. Для него характерна древовидная форма

Б. Имеет мелкие белые цветки

В. Используется, как глистогонное средство

Г. Растет в воде

Отличительные признаки спор и семян Параметры Спора Строение Семя одноклеточное Защита от внешних условий многоклеточное нет Наличие запаса питательных веществ есть нет есть

Отличительные признаки

спор и семян

Параметры

Спора

Строение

Семя

одноклеточное

Защита от внешних условий

многоклеточное

нет

Наличие запаса питательных веществ

есть

нет

есть

Отличительные признаки  голосеменных и покрытосеменных растений Признаки Семя Голосеменные Цветок Семя лежит «открыто» на чешуйке шишки Покрытосеменные Семя защищено плодом Цветов не образуют Опыление Наличие цветков Ветром Жизненные формы Ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими Только древесные формы Деревья, кустарники и травы

Отличительные признаки

голосеменных и покрытосеменных растений

Признаки

Семя

Голосеменные

Цветок

Семя лежит «открыто» на чешуйке шишки

Покрытосеменные

Семя защищено плодом

Цветов не образуют

Опыление

Наличие цветков

Ветром

Жизненные формы

Ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими

Только древесные формы

Деревья, кустарники и травы

Чем голосеменные отличаются от папоротников? А. Размножаются спорами Б. Имеют стебли и листья В. Цветут Г. Имеют семена

Чем голосеменные отличаются от папоротников?

А. Размножаются спорами

Б. Имеют стебли и листья

В. Цветут

Г. Имеют семена

Какие из перечисленных растений не размножаются семенами? А. Яблоня, дуб, береза Б. Можжевельник, ель, сосна В. Кукушкин лён, орляк, ламинария

Какие из перечисленных растений не размножаются семенами?

А. Яблоня, дуб, береза

Б. Можжевельник, ель, сосна

В. Кукушкин лён, орляк, ламинария

Какова функция плода? А. Защищает семя и способствует его распространению Б. Создает запас питательных веществ В. Имеют корни, стебли и листья Г. Является способом удаления из растений  вредных веществ

Какова функция плода?

А. Защищает семя и способствует его распространению

Б. Создает запас питательных веществ

В. Имеют корни, стебли и листья

Г. Является способом удаления из растений

вредных веществ

Какое из перечисленных растений цветёт? А. Папоротник орляк Б. Черника В. Сфагнум Г. Ламинария

Какое из перечисленных растений цветёт?

А. Папоротник орляк

Б. Черника

В. Сфагнум

Г. Ламинария

По каким признакам можно безошибочно определить покрытосеменное (цветковое) растение? А. Сбрасывает листву на зиму Б. Образует цветки и плод В. Размножается семенами Г. Имеет корни, стебли и листья

По каким признакам можно безошибочно определить

покрытосеменное (цветковое) растение?

А. Сбрасывает листву на зиму

Б. Образует цветки и плод

В. Размножается семенами

Г. Имеет корни, стебли и листья

У какого из перечисленных растений плод приспособлен для распространения ветром? А. У берёзы Б. У одуванчика В. У клёна Г. У всех названных растений

У какого из перечисленных растений плод приспособлен

для распространения ветром?

А. У берёзы

Б. У одуванчика

В. У клёна

Г. У всех названных растений

У какого из перечисленных растений плод приспособлен для распространения по воде? А. У вишни Б. У одуванчика В. У кокоса Г. У всех названных растений

У какого из перечисленных растений плод приспособлен

для распространения по воде?

А. У вишни

Б. У одуванчика

В. У кокоса

Г. У всех названных растений

Сказка ложь, да в ней намек!  Добрым молодцам урок.

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

Если съест старик это яблоко, то он помолодеет. Посадил дед репку, выросла  репка большая – пребольшая.

Если съест старик это яблоко, то он помолодеет.

Посадил дед репку, выросла

репка большая – пребольшая.

Тема урока: Значение растений в природе  и жизни человека Ребята, как вы думаете, что мы узнаем о мхах?

Тема урока:

Значение растений в природе

и жизни человека

Ребята, как вы думаете, что мы узнаем о мхах?

Каково значение растений в природе и жизни человека? С. 88

Каково значение растений в природе и жизни человека?

С. 88

Значение растений в природе 1. Участвуют в образовании органических веществ. 2. Накапливают кислород в атмосфере. 3.Регулируют количество углекислого газа в атмосфере. 4.Кислород, выделяемый растениями защищает Землю от проникновения ультрафиолетовых лучей. 5.Способствуют образованию болот, обуславливают накопление воды на Земле. 6. Очищают воздух от пыли и газов. 7.Служат пищей животным. 8. Леса, заросли растений – убежище для животных. 9. Закрепляют овраги и горные склоны. 10. В свое время образовали залежи каменного угля, торфа – полезных ископаемых.

Значение растений в природе

1. Участвуют в образовании органических веществ.

2. Накапливают кислород в атмосфере.

3.Регулируют количество углекислого газа в атмосфере.

4.Кислород, выделяемый растениями защищает Землю от проникновения ультрафиолетовых лучей.

5.Способствуют образованию болот, обуславливают накопление воды на Земле.

6. Очищают воздух от пыли и газов.

7.Служат пищей животным.

8. Леса, заросли растений – убежище для животных.

9. Закрепляют овраги и горные склоны.

10. В свое время образовали залежи каменного угля, торфа – полезных ископаемых.

РАСТЕНИЯ Дикорастущие – растут и размножаются без участия человека Культурные – специально выведенные человеком. Они не могут расти и нормально развиваться без помощи людей.

РАСТЕНИЯ

Дикорастущие – растут и размножаются без участия человека

Культурные – специально выведенные человеком. Они не могут расти и нормально развиваться без помощи людей.

Значение растений в жизни человека Название группы Назначение Представители Пищевые Употребляются в пищу Пшеница, рожь, рис, капуста, картофель, лук, яблоки, груши, арбузы, смородина и т.д. Кормовые Корм животным Клевер, свёкла, турнепс и т.д. Технические Сырьё для промышленности Лён, хлопок и т.д. Декоративные Украшение Розы, лилии, тюльпаны, домашние растения и т.д.

Значение растений в жизни человека

Название группы

Назначение

Представители

Пищевые

Употребляются в пищу

Пшеница, рожь, рис, капуста, картофель, лук, яблоки, груши, арбузы, смородина и т.д.

Кормовые

Корм животным

Клевер, свёкла, турнепс и т.д.

Технические

Сырьё для промышленности

Лён, хлопок и т.д.

Декоративные

Украшение

Розы, лилии, тюльпаны, домашние растения и т.д.

 Лекарственные Календула Ромашка Шалфей

Лекарственные

Календула

Ромашка

Шалфей

Какую роль играют растения в природе? Какую роль играют растения в жизни человека? Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? На какие группы мы делим культурные растения? Дайте характеристику пищевым растениям. Дайте характеристику кормовым растениям. Дайте характеристику техническим растениям. Дайте характеристику декоративным растениям. Дайте характеристику лекарственным растениям.

Какую роль играют растения в природе?

Какую роль играют растения в жизни человека?

Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?

На какие группы мы делим культурные растения?

Дайте характеристику пищевым растениям.

Дайте характеристику кормовым растениям.

Дайте характеристику техническим растениям.

Дайте характеристику декоративным растениям.

Дайте характеристику лекарственным растениям.

Найдите лишнее:

Найдите лишнее:

Найдите лишнее: шалфей зверобой нарцисс

Найдите лишнее:

шалфей

зверобой

нарцисс

Найдите лишнее:

Найдите лишнее:

Может ли человек прожить без растений?

Может ли человек прожить без растений?

Домашнее задание:  1. § 18.  2. Вопросы 1-11.

Домашнее задание:

1. § 18.

2. Вопросы 1-11.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!