СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку "Сравнительный анализ стихов Ф. Тютчева и А.Фета

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева “Еще земли печален вид...” и стихотворения А. Фета “Еще весны душистой нега...” Речь идет о  двух известных  стихотворениях великих русских поэтов 19 века Ф. Тютчева и А. Фета.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку "Сравнительный анализ стихов Ф. Тютчева и А.Фета»

Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева “Еще земли печален вид...” и стихотворения А. Фета “Еще весны душистой нега...”

Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. 

Эти стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

Но есть и отличия. Так, лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж - это возможность поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное - это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек не главная часть этого мира.
Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение имеет две части: первая строфа - пейзажная зарисовка, вторая - философское развитие темы, поэтическое обобщение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой. Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг.  Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природе, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит.

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части, но поэт не сопоставляет, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип. Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны». Таким образом, можно сказать, что у Тютчева главное - человек, у Фета - природа.
В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»).

Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм. У Тютчева одна - единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом.

Важная мысль заключена в метафоре.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях...
На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «стебль», «лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля «низойти», «весть»легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». У Фета тоже появляется слово “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества. Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета - простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов.Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть…” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возро ж денья”, “ ж ивая”, “прово ж ая”.

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна - возрождение природы, весна - пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов - философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа - живое существо, а человек - часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева. Точные детали, которые использовал Фет ,позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.Тютчев символичен, Фет конкретен.
Фет не считал, что поэзия должна исправлять пороки, обличать несправедливость, касаться социальных и политических вопросов. По его мнению, поэзия не связана с сиюминутными повседневными заботами, и её назначение — будить в человеке чувство прекрасного, заставлять трепетать сердца, делать человека лучше, чище, нравственней. Фет всегда был поклонником красоты, её певцом. Идея совершенства, гармонии мира и человека присутствовала в его поэзии изначально, поэт оставался верен ей до конца. Он не соглашался с тем, что искусство должно служить сиюминутным человеческим потребностям. По Фету, поэзия зовёт к высокому наслаждению и человеческому счастью. Счастье он понимал не как безоблачную жизнь, а как вечную работу души, сердца.

Таким образом, у Тютчева философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия. У Фета трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем наблюдается присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира. Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов. Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос. Наблюдается импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности.У Тютчева образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего. У Фета неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты. Мастерство Тютчева заключается в создании фонетических и живописных образов, сочетании звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. А мастерство - в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

Список литературы:

1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.

2. Берковский Н. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. - Л., 1987.

3. Брюсов В.Я. Ф.И.Тютчев. Смысл его творчества Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. - Т. 6. - М.: Худож. лит., 1975.

4. Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. - Л., 1970.

5. Давыдова О. Символ и символическая реальность как основа поэтического мира Ф.И.Тютчева. 2006.

6. Ковтунова И.И. Федор Тютчев Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. - М.: Азбуковник, 2003.

7. Кожинов В.В. Тютчев История всемирной литературы: В 9 томах. - М.: Наука, 1989. - Т. 6.

8.Маймин, Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет / Е.А. Маймин. - М.: Просвещение, 1989. - 160 c.
9. Покровский, В.И. Афанасий Афанасьевич Фет. Его жизнь и сочинения / В.И. Покровский. - М.: Нобель Пресс, 2000. - 358 c.
10. Фет, Афанасий Афанасий Фет. Воспоминания (комплект из 3 книг) / Афанасий Фет. - М.: Культура, 1992. - 253 c.
4. Фет, Афанасий Афанасий Фет. Воспоминания / Афанасий Фет. - М.: Правда, 1983. - 496 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!