СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ г. Астрахани "СОШ № 40"
Моя педагогическая философия.
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают−
значит −это кому-нибудь нужно?…
В. Маяковский.
Вы любите смотреть на звёзды? Видя над головой россыпь небесных алмазов, я всегда в этот момент думаю о тайнах мироздания: где та звезда, под знаком которой я родилась? Где моя путеводная звезда, звезда пленительного счастья?
Выбирая профессию, человек старается, прежде всего, услышать «зов» своего сердца. Найти путеводную звезду. Ведь работа должна быть любимой: она как близкие тебе люди, без которых ты не можешь представить свою жизнь. А сколько соблазнов!
Профессия учителя в настоящее время не считается престижной: если провести опрос среди выпускников школ, единицы скажут, что хотят стать преподавателями. К сожалению, и от некоторых учителей можно услышать, что им хотелось бы найти другую, более высокооплачиваемую работу. Мы не вправе, конечно, их осуждать, но, по-моему, всё-таки эти люди выбрали себе дело не по душе или не смогли найти в нём себя.
Работа учителя – это всегда открытие: она работа особая – работа с человеческой душой, точнее сказать, с душой ребёнка, поэтому столь важно не ошибиться в поисках собственного педагогического пути, не поддаться желанию возвыситься над детьми.
Выбирая профессию педагога, я и не знала, какой труд мне предстоит. Стать учителем я решила будучи ученицей пятого класса: в школьном сочинении «Моя будущая профессия» написала: «Мне нравится профессия учителя», оформила его на альбомных листах, вырезала фотографию учительницы из журнала «Работница» и приклеила на титульный лист. Готовясь как-то к встрече с одноклассниками, разбирала свои «сокровища» и нашла это забытое сочинение. Я поразилась сходству своего образа с той учительницей, чью фотографию я приклеила: та же причёска, фигура, даже журнал в её руках 6 В класса. Невероятное совпадение! Следующее потрясение−это тайна моей мамы: она тоже хотела стать учителем, да времена были трудные. Семья, в которой она росла, была большая – пришлось идти работать на завод. Видимо, впитала я эту страсть к учительству с молоком матери.
Почти двадцать три года я работаю учителем. И ни разу я не пожалела о своём выборе, потому что мне действительно нравится работать учителем!
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают−
значит− это кому-нибудь нужно?
Значит−кто-то хочет, чтобы они были?…
Послушайте! Ведь эти строки Маяковского обо мне! Это я зажигаю звёзды: смешные, весёлые, немного грустные, любознательные, обидчивые, дружелюбные, непослушные.…Это мне нужно!
Как-то услышала на вечере памяти В. Высоцкого стихотворение в исполнении В. Гафта «Звезда хулигана». Утром побежала в книжный магазин, чтобы купить его книгу и ещё раз прочитать эти строки−этот крик души. Как часто я об этом рассказываю на своих уроках, пытаясь объяснить поступки С. Есенина, В. Шукшина, В Маяковского… Развеять тот негатив, который окружает эти имена, благодаря «дешёвым» журналам и газетам. Хочется, чтоб этих поэтов и писателей полюбили.
Вот уже почти двадцать лет я в «педагогическом» пути, и идти по нему мне помогают любовь к детям, к своей профессии, к семье, к миру. Мой «путеводитель» в педагогике: ребёнок-личность со своим мировосприятием, своими чувствами, способностями ума, характером. С этого открытия начался мой педагогический путь. Поэтому главное для меня в отношениях с воспитанниками – это признание их личности, их неповторимости, уважение к их мнению. Помню одну ученицу - Седову Яну, чьи сочинения читала с восторгом, удивляясь, как я этого раньше не замечала. Всё того же Маяковского раскритиковала она в пух и прах: досталось ему и за недочитанную «Анну Каренину», и за Лилю Брик и за город-сад. «Мой Белинский»,− называю её я, а сочинения читаю нынешним звёздам, которые искренне восхищаются этими шедеврами.
На мой взгляд, определяющим качеством педагога является мудрость.
Мудрый педагог не только любит детей, но понимает и уважает их и … их возраст, видит в ребёнке добрую душу, прощает заблуждения, помогает воспитаннику поверить в себя, в свои силы, в свою звезду.
…Значит−кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?...
Но воспитывая других, педагог должен постоянно совершенствоваться. Умение анализировать свои поступки, свои чувства, расти духовно – непременное условие существования учителя. Мне в этом помогают книги, мои коллеги, близкие и родные люди, а главное− мои ученики.
Ещё одно качество, без которого вряд ли может состояться учитель, − способность творить. Подобно артисту, учитель должен вовлечь ученика в мир урока, создать условия для творчества детей. И наградой такому учителю будут заинтересованные лица ребят, их улыбки.
В конце учебного года прошу написать мне письмо обо мне, о моих уроках, пожелания на будущее. Читаю летом, когда пройдёт эмоциональная усталость, читаю и поражаюсь этим зорким взглядам, этой душевной щедрости, искренности, удивляюсь, как я многого не замечала. Вот некоторые строки из писем: «…её уроки не заканчиваются со звонком…, …она считает, что человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце…», «… Вы, как корабль, плывущий по волнам…».
…Ведь, если звёзды зажигают−
значит это кому-нибудь нужно?
Значит−это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Высшее