2. Изложение нового материала | 2.1. Сегодня на уроке, мы с вами тоже выясним, как и почему плавают тела. Почему одни тела тонут, другие всплывают, почему маленький гвоздик тонет, а огромный корабль плавает? Тема урока: «Плавание тел». Демонстрирует слайд № 1. 2.2. Задает вопросы: на любое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила или сила Архимеда направленная вертикально вверх, а какая еще сила действует на тело в противовес ей и как она направлена? 2.3.1. Демонстрирует слайд № 2. Организует беседу по результатам просмотра. Давайте сделаем рисунок и обозначим силы (идет обсуждение). В ходе беседы, выясняем и устанавливаем поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения этих сил. 2.3.2. Демонстрирует слайд № 3. Организует беседу. Попробуем получить эти сведения из опытов. 2.4. Демонстрирует опыт. На весах уравновешен стакан, в который сливается вытесненная вода при погружении в отливной сосуд разных тел (металлический цилиндр, деревянный цилиндр, пробка). Тела опускаются в отливной сосуд по очереди. Вес воды, вытесненной телом, определяется взвешиванием – на правую чашу весов ставятся гири. 2.5. Задает вопрос, какие выводы можно сделать из опытов? 2.6. Задает вопрос, почему одно и то же тело в одной жидкости тонет, в другой плавает?
2.7. Демонстрирует опыт. Свеча в воде. Свеча в спирте. 2.8. Задает вопрос. Нет ли еще какой-то зависимости? 2.9. Обратимся к опытам (проводит инструктаж по технике безопасности). У вас на столах лежат карточки с заданиями. Выполните задания: 1 вариант - понаблюдать, какие из предложенных тел: кусочки пенопласта, пробки, парафина, тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы. Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или плавает | | | | 2 вариант - понаблюдать, какие из предложенных тел: стальной гвоздь, керамическая гирька, кусочки алюминия, тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы. Плотность жидкости | Плотность вещества | Тонет или плавает | | | | 3 вариант - сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке. Найти в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды и масла. Оборудование: для проведения опыта нужны два сосуда (с водой и с маслом), деревянный и пенопластовый кубики. 2.10. Наблюдает за работой учащихся, оказывает необходимую помощь. 2.11. Переходим к обсуждению результатов. Задает вопрос. Выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут.
2.12. Предлагает записать выводы в тетрадях.
2.13. Задает вопрос. Как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости, изготовленные из дерева и пенопласта в одной и той же жидкости? 2.14. Задает вопрос. Что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды, масла?
2.15. Задает вопрос. Какой вывод можно сделать, проанализировав данный опыт?
2.16. Запишите вывод в тетрадь. 2.17. Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде. Демонстрирует эксперимент №1. Два стакана с водой. Поочередно опускает картофель. Задает вопросы. Почему в одном случае картофель тонет, в другом нет? Каким образом можно «заставить» картофель плавать в воде? 2.18. Демонстрирует эксперимент №2. Два стакана с водой, в один опускает кусочек пластилина. В другой стакан - лодочку из пластилина. Задает вопрос. Почему лодочка из пластилина плавает, а кусочек пластилина тонет? 2.19. Делает вывод. Чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. | 2.1.Записывают в тетради тему урока. 2.2. Сила тяжести, направленная вертикально вниз. 2.3. Ученики делают рисунки и записи в тетрадях. 1. Если Fтяж. FА, то тело тонет. 2. Если Fтяж А, то тело всплывает. 3. Если Fтяж = FА, то тело плавает внутри жидкости. 2.4. Наблюдают. Сравнивают две силы – силу тяжести, действующую на тело и архимедову силу. 2.5. Делают выводы: 1. Если Fтяж. FА, то тело тонет. 2. Если Fтяж А, то тело всплывает. 3. Если Fтяж = FА, то тело плавает внутри жидкости. 2.7. Наблюдают. 2.9. Выполняют опыты. Используют данные таблицы плотностей из учебника. Сравнивают плотность тел с плотностью воды и масла. Результаты оформляют в виде таблицы (1 и 2 варианты), ученики 3 варианта результат опыта представляют на рисунке. 2.11. Отвечают ребята, выполнявшие задания 1 и 2 вариантов. Один из них называет те тела, которые тонут в воде, другой – тела, которые плавают, третий сравнивает плотности тел каждой группы с плотностью воды. После этого все вместе делают вывод: Если плотность вещества, из которого изготовлено тело больше плотности жидкости, то тело тонет. А если плотность вещества меньше плотности жидкости, то тело плавает. 2.12. Выводы записывают в тетрадях 1. Если р вещества р жидкости, то тела тонут. 2. Если р вещества 3. Если р вещества = р жидкости, то тело плавает. 2.13. Отвечают ученики, выполнявшие 3 вариант. Глубина погружений тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду. 2.14. Отвечают. В масле брусок погружался глубже, чем в воде. 2.15. Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. 2.16. Пишут в тетрадях вывод. 2.17. Отвечают. В стакане с водой, в котором картофель плавает у воды плотность больше и архимедова сила больше. Насыпать соль. 2.18. Отвечают. Лодочка имеет больший объем и поэтому плавает. |
3. Закрепление | 3.1.Теперь, давайте, посмотрим, как вы усвоили материал урока. Задает вопрос. Где в природе и технике учитываются эти условия? 3.2. Делает вывод. Вы использовали тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. 3.3. Задает вопрос. Учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? | 3.1. Демонстрирует слайд № 4. Плавание судов. При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, и архимедова сила, увеличивается. Они плавают. Еще плавают и подводные лодки. 3.2. Демонстрирует слайды № 5, № 6 и рассказывает о плавании рыб. Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объем. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на нее увеличивается, пузырь сжимается, объем тела рыбы уменьшается, и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине. При подъеме плавательный пузырь и объем всего тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких. 3.3. Отвечает на вопрос. Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов. |