«Формы музыки»
Тема: «Контрасты в музыке и жизни. Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов».
Задачи:
- введение в тему четверти «Построение музыки. Формы музыки», знакомство с понятием «контраст»; слушание фрагмента 3 части симфонии №6 Л.Бетховена, сочинение вокальной импровизации к стихотворению, разучивание песни “Ручеёк” муз. Ю.Семеняки, сл. А.Русака;
- развитие навыков вокальной, музыкальной и пластической импровизации, развитие звуковысотного слуха, исполнительских и коммуникативных навыков;
- воспитание положительного отношения к классической музыке, творческого отношения к действительности, воспитание внимательного отношения к другим людям.
Ход урока.
Новый материал.
На доске написано стихотворение И.Никитина:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В жарком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Ученикам предлагается прочитать стихотворение и определить, сколько в нём настроений.
- О чём рассказывается в стихотворении?
- Какой перед нами предстаёт весна?
- Как наступает весна? (Постепенно.)
- О каких помощниках весны идёт речь?
- О чём идёт речь в строках «В жарком золоте»? (О солнце.)
Распевание. Класс делится на 4 группы. Каждая группа после выбора карточки с номерами от 1 до 4 озвучивает одну из строчек стихотворения. Можно предложить ребятам записать её в виде линии или ещё каких-либо знаков на доске:
Весна
Журавли (л-лл-ллл или курлы-курлы в верхнем регистре)
Солнце (длинные звуки в восходящем движении)
Ручьи (причмокивание или шлёпание губами с шорохом ладоней)
Репетиция по группам и последующее исполнение композиции.
- Какое настроение мы предали в нашем исполнении?
- Менялось ли оно? (Нет.)
Открывается ключевое слово урока.
КОНТРАСТ
- Что такое контраст? (Противоположность.)
- Назовите мне всевозможные контрасты, которые есть в нашем классе. (Окно – стена, пол – потолок и т.д.)
- Было ли противоположное настроение в стихотворении Никитина? (Нет.)
- Как вы думаете, сколько частей будет в нём? (Одна.)
Вывод: если в музыке нет контраста, то в ней будет одна часть.
1 настроение = 1 часть.
На уроках 4 четверти мы узнаем как можно «построить» музыкальное произведение и научимся сами сочинять маленькие музыкальные произведения из 1 и нескольких частей.
- А сейчас на уроке мы продолжим говорить о контрастах в музыке и жизни.
Детям предлагается послушать песню «Ручеёк» и определить, есть ли в ней контраст. Для того, чтобы не ошибиться, ребятам предлагается дирижировать во время слушания песни.
Учитель исполняет песню «Ручеёк».
Анализ ответов.
Разучивание песни с пластическим интонированием.
Слушание музыки.
- По следующему зёрну интонации определите, каков характер музыки. (1 слушание в фортепьянном изложении первых тактов вступления: интонация марша – маршевый характер.)
- Меняется ли характер в процессе развития музыки или нет?
2 слушание с движением в характере музыки. (Физкультминутка.)
- Сколько частей в прослушанном нами фрагменте? (Одна, т.к. нет контраста.)
- Как вы думаете, на какой слог легко пропеть данную мелодию: ля-ля, а-а, тра-та-та? (Анализ ответов.)
- Почему вы так решили?
Разучивание и исполнение мелодии 6 симфонии Бетховена.
Музицирование.
- Как вы думаете, какие музыкальные инструменты будут уместны для исполнения музыкального сопровождения к данному фрагменту? (Барабаны, брусочки, палочки и т.д.)
Сочинение и исполнение музыкальных импровизаций.
3 слушание фрагмента в оркестровом изложении с музицированием.
- Какие музыкальные инструменты звучали? Как можно назвать их одним словом? (Оркестр.)
- Звучал народный или симфонический оркестр?
- Как называется музыкальное произведение, звучащее в исполнении симфонического оркестра? (Симфония.)
Повторение определения симфонии с жестами:
Симфония – это большое музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра.
Запись в тетради: Л.Бетховен, симфония №6, фрагмент 3 части.
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое контраст?
- Сколько частей в произведении, если в нём одно настроение?
Выставление оценок.
Рефлексия.
- Кому понравился урок? - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто не доволен своей работой на уроке? Почему?