СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вводным в главную тему четверти "Формы музыки". В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "контраст", а также совершентвуют навыки вокальной, музыкальной и пластической импровизации.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов"»

«Формы музыки»

Тема: «Контрасты в музыке и жизни. Как музыка рассказывает истории, в которых нет контрастов».

Задачи:

- введение в тему четверти «Построение музыки. Формы музыки», знакомство с понятием «контраст»; слушание фрагмента 3 части симфонии №6 Л.Бетховена, сочинение вокальной импровизации к стихотворению, разучивание песни “Ручеёк” муз. Ю.Семеняки, сл. А.Русака;



- развитие навыков вокальной, музыкальной и пластической импровизации, развитие звуковысотного слуха, исполнительских и коммуникативных навыков;

- воспитание положительного отношения к классической музыке, творческого отношения к действительности, воспитание внимательного отношения к другим людям.

Ход урока.

Новый материал.

На доске написано стихотворение И.Никитина:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В жарком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Ученикам предлагается прочитать стихотворение и определить, сколько в нём настроений.

- О чём рассказывается в стихотворении?

- Какой перед нами предстаёт весна?

- Как наступает весна? (Постепенно.)

- О каких помощниках весны идёт речь?

- О чём идёт речь в строках «В жарком золоте»? (О солнце.)

Распевание. Класс делится на 4 группы. Каждая группа после выбора карточки с номерами от 1 до 4 озвучивает одну из строчек стихотворения. Можно предложить ребятам записать её в виде линии или ещё каких-либо знаков на доске:

Весна



Журавли (л-лл-ллл или курлы-курлы в верхнем регистре)

Солнце (длинные звуки в восходящем движении)

Ручьи (причмокивание или шлёпание губами с шорохом ладоней)

Репетиция по группам и последующее исполнение композиции.

- Какое настроение мы предали в нашем исполнении?

- Менялось ли оно? (Нет.)

Открывается ключевое слово урока.

КОНТРАСТ

- Что такое контраст? (Противоположность.)

- Назовите мне всевозможные контрасты, которые есть в нашем классе. (Окно – стена, пол – потолок и т.д.)

- Было ли противоположное настроение в стихотворении Никитина? (Нет.)

- Как вы думаете, сколько частей будет в нём? (Одна.)

Вывод: если в музыке нет контраста, то в ней будет одна часть.

1 настроение = 1 часть.

На уроках 4 четверти мы узнаем как можно «построить» музыкальное произведение и научимся сами сочинять маленькие музыкальные произведения из 1 и нескольких частей.

- А сейчас на уроке мы продолжим говорить о контрастах в музыке и жизни.

Детям предлагается послушать песню «Ручеёк» и определить, есть ли в ней контраст. Для того, чтобы не ошибиться, ребятам предлагается дирижировать во время слушания песни.

Учитель исполняет песню «Ручеёк».

Анализ ответов.

Разучивание песни с пластическим интонированием.

Слушание музыки.

- По следующему зёрну интонации определите, каков характер музыки. (1 слушание в фортепьянном изложении первых тактов вступления: интонация марша – маршевый характер.)

- Меняется ли характер в процессе развития музыки или нет?

2 слушание с движением в характере музыки. (Физкультминутка.)

- Сколько частей в прослушанном нами фрагменте? (Одна, т.к. нет контраста.)

- Как вы думаете, на какой слог легко пропеть данную мелодию: ля-ля, а-а, тра-та-та? (Анализ ответов.)

- Почему вы так решили?

Разучивание и исполнение мелодии 6 симфонии Бетховена.

Музицирование.

- Как вы думаете, какие музыкальные инструменты будут уместны для исполнения музыкального сопровождения к данному фрагменту? (Барабаны, брусочки, палочки и т.д.)

Сочинение и исполнение музыкальных импровизаций.

3 слушание фрагмента в оркестровом изложении с музицированием.

- Какие музыкальные инструменты звучали? Как можно назвать их одним словом? (Оркестр.)

- Звучал народный или симфонический оркестр?

- Как называется музыкальное произведение, звучащее в исполнении симфонического оркестра? (Симфония.)

Повторение определения симфонии с жестами:

Симфония – это большое музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра.

Запись в тетради: Л.Бетховен, симфония №6, фрагмент 3 части.

Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое контраст?

- Сколько частей в произведении, если в нём одно настроение?

Выставление оценок.

Рефлексия.

- Кому понравился урок? - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто не доволен своей работой на уроке? Почему?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!