СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Как развить читательскую грамотность обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Как развить читательскую грамотность обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» (из опыта работы)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального округа Костромской области





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Как развить читательскую грамотность обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»

(из опыта работы)





Автор работы: Подобина Вера Михайловна,

учитель русского языка и литературы, родного языка,

родной литературы

МОУ Петропавловская СОШ





Содержание

1.Введение……………………………………………………………2-7

2. Основная содержательная часть………………………………………………………... ………… .7

2.1. Компоненты читательской грамотности……………………………………………… ……………8

2.2. Требования к уровню читательской грамотности………….......................................... …………….. ……..8

2.3. Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности……………………………………………9

2.4. Показатели сформированности читательской грамотности…………………………. …………………….10

2.5. Формы, методы и приемы развития читательской грамотности в урочной

деятельности…………………………………………………………….9-40

2.6. Формы, методы и приемы развития читательской грамотности во внеурочной деятельности……………………………… ……………..40-52

3. Заключение……………………………………………………………52

4. Список литературы……………………………………………………. 56

























  1. ВВЕДЕНИЕ

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д. Ушинский

Актуальность и значимость методической разработки

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития страны. Для осуществления научно-технического и социально-экономического прорыва в развитии государства необходимо обеспечить вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и темпы экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено создать условия для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204)

Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной невысоких результатов российских учащихся является недостаточная сформированность способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». – Москва, 2021г)

Данная причина связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования»)

Необходимость функциональной (читательской) грамотности указана в следующих нормативно-правовых документах федерального уровня:

• Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.

• Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.

• Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

• Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Рекомендации по формированию читательской грамотности даны в следующих документах:

• Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. (Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». Авторский коллектив: Сидорова Г.А, Ковалева Г.С., Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Кошеленко Н.Г.) Под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой). – Москва, 2021г.

• Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с

Понятие функциональной грамотности включает в себя способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с)

Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с)

Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Утверждены приказом Минпросвещения РФ и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219)

По данным последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21), современные российские подростки практически не берут в руки книгу и совершенно не жалеют об этом. Недетскую судьбу детского чтения подтверждает новая статистика. По результатам всероссийского опроса, за прошедшие 15 лет ситуация значительно ухудшилась. Школьники младших классов книги любят, а вот каждый пятый подросток ненавидит читать. 50% делают это только ради получения хорошей оценки. Подобная тенденция влечет за собой риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, и это мнение экспертов. Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место. 22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся.

Основная причина-информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Низкий уровень культуры чтения - ключевая проблема в образовании. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде. (Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г)

Поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль и для образования, и для государства.

ЦЕЛЬ методической разработки - создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе.

Для реализации данной цели служат следующие ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; -развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя.



2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС и включает в себя ряд компонентов.







2.1.Компоненты читательской грамотности

2.2. Требования к уровню читательской грамотности

Требования к ее уровню представлены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.

Ввиду этого на уроке отводится особая роль тексту и приемам работы с ним.

От того, как ученик понимает информацию и умеет с ней работать, зависит формирование аспектов его читательской грамотности.

Особую роль в успешном формировании читательской грамотности учащихся играют уроки русского языка и литературы. Данные умения и навыки тесно взаимосвязаны друг с другом.

2.3. Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности

2.4. Показатели сформированности читательской грамотности

2.5 ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В своей профессиональной деятельности и мне пришлось столкнуться с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы была выбрана именно технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧМ), которая позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения .Уроки в данной технологии выстраиваю по «особой» структуре. Во-первых, понятие «критическое» говорит не об обычном усвоении информации, а об усвоении осмысленном, когда ученик критически относится к предложенному для изучения материалу: производит его анализ, сравнение, оценку и отбор необходимой информации; к тому же он может обосновать свой выбор и ответственен за него. Во-вторых, ТРКЧМ «не позволяет» учащимся никакой пассивности: они включаются в образовательный процесс на максимальном уровне. Учитель исполняет роль координатора: он может помочь в случае затруднений, дать подсказку для дальнейших действий, но ни в коем случае не выполняет задание за ребят, не предлагает им готовое решение.

Модель урока, выстроенного по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, состоит из трех фаз: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии (размышления). В практике применения данной технологии использую адаптированный методический конструктор урока, где прописаны особенности каждой фазы, деятельность учителя и учащихся, возможные приемы и методы





Выбор методов обучения зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведенных образовательной программой на изучение данной темы. Каждый метод содержит набор приемов, способствующий более продуктивной реализации этого метода на практике.

Таким образом, применение в процессе урочного занятия разных форм и методов ТРКЧМ позволяет раскрыть свой потенциал каждому школьнику. При выборе формы занятия прежде всего учитываю уровень учебных возможностей классного коллектива, а также их личностные характеристики. Очень важно, чтобы были задействованы все учащиеся класса и каждому было бы комфортно на уроке.

Из личного опыта работы приведу примеры реализации на уроках русского языка и литературы основных этапов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо», которые способствуют формированию основных читательских действий.

Таблица 5. Читательские действия: ПОИСК И НАХОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАНИЕ 1

Урок литературы в 6 классе. «Повесть временных лет»

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо


Вызов

Прием

«ВЕРНЫЕ-НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Прием Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.



Задание

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и выполните задания.

ИСКЛЮЧИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ.

1. В 987 году Владимир на собрании о выборе веры принял «христианство» 2. Владимир принял решение отправить послов в страны с разными религиями

3. Византийские обряды и богослужение более всего понравились пм 4. Болгары в отрывке – мусульмане.

5. С византийскими церковными обрядами знакомил сам император 6. Религия евреев показалась послам слишком простой

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира. И удивительное рассказывают, будто бы и другой свет есть — и чудно слушать их, — если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то по смерти снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у кого служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их и службу». Они же отправились и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к цесарю. Цесарь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав это, цесарь обрадовался и в тот же день оказал им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские, разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила зажгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цесари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою.




Деятельность учителя

Предлагает учащимся утверждения, среди которых необходимо исключить учителя неверные утверждения. Проверяет, верно ли выполнено задание и дано

обоснование ответу. После знакомства с основной информацией обращает внимание на данные утверждения и просит учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.


Деятельность учащихся

Выбирают верные утверждения из предложенных учителем, учащихся описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем

устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.



ЗАДАНИЕ 2

Урок литературы в 5 классе. Тема «Рассказ И.А.Бунина «Лапти»

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо


ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Приём

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к нему.



Задание

Прочитайте смысловые части текста, отвечая на поставленные вопросы

Часть 1

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что делать? Чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.

1 остановка

1. Удалось ли вам определить время действия? Почему?

2. Какой эпитет использует автор для описания лаптей? С чем у вас ассоциируется красный цвет?

3. Как вы понимаете слова «такая страсть» из последнего предложения отрывка?

4. Как дальше будут развиваться события? Есть ли шанс на спасение ребенка?

Часть 2

Стукнуло в прихожей. Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

- Лапти? Что за лапти такие?

-А господь его знает. Бредит, весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. -Как добывать?

-В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал.

- Нет, пойду… Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И притворив дверь, ушел… пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

2 остановка

1. Кто такой Нефед? Какое впечатление он производит?

2. Почему Нефед принимает решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином? Как он это сам объясняет? Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

3. Как описывается погода? Какими средствами выразительности Бунин передает нам всю сложность дела, за которое взялся Нефед?

4. Что же дальше произойдет в произведении? Повышаются ли шансы у больного ребенка на спасение?

Часть 3

Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, на отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя ( и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

-Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

3 остановка

1. Как Бунин описывает ночь? Какие чувства оно вызывает у вас?


2. Можно ли предугадать развязку? Будет ли она счастливой? 3. Каким ваш хочется видеть финал рассказа?

Часть 4

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего на розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидели торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, это луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

4 остановка

1. Какими словами Бунин в этом отрывке предвосхищает трагическую развязку – смерть Нефеда?

2. Была ли смерть Нефеда вознаграждена? 3. О чем этот рассказ?

Деятельность Заранее делит текст на смысловые части, где будет делаться остановка, учителя готовит вопросы и задания к нему. Предлагает учащимся определить по названию текста, о чём пойдёт речь в произведении. Контролирует чтение

текста по частям. После чтения каждого фрагмента предлагает высказать предположения о дальнейшем развитии сюжета. Способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.

Деятельность Учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в учащихся произведении. Читают текст по частям. После чтения каждого фрагмента

высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.


Деятельность учителя

Заранее делит текст на смысловые части, где будет делаться остановка, готовит вопросы и задания к нему. Предлагает учащимся определить по названию текста, о чём пойдёт речь в произведении. Контролирует чтение

текста по частям. После чтения каждого фрагмента предлагает высказать предположения о дальнейшем развитии сюжета. Способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.


Деятельность учащихся

Учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Читают текст по частям. После чтения каждого фрагмента

высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

ЗАДАНИЕ 3

Урок русского языка в 9 классе.

Тема «Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «О памяти»

Этапы ТРКМ

через чтение и письмо


ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ


Приём

«ЗИГЗАГ»

Рабочая группа получает один текст и читает его. Группе предлагается несколько вопросов по данному тексту, теме. «Специалисты» объединяются в «экспертные» группы по количеству вопросов. В экспертной группе текст еще раз читается, идет поиск ответа на заданный вопрос. Эксперты обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы. Ответы озвучиваются для всей аудитории.


Задание

Прочитайте текст Д.С. Лихачева «О памяти» и ответьте на предложенные вопросы.

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, – там, где находят древесину, – дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева).

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени. Вопросы:

«Экспертная» группа №1: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Почему автор называет память «важнейшим свойством»?

Для чего, по вашему мнению, человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею.

«Экспертная» группа №2: Только ли человек обладает памятью? Как вы понимаете значение выражения «генетическая память»? Чему автор противопоставляет память? Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1.Память является нашим богатством.

2.Память не связывает настоящее и прошедшее.

3.Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.

4.Память противостоит уничтожающей силе времени.


Деятельность учителя

Делит класс на 3 группы. Каждой группе предлагает один текст, каждому учителя участнику - по одному отрывку из текста. Контролирует индивидуальную работу учащихся, затем - работу экспертных групп. Оценивает их работу.



Деятельность учащихся

Класс разделен на 3 группы. Каждая группа получает один и тот же текст. учащихся Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.


Индивидуальная работа: каждый ученик работает со своей частью текста-прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект (кластер, таблицу, схему и т.д.)

Групповая работа: составляются экспертные группы; в одной команде окажутся те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

«Экспертная» группа №1: Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Почему автор называет память «важнейшим свойством»?

Для чего, по вашему мнению, человеку нужно «совестливое отношение к его личным предкам и близким»? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею.

«Экспертная» группа №2: Только ли человек обладает памятью? Как вы понимаете значение выражения «генетическая память»? Чему автор противопоставляет память? Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1.Память является нашим богатством.

2.Память не связывает настоящее и прошедшее.

3.Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.

4.Память противостоит уничтожающей силе времени.




Таблица 6. Читательские действия: ИНТЕГРАЦИЯ И НТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

ЗАДАНИЕ 1

Урок литературы в 7 классе. Тема «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Этапы ТРКМ через чтение и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Приём

«СВОДНАЯ ТАБЛИЦА»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Средняя колонка - "линия сравнения". В ней перечислены те категории, по которым предполагается сравнивать явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.


Задание

Заполните сводную таблицу - сравнение образов Остапа и Андрия из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».



Деятельность учителя

Предлагает учащимся сформулировать «линии сравнения», помогает отобрать наиболее важные и просит аргументировать свой ответ. Категории

сравнения могут быть сформулированы в форме понятий, ключевых слов, в рисуночной форме, в форме вопросов, восклицаний, цитат. Проверяет выполненную работу.


Деятельность учащихся

формулируют "линии сравнения" (характеристики, по которым учащихся учащиеся сравнивают различные явления, объекты), отбирают наиболее

важные, аргументируют свой выбор. Заполняют таблицу.



ЗАДАНИЕ 2

Урок литературы в 8 классе. Тема «Петр I –первый российский император и царь-реформатор» (анализ стихотворения А.С. Пушкина «Станцы»)







Этапы ТРКМ через чтение и письмо

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Приём

«ДВУХРЯДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Преподаватель формирует из участников две группы.

Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение.

Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии касаются сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями.

Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.


Задание

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Станцы» и ответьте на вопросы.

В надежде славы и добра Не презирал страны родной: Гляжу вперед я без боязни: Он знал ее предназначенье. Начало славных дней Петра То академик, то герой, Мрачили мятежи и казни. То мореплаватель, то плотник, Но правдой он привлек сердца, Он всеобъемлющей душой

Но нравы укротил наукой, На троне вечный был работник.

И был от буйного стрельца Семейным сходством будь же горд; Пред ним отличен Долгорукой. Во всем будь пращуру подобен: Самодержавною рукой Как он, неутомим и тверд,

Он смело сеял просвещенье, И памятью, как он, незлобен. Вопросы:

1. Почему стихотворение А.С.Пушкина называется «Стансы»? Дайте аргументированный ответ.

2. В какой строфе автор обращается с просьбой к читателю? В чем заключается эта просьба?

3. Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены памятники Петру Первому. Какой из памятников и почему больше соотносится с образом Петра Первого в стихотворении Пушкина?

Деятельность учителя

Формирует из участников две группы. Осуществляет координацию работы «внутреннего круга», не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. Предлагает группе, образующей «внешний круг», принять участие в обсуждении. В конце работы просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.


Деятельность учащихся

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа образует "внутренний" круг: участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме, коротко и четко высказывают свое собственное мнение.

Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников «внутреннего круга», готовя свои комментарии и вопросы, четко и кратко выражают свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. В конце работы участники сформулируют выводы в устной или письменной форме.










Таблица 7. Читательские действия: ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ТЕКСТА

ЗАДАНИЕ 1

Урок литературы в 5 классе. Тема «И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Этапы ТРКМ через чтение и письмо


ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Приём

«СИНКВЕЙН»

Это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1 строка – тема или предмет; 2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 строка – действие предмета (три глагола, характеризующих этот предмет); 4 строка – отношение автора к предмету (предложение, состоящее из четырёх самостоятельных слов); 5 строка – синоним темы (предмета) или слово-вывод.


Задание

Составьте синквейн, характеризующий Ворону из басни Крылова И.А. «Ворона и Лисица».

Пример ответа: Ворона

Доверчивая, глупая.

Нашла, взгромоздилась, уронила.

Она поверила хитрой лисе.

Простофиля.


Деятельность учителя

продумывает четкую систему логически взаимосвязанных учителя элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и

запомнить материал предмета. Напоминает особенности составления синквейна. Осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний. Задает наводящие вопросы. Проверяет работы детей, представляет свои замечания и комментарии.


Деятельность учащихся

Выполняют работу. В случае затруднений обращаются за помощью к учителю.




ЗАДАНИЕ 2

Урок литературы в 5 классе. Тема «Сказка «Царевна-лягушка»



Этапы ТРКМ через чтение и письмо


РЕФЛЕКСИЯ

Приём

«ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»

Прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить.


Задание

Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.

1. Отец отправляет сыновей на поиски жены. 2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

3. Василиса лучше всех танцует на пиру.

4. Василиса отправляется в царство Кощея. 5. Братья смеются над невестой Ивана.

6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания. 7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.

8. Кощей умирает


Деятельность учителя

Предлагает ряд понятий, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее,аргументируя свой выбор.


Деятельность учащихся

Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых учащихся нарушена. Они расставляют события в нужном порядке, выявив ошибки и

исправив их, аргументируют свой выбор.




Таблица 8.Читательские действия: УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ ТЕКСТА

ЗАДАНИЕ 1

Урок русского языка в 9 классе.

Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Этапы ТРКМ через чтение и письмо


ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Приём

«РАБОТА С ВОПРОСНИКОМ»


Задания

Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.


Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в отношениях возникает недопонимание. Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:

 Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.

 Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.  При общении партнёра чаще надо называть по имени, при

произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.

 Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.  Человеку надо следить за интонацией.

 Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.

 Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать.  Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны

собеседнику.

 Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.

 Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими коммуникативными навыками.

Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту. Вопросы:

-В каких ситуациях возникают недопонимания между людьми? Приведите примеры.

-Какие советы психолога вы считаете самыми главными в общении с окружающими? Почему?

-Согласны ли вы с мнением автора, что «…только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту». Приведите аргументы «за» или «против».


Деятельность учителя

Предлагает ряд вопросов к тексту. Проводит фронтальную проверку точности и правильности найденных ответов, отсеивает лишнее

Деятельность учащихся

Самостоятельно работают с учебником: находят ответы на ряд вопросов, предложенных к тексту. Участвуют в обсуждении ответов, приводя аргументы «за» и «против».



ЗАДАНИЕ 2

Урок родного (русского) языка в 8 классе. Тема «Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации»

Этапы ТРКМ через чтение и письмо


РЕФЛЕКСИЯ

Приём

«ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

Задания

«Тонкие» вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа. «Толстые» вопросы - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.


Прочитайте текст и составьте 5 «толстых» и 5 «тонких» вопросов.

Современную эпоху все чаще определяют как «век образования», в

которой само - образование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.



В условиях рыночной экономики, развития демократических ценностей, формирования гражданского общества человек выступает активным субъектом экономической и политической жизни. Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Мы пришли к пониманию, что от образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс, что важнейшей ценностью общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию порой нестандартных решений. Но очень важно не растерять способность чувствовать, размышлять, сопереживать, видеть и оценивать красоту окружающего мира, красоту человеческих отношений. Поэтому необходимо обеспечить и общекультурное, личностное развитие человека.

Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных институтов общества, взаимодействующей личности. Оно выступает ведущим мотивом деятельности человека, обусловливает взаимодействие, интеграцию в обществе.

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.


Деятельность учителя

Организует работу учащихся по составлению вопросов и обсуждению их содержания, акцентируя внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам.


Деятельность учащихся

Составляют «толстые» и «тонкие» вопросы, участвуют в обсуждении ответов.


2.6. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочная деятельность – это одно из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности. Она реализуется посредством применения многообразия форм ее демонстрации: исследовательские и социальные проекты, индивидуально-групповые занятия и элективные курсы, экскурсии в библиотеку.

1.Исследовательские проекты

На мой взгляд, именно читательская грамотность – это один из механизмов успешной исследовательской работы школьников. Работая над проектом, ребята изучают текст, выделяя и извлекая нужную информацию. Основная цель такого вида деятельности - научить школьников работать самостоятельно, индивидуально, формировать умение переносить новые способы деятельности в любую другую область жизни. Читательская грамотность является фактором интеллектуального развития ученика и фактором его воспитания. Процесс обучения работе над исследовательским проектом выстраивается с учетом личного опыта школьников, происходит расширение этого опыта.

Работа над исследовательскими проектами осуществляется систематически. Приведу примеры разработанных под моим кураторством исследовательских проектов-победителей различных конкурсов, смотров, конференций.


Уровень конкурса

Название конкурса

ФИ участника

Результативность


муниципальный

«Без истока-нет реки»

Кузнецов Никита

2 место


«Моя земля-моё богатство»

Огаркова Ксения

2 место


«Моя земля-моё богатство»

Подобин Иван

1 место


«Моя земля-моё богатство»

Кулаков Егор

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кузнецов Никита

1 место


Конкурс чтецов «У каждого в душе своя Россия»

Лавров Дмитрий

2 место

межмуниципальный

Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Кузнецов Никита

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Подобин Иван

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Кулаков Егор

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Цымлякова Анна

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Огаркова Ксения

1 место


Филологическая конференция «Филологическая наука в 21 веке. Взгляд молодых»

Лавров Дмитрий

1 место

Региональный

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кулаков Егор

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Подобин Иван

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кузнецов Никита

1 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Горохова Елена

1 место


«Герои Отечества-наши земляки»

Цымлякова Анна

2 место

всероссийский

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Кулаков Егор

2 место


«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Подобин Иван

2 место


Всероссийская олимпиада «Хочу всё знать»

Кузнецов Никита

3 место


Всероссийская конференция «Первые шаги в науке»

Кузнецов Никита

1 место

Международный

«Творческий поиск»

Кузнецов Никита

3 место



Работа над данными исследовательскими проектами способствовала формированию у учащихся умения работать с текстом: находить и извлекать конкретные фактологические сведения, выявлять информацию, в том числе предъявленную в иллюстрациях, определять основную идею представленного текста или его фрагмента. Также в процессе данного вида деятельности велась работа по интеграции и интерпретации информации, которая направлена на углубленное и детальное понимание содержания и формы текста: обобщение разрозненной информации собственно текста и других компонентов, анализ представленных сведений, формулирование на основе текстовой информации выводов и оценочных суждений.

2. Социальные проекты

Для формирования, развития и повышения уровня читательской грамотности учащихся использую социальное проектирование, позволяющее произвести интеграцию многообразия составляющих частей процесса обучения и дающее возможность использования более расширенного спектра действий (стратегий), овладев которыми, школьник достигнет основных компетентностей.

Приведу примеры разработанных под моим кураторством социальных проектов.

  • социальный проект «Коробка храбрости» (направлен на поддержку детей, проходящих лечение в больницах в праздничные дни)

  • социальный проект «Мы вместе» (изготовление блиндажных свечей для СВО

  • «Протяни руку помощи» (оказание моральной поддержки учащимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию)

  • «Добрые сердца» (сбор школьных принадлежностей для многодетной семьи, находящейся в сложной жизненной ситуации).

  • «Доска Памяти»

  • «Обелиск»

  • «Сад Памяти»

  • «Красота спасет мир, а доброта его сохранит»

  • «Подари свое сердце и тепло своих рук подари»

Работа по социальному проектированию способствовала формированию у учащихся читательских действий, на которых основаны такие ключевые области читательской грамотности, как умение оценивать содержание и форму текста, использовать его информацию. К этой группе относится умение использовать информацию для обоснования собственной позиции, для принятия личностно значимых решений в конкретных и моделируемых ситуациях (аргументация, доказательство, решение познавательных задач с использованием информации).

3. Элективные курсы, индивидуально-групповые занятия

Актуальность и востребованность элективных курсов и индивидуально-групповых занятий также объясняются отсутствием у большей части учащихся умения осознанного чтения. Они дают возможность сократить пропасть между требованиями, которые предъявляются высшими учебными заведениями к будущим студентам, и теми требованиями, которые предъявляются школьным образованием к выпускнику. Умения, которыми овладевают учащиеся на данных занятиях в процессе работы могут впоследствии применяться на всех учебных предметах, где и будет продолжена работа по формированию и развитию основных читательских действий. Самое главное – у учащихся вырабатывается потребность в чтении как возможности постижения мира и себя. Вместе с тем совершенствуется техника чтения, формируется умение читать осмысленно и выбирать стратегию чтения разных видов текстов, исходя из поставленной задачи.

К примеру, в 2022-2023 учебном году мной была адаптирована и реализовывалась рабочая программа элективного курса «Читательская грамотность» для основного общего образования. Ее главная задача заключается в том, чтобы научить школьника понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов. Данный курс направлен на формирование читательской грамотности, то есть на развитие навыков работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, ее систематизация и сравнение, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование. Школьники учатся дополнять готовую информацию (тексты, таблицы, схемы) и создавать информационные объекты (доклады, сочинения и т.д.), критически относиться к полученной информации, соотнося ее с другими источниками и личным опытом, использовать для принятия собственных решений.

На сегодняшний день проблема формирования читательской грамотности стала значимой и в социальном, и в личностном плане. Еще одним способом ее развития являются организованные для учащихся индивидуально-групповые занятия. Для слабо мотивированных, а также одарённых школьников разрабатываю ИОМ и работаем по ним.

Под моим кураторством систематически проводится работа по подготовке высокомотивированных школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе.

Например, программа подготовки к олимпиаде по литературе, предназначенная для учащихся 9-11 классов, способствует развитию умений осознанного чтения и анализа произведений художественной литературы с опорой на литературоведческие термины и факты из истории литературы, совершенствованию умения интерпретировать текст. Занятия учат осознавать единство формы и содержания текста, формируют умение интерпретировать его и создавать собственный в письменной или словесной форме, находить изобразительно-выразительные средства, выявлять их значение в решении идейной задачи и в замысле писателя. В работе используются разнообразные виды текстов: сплошные (тексты, состоящие из предложений, которые соединены в абзацы), несплошные (тексты, состоящие из ряда списков или таких элементов, как таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы и формы), смешанные (тексты, состоящие из набора элементов как сплошных, так и несплошных форматов); тексты разных типов и стилей. Создан банк заданий, который направлен и на совершенствование читательских действий, основанных на ключевых областях читательской грамотности. Предлагаются поисковые, аналитические, интерпретационные задания, для выполнения которых необходимо использовать разные виды чтения: просмотровое, выборочное, поисковое, толкование и обобщение информации, выявление ключевых тем, оформление выводов. Эти задания дают возможность выявить уровень сформированности навыков чтения, включающих в себя поиск и отбор необходимой информации, ее интерпретацию, интеграцию и оценку. За основу взяты типы текстов и заданий, которые используются в международных измерениях и исследованиях читательской грамотности.

Таким образом, индивидуально-групповые занятия играют особую роль в повышении интереса к произведениям художественной литературы, способствуют осмысленному чтению текста, позволяют раскрыть его лексические, грамматические и синтаксические особенности, то есть помогают в формировании функционально грамотной личности.

О значимости работы по формированию читательской грамотности для успешной подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников и конкурсам различных уровней свидетельствуют достижения учащихся: ежегодные победы во ВСОШ по литературе (Цымлякова Анна, Останин Захар); победы учащихся в олимпиадах на портале «Учи.ру»;победы в конкурсах и конференциях по предмету русский язык и литература (Цымлякова Анна, Подобин Иван, Кузнецов Никита и др)

4. Формирование читательской грамотности в процессе подготовки к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, итоговое собеседование, итоговое сочинение)

Умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать свое мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы. Читательские действия: умение отбирать, сопоставлять и обобщать информацию, определять авторскую позицию, обосновывать собственное мнение - являются основными для выпускника, успешно справившегося с экзаменами (ГИА). Для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужно уметь использовать разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое) и уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые темы и нравственные проблемы, оформлять выводы). КИМы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют умения, которые являются показателями читательской грамотности. Мои ученики успешно справляются с этой задачей.

Таблица 11. Результативность ГИА

Итоговое сочинение (изложение) является допуском к ГИА выпускников 11-х классов. Учащимся необходимо написать рассуждение с опорой на жизненный и читательский опыт. Условием, позволяющим успешно справиться с этим заданием, является функциональное чтение, благодаря которому школьники верно понимают и раскрывают тему сочинения, привлекают аргументы из художественных произведений и комментируют их, производят смысловой анализ текста, обращаются к сюжетным линиям, к характерам героев, приводят в пример тексты с такой же тематикой и проблематикой.

Анализ проверенных и оцененных итоговых сочинений моих учеников позволяет выявить важнейшие положительные параметры качества работ: умение создавать самостоятельный полноформатный связный текст, выбирать убедительный путь раскрытия темы, отбирать и систематизировать материал на определенную тему, подбирать литературный материал как логическое продолжение собственных рассуждений, строить аргументацию, последовательно подводящую к необходимым выводам, видеть собственный текст как смысловое целое. А все это – сформированные читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности.

Использование приемов развития читательской грамотности служит успешной сдаче итогового собеседования выпускниками 9-х классов. Особое внимание уделяется работе с текстом, стратегиям чтения, при смысловом анализе информации выполняются задания, формирующие читательские (коммуникативные) умения. Так, подготовленные мной обучающиеся успешно справляются с этим видом допуска к ОГЭ. Анализ результатов итогового собеседования свидетельствует о том, что у моих учеников на высоком уровне сформированы следующие умения: чтение текста в соответствии с интонационным, пунктуационным оформлением и коммуникативной задачей; составление монологического высказывания по выбранной теме; ведение диалога с учителем-собеседником; выбор оптимального для коммуникативной задачи темпа чтения; отбор речевых средств в соответствии с речевой ситуацией; умение применять различные способы цитирования.

Результаты итогового сочинения :

  • 2022 год по всем критериям зачёт у всех учащихся ( 2 чел)

  • 2023 год по всем критериям зачёт у всех учащихся (4 чел)

Результаты итогового собеседования:

за все годы у всех зачёт, максимальный балл – 19, минимальный балл-13

Ресурсная обеспеченность

Для успешной реализации работы по формированию читательской грамотности использую современные информационные ресурсы: «Российская электронная школа», «Я Класс».

Работа с ресурсом «Я Класс» способствует формированию у учащихся читательской грамотности, нацеленной на самостоятельное добывание новых знаний и применение их на практике, оценивание своих результатов и стремление к саморазвитию.

Так, например, для учащихся 5 класса работа с текстом представлена в виде тестирования с одновременной проверкой выполненных заданий. Чаще всего предлагается несколько вариантов ответов к одному вопросу. Учитель имеет возможность самостоятельно создавать задания либо назначает те, которые предлагает сама платформа. Ученики могут увидеть свои результаты, изучить допущенные ошибки и при желании повторить попытку. Учитель имеет возможность просматривать назначенные проверочные работы или домашнее задание каждого ученика, степень их выполнения.

Данный вид работы способствует формированию творческого и аналитического мышления, совершенствованию навыков смыслового чтения, развитию речи в целом, что в свою очередь формирует читательскую грамотность.

Образовательная платформа «Российская электронная школа» также дает учителю возможность для развития и совершенствования у школьников навыков читательской грамотности. Использование данного ресурса, в котором материалы по классам систематизированы в виде каталогов, позволяет формировать задания для развития читательской грамотности учащихся, самостоятельно создавать варианты, а также проверять сформированность читательских действий посредством предлагаемых диагностических работ. К примеру, проверочная работа, предназначенная для выявления уровня читательской грамотности учеников 9 класса, включает в себя план диагностической работы, саму диагностику, характеристику заданий и систему оценивания. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, сами задания, их характеристики и система оценивания, методические комментарии к заданиям.

Затем провожу экспертизу работ, после чего скачиваю результаты и знакомлю с ними учеников.

Таким образом проводится каждая диагностическая работа, и у учителя есть возможность проследить за тем, какие успехи делает школьник, а над чем еще необходимо поработать.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, читательская грамотность - ключ ко всем видам функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Поэтому именно читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС и включает в себя ряд компонентов:

• поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Показателями сформированности читательских действий являются результаты ГИА,итоги Всероссийской олимпиады школьников и конкурсов различных уровней, исследовательских и социальных проектов.

Инновационность данной разработки заключается в практической реализации технологии развития критического мышления через чтение и письмо для повышения читательской грамотности через пробуждение интереса к осознанному чтению литературы.

Элемент новизны заключается в использовании «особых» методических приемов, способствующих формированию умения находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать ее, оценивать содержание и форму текста и использовать его информацию.

Данная методическая разработка предназначена не только для учителей русского языка и литературы. Разработки уроков, предлагаемые в рамках «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо», могут быть адаптированы к разным предметам и к разным классам как в процессе обучения, так и на индивидуально-групповых занятиях, элективных курсах.

Диссеминация опыта проводится в разных формах и на разных уровнях: муниципальном, региональном, через интернет-ресурсы.

Транслируемость, тиражируемость и перспективность данной методической разработки. Опыт работы по теме «Развитие функциональной грамотности (читательской грамотности) обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода» реализован и на теоретическом, и на практическом уровнях. Методическая работа, направленная на формирование читательской грамотности, представлялась в виде различных методических разработок с 2016 года, система работы по применению ТРКЧМ не раз демонстрировалась на школьном, муниципальном и региональном уровнях. (Победитель методического конкурса /регион). Данная методическая разработка является победителем ( 3 место) в международном педагогическом конкурсе «Новаторство и традиции» в номинации «Методическая разработка» и международного педагогического конкурса «Калейдоскоп средств, методов и форм» в номинации «Обобщение педагогического опыта» ( 2 место).

С использованием материалов данной методической разработки проведены мастер-классы: «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы как средства повышения грамотности учащихся», «Технология развития критического мышления как структурный компонент современного урока», «Комплексный анализ текста как средство формирования

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. Читательская грамотность. – Москва, - 2019 г.

2. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. (Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». Авторский коллектив: Сидорова Г.А, Ковалева Г.С., Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Кошеленко Н.Г.) Под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой). – Москва, 2021г.

3. Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность. Министерство Просвещения РФ Институт стратегии развития образования РАО. - Москва, - 2019 г.

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.

5. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

6. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

7. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.

8. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

9. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников /[Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.





























































































































































20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!