Характеристика личностных результатов образования
Кассис С.Н., методист
Юсупов Ю.К., педагог дополнительного образования
Требования к личностным результатам
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Системы значимых социальных и межличностных отношений;
- Ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
- Способность ставить цели и строить жизненные планы;
- Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения ООП
- Воспитание российской гражданской идентичности.
- Формирование ответственного отношения к учению.
- Формирование целостного мировоззрения.
- Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
- Освоение социальных норм и правил поведения.
- Развитие морального сознания.
- Формирование коммуникативной компетентности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование основ экологической культуры.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
- Развитие эстетического сознания.
Личностные универсальные учебные действия
Личностные
УУД
самоопределение
смыслообразование
нравственно –
этическое
оценивание
Формирование личностных результатов
Уроки
Воспитательная
система
по всем
школы
предметам
Внеурочная
Процесс
деятельность
самообразования
Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся
Примерные темы и содержание этических бесед:
Темы этических бесед
Основное содержание и время 25–30 минут
Кто это выдумал?
Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения.
Ты вышел на улицу
Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД
Хозяин и гости
Правила приема гостей. Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя.
Разговор о разговоре
Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие.
Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся
Примерные темы и содержание этических бесед:
Темы этических бесед
Основное содержание и время 25–30 минут
Правила поведения в школе
Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.
Школа вежливости
Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.
Доброе слово – что ясный день
Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.
Человек среди людей
Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру.
Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся
- Один мальчик иногда любит соврать. Прочитала рассказ «Лгун». Обсудили всё. Прошло немного времени. Подходит учащийся и говорит: «Это правда, что тем, кто один раз соврет – не верят больше?». Я говорю: «Да! Это правда». Он подумал и говорит: «Я больше не буду врать».
- Все знают, что у наших воспитанников особенно часто встречается такая черта, как жадность, вседозволенность. Читали рассказ В. Осеевой «Пёрышко». Разобрали, ответили устно на вопросы; потом предлагаю: «Пусть каждый из вас подумает и ответит кратко на листочке на 2 вопроса: - Можно ли брать у других что-либо без разрешения?
- - Что ты пожалел дать другу и сколько раз?
Методика на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)
- Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
- Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
- Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)
- Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
- Метод оценивания: беседа.
- Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
- 1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
- 2. Почему?
- 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Методика на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)
- Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации):
- 1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
- 2 - Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
- 3 – Предложение дать булочку самому слабому- «дать ему еще, потому что он маленький» - норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому.
Анкета «Оцени поступок»
- (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)
- Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
- Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
- Возраст: младшие школьники
- Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
- Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Анкета «Оцени поступок»
Таблица 1 - Конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
вид социальных норм
категория моральных норм (по Туриелю)
конвенциональные нормы
ритуально - этикетные
моральные нормы
организационно – административные
мини-ситуации нарушения моральных норм
культура внешнего вида,
моральные нормы
поведение за столом,
Нормы альтруизма
не почистил зубы;
правила поведения в школе,
Нормы ответственности, справедливости и законности
пришел в грязной одежде в школу;
вставал без разрешения на уроке;
правила и формы обращения в семье
норма помощи,
правила поведения на улице,
накрошил на столе;
мусорил на улице;
норма щедрости,
не предложил друзьям помощь в уборке класса;
правила поведения в общественных местах
ушел на улицу без разрешения;
не угостил родителей конфетами;
перешел дорогу в неположенном месте;
норма ответственности за нанесение материального ущерба
взял у друга книгу и порвал ее;
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 37 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (fgos.ru)
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Карпенко, А. В. Достижения личностных результатов младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством «Портфолио» / А.В. Карпенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 31–35.
- Сандалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной внеурочной деятельности [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Н.Н. Сандалова. – Уфа, 2016. – 229 с.
Спасибо за внимание!