СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Характеристика личностных результатов образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к личностным результатам:

 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;  Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;  Системы значимых социальных и межличностных отношений;  Ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;  Способность ставить цели и строить жизненные планы;  Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Характеристика личностных результатов образования"»

Характеристика личностных результатов образования Кассис С.Н., методист Юсупов Ю.К., педагог дополнительного образования

Характеристика личностных результатов образования

Кассис С.Н., методист

Юсупов Ю.К., педагог дополнительного образования

Требования к личностным результатам Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Системы значимых социальных и межличностных отношений; Ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание; Способность ставить цели и строить жизненные планы; Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Требования к личностным результатам

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Системы значимых социальных и межличностных отношений;
  • Ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
  • Способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения ООП Воспитание российской гражданской идентичности. Формирование ответственного отношения к учению. Формирование целостного мировоззрения. Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Освоение социальных норм и правил поведения. Развитие морального сознания. Формирование коммуникативной компетентности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Формирование основ экологической культуры. Осознание значения семьи в жизни человека и общества. Развитие эстетического сознания.

Личностные результаты освоения ООП

  • Воспитание российской гражданской идентичности.
  • Формирование ответственного отношения к учению.
  • Формирование целостного мировоззрения.
  • Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
  • Освоение социальных норм и правил поведения.
  • Развитие морального сознания.
  • Формирование коммуникативной компетентности.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
  • Формирование основ экологической культуры.
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
  • Развитие эстетического сознания.

Личностные универсальные учебные действия Личностные УУД самоопределение смыслообразование нравственно – этическое оценивание

Личностные универсальные учебные действия

Личностные

УУД

самоопределение

смыслообразование

нравственно –

этическое

оценивание

Формирование личностных результатов Уроки Воспитательная система по всем школы предметам Внеурочная Процесс  деятельность самообразования

Формирование личностных результатов

Уроки

Воспитательная

система

по всем

школы

предметам

Внеурочная

Процесс

деятельность

самообразования

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся Примерные темы и содержание этических бесед: Темы этических бесед Основное содержание и время 25–30 минут Кто это выдумал? Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения. Ты вышел на улицу Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД Хозяин и гости Правила приема гостей.  Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя. Разговор о разговоре Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие.

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся

Примерные темы и содержание этических бесед:

Темы этических бесед

Основное содержание и время 25–30 минут

Кто это выдумал?

Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения.

Ты вышел на улицу

Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД

Хозяин и гости

Правила приема гостей. Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя.

Разговор о разговоре

Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие.

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся Примерные темы и содержание этических бесед: Темы этических бесед Основное содержание и время 25–30 минут Правила поведения в школе Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке. Школа вежливости Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости. Доброе слово – что ясный день Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом. Человек среди людей Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру.

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся

Примерные темы и содержание этических бесед:

Темы этических бесед

Основное содержание и время 25–30 минут

Правила поведения в школе

Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.

Школа вежливости

Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.

Доброе слово – что ясный день

Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

Человек среди людей

Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру.

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся Два примера:  Один мальчик иногда любит соврать. Прочитала рассказ «Лгун». Обсудили всё. Прошло немного времени. Подходит учащийся и говорит: «Это правда, что тем, кто один раз соврет – не верят больше?». Я говорю: «Да! Это правда». Он подумал и говорит: «Я больше не буду врать». Все знают, что у наших воспитанников особенно часто встречается такая черта, как жадность, вседозволенность. Читали рассказ В. Осеевой «Пёрышко». Разобрали, ответили устно на вопросы; потом предлагаю: «Пусть каждый из вас подумает и ответит кратко на листочке на 2 вопроса: - Можно ли брать у других что-либо без разрешения? - Что ты пожалел дать другу и сколько раз?

Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся

  • Два примера:
  • Один мальчик иногда любит соврать. Прочитала рассказ «Лгун». Обсудили всё. Прошло немного времени. Подходит учащийся и говорит: «Это правда, что тем, кто один раз соврет – не верят больше?». Я говорю: «Да! Это правда». Он подумал и говорит: «Я больше не буду врать».
  • Все знают, что у наших воспитанников особенно часто встречается такая черта, как жадность, вседозволенность. Читали рассказ В. Осеевой «Пёрышко». Разобрали, ответили устно на вопросы; потом предлагаю: «Пусть каждый из вас подумает и ответит кратко на листочке на 2 вопроса: - Можно ли брать у других что-либо без разрешения?
  • - Что ты пожалел дать другу и сколько раз?
Методика на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм. Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет) Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка Метод оценивания: беседа. Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду. 1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку? 2. Почему? 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Методика на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)

  • Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
  • Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
  • Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)
  • Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
  • Метод оценивания: беседа.
  • Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
  • 1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
  • 2. Почему?
  • 3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Методика на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации): 1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя. 2 - Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм. 3 – Предложение дать булочку самому слабому- «дать ему еще, потому что он маленький» - норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому.

Методика на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)

  • Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации):
  • 1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
  • 2 - Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
  • 3 – Предложение дать булочку самому слабому- «дать ему еще, потому что он маленький» - норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому.
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой) Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм. Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Анкета «Оцени поступок»

  • (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)
  • Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
  • Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
  • Возраст: младшие школьники
  • Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
  • Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Анкета «Оцени поступок» Таблица 1 - Конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю). вид социальных норм категория моральных норм (по Туриелю) конвенциональные нормы ритуально - этикетные моральные нормы организационно – административные мини-ситуации нарушения моральных норм культура внешнего вида, моральные нормы поведение за столом, Нормы альтруизма не почистил зубы; правила поведения в школе, Нормы ответственности, справедливости и законности пришел в грязной одежде в школу; вставал без разрешения на уроке; правила и формы обращения в семье норма помощи, правила поведения на улице, накрошил на столе; мусорил на улице; норма щедрости, не предложил друзьям помощь в уборке класса; правила поведения в общественных местах ушел на улицу без разрешения; не угостил родителей конфетами;   перешел дорогу в неположенном месте; норма ответственности за нанесение материального ущерба взял у друга книгу и порвал ее;

Анкета «Оцени поступок»

Таблица 1 - Конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

вид социальных норм

категория моральных норм (по Туриелю)

конвенциональные нормы

ритуально - этикетные

моральные нормы

организационно – административные

мини-ситуации нарушения моральных норм

культура внешнего вида,

моральные нормы

поведение за столом,

Нормы альтруизма

не почистил зубы;

правила поведения в школе,

Нормы ответственности, справедливости и законности

пришел в грязной одежде в школу;

вставал без разрешения на уроке;

правила и формы обращения в семье

норма помощи,

правила поведения на улице,

накрошил на столе;

мусорил на улице;

норма щедрости,

не предложил друзьям помощь в уборке класса;

правила поведения в общественных местах

ушел на улицу без разрешения;

не угостил родителей конфетами;

  перешел дорогу в неположенном месте;

норма ответственности за нанесение материального ущерба

взял у друга книгу и порвал ее;

Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 37 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (fgos.ru) Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. Карпенко, А. В. Достижения личностных результатов младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством «Портфолио» / А.В. Карпенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 31–35. Сандалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной внеурочной деятельности [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Н.Н. Сандалова. – Уфа, 2016. – 229 с.

Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 37 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (fgos.ru)
  • Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  • Карпенко, А. В. Достижения личностных результатов младших школьников в процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством «Портфолио» / А.В. Карпенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 31–35.
  • Сандалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной внеурочной деятельности [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Н.Н. Сандалова. – Уфа, 2016. – 229 с.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!