МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРОСМОТРУ ФИЛЬМА «АФРИКА»
Тема урока: просмотр фильма «Африка»
Класс: 5
Цель урока: Развитие интереса к истории нашей страны, формирование у учащихся чувства сопереживания, уважения к подвигу людей в годы Великой Отечественной войны, осознание общечеловеческих ценностей, любви и человечности в условиях военного времени через просмотр и обсуждение фильма, укрепление патриотических чувств.
Оборудование:
• Класс, оборудованный проектором и экраном.
• Бумага и цветные карандаши для творческих заданий.
• Видеозапись фильма «Африка».
1. Организационный момент:
• Приветствие учащихся. Краткое введение в тему урока: «Сегодня мы посмотрим фильм "Африка", который рассказывает о жизни людей в годы Великой Отечественной войны. Фильм снят режиссерами Дарьей Биневской и Надеждой Славецкой и рассказывает нам о непростой судьбе простой деревенской семьи на окраине Ленинграда. Это история о мужестве, любви и надежде, о том, как даже в самые трудные времена люди остаются людьми».
2. Введение в тему:
• Настройте учащихся на положительные эмоции, поделитесь коротким описанием сюжета фильма.
«В фильме "Африка" нет военных действий, но шла война. Шёл 1943 год, продолжалась блокада Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.). Тяжелые условия жизни в блокадном городе: голод, холод, бомбежки.
Самым нестерпимым испытанием для детей стал голод. Он был страшнее страха. И именно тогда перед главным героем встаёт непростой выбор- спасти от голодной смерти свою семью: умирающую сестру и маму или спасти раненую собаку.
Учитель объясняет, что фильм "Африка" основан на реальных событиях и показывает, как люди и животные помогали друг другу выжить в нечеловеческих условиях».
Беседа с участниками просмотра. Вопросы для обсуждения:
- Ребята, а вы знаете о том, что собаки во время Великой Отечественной войны воевали с фашистами наравне с людьми?
- Может быть, вы знаете, как собаки помогали людям во время Великой Отечественной войны, других военных действий, катастроф?
- Почему собак называют друзьями человека?
- Смотрите внимательно, чтобы затем обсудить те ситуации, которые мы увидим на экране и возникшие у нас вопросы.
3. Просмотр фильма «Африка»:
• Запустите фильм, убедившись, что звук и картинка работают корректно.
4. Обсуждение фильма:
- Мы посмотрели с вами фильм «Африка» и увидели, как жили дети во время Великой Отечественной войны на окраинах блокадного Ленинграда. После завершения показа инициируйте обсуждение.
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями от просмотренных сцен.
- Что запомнилось вам в фильме?
Попросите учащихся поделиться своими эмоциями, мыслями о героях. Задавайте наводящие вопросы, такие как:
- Какие эпизоды фильма, на ваш взгляд, наиболее ярко передают сложные испытания, выпавшие на долю детей войны?
- Какие кадры фильма произвели на вас наибольшее впечатление?
- По каким причинам Егор оберегает, прячет собаку, которую можно убить и съесть, накормив мать и больную маленькую сестренку? Егор поступает жестоко по отношению к своим близким?
- Как вы думаете, что такое истинная дружба? Трудно ли капитану Евстафьеву было расставаться с боевым другом? Какие чувства он испытывает?
- Какие чувства вы испытали при просмотре фильма?
5. Творческая работа (при необходимости):
• Хотите ли вы, чтобы создатели фильма сделали его продолжение? Будете ли вы рады встретиться с героями фильма вновь?
• Домашнее задание: Создайте свою афишу к фильму. «Подумайте, почему вы выбрали именно эту сцену? Как она вам близка?».
6. Заключительный этап и рефлексия:
• Обобщите обсуждение, подведите итоги урока, отметьте важные выводы: «Что мы можем извлечь из этой истории в своей жизни?».
Фильм «Африка» учит, что даже в экстремальных ситуациях человек находит в себе силы жить, благодаря силе своего духа. Важная идея этого фильма заключается в том, что нам взрослым необходимо учиться у детей — любви к другому, к живому существу. Мальчик проявил любовь к собаке, не побоялся смерти и выжил, сохранил себя и своих ближних, потому что любовь сильнее смерти. Этот фильм еще и о том, почему наш народ и армия победили в Великой Отечественной войне. Потому что мы не боимся смерти, и для наших людей жизнь человека и живого существа одинаково ценна.
" Ведь героев не едят". Эти слова Егорки "запали" в душу всем ребятам.
• Закончите урок на позитивной ноте, поблагодарив детей за активное участие и за то, что они поделились своим мнением.
«Важно помнить о подвиге людей, которые пережили эти страшные времена, и ценить мир, который они нам подарили. Спасибо за ваши мысли и активное участие в обсуждении».