8
Барсегян В.В.,
учитель
МБОУ СОШ №3 города Морозовска,
Ростовская область
Методическая разработка киноурока «И в памяти на веки»
Аннотация
Данная методическая разработка призвана помочь педагогам
организовать на внеклассных мероприятиях знакомство обучающихся с короткометражным фильмом «Приют смерти».
Короткометражный фильм студии "Территория Первых" - посвящен истории детского дома «Призрение», который был создан нацистами в Макеевке в годы немецко-фашистской оккупации. История Донецка времен войны – это часть истории как Украины, так и России. В те времена, когда Украина еще носила гордое звание УССР, она одной из первых республик подверглась удару со стороны Германии, а затем большая часть территории, включая юго-восточные части, оказалась оккупирована солдатами фашистской Германии.
В Макеевке, небольшом городке под Донецком, немцы обосновались плотно и надолго: в феврале 1942 года они соорудили «приют», назвав его «Призрение». Дети, которые находились в этом приюте, становились донорами крови для раненых солдат вермахта. Всего погибло 300 детей. Самому маленькому донору было всего 6 месяцев, а самому старшему – 12 лет.
Подрастающее поколение просматривая данный видеоматериал в силу своих психолого-возрастных особенностей, примеряет на себя эмоции проживающие киногероями. Тем самым формируется и реализовывается эмоциональный интеллект ребенка, способствующий наилучшему запоминанию фактов содержащихся в фильме.
Пояснительная записка
Данное мероприятие предусмотрено как внеклассное и имеет воспитательные цели. Оно способствует развитию основных навыков и качеств: общего культурного уровня, способности к пониманию ценностей и формированию собственной системы приоритетов, умению работать с информацией и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Цель мероприятия
Развитие навыков общения и творческого подхода к коммуникации, способности критически мыслить, умения полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, обучение различным способам самовыражения с использованием медиатехники.
Задачи
Раскрыть суть идеологии геноцида и позицию А. Гитлера по национальному вопросу. Научить понимать теории и законы, методы восприятия и анализа фильма. Развить умение применять эти знания в других контекстах.
Организовать процесс кино- и медиаобразования.
Мероприятие проводится с использованием объяснительно-иллюстративного и проблемного методов работы. Применяется технология развития критического мышления. В процессе сочетаются разные формы познавательной деятельности учащихся.
На подготовительном этапе проводится интерактивная игра «Найди пару». На основном этапе и этапе рефлексии ученики работают с карточками (Приложение1), электронными ресурсами.
Обоснование актуальности проблемы
12 ноября 2021 года в Третьем Комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята подготовленная нашей страной резолюции о борьбе с героизацией нацизма. На протяжении нескольких последних лет против данной резолюции, в которой выражается серьезная обеспокоенность подъемом экстремистских движений и политических партий, пропагандирующих расизм, этноцентризм и ксенофобию, занимающихся распространением идеологии фашизма и расового превосходства, традиционно голосуют США и Украина. И именно с территории Украины в последние годы координируется идеологическая экспансия по продвижению среди российской молодёжи экстремистских и неонацистских идей, о чём свидетельствует задержание в декабре 2021 года в 37 российских регионах 106 сторонников украинской неонацистской группировки "МКУ", двое из которых подозреваются в подготовке нападений на образовательные учреждения.
Очевидно, что быстрое распространение неонацистских идеалов обусловлено не только общим языковым и социальным пространством, которое в прошлом способствовало неформальному взаимодействию среди молодежи двух стран. Основным фактором в данной ситуации является недостаточная осведомленность нашей молодежи о трагедии гражданского населения СССР, которое оказалось под нацистской оккупацией в годы Второй мировой войны. Молодые люди практически не имеют представления о реальном геноциде советского народа, осуществляемом оккупантами, а также о роли, которую предписывали порабощенным народам в рамках Третьего рейха.
В последние годы, взаимодействуя с учениками, военные историки фиксируют снижение не только уровня осведомленности учащихся о Второй мировой войне, но и ухудшение качества преподавания истории данного периода. Учебные программы зачастую ограничиваются лишь обзором значительных фронтовых операций, что не позволяет глубже понять события того времени. При этом факты, связанные с геноцидом и зверствами оккупантов на захваченных территориях, крайне редко становятся предметом внимания учащихся. Такой подход к обучению ведет к поверхностному восприятию критически важных аспектов исторического опыта, оставляя без должного анализа трагические страницы войны.
Категория участников
Ученики 7-8 классов, возраст – 13–14 лет.
Планируемые результаты
Предметные: уметь анализировать отдельный эпизод фильма, определять его роль во всей структуре.
Метапредметные: понять, что хотел сказать автор зрителю и выявить идею, которая заложена в фильме.
Личностные: найти свой смысл в фильме и учиться проводить
рефлексию.
Система достижения оценки планируемых результатов
Методическая разработка, направленная на оценку способности обучающихся к решению познавательных и практических задач, а также их готовности к саморазвитию через тестовые задания, может быть полезна для кураторов групп, педагогов дополнительного образования, библиотекарей и преподавателей исторических наук.
Кураторы групп могут использовать эту разработку для оценки уровня знаний и навыков своих подопечных. Это поможет им определить, какие области требуют дополнительного внимания или поддержки.
Педагоги дополнительного образования могут применять данную методику для проверки усвоения материала и определения областей, требующих дополнительной работы.
Библиотекари могут включать подобные задания в свои мероприятия для стимулирования интереса к истории и проверки знаний.
Перечень используемого оборудования и материалов
Для проведения мероприятия необходим компьютер, проектор, экран для
просмотра короткометражного фильма «Приют смерти», решения интерактивной викторины. Для индивидуальной работы потребуется «Гайд по написанию научной статьи», список возможных тем статей,
Ссылка на выбранный фильм
https://rutube.ru/video/0efabfd10f814f8829bddb49c952d33e/?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=0efabfd10f814f8829bddb49c952d33e&utm_term=yastatic.net%2F&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1037600761300671389%26ym_tracking_id%3D498741309382041913
Структура работы с фильмом
Подготовительный этап, установка на восприятие
Вступительное слово 3мин.
В предисловии преподаватель обращает внимание слушателей на важность и значимость памяти о героических подвигах предков, о масштабах германских преступлений против советского народа и последствиях трагедии Великой войны.
Интерактивная викторина «Найди пару» 5 мин.
Ссылка: https://student.vznaniya.ru/home/lesson/6414835/Match?slug=y6Ne12gY&onlypreview=true
Основной этап
Короткометражный фильм «Приют смерти» 4 мин.
В 1942 году Галю Самохину и её брата Вовку немцы поместили в приют «Призрение» в Макеевке. Там находились дети, чьи родители были угнаны в Германию или расстреляны.
С первого же дня воспитательница повела детей на анализ крови, а на следующий день их снова привели в ту же комнату, где кровь выкачивали без остановки. Это повторялось несколько раз, и Галю начало сильно тянуть в голове от недомогания, но умереть ей не удалось. В приюте детей почти не кормили, предоставляя лишь сырую кукурузу, которая сильно кровоточила им десны.
Один мальчик из палаты Вовки рассказал о тайной комнате в конце коридора, где хранились продукты для немцев, включая шоколад, который давали только тем, кто сдал кровь десять раз.
Однако, когда их привели в кладовку, то там не оказалось еды. Вместо этого они увидели детей, лежащих в беспорядке. Множество младенцев погибали после первой процедуры сдачи крови.
Преподаватель объявляет о начале показа фильма. За это время
обучающиеся должны будут ответить на следующие вопросы:
Какие чувства вы испытываете после просмотра фильма?
Какую мысль хочет донести автор фильма своим зрителям?
Какие лагеря периода ВОВ вы знаете?
Необходимо ли популяризировать среди молодежи проблему преступлений фашистов?
По окончании просмотра следует организовать прослушивание
ответов обучающихся на поставленные вопросы и обратить внимание на последний вопрос списка, предложив внести научный вклад в развитие исторической науки и популяризации вопросов геноцида против советских народов.
Рефлексивный этап
Форма 1. Заполнение таблицы «З.Х.У».(Приложение 1)
Преподаватель раздает брошюру «Структура научной статьи»
(Приложение 2)
Форма 2. Переход по QR- коду (Приложение 3) на страницу фильма для выражения своего отношения к данной проблеме, посредством комментирования.
При работе с фильмом «Приют смерти» преподаватель должен учитывать, что фильм содержит материалы, которые могут быть тяжелыми для восприятия зрителей. Важно создать атмосферу уважения и понимания, чтобы ученики могли открыто обсуждать свои мысли и чувства после просмотра фильма.
Преподаватель может использовать фильм как инструмент для обсуждения таких тем, как история, общество, идеология, пропаганда, насилие, геноцид и другие. Он может задавать вопросы, стимулировать дискуссии и помогать ученикам анализировать информацию, представленную в фильме.
Также преподаватель может объяснить контекст создания фильма и его значение в истории кинематографа. Это поможет студентам лучше понять цели и задачи, которые ставили перед собой создатели фильма, и оценить его актуальность в современном мире.
Важно помнить, что каждый человек воспринимает информацию по-своему, поэтому преподаватель должен быть готов к тому, что некоторые учащиеся могут испытывать сильные эмоции после просмотра фильма. В таком случае он может предложить им дополнительные ресурсы или поддержку.
Список использованных интернет-ресурсов:
Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, семьдесят шестая сессия, Дополнение № 149 (A/76/149), гл. II URL:https://www.un.org/ru/ga/third/76/third_res.shtml
Дом призрения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Дом призрения [Электронный ресурс] // Википедия -свободная энциклопедия. Дом призрения. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_призрения
Ссылка на итоговый видеоролик проведенного мероприятия:
https://disk.yandex.ru/i/k9JieokBufxVBA
Приложение 1.
№ п/п | ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
№ п/п | ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
№ п/п | ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
№ п/п | ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
№ п/п | ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
№ п/п | ЗНАЛ | УЗНАЛ | ХОЧУ УЗНАТЬ |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2.
Приложение3.