СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа " День Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа " День Земли" . Цель-показать методику проведения классного часа по данной теме, расширить знания студентов по экологическому состоянию нашей планеты.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа " День Земли"»

Министерство образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ « Аграрно-промышленный колледж»
















Методическая разработка

открытого классного часа

«День Земли»







Подготовила классный руководитель

группы А-31 Т.И. Орехова






Рассмотрена и утверждена на

заседании методической комиссии

классных руководителей

Протокол от «___»___________2023 г. № ____

Председатель методической комиссии

_____________________Л.Ю. Гончарова



Кирсанов-2023



Оглавление


1.

Введение..............................................................................................

4

2.

Общая характеристика мероприятия...............................................

5


Цели и задачи классного часа...........................................................

5


Форма проведения..............................................................................

5


Методы и приёмы проведения..........................................................

5


Оформление и оборудование............................................................

5


Место и время проведения, участники............................................

5

3.

Подготовительный этап.....................................................................

5

4.

Содержание мероприятия..................................................................

5


4.1.

Организационный момент.......................................................

5


4.2.

Ход мероприятия......................................................................

6

3.

Заключение..........................................................................................

18

4.

Используемые источники:...............................................................

19


















Аннотация


Методическая разработка классного часа «День Земли» написана для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, ориентирована на формирование экологической культуры.

Цель написания методической разработки на данную тему – показать методику проведения классного часа по данной теме, расширить знания студентов по экологическому состоянию нашей планеты

Подготовке классного часа предшествовала большая подготовительная работа: студенты подбирали стихи, видео, соответствующие заданной теме. Создана мультимедийная презентация.

Методика проведения классного часа соответствует новым педагогическим технологиям.




























1.Введение


Не то, что мните вы, природа!

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев

Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».

«Экос» - наш общий дом - планета Земля. В нем сейчас царит хаос и беспорядок, от которого страдаем в первую очередь мы - люди. Мир неустойчив и агрессивен. Современная неблагополучная экологическая ситуация обязана своим развитием деятельному экологическому невежеству людей. Наблюдаются огромные противоречия между культурой потребительства и возможностями биосферы.

Все прогрессивное человечество осознает, что спасти мир от окончательной разрухи сможет только образование, основанное на стратегии устойчивого развития. Экологическое воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Экологическое воспитание подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Экологическое воспитание и экологическое образование – два процесса формирования экологически грамотной личности. Экологическое образование даёт знания, умения и навыки, необходимые для охраны окружающей среды, экологическое воспитание формирует гражданское сознание, побуждает бережно относиться к природе. Эффект экологического воспитания обучающихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой.






Общая характеристика мероприятия

Цели: углубить и расширить знания студентов по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию.

Задачи: расширять знания студентов по экологии;

- познакомить учащихся с экологическими проблемами, которые необходимо решать человечеству в современном мире;

- привлечь внимание студентов к проблемам экологии;

- воспитывать экологическую культуру студентов.

Форма проведения: проблемная беседа, викторина.

Методы и приёмы проведения: словесный, наглядно-иллюстративный, творческий.

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, презентация « День Земли », видеоролик « Земля наш общий дом», «Первоцветы».

Место проведения, участники: кабинет 2 корпуса №21, А-31.


3. Подготовительный этап


3.1. Подготовка сценария, сообщений студентов.

3.2. Подбор материала, создание презентации.



4. Содержание мероприятия


4.1. Вступительное слово классного руководителя: (1 слайд)

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворен­ные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Все­ленной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оста­ваться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таин­ственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все за­гадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и ис­тории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, гря­дущих судеб цивилизации.

( Видео « Земля наш общий дом») (Слайд 2)





4.2.Ход мероприятия.


Сценарий классного часа

«День Земли».


1 чтец. (Слайд 3)


Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Слайд 4

1 Ведущий. 22 апреля отмечается малоизвестный, но очень важный праздник - Международный день Земли. Эту дату установила Генеральная Ассамблея ООН в 2009 году. Но изначально этот праздник отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта. День Земли призван обратить всеобщее внимание на хрупкость экосистемы нашей планеты и заставить людей относиться бережнее к природе.

2 Ведущий. День Земли -- это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли.

Слайд 5

1 ведущий. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных жи­вотных.

Слайд 6

Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, ко­торые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши, наказание бато­гами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I по­требовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

2 чтец Слайд 7

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве - там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет...

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах - черные болячки –

Беда, куда ни погляди...

И разъяснил мне егерь мрачно:

- А что? Кислотные дожди...

... Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море - сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы -

Ее созданье - Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься...

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

- Да сын ли ты мне, Человек?

2 ведущий. Слайд 8

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положи­тельны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает прино­сить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позво­лил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозмож­но, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окру­жающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений•- люди и созданные ими заво­ды, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернад­ский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть толь­ко один - полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно.
Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без
воздуха -минуты.

3 чтец. Слайд 9

Давным - давно в космических глубинах

Из пыли атомов возникла ты - Земля.

И появилась жизнь в морях и на равнинах,

И человек - твое последнее дитя.

О человек! Поймешь ли ты однажды,

Что, разрушая Землю, обижаешь Мать,

И дом - планету не обретешь ты дважды?

Земля молчит … Тебе же - выбирать!

1 ведущий

Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров. Расстояние от поверхности до центра равно 6378 километров. Причем, действительно твердые породы (литосфера) формируют слой всего около 70 километров, а, продвигаясь далее вглубь, мы наблюдаем полужидкие и жидкие состояния.

День Земли, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.

Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев

2. ведущий. На сегодняшнем классном часе у нас присутствуют специалисты-экологи. Они расскажут нам об экологических проблемах современного мира.

1 Эколог. Слайд 10

Вырубка лесов

Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом, поглощают диоксид углерода, выделяемый животными и человеком в процессе дыхания, а также промышленными предприятиями в процессе работы. Они играют основную роль в круговороте воды. Деревья забирают воду из почвы, фильтруют ее, очищая от примесей, и выделяют в атмосферу, повышая влажность климата. Леса влияют на круговорот воды. Деревья поднимают подземные воды, обогащая почвы и удерживая их от опустынивания и эрозии – недаром при обезлесении моментально мелеют реки. Согласно докладам Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, обезлесение продолжается во всем мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га. Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле.

Немалая проблема и в том, что указанные данные организация получает непосредственно от правительств стран, и правительства предпочитают не указывать в своих докладах потери, связанные, например, с незаконными лесозаготовками.

2 эколог. Слайд 11

Разрушение озонового слоя

Примерно в двадцати километрах над планетой простирается озоновый слой - ультрафиолетовый щит Земли. Выбрасываемые в атмосферу фторированные и хлорированные углеводороды и галогенные соединения разрушают структуру слоя. Он истощается и это приводит к образованию озоновых дыр. Проникающее через них губительные ультрафиолетовые лучи опасны для всего живого на Земле. Особенно отрицательно они воздействуют на здоровье человека, его иммунную и генную систему, вызывая рак кожи и катаракту. Ультрафиолетовые лучи опасны для планктона - основы цепи питания, высшей растительности, животных.

Как Вам известно, в природе все взаимосвязано. Разрушение озонового слоя и, как следствие, отклонение какого-либо на первый взгляд незначительного параметра среды может привести к непредсказуемым и необратимым последствиям для всего живого.

1 эколог. Слайд 12

Сокращение биоразнообразия

По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. Это означает, что за грядущие 50 лет планета потеряет, по разным оценкам, от четверти до половины своего биологического разнообразия. Обеднение видового состава флоры и фауны существенно снижает устойчивость экосистем и биосферы в целом, что так же представляет серьезную опасность для человечества. Процесс сокращения биоразнообразия характеризуется лавинообразным ускорением. Чем менее биоразнообразие планеты, тем хуже условия выживания в ней.

В Красную книгу России по состоянию на 2020 год занесены 415 видов животных. Этот перечень животных за последние годы увеличился в полтора раза и не перестает расти.

Человечество как вид с огромной численностью и ареалом обитания не оставляет пригодного местообитания для других видов. Необходимо интенсивное расширение площади особо охраняемых природных территорий для сохранения видов находящихся под угрозой исчезновения, а так же жесткое регулирование истребления промыслово-ценных видов.

2. эколог. Слайд 13

Загрязнение воды

Загрязнение водной среды происходило на протяжение всей истории человечества: люди испокон веков использовали любую реку как сточную канаву. Наибольшая опасность для гидросферы возникла в XX вв с появлением крупных многомиллионных городов и развитием промышленности. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники нечистот. Несмотря на сотнемиллиардные вложения в очистные сооружения, которые в состоянии предотвратить превращение реки или озера в зловонную жижу, но не в состоянии вернуть воде былую естественную чистоту: нарастающие объемы промышленных стоков и твердых отходов, растворяющихся в воде, оказываются сильнее самых мощных очистных агрегатов.

Опасность загрязнения воды в том, что человек в значительной мере состоит из воды и , чтобы оставаться человеком, он должен потреблять именно воду, которую в большинстве городов планеты трудно назвать пригодной для питья. Около половины населения развивающихся стран не имеет доступа к источникам чистой воды, вынуждена пить зараженную болезнетворными микробами и поэтому обречена на преждевременную гибель от эпидемических заболеваний.

1 эколог. Слайд 14

Перенаселение

Человечество сегодня воспринимает свою огромную численность как норму, полагая что люди при всём своём количестве и всей своей жизнедеятельности не наносят вреда экосистеме планеты, а также что люди и дальше могут повышать свою численность, и что это якобы никак не отражается на экологии, животном и растительном мире, а также жизни самого человечества. Но на самом деле уже сегодня, уже сейчас человечество перешло все границы и черты, какие могла потерпеть бы планета. Земля не может выдержать такое огромное количество людей. По подсчётам учёных, 500 тысяч - это предельно допустимое количество людей для нашей Планеты. Сегодня же эта предельная цифра превышена в 12 раз, и по прогнозам учёных к 2100 году может увеличиться чуть ли ни вдвое. При этом современное человеческое население Земли по большей своей части даже не задумывается о том, какой глобальный вред несёт дальнейший рост численности людей. А ведь рост численности людей - это и рост использования природных ресурсов, рост площадей под сельскохозяйственные и промышленные нужды, рост количества вредных выбросов, рост количества бытовых отходов и площадей под их складирование, рост интенсивности экспансии человека в природу и рост интенсивности уничтожения природного биоразнообразия.

Человечество сегодня просто обязано сдержать свои темпы роста, переосмыслить свою роль в экологической системе Планеты, и взяться за построение человеческой цивилизации на основе безвредного и осмысленного существования, а не на основе животных инстинктов размножения и поглощения. 

2 эколог. Слайд 15

Нефтяное загрязнение

Нефть - природная маслянистая горючая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Сложная смесь алканов, некоторых циклоалканов и аренов, а также кислородных, сернистых и азотистых соединений. В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды. По масштабам и степени токсичности нефтяное загрязнение представляет собой общепланетарную опасность. Нефть и нефтепродукты вызывают отравление, гибель организмов и деградацию почв. Естественное самоочищение природных объектов от нефтяного загрязнения - длительный процесс особенно в условиях низких температур. Предприятия топливно-энергетического комплекса крупнейший в промышленности источник загрязнителей окружающей среды. На их долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 27% сброса загрязненных сточных вод, свыше 30% твердых отходов и до 70% общего объема парниковых газов.

1 эколог. Слайд 16

Деградация земель

Почва - хранительница плодородия и жизни на Земле. Чтобы образовался ее слой толщиной в 1 см необходимо 100 лет. Но он может быть потерян всего за один сезон бездумной эксплуатации земли человеком. По оценкам геологов, до того, как человек начал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, реки ежегодно сносили в океан 9 млрд. т почвы. При содействии человека эта цифра увеличилась до 25 млрд. тонн в год. Все большую опасность приобретает явление почвенной эрозии, т.к. плодородных почв становится на планете все меньше и жизненно важно сохранить хотя бы то, что имеется на данный момент, не допустить исчезновения этого единственного слоя земной литосферы, на котором могут расти растения.

В естественных условиях существует несколько причин для эрозии почв (выветривание и вымывание верхнего плодородного слоя), которые еще более усугубляются человеком. Миллионы гектаров почвы теряются

Человек собственными руками превращает поверхность Земли в подобие Марса, забывая что он отличается от нашей планеты одной существенной деталью: на нем нет и не может быть жизни.

2 эколог. Слайд 17

Отходы

Одной из проблем, с которыми сталкивается человечество – это проблема отходов. В настоящее время, в силу ее масштаба, она особенно актуальна. Производя тот или иной продукт, нам следует учитывать не только его потребительскую пользу, но и его воздействие на окружающую среду в процессе производства и утилизации. Именно вопрос о дальнейшей судьбе потерявших свои потребительские качества продуктах вызывает главный интерес. Сегодня человечество накопило столько отходов, что всерьез столкнулось с проблемой их утилизации.

В природу ежегодно поступает более 50 млрд. т. отходов энергетических, промышленных, сельскохозяйственных производств и коммунально-бытового сектора, в том числе от промышленных предприятий - более 150 млн. т. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.

Все эти отходы являются источником загрязнения окружающей среды вместо того чтобы быть источником для производства вторичной продукции.

4 чтец. Слайд 18

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век,
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?

Слайд 19

Ведущий.1 А теперь проведем небольшую экологическую викторину « Знатоки природы».

Задание: замени фразу одним словом

  1. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК

Слайд 20

  1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ

Слайд21

  1. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ

Слайд 22

  1. Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА

Слайд 23

  1. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА

Слайд 24

  1. Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ

Слайд 25

  1. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ

Слайд 26

  1. Птица, выводящая птенцов зимой. КЛЁСТ

Слайд 27

  1. Зверёк, уничтожающий насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящий большую пользу сельскому хозяйству. БАРСУК

Слайд 28 1 Ведущий

Природа — жизнь для человека,
Так скажем мы спасибо тем,
Кто охраняет век за веком
Наш дом от пагубных систем.

Мы сами загрязняем воздух
Рубим леса, затем их жжем.
Охотимся лишь ради денег,
Бросаем мусор в общий дом.

Но есть и те, кто сохраняет
Природе первозданный вид.
Кто ценность мира понимает,
И все это для все хранит!
Слайд 29

2 Ведущий

Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Здесь животные и птицы
По полям без страха бродят.
Сохраним эти крупицы,
Сохраним нашу природу!

Ведущий. Предлагаем вам совершить заочную экскурсию по заповеднику Воронинскому, познакомиться с первоцветами заповедника. Слайд 30 Видео

Слайд 31

Заключительное слово классного руководителя.

Примерно сто лет назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и её богатствам, то результат может быть один - полное самоуничтожение человека. Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Спасая природу, мы спасаем себя.

Слайд 32































5. Заключение

В процессе проведения классного часа «День Земли» были достигнуты основные цели и задачи.

Подготовка мероприятия способствовала расширению кругозора студентов, выявились организаторские способности некоторых студентов группы, проявился творческий потенциал участников классного часа.

Подготовка и проведение мероприятия сплотило группу, способствовало формированию чувства коллективизма и ответственного отношения к порученному делу.

Проведение таких мероприятий помогает молодым людям понять, прочувствовать богатую палитру эмоциональной сферы, помогает человеку в становлении таких нравственных качеств как понимание других людей, учит сочувствовать и переживать, освоить не только разумом, но и чувством, что побуждает человека мыслить и действовать в соответствии с этим.

































Используемые источники:


https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/meropriyatia?count=100

https://zen.yandex.ru/media/zaeco/10-globalnyh-ekologicheskih-problem-kajdaia-iz-kotoryh-mojet-unichtojit-chelovechestvo-5c49c09cfff27d00ae1a3edc

https://bio.1sept.ru/view_article.php?ID=200404108



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!